Николай Дмитрiевичъ Вѣковъ (26 ноября 1870, Рязань — конецъ 1930-хъ годовъ, ?) — артистъ оперы и оперетты (баритонъ); режиссеръ. Одинъ изъ популярныхъ артистовъ своего времени.

Родился въ семьѣ священника — учителя городского училища. Въ 1892 году окончилъ Оренбургскiй учительскiй институтъ. Въ 1894—1897 пѣлъ въ московскомъ Синодальномъ хорѣ. Въ 1895—1901 обучался пѣнию въ Московской консерваторiи (педагоги — Камилло Эверарди и Елизавета Лавровская). Еще учась въ консерваторiи, съ 1900 года выступалъ въ труппѣ Товарищества Московской частной русской оперы. Въ 1901 году, окончивъ Московскую консерваторiю съ малой серебряной медалью, сначала продолжилъ работу тамъ же, — до 1904 года, одновременно съ 1903 года выступая въ концертахъ Кружка любителей русской музыки съ исполненiемъ романсовъ, а потомъ (с 1904 до 1911) — поступилъ въ московскую частную оперу С. Зимина. Работалъ на провинцiальныхъ сценахъ: въ 1912—1913 и 1915—17 — въ Одессѣ, въ 1914—1915 — въ Кiевѣ. Въ 1909-1910 снялся въ нѣсколькихъ кинофильмахъ.

Современники такъ оцѣниваютъ его творчество: «Обладалъ голосомъ, который не отличался силой или особымъ тембромъ, только верхнiй регистръ имѣлъ блестящую звучность. Получилъ признанiе какъ актеръ яркаго сценическаго дарованiя, „высокаго художественнаго интеллекта“». «Непривычное въ оперѣ обилiе актерскихъ прiемовъ рѣзко выдѣляло его сценическое повѣденiе по сравненiю съ окружающими его въ массѣ актерски безпомощными оперными пѣвцами… Онъ прекрасно владѣлъ своимъ тѣломъ, отлично танцевалъ, фехтовалъ въ роляхъ Меркуцiо и Валентина, игралъ плащомъ въ роли Тореадора» — писалъ С. Левикъ.

Создалъ огромное количество оперныхъ образовъ, среди его партiй: Клушинъ («Скоморохъ», первый исполнитель), Петръ («Страшная месть», первый исполнитель); Князь («Горюша»), Якубъ («Сарацинъ»); Бѣсъ («Черевички»), Онѣгинъ («Евгенiй Онѣгинъ»), Томскiй, Елецкiй («Пиковая дама»), Эскамильо («Карменъ»), Каленикъ («Майская ночь»), Рангони («Борисъ Годуновъ»), Владимiръ Галицкiй («Князь Игорь»), Грязной («Царская невѣста»), Веденецкiй гость («Садко»), Алеко («Алеко» С. Рахманинова), Курлятевъ, Кочубей, Мазепа («Мазепа»); Донъ Жуанъ («Донъ Жуанъ»), Тонiо («Паяцы»), Жермонъ («Травiата»), Амонасро («Аида»), Гамлетъ, Неверъ, Верховный жрецъ Дагона («Самсонъ и Далила»), Пизаро, Лотарiо, Вольфрамъ («Тангейзеръ») и еще очень мн.др.

Выступалъ также въ опереттѣ: Менелай («Прекрасная Елена»).

Записалъ на грампластинки 19 произвѣденiй, всѣ записи въ Москвѣ (студiя «Граммофонъ», 1907; «Метрополь» (Корона), 1911.

Въ 1930-х гг. работалъ режиссеромъ въ Софiйской народной оперѣ, гдѣ поставилъ «Бориса Годунова».

Въ концѣ жизни перешелъ на педагогическую дѣятельность.


Открыточный форматъ