На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Визитъ портретъ.


На лицевой сторонѣ:

Художественная Фотографiя

Бывш. ТИЛЕ Москва. Кузнецкiй

Оборотъ чистый.


Справка:

Ричард Тиле, Франц Опитц и развитие русской фотографии.

Одно из значительнейших изобретений человечества - фотография - в XIX веке в России, как и во всем мире, стала неотъемлемой частью культурной жизни. Ее развитие во многом определил русский изобретатель и инженер саксонского происхождения Ричард Юльевича Тиле (1833-1911). В анналы фотографии и фототехники он вошел прежде всего как конструктор первых панорамных многообъективных фотокамер и автор ряда исследований в области аэрофотограмметрии (определение форм, размеров и положения объектов по их фотографическому изображению).

После окончания Дрезденского художественного училища в 1865 г. Тиле обосновался в Москве, где поступил на службу в одно из самых знаменитых и престижных фотоателье Российской империи - «Шерер, Набгольц и Ко», коллективные работы которого удостоились бронзовой медали на Политехнической выставке 1872 года. Деятельная натура и пытливый ум Тиле требовали большей свободы действий, и он решает открыть самостоятельное дело: «Желаю открыть в г. Москве фотографическое заведение на Кузнецком мосту, в доме князя Гагарина, где прежде находилось фотографическое заведение Панина; имею честь просить Ваше сиятельство… сделать распоряжение о выдаче установленного свидетельства. Саксонский подданный Ричард Тиле. 17 ноября 1879 г. Москва. Жительство имею: угол Маросейки и Козьмодемьяновского переулка, дом Леоновых, кв. 11».

Свидетельство № 1537 на право работ было выдано Р.Ю. Тиле 30 ноября 1879 г. В 1881 г. на бланках фирмы сообщалось, что Р.Ю. Тиле — «главный фотограф Общества русских врачей». С 1882 г. и до 5 мая 1886 г. совладельцем заведения был выпускник Императорской Академии художеств, классный художник Франц Осипович Опитц. Фирма называлась «Тиле и Опитц». Удачные работы фирмы были отмечены в обзорной статье В.И. Срезневского о фотографической выставке 1882 г.: «Нельзя не остановиться с особенным вниманием на фотографических снимках Московской городской больницы св. Владимира, исполненных фотографами Тиле и Опитц в Москве (Кузнецкий мост, № 13). Они исполнены в очень большом размере (около 45×30 см)». 30 апреля 1886 года совместное ателье было закрыто, Художник Опитц принял на себя все заведение и перевел его в помещение фотографии А. Эйхенвальда, находящейся в Пассаже Попова на Кузнецком мосту». Там и работал до июля 1887 г., пока не подыскал подходящего здания. А 6 августа 1887 г. Опитц пригласил посетителей в свое новое ателье: «Честь имею довести до всеобщего сведения об открытии мною фотографии. Принимаются заказы на всевозможные фотографические работы. Специальность — снятие копий со всевозможных старых испорченных оригиналов. Причем честь имею известить, что все негативы, снятые в фотографии бывшей фирмы „Тиле и Опитц“ (на Кузнецком мосту, дом кн. Гагарина), находятся у меня и принимаются по ним заказы, а также за всеми готовыми по невзятии еще заказами той же фирмы, покорнейше прошу обращаться исключительно в мое фотографическое заведение на Петровке, в дом г-жи Самариной, против Петровского монастыря», — обратился художник со страниц «Московских ведомостей». Долгие годы ателье находилось на Петровке, в доме Самарина, № 25. В 1906 г. хозяином заведения стал преемник Франца Осиповича Опитца — Дмитрий Никанорович Карелин (член РФО с 1904 г.), который был его владельцем до 1917 г.

Заведение располагалось по тому же адресу и называлось в честь прежнего владельца «Опитц». Фотографий работы Ф.О. Опитца сохранилось большое количество. Портреты, выполненные им, ценил А.П. Чехов.

Ну, а Ричард Тиле, оставшись без компаньона, продолжал работы в своем заведении по прежнему адресу: Кузнецкий мост, дом князя Гагарина. На обороте бланков появился такой текст: «Фотограф двора Его Величества короля Саксонского, Общества русских врачей и Московского общества любителей художеств».

В 1887 г. Р.Ю. Тиле получил звание придворного фотографа. В конце года, 23 декабря, он сообщает о новом моментальном способе съемки портретов: «Придворный фотограф-художник Р. Тиле, Москва, Кузнецкий мост, № 13, принимает заказы на моментальные снимки вечером при свете магния! Особенно рекомендую к предстоящим праздникам снимки детей около ёлки, семейных, театральных, костюмированных групп и живых картин. Образцы выставлены». К этому времени относятся первые опыты Тиле по съемке театральных спектаклей при свете магния. В Большом театре сделал удачные снимки сцен из феерии «Волшебные пилюли» и оперы «Отелло»; эти фотографии даже «фигурировали на одной из петербургских выставок».

«Однако способ, примененный г-ном Тиле, представлял крайнюю опасность для театра в отношении пожара, а экспонированные снимки были так им сильно ретушированы, что нельзя было определить, что именно дала фотография и что исправлено художником». Снимать сцены или целые спектакли московских театров фотографы начали с 1890 г. И все-таки, несмотря на всевозможные достижения в этой области, они любили и практиковали съемку театральных сцен в своих собственных заведениях, куда приглашали актеров; в Москве, к сожалению, при театрах не было фотостудий. Иная картина была в Петербурге: в 1890 г. в правом крыле Мариинского театра открылось фотоателье Императорских театров. Оно занимало сразу три этажа.

В 1888 г. в Москве был издан труд Р.Ю. Тиле «Руководство к печатанию фотографии жирными красками фотоавтокопистом. Пер. с франц. с прибавлением собственных опытов художника-фотографа Р. Тиле».

На юбилейной фотографической выставке 1889 г. в Петербурге придворному фотографу Р.Ю. Тюле была присуждена медаль Императорского Русского технического общества «…за превосходные работы по разнообразным отраслям фотографии и ее применений…» Журнал «Фотографический вестник» отмечал: «Интересные фотографии, относящиеся к физиологии (развитие зародыша, различные состояния гипнотизированного и пр.), доставил Тиле, относительно которого следует заметить, что по разнообразию и в то же время превосходству своих работ он составляет редкость между профессионалами светописцами».

В 1892 г. Тиле открыл при фотографии и фототипию. В начале ноября 1892 г. он дал объявление в «Русских ведомостях»: «Фотография и фототипия художника Р.Ю. Тиле переведена на угол Петровки и Газетного переулка, дом Михалкова».

23 ноября 1892 г. на заседании Московского отдела Русского технического общества Р.Ю. Тиле выступил с рефератом на тему «Возможно ли получить в глазу убитого оптограмму убийцы?» Реферат был опубликован в том же году.

После 1896 г. фотограф уже не работал в Москве: он был приглашен на заведование фототопографическими работами Министерства путей сообщения в Петербурге; потом был командирован за границу для изучения этого метода. Вернувшись из командировки, возглавил фототопографическую часть экспедиции «по изысканию железных дорог в Забайкалье, Закавказье и в Персии».

Константин Владимирович Чибисов (1897–1988; член РФО с 1918 г.) в своих очерках об истории фотографии так характеризует Р.Ю. Тиле: «…пионер аэрофототопографии и инженерной фотограмметрии в России, в поисках повышения производительности фотоаппарата создал в 1898 г. панорамограф — комплексную фотокамеру с семью объективами, из которых один — центральный — плановый, а остальные шесть — перспективные. При помощи боковых камер, расположенных под углом 30°, получались перспективные снимки видимого горизонта, которые обрабатывались в другом приборе, также конструкции Тиле, — перспектометре; в результате получали ортогональный план местности. Следует заметить, что описанные приборы появились раньше, чем аналогичные во Франции и Австрии». В конструкциях панорамографов разных лет (всего Тиле разработал шесть модификаций своего аэрофотографического аппарата) применялись залинзовые электомагнитные гильотинный или ротационный затворы модулей. Они были снабжены системой автоматического управления. Взвод осуществлялся вручную, а спуск - автоматически при достижении панорамографом заданной высоты в тот момент, когда ось центрального модуля оказывалась перпендикулярной к земной поверхности. Задачу точного горизонтирования камеры решал электронивелир, в котором чувствительным элементом, отрабатывающим рассогласование, служил маленький ртутный шарик. Затворы и электронивелир питались от батареи на сухих элементах. Требуемую высоту подъема фотокамеры обеспечивали с помощью часового механизма, в нужный момент приводящего в действие электробатарею.

Панорамограф Тиле позволял делать, как мы уже указала, одновременно сразу семь снимков - центральный (плановый) и шесть боковых (перспективных). Они образовывали в пространстве правильную усеченную шестигранную пирамиду, которая при развертке на плоскости трансформировалась в половину правильного двенадцатиугольника. Для приведения перспективных изображений к ортогональной проекции и повышения точности построения планов местности служил специальный прибор - перспектометр, изобретенный Р. Ю. Тиле в 1898 году. Слово «прибор» в отношении перспектометра Тиле применимо только к самым первым годам существования техники аэрофотосъемки: в представлении современных специалистов это - «всего лишь пространственная палетка». Но решение по тем временам оказалось весьма остроумным и эффективным.

«Перспектометр есть прозрачный лист целлулоида, покрытый сеткою перспективных квадратов (трапеций)». Сначала он вычерчивался в увеличенном масштабе «на плотной бумаге или бристоле (...) по данным фокусному расстоянию и углу наклона оптической оси». Затем его фотографировали и изготавливали диапозитив уже в требуемом масштабе. Далее перспектометр впечатывался в переведенный на бумагу снимок, с которого уже и чертились планы местности.

Работы Р.Ю. Тиле: «Фотография в современном развитии», в трех томах, и «О быстрой и точной съемке дельты р. Волги. (Доклад, читанный в заседании Российского общества рыбоводов и рыболовов 2 декабря 1906 г.)» — были изданы в Петербурге в 1907-1909 гг.

Незадолго до своей смерти Тиле читал лекции по фотографии. 18 января и 5 февраля 1911 г., как сообщил журнал «Вестник фотографии», он сделал два доклада по фотограмметрии. Первый — «Приложение фотограмметрии к изучению памятников старины" — состоялся в Историческом музее на заседании Археологического общества, второй — в Политехническом музее, на собрании Общества любителей естествознания и его Географического отделения, и был озаглавлен «Фотограмметрия и ее приложение в географии и естествознании». Имя Р.Ю. Тиле неразрывно связано с историей развития фотограмметрии в России.


Умер Р.Ю. Тиле в Москве 16 декабря 1911 г., прожив 68 лет; похоронен на Введенском кладбище.

А фотографическое заведение Р.Ю. Тиле купил Дмитрий Иванович Песчанский в конце 1897 г . В первые два года — в 1898-м и 1899-м — фотоателье носило название «Леонард, бывшая Тиле». С 1900 г. устанавливается новое название фирмы — «Художественная, бывшая Тиле»,

а в следующем году в рекламном тексте на обороте бланка Песчанский сообщает о том, что теперь это «Придворная фотография Художественная, бывшая Тиле» и что он — «контрагент Московской частной оперы, Экономического общества офицеров, Российского фармацевтического общества». Последним годом работы фирмы «Художественная, бывшая Тиле», или «Художественная фотография», стал 1910-й. М. Белицкий и Г.Н. Глезер в книге «Рассказы об открытках» писали о фотографии Дмитрия Песчанского: «…за вывеской преуспевающего фотографа скрывалось нечто другое. Эта фотография была хорошо приспособлена для конспирации и служила местом для явок, собраний, конференций, там же хранилась литература, оружие (после декабрьского восстания) и некоторые вещи, принадлежавшие Военно-техническому бюро. За период времени 1905–1906 гг. Михаил Михайлович Чемоданов [6] передал для размножения и распространения до 30 карикатур на острополитические темы против самодержавия („К правительственному расследованию курского избиения“, „Устои самодержавия“, „Крестовый поход на интеллигенцию“, „Царская милость русскому народу“, „Последний портрет последнего Романова“, „Миропомазанный штемпель“ и др.).

Оригиналы карикатур безвозмездно представлялись, с тем чтобы денежные суммы от распространения напечатанных с них открыток поступали на революционные цели».

Работ Д.И. Песчанского сохранилось много. Им были отсняты целые сцены из спектаклей Московской частной оперы, по которым он выпускал большое количество фототипий.