На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Кабинетъ портретъ.


На лицевой сторонѣ:

Вакуленко Тула и Пенза

На оборотной сторонѣ:

Удостоенъ личной Высочайшей благодарности

Государя Императора Николая IIго въ 1891 года

Фотографiя Вакуленко

Пенза, Московская улица, соб. домъ

Тула, Кiевская улица, д. Астрецова.

Удостоенъ 4хъ наградъ на фотографическихъ выставкахъ.

Негативы Сохраняются.


Справка:

Иван Вакуленко – главный фотограф Тулы начала XX века

24 марта 1892 года в Туле начал работу самый известный фотограф города начала прошлого века — Иван Павлович Вакуленко. На долгое время эта фамилия для Тулы стала практически знаком качества в своем деле. Примерно так же, как фамилия Баташев в самоварном деле.

Свое дело он начал в родной Пензе, когда в 1869 году обратился к губернатору за разрешением «дозволить производить фотографические работы и построить фотографический павильон». Тогда так было заведено: разрешение на открытие фотоателье давал лично губернатор после достаточно большого количества согласований. Заниматься фотографией можно было только по предварительному прошению, которое подавалось на имя начальника губернии.

Первые фотомастерские в России вообще открывались только с разрешения Министерства внутренних дел. Владельцы фотомастерских давали подписку не производить работ, не одобренных цензурой и не дозволенных правительством, а также подчиняться всем, как ныне существующим, так и могущим быть изданными правилам о фотографических заведениях. Это при том, что само производство фотографий было делом достаточно трудоемким. В одиночку, как сейчас, справиться с этим было невозможно. В каждом фотоателье работал внушительный штат сотрудников. Например, практически сразу с появлением фотографии образовалась такая профессия, как ретушер — люди, вручную исправлявшие недостатки снимков или улучшавшие их с помощью разноцветной акварели.

Если вначале снимки в ателье делались на фоне сплошной стены, которая не портила фото солнечными контрастами, то позже стали приобретать популярность целые искусственные интерьеры и рисунки на заднем плане, где были красивые виды природы, старинные замки, парки или городские пейзажи. Для производства снимков имелся и специальный набор мебели — кресла, стулья, столы, тумбы, ширмочки и тому подобное. Со временем, конечно, надобность столов и ширм отпала, зато типовые тумбы, на которые снимаемые элегантно опирались в момент увековечивания, дожили практически до наших времен. У многих туляков в семейных архивах наверняка есть такие фото, сделанные в типовых советских ателье.

Популярность фотографии приобрела невероятный размах. Только в Туле с 1860-х годов работал не один десяток фотомастерских. Русский писатель Иван Панаев с иронией отмечал, что «дагерротипия и фотография плодятся у нас со дня на день. Конкуренция огромная, и все завалены работой — так велика слабость смертных видеть свое изображение на бумаге или на стекле, сделанное всеми возможными способами…».

Иван Павлович Вакуленко оказался предприимчивым коммерсантом, и очень скоро дела его пошли в гору, несмотря на серьезную конкуренцию.

Правда, занятия фотографией он еще некоторое время сочетал с казенной службой в Пензенском губернском правлении. Уже через три года после открытия, когда появилась техническая возможность работать вне ателье, он получил разрешение производить фотоработы во всех уездах и городах Пензенской губернии. В каком-то смысле Вакуленко умел заглядывать в будущее — в его студии имелось достаточно света, чтобы снимать на короткой выдержке, не заставляя клиентов подолгу стоять, замерев, в одной позе. К тому же она была единственным местом на всю Пензенскую губернию, где можно делать портреты в полный рост. Тогда это еще было технически непросто. Интересовался он и технологией производства цветного фото, которое сделалось доступным только в начале ХХ века.

В рекламе своего ателье Вакуленко обещал простые и эмалевые фотографии, хромофотографии, акварели от медальона до натуральной величины, портреты без ретуши собственного изобретения, отличающиеся особой красотой и рельефом. «Во всех этих работах по желанию публики освещение будет применено как простое, так и художественное по образцу парижских фотографов. С детей снимаю моментально… Не лишним считаю заявить, что мною вновь приобретены аппараты как для снятия групп (эврископ), так и для портретов в натуральную величину». Акцент на парижских фотографов был сделан потому, что именно столица Франции в то время считалась самым продвинутым городом в производстве фотографии. Упоминание о детях тоже было неслучайно. Как было сказано выше, для того чтобы сделать первые фото, клиент должен был простоять, замерев, не менее десяти секунд. Взрослому — еще ничего, а для ребенка иногда — непосильная задача.

Фотографии Вакуленко получали медали на различных выставках, а его снимки с видами Пензы, датированные 1891 годом, хранятся сейчас в фондах Государственного Эрмитажа.

По всей видимости, успешное дело требовало расширения, и по каким-то своим основаниям Иван Павлович выбрал Тулу, хотя между Тулой и Пензой даже нет прямого транспортного сообщения, только через Москву в качестве пересадочного пункта. Что и долго, и недешево, если часто ездить туда-сюда. Как бы то ни было, идея оказалась очень даже удачной. В Туле Вакуленко оставил о себе хорошую память.

Весной 1892 года «Тульские губернские ведомости» известили почтенную публику о том, что с 24 марта «будут производиться фотографические работы во вновь устроенном, по последнему заграничному образцу фотографическом павильоне на Киевской улице, в доме Астрецова, над магазином Милованова. Причем присовокупляю, что работы будут производиться от медальонов до натуральной величины по общедоступной цене».

Также основатель фотоателье заверял туляков:

«Пользуясь доверием публики г. Пензы в течение 25 лет, где и поныне существует мое заведение, удостоенное двух наград на фотографических выставках в Харькове и Москве, я надеюсь, что и здешняя почтеннейшая публика не оставит меня своим благосклонным вниманием, а я со своей стороны приложу все старания, чтобы оправдать возложенное на меня доверие.

С истинным почтением фотограф Вакуленко».

В 1898 г., когда дело пошло на лад и, по-видимому, не требовало уже постоянного контроля, свою тульскую фотографию Иван Павлович передал «со всеми принадлежностями по дарственной записи» сыну Владимиру. Теперь ателье в двух городах — Туле и Пензе фактически стали единым семейным делом. На снимках так и указывалось: «Вакуленко. Тула и Пенза» или «Фотография Вакуленко в Пензе и Туле».

Несмотря на наличие довольно большого количества конкурентов, «сходить к Вакуленко» быстро стало нарицательным понятием в городе, никаких других пояснений к этой фамилии не требовалось. Помимо изготовления и копирования портретов, здесь делались также изображения на булавках, брошках, запонках и брелоках. Мы помним об этом по русской классике: на шее висит медальон, открываешь его, а там портрет дорогого сердцу человека.

На любое мало-мальски значимое событие в жизни города старались пригласить именно Вакуленко.

На торжествах в честь 200-летнего юбилея Тульского оружейного завода Вакуленко предложил мастерским бесплатно сделать групповое фото до ста человек.

Снимал Вакуленко открытие памятника Петру I, прибытие в Тулу членов императорской семьи и иностранных миссий, тульские лазареты в годы Первой мировой войны с видами палат, операционных, перевязочных комнат.

Много чего снимал. Его приглашали даже для фотосъемок в уезды Тульской губернии.

С 1907 года Вакуленко стал почетным членом Попечительства тульских детских приютов. Тоже своего рода и признание заслуг перед городом, и показатель финансовых возможностей. Фотография была достаточно прибыльным делом. Но, что интересно, в деятельности Тульского фотографического общества Владимир Вакуленко не принимал участия. Или почти не принимал. Во всяком случае, его фамилия не упоминается в газетных сообщениях, посвященных деятельности общества.

21 ноября 1914 года для поддержания морального духа города и воинов в Тулу прибыл император Николай II. Встречали его очень пышно. На всем пути высочайшей делегации, которая прибыла на Курский вокзал, стояли толпы народа. Император посетил оружейный завод, а одной из его последних точек визита стало Дворянское собрание. Здесь состоялась не только встреча с местной знатью, но и посещение офицерского госпиталя, открытого тут же, при дворянском собрании.

Запечатлеть для истории высочайший визит был приглашен Вакуленко. Два фото — с дворянами Тульской губернии и с офицерами госпиталя были сделаны в колонном зале. Удивительно, но эти снимки дожили и до наших дней — благодаря тому, что они были тогда же пожертвованы губернской ученой архивной комиссии. Вакуленко состоял ее действительным членом и комиссионером.

В любом случае в накладе мастер не остался. Ведь такая работа сама по себе служила отличной рекламой заведению. В феврале 1915 года витрина ателье фотографа Вакуленко на Киевской улице украсилась двумя групповыми снимками Государя Императора, сделанными во время пребывания его величества в Туле. Теми самыми — на одном император среди тульского дворянства, на другом среди раненых офицеров. Снимки привлекали немалое внимание публики.

На обороте всех фотографий, сделанных у Вакуленко, указывалось, что он удостоен благодарности императора Николая II в 1891 г. Однако Николай II стал императором России только в 1894 году, в 1891-м он был еще цесаревичем — престолонаследником.

 А еще позже пришло сообщение о том, что императору «благоугодно было всемилостивейшее соизволить на пожалование подарка (золотых часов) из кабинета Его величества фотографу Вакуленко за поднесение государю императору альбома снимков, касающихся Высочайшего пребывания в Пензе в 1904 г. и в Туле в 1914 г.». То есть за работу не только на визите в Тулу в 1914 году, но и за десять лет до того в Пензу. Помнил царь Николай добро, не забывал.

По тем временам царская благодарность — огромное конкурентное преимущество. Мы ведь уже писали, какую тяжбу с конкурентами вели наследники самоварного короля В. С. Баташева за то, чтобы те не использовали на своих изделиях незаконную государственную символику. К мастеру, фотографии которого одобрил сам император, немедленно выстраивалась целая очередь желающих из всех видных и зажиточных людей города. А это, в свою очередь, способствовало тому, чтобы держать высокие цены на свои услуги.

Революционные события в Туле Владимир Вакуленко тоже как-то пережил. Более того, во времена новой экономической политики он пользовался прежней популярностью. Если нужно было сделать хорошее качественное фото на память, зажиточные нэпманы, обычные госслужащие старались заказать фото по-прежнему у Вакуленко. Мастерская в Пензе также продолжала действовать, и достаточно успешно.

Вакуленко даже поучаствовал в выставке «X лет Советской фотографии», где экспонировал портрет девушки и альбом рисунков дома. Но на этом история его дела подошла к концу. И в Пензе, и в Туле фотографические заведения Вакуленко были закрыты в конце двадцатых годов.