На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXVI курсъ 1905-1909.


33 x 24,5 см

14 листовъ.


Фотография П. Жукова. С. Петербургъ.






Выпуск 1909 года

Курс LXVI

Удостаиваются степени кандидата богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания:

1. Сагарда Александр Иванович (Полтавская)

2. Латышенков Павел Антонович (Литовская)

3. Златоустовский Сергей Алексеевич (Калужская)

4. Рысенков Алексей Саввич (Вифанская)

5. Пограницкий Александр Васильевич (Новгородская)

6. Ювалов Димитрий Андреевич (Пензенская)

7. Наркевич Владимир Григорьевич (Холмская)

8. Пауль Иван Петрович (Рижская)

9. Чертков Константин Иванович (Курская)

10. Ремезов Алексей Васильевич (Рижская)

11. Лавров Николай Петрович (Рязанская)

12. Яневич Михаил Васильевич (Волынская)

13. Романов Виктор Николаевич (Курская)

14. Солотчин Михаил Петрович (Томская)

15. Лукин Евгений Павлович (Тамбовская)

16. Свечников Вениамин Димитриевич (Самарская)

17. Якимец Тимофей Лаврентьевич (Одесская)

18. Токарев Феофан Евгеньевич (Тамбовская)

19. Богословский Михаил Константинович (Тамбовская)

20. Теремецкий Николай Николаевич (Тульская)

21. Светлов Александр Александрович (Псковская)

22. Володуцкий Иван Михайлович (Витебская)

23. Поповиченко Стефан Иванович (Полтавская)

24. Вьюков Василий Михайлович (Тульская)

25. Мальгинов Иван Иванович (Вятская)

26. Твердынский Александр Павлович (Новгородская)

27. Каневский Елеазар Никитич (Ставропольская)

28. Орлов Феодор Степанович, священник (Самарская)

29. Белинский Лука Семенович (Подольская)

30. Казаков Илья Александрович (Пермская)

31. Некрасов Иван Павлович (Тверская)

32. Ложкин Николай Иванович, священник (Вятская)

33. Коронин Константин Иванович (Тифлисская)

34. Колтыпин Александр Александрович (Тверская)

35. Арсеньев Леонид Адрианович (Псковская)

36. Скоропостижный Иван Иванович (Псковская)

37. Дольский Димитрий Васильевич (Воронежская)

38. Стоянов Димитрий (болгарин) (Софийское богословское училище)


Удостаиваются степени кандидата богословия:

39. Гаврилов Петр Алексеевич (С.-Петербургская)

40. Глаголев Григорий Алексеевич (Ставропольская)

41. Анфилов Иван Ильич (Таврическая)

42. Сахаров Николай Иванович (Костромская)

43. Тарасов Михаил Александрович (Ставропольская)

44. Исаков Владимир Андреевич (Псковская, 1904)

45. Ковригин Александр Гаврилович (Красноярская)

46. Сингаревс Харалампий Анастасиадиевич (С.-Петербургская)

47. Корнилов Петр Васильевич (С.-Петербургская)


Отсрочить до осени сдачу экзаменов и подачу курсовых сочинений:

Виноградов Александр Петрович (Орловская) - кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания (2 сентября 1909)

Измайлов Василий Васильевич (Минская) - кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания (2 сентября 1910)

Сокольский Алексей Александрович (Владимирская) - кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания (17 октября 1909)

Эльманович Владимир Михайлович(Смоленская)- кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания (17 октября 1909)

Ильинский Михаил Александрович (Новгородская) - кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания (2 февраля 1910)

Хильтов Александр Николаевич (Новгородская) - кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания (16 сентября 1909)


Отдельные биографии выпускников.


Александр Иванович Сагарда (25 декабря 1883, Красионовка — 9 мая 1950, Ленинград) — российский богослов, специалист в области патристики.

Родился в семье священника села Красионовка Золотоношского уезда Полтавской губернии. Брат — Николай Иванович Сагарда, профессор богословия.

Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию в 1909, кандидат богословия. Был профессорским стипендиатом академии. Магистр богословия (1913, тема диссертации: «Святой Климент Александрийский и его литературная деятельность»).

В 1910—1918 преподавал на Второй кафедре патристики Санкт-Петербургской духовной академии, читал лекции по истории Антиохийской богословской школы и древнецерковной сирийской литературы. Работал над переводами творений св. Иоанна Дамаскина.

В 1918 уехал на Украину, работал библиотекарем Киевского университета. Затем переехал в город Золотоношу, где в 1920—1925 работал в советских организациях (земельном и финансовых окружных отделах). По совместительству в 1923—1925 преподавал историю и психологию на педагогических курсах.

В 1925 полностью перешёл на хозяйственную работу, был ответственным секретарём Прилукского окружного земельного отдела. С 1930 — референт Николаевского молочного завода, с 1934 — начальник планово-производственного отдела «Николаевского трамвая», с 1936 — начальник планового отдела банно-прачечного комбината в Николаеве, с 1938 — начальник планового отдела Николаевского областного коммунального банка. В 1941 эвакуировался в Астрахань, затем жил в Батуми, где руководил плановой группой в ряде артелей, в 1944—1946 — старший референт Отдела рабочего снабжения Управления Черноморского пароходства (в 1944 вместе со своим учреждением переехал в Одессу).

Только после возобновления работы духовных учебных заведений получил возможность вернуться к педагогической деятельности. С 1947 — преподаватель Одесской духовной семинарии. С февраля 1948 — профессор Ленинградской духовной академии, приглашён на эту должность митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым). Читал лекции по Священному Писанию Нового Завета и истории древней церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вспоминал о профессоре А. И. Сагарда: «В моей памяти сохранился светлый образ Александра Ивановича Сагарда, который буквально в последние годы свой жизни спел „лебединую песнь“ профессора в возрождённой после войны Ленинградской духовной академии. Он был учёным мужем, человеком глубокой веры и подлинно профессором, который обеспечил преемство дореволюционной духовной академии в академии, возродившейся после Великой Отечественной войны». Ещё одно воспоминание Патриарха о профессоре: «В моей жизни, как, впрочем, на жизненном пути любого человека, встречались те, кто оказал глубокое духовное влияние. Например, в период моего студенчества в Ленинградской Духовной академии таковым был профессор Александр Иванович Сагарда, замечательный патролог, преподававший ещё в дореволюционной академии. Как он переживал, когда читал об Acta martyrum — мученических актах первых веков христианства. Больше 50 лет прошло, а я до сих пор помню, с каким чувством Александр Иванович сказал одному студенту, нерадиво отвечавшему на занятиях Священного Писания Нового Завета: „Вы должны полюбить эту книгу“».


Павел Антонович Латышенко (Латышенков, в монашестве Смарагд; 4 [16] января 1885 — после 1935) — архимандрит Русской православной церкви, лишённый сана и монашества за убийство митрополита Георгия (Ярошевского).

Родился 4 января 1885 года в семье православного священника Литовской епархии Антона Латышенкова.

После окончания Литовской духовной семинарии (1905), которая находилась в Вильно, зачислен в Санкт-Петербургскую духовную академию и учился там за казённый счет, завершив высшее богословское образование в 1909 году (из сорока семи выпускников курса Латышенков занял второе место по успеваемости) кандидатом богословских наук с правом без дополнительных устных экзаменов защищать магистерскую работу. Учитывая такие способности, ему было предложено остаться в академии профессорским стипендиатом.

В начале 1911 года принял сан священника. Служил священником в селе Заноричи Литовской епархии в Виленской губернии.

В начале 1911 года Павел Латышенков появился на Холмщине, имея желание послужить утверждению православия в этом крае. Он был гостеприимно принят в Холме епископом Евлогием (Георгиевским), который в своих мемуарах характеризовал его как «волевого и весьма даровитого человека». 17 февраля 1911 года его зачислили в штат Холмского архиерейского дома.

19 февраля 1911 года епископ Евлогий постриг Павла в монашество с именем Смарагд. 26 февраля Смарагд рукоположён в иеродиакона, а на следующий день — в иеромонаха.

В рапорте Священному синоду от 28 февраля епископ Евлогий сообщал о совершённых пострижениях и рукоположениях и просил назначить иеромонаха Смарагда преподавателем Холмской духовной семинарии. В ответ Синод принял к сведению рапорт архиерея. Повторно в марте 1911 года епископ Евлогий пытался устроить Смарагда преподавателем в Холмской духовной семинарии, что вскоре и произошло. Благодаря протекции епархиального архиерея он вскоре занял должность инспектора.

После того как во время Первой мировой войны в 1914 году русская армия заняла Галицию, архиепископ Евлогий стал организовывать проповедь православия среди галицких униатов. Высоко ценя знания и способности Смарагда, он просил Синод назначить его своим заместителем, который бы замещал его в случае отъезда из Львова. Архиепископ просил также возвести Смарагда в сан архимандрита. Однако делу проповеди помешало отступление русских войск: в конце июня 1915 года русская армия была вынуждена оставить почти весь край.

После того как ректор Холмской духовной семинарии архимандрит Серафим (Остроумов) был назначен Священным синодом епископом Бельским, управляющий епархией епископ Владимир в апреле 1916 года возложил обязанности ректора на инспектора Смарагда (Латышенкова).

После Февральской революции и дальше трудился инспектором Холмской духовной семинарии. В это время учебное заведение заметно сократилось. Поступающих, учитывая военное время, не было, а ежегодные выпуски и перевод учащихся в другие семинарии существенно уменьшили численность ХДС. Несмотря на это, за добросовестное выполнение возложенных обязанностей в июне того же года архимандрит Смарагд награждён благословением Священного синода.

Большевистский переворот в России радикально изменил ситуацию и по материальному обеспечению коллектива преподавателей Холмской семинарии во главе со Смарагдом (Латышенковым). Красный террор вскоре заставил их искать выход из сложной ситуации. Было решено эвакуироваться на Украину. 16 сентября ХДС в объявлении духовенству Холмской епархии сообщала, что вскоре по требованию украинских властей переезжает в Киев и будет размещена в здании Киевской духовной консистории. Переезд длился две недели и закончился 6 ноября 1918 года. Поскольку территория Холмской епархии уже тогда находилась под контролем польской администрации, расположиться в Холме она не смогла, и с разрешения тогдашнего управляющего епархией епископа Дионисия преподаватели и воспитанники остановились в Кременце.

В начале 1921 года Иван Огиенко обращался к министру Станиславу Стемповскому с просьбой принять меры для недопущения утверждения польской властью ректором Холмской духовной семинарии архимандрита Смарагда. Руководителем семинарии архимандрит Смарагд так и не стал, поскольку его предыдущая русофильская деятельность в Холме и Галиции была хорошо известна польским властям.

Власти Второй Речи Посполитой начали оказывать давление на православных, добиваясь отделения Польской православной церкви от Русской. Эти действия встретили протест среди многих представителей русского епископата и духовенства, к их числу принадлежал и архимандрит Смарагд.

Варшавский митрополит Георгий запретил архимандрита Смарагда в священнослужении, между тем как последнего, по определению Московской патриархии, назначили епископом Слуцким, викарием Минской епархии. Патриарх Тихон благословил Виленского архиепископа Елевферия (Богоявленского) с собором других епископов совершить хиротонию. Но просьбы епископов снять запрещение с отца Смарагда не имели никаких последствий. Митрополит Георгий, опираясь на польское правительство, уничтожавшее православные храмы и всячески притеснявшее православных, твёрдо держал курс на отделение от Московской патриархии. Не в его интересах, поэтому, было содействовать появлению нового епископа, придерживающегося иных взглядов.

«…Архимандрит Смарагд являлся несколько раз к митрополиту Георгию с бурными объяснениями в неканоничности и изменах, и наконец, потерял душевное равновесие окончательно. Он приобрёл револьвер и, как уже потом выяснилось, тайно учился в лесу стрелять из него. Явившись в 5 часов 8 февраля 1923 года на приём к митрополиту, он в течение более двух часов вёл с ним беседу, но, когда митрополит Георгий выразил сомнение в загробной жизни и уговаривал архимандрита „перейти в его лагерь“, то архимандрит Смарагд выхватил револьвер и несколькими выстрелами убил митрополита со словами: „Вот тебе, палач Православия!“».

Определением церковной власти архимандрит Смарагд был лишён его духовного и монашеского звания и уже как светское лицо (Павел Антонович Латышенков) был предан суду Чрезвычайного трибунала. Бывшему архимандриту Смарагду инкриминировалось убийство митрополита как высокого «государственного чиновника», и ему грозил расстрел. Однако благодаря прекрасно поставленной защите дело перешло на рассмотрение Варшавского окружного суда, который приговорил обвиняемого к 12-летнему тюремному заключению, которое он и отбыл в Варшавской Мокотовской тюрьме. Отказавшись от досрочного (из-за болезни) освобождения, он отбыл наказание полностью и в 1935 году выехал в Чехословакию.


Алексей Савич Рысенков - после 1917 г. преподаватель математики в школе имени РККА (г. Сергиев Посад).


Пауль Иван Петрович

Профессия / место работы: Костромское научное общество и Костромской музей, библиотекарь.

Место проживания: г. Кострома Ивановской промышленной области.

Мера пресечения: арестован

Дата ареста: 13 ноября 1930 г.

Осуждение: 28 февраля 1931 г.

Статья: Антисоветская агитация. Участие в контрреволюционной организации. Хранение антисоветской литературы. Ст. 58-11, 58-10.

Приговор: высылка на Урал сроком на 3 года.

Дата реабилитации: 30 июня 1960 г.

Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Костромской обл.


Лавров Николай Петрович священник. Учитель русского и церковно-славянского языков Сапожковского духовного училища (1914г.).


Солотчин Михаил Петрович. Преподаватель Благовещенской духовной семинарии.


Евгений Павлович Лукин (1885 - 1967), протоиерей, заштатный клирик Ленинградской епархии

Родился 24 февраля 1885 года в селе Боровом Усманского уезда Тамбовской губернии в семье священника Павла Лукина (1856 - 1937). Родной брат свящ. Аркадия Лукина (1895 г.р.)

В 1905 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и по 1909 год был проповедником при Спасо-Петровской бумагопрядильной мануфактуре в Санкт-Петербурге. Стал председателем студенческого Богословского кружка.

В 1909 году завершил образование в Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия.

5 декабря был рукоположен в сан диакона, а 6 декабря того же года - во священника к церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. В 1919 - 1923 годах являлся настоятелем этого храма.

С 28 октября 1910 года - законоучитель в VIII Нарвском трехклассном училище.

В 1924 - 1927 годах служил в церкви Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади.

С 1927 года - в Троице-Измайловском соборе, а с 9 февраля 1928 года - в Покровской Коломенской церкви. В 1928 году назначен благочинным.

В первой половине 1930-х годов служил в русско-эстонской церкви священномученика Исидора Юрьевского.

В марте 1935 года упоминается настоятелем Николо-Богоявленского собора Ленинграда.

17 марта 1935 года Особым совещанием НКВД СССР, как социально-опасный элемент, был приговорён к пяти годам ссылки и выслан из Ленинграда в Карагандинскую область.

С 1944 по 1945 год служил в Знаменской церкви города Борисоглебска.

С 1945 по май 1948 года - настоятель кафедрального Никольского собора города Воронежа. В 1947 году упоминается секретарём епархии.

С 24 мая 1948 года - в причте Николо-Богоявленского собора Ленинграда. 5 декабря того же года был назначен настоятелем собора.

В 1951 - 1959, 1961 - 1962 годах - член Ленинградского епархиального совета, председатель ремонтно-строительного комитета епархии.

До 5 августа 1952 года - секретарь митрополита Ленинградского Григория (Чукова).

23 февраля 1953 года был назначен настоятелем Князь-Владимирского собора.

30 января 1962 года по болезни уволен за штат. 22 марта того же года был реабилитирован постановлением Ленинградского городского суда.

Скончался 21 апреля 1967 года. Погребён недалеко от храма Шуваловского кладбища г. Ленинграда.


Свечников Вениамин Димитриевич.  После 1917 г. работал заведующим Руднянской школой I и II ступени с 1920 по 1930 год.


Феофан Евгеньевич Токарев (1883 - ?), протоиерей, кандидат богословия.

Родился в 1883 году в городе Кургане Тобольской губернии.

В 1905 году окончил Тобольскую духовную семинарию по I разряду, затем - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

На духовно-училищной службе с 1909 года.

4 декабря 1912 года назначен помощником смотрителя Ишимского духовного училища.

В середине 1930-х годов служил настоятелем (?) Крестовоздвиженского храма города Омска.

После закрытия храма в 1938 году, работал швейцаром Омского облдома санитарного просвещения.

29 августа 1942 года был арестован. Обвинялся по стт. 58-10 ч. 2, 58-11 УК РСФСР.

26 декабря того же года был освобожден из под стражи, а дело прекращено за недостаточностью собранных улик.

26 сентября 1943 года назначен настоятелем возвращенного верующим Крестовоздвиженского храма.


Михаил Константинович Богословский (1883 - 1940), протоиерей, священномученик.

Память 15 марта, в Соборе Липецких святых, Соборе новомучеников и исповедников Запорожских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 5 сентября 1883 года в селе Сошки (или Сашки) Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье в семье армейского писаря.

В 1905 году окончил Тамбовскую духовную семинарию первым студентом, а затем, в 1909 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со званием кандидата богословия. Еще студентом он отличался смирением, сдержанностью, особым молитвенным настоем, мудрой трезвенностью в суждениях, углубленным интересам к богословским наукам.

С 1909 года преподавал в Таврической духовной семинарии вплоть до ее закрытия 4 июля 1921 года.

В 1921 году был рукоположен во иерея архиепископом Никодимом (Кротковым) и направлен в Вознесенский собор города Бердянска.

По свидетельству очевидцев, с отцом Михаилом было легко молиться, все постороннее отступало и священник, предстательствующий за своих возлюбленных чад, соединялся с ними в молитве пред Горним престолом. Прихожане любили своего пастыря и он отвечал им любовью на любовь, отеческим вниманием и заботой, молитвой и добрыми делами объединял свою паству. Проповеди говорил просто, доступно каждому даже простому и малообразованному человеку. Но в то же время в его словах была скрыта несомненная духовная мудрость, способная удовлетворить и напитать собою образованных и взыскательных прихожан. Как правило, отец Михаил говорил о тех опасностях, которые проистекали от раскольников и обновленцев. Его мнение ценилось очень высоко, и к нему прислушивались все небезразличные к духовной жизни как священники, так и миряне. Внутренне собранный, аскетичный, строгий к себе и милостивый ко всем приходящим, он внушал доверие и любовь.

В начале 1920-х годов отец Михаил нередко принимал участие в популярных в то время диспутах на религиозные темы, которые, благодаря его философской и богословской эрудиции, а также проповедническому дару, неоднократно заканчивались посрамлением малограмотных агитаторов. Это помогало простым людям правильно разобраться в сложной церковной ситуации тех лет.

В 1924 году был впервые арестован, но вскоре под давлением православных отпущен за недоказанностью обвинений.

Продолжал служить в Бердянске. К 1937 году в городе были закрыты все храмы кроме Покровского, в котором собирались все оставшиеся в городе священники и верующие. Для безбожной власти этот храм представлялся оплотом религиозности. Власти поэтому решили закрыть и этот храм. Видя опасноcть, православные священники вместе с благочинным о. Виктором Кирановым и о. Михаилом решили действовать и сделать все возможное, чтобы предотвратить закрытие храма. В течение недели о. Михаил и другие священники ходили по домам верующих и готовили их к приходскому собранию, намеченному на второй день Рождества 1937 года. Все делалось тайно с великой предосторожностью. 8 января 1937 года после Божественной Литургии открылось приходское собрание, на котором оказалось, по свидетельству очевидцев, до четырех тысяч человек - неслыханно много. Представители горисполкома, присутствовавшие на собрании, были немало удивлены и смущены, что после стольких лет гонений и запретов настолько жива вера в людях и более того, есть решимость бороться за свой храм.

В начале лета 1937 года вместе с другими священниками Бердянска отец Михаил был арестован по обвинению в "антисоветской агитации".

Вначале о. Михаила обвинили в том, что он как пособник империализма кому-то поручил отравить колодцы в городе в день выборов "и выдавал им яд". Другой священник, оказавшийся на допросах в запорожской тюрьме вместе с о. Михаилом вспоминал о перенесенных экзекуциях: "Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка днем и ночью в течение нескольких суток..." О.Михаилу, желая поглумиться над ним, выбрили на голове крест. Во время допросов о. Михаил сосредоточенно молился, осеняя себя крестным знамением. О. Михаил, как только пришел в себя после побоев, написал жалобу на следствие, но все аргументы в свою защиту священник надеялся сказать на суде. Но суд так и не состоялся. В течение полутора лет дело священника пересылалось из одной инстанции в другую. Виновным себя не признал.

Наконец тройка при УНКВД по Днепропетровской области 29 октября 1939 года по обвинению в "антисоветской контрреволюционной деятельности и антисоветской и антиколхозной агитации" приговорила его к 5 годам ИТЛ по групповому делу "протоиерея Виктора Киранова и др., г.Бердянск, 1937-1939 г."

Протоиерей Виктор Киранов оказался с ним в одном бараке. В своих письмах родным он, отмечая кротость и смирение соузника, называл его "преподобный отец Михаил". Сохранилось свидетельство Т. А. Казычкиной о том, как блатной садист, издеваясь над отцом Михаилом, вырвал ему по волоску брови и ресницы. Надзиратель, увидев это, ужаснулся и потребовал назвать имя мучителя, но священник отказался. И лагерный садист, пораженный любовью и великодушием пастыря, тайно пришел к отцу Михаилу и со слезами просил прощения.

Протоиерей Михаил Богословский скончался 28 марта 1940 года в Краслаге НКВД, близ Канска. Отец Виктор Киранов стал свидетелем смерти протоиерея Михаила. Он писал домой: "Думаю, почти верю, что Господь принял душу его как праведника и человека, равного другим святым, угодившим Ему". "Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, а она, без сомнения, истинна, то он по аналогии со всеми святыми, без сомнения, предстоит у Престола Всевышнего во всей славе своего славного жития".

Местное причисление его к лику святых последовало по решению комиссии по канонизации Запорожской епархии. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года причислил его как священномученика к Собору новомучеников и исповедников Российских и определил днём его памяти также день кончины 15/28 марта.


Твердынский Александр Павлович

Окончил Новгородскую ДС (1904), в 1905 поступил в Санкт-Петербургскую ДА, которую окончил в 1909, кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания («Новейшие течения в русской религиозно- философской мысли (Мережковский, Розанов, Минский и др.) и критическое рассмотрение их с православно-христианской точки зрения»). С 17 мая 1910 преподаватель обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Новгородской ДС. В 1920-е годы – член коллегии защитников.


Белинский Лука Семенович

(18 октября 1883 - ) Окончил Подольскую ДС (1905) и Санкт-Петербургскую ДА (1909), кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания («Учение св. Иоанна Златоуста о браке»). С 24 сентября 1909 преподаватель арифметики и географии в параллельных классах Тульской ДС.


Ложкин Николай Иванович

Дата рождения 13.5.1874

Место рождения Вятская губ., Уржумский у., Шурминская вол., Завод Шурмы (с.Лекмы)

Из потомственного священнического рода, известного в Вятской губернии.

Родился в семье о.Ивана Михайловича Ложкина (1838–1898) и его жены Марии Ивановны,

в девичестве Сушковой, дочери священника.

В 1890-е годы семья Ложкиных жила в селе Высокогорском Котельнического уезда.

У Николая были братья Михаил (1862–1946, стал священником) и Владимир (1869–1913), а также

сестры Лидия (впоследствии жена священника о.Василия Федоровича Свечникова) и

Варвара (впоследствии жена священника Владимира Ильича Ковина)

Образование: Вятская Духовная Семинария (1899). После окончания Духовной Семинарии обвенчался с дочерью священника Ольгой Ивановной Яхонтовой. Рукоположен в священник в 1899г.

Служение:

 1899 – 1903 Вятская губ., Уржумский у., с.Шурмы, священник Христо-Рождественской церкви.

Матушка Ольга рано ушла из жизни, не оставив после себя детей.

После смерти жены батюшка решил целиком посвятить себя духовному служению.

Он покинул Вятскую землю и приехал в Санкт-Петербург, где поступил в СПбДА, где учился с 1903 по 1909г.

В 1909г. о.Николай закончил Духовную Академию и получил назначение в г.Кронштадт.

1909 – 1913. Петроградская губ., г.Кронштадт, церковь свт.Николая Чудотворца при первом учебном флотском экипаже и мужской гимназии

В 1909–1913гг. о.Николай служил в церкви свт.Николая Чудотворца при первом учебном флотском экипаже и мужской гимназии Кронштадта.

1913 – 1918 Петроградская губ., г.Кронштадт, Богоявленская церковь

1918 – 1919 Петроградская губ., г.Кронштадт, настоятель храма свт.Николая Чудотворца при Морском канале

В 1919г. церковь была закрыта (домовые храмы закрывались первыми), а имущество ее было передано в знаменитый Морской собор. Туда же перешел служить и о.Николай в качестве простого священника.

1919 – 1921 Петроградская губ., г.Кронштадт, Морской собор

После подавления Кронштадтского мятежа, 25 марта 1921г.,

"За неприятие мер к снятию наблюдательного пункта восставших с купола

Морского собора" Чрезвычайной комиссией особого отделения особого отдела

охраны Финской границы были арестованы священники собора о.Николай Ложкин

и о. Василий Матвеевич Правдолюбов, а также председатель церковного совета

Иван Осипович Деркаченко (капитан 1 ранга, участник Русско-Японской войны)

и несколько служителей храма осуждены Особой тройка ВЧК по обвинению в "пособничестве мятежникам и содействие в установке наблюдательного пункта на куполе собора"

Особой тройкой ВЧК священники Николай Ложкин, Василий Братолюбов и председатель церковного совета Иван Осипович Деркаченко были приговорены к расстрелу.

Расстрелян 28.03.1921

Обстоятельства расстрела и место захоронения неизвестны.


Протоиерей Константин Коронин (1881 - 1923 (по другим данным, 1924))

Родился в г. Пермь. Сын протоиерея Иоанна Коронина. Окончил Казанскую и Санкт-Петербургскую духовную академию. Священствовал в Перми и в Варшаве. В эмиграции в Китае (1922). Жил в Харбине. Незадолго перед смертью перешел в католичество "в сущем сане". Похоронен на Успенском кладбище в Харбине.

Родился 19 сентября 1881 г. в семье протоерея Пермской епархии Иоанна Коронина. Окончил Пермское епархиальное духовное училище, Тифлисскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию (1909) со степенью кандидата богословия, обучался в Императорском Археологическом институте. Определен на должность настоятеля Градо-Сосновицкой церкви Петраковского уезда Варшавской епархии, преподавал Закон Божий в Сосновицком реальном училище и Домбровском горном училище. С 1913 г. отец Константин переведен в Варшаву на должность настоятеля храма при главной уголовной тюрьме и одновременно был законоучителем в Алексинской гимназии, расположенной в пригороде Варшавы - Праге.

В 1914 г. в связи с событиями военного времени, перед угрозой немецкой оккупации, Коронин эвакуирован из Варшавы в Читу. С 20 мая 1915 г. Коронин назначен настоятелем Читинского кафедрального собора, утвержден членом Забайкальского Епархиального Совета. Одновременно, отец Константин трудится, как епархиальный миссионер-проповедник. Особенно в зоне его внимания оказывались учащиеся, студенты, молодежь, интеллигенция, устраивал публичные лекции, основал философско-религиозный кружок в Чите.

На священника было совершено несколько покушений, Коронин вынужден эмигрировать в Китай. В Маньчжурии назначен настоятелем Свято-Иверской церкви госпитального городка в Харбине. Отец Константин поселился при храме, занимал маленькую служебную комнатушку, обстановка и условия жизни были скромные, по отзывам современников - монашеские. Одновременно трудился законоучителем Коммерческого мужского училища в Харбине, избран Председателем Комиссии по разработке проекта Дальневосточного Церковного Собора. Постановлением Академического Совета профессоров Харбинского Русско-китайского Политехнического Института приглашен на кафедру богословия. Священник задумывался над проблемой соединении церквей. Он устраивал встречи, проводил беседы, готовил рефераты и т.д. В 1923 г. Апостольский представитель архиепископ Келсий Константини посетил Харбин с целью ознакомления с условиями существования вынужденных переселенцев из коммунистической России. Отец Константин просил о принятии его в юрисдикцию Католической Церкви. Просьба была удовлетворена и, таким образом он стал совершать свое пастырское служение среди соотечественников, в византийско-российском обряде.

В 1923 г. протоиерей Константин Коронин умер от рака желудка.


Арсеньев Леонид Андрианович

Образование высшее, учительский стаж с 1909 года. До революции преподаватель арифметики, географии и природоведения Торопецкого духовного училища. По состоянию на 1 января 1925 года занимал должность заведующего Торопецким уездным музеем краеведения. Жил в Торопце по ул. Макарьевской в собственном доме.


Дольский Димитрий Васильевич (25 октября 1883 - )

Окончил Павловское ДУ (1899), Воронежскую ДС (1905) и Санкт-Петербургскую ДА (1909), кандидат богословия с правом соискания степени магистра богословия без нового устного испытания («Религиозно-нравственное мировоззрение св. Димитрия Ростовского»). С 26 августа 1909 учитель арифметики и географии параллельных классов Павловского ДУ Воронежской епархии, с 1 августа 1917 помощник смотрителя Павловского ДУ.

С 26 августа 1909 коллежский асессор, в 1916 надворный советник.


Тарасов Михаил Александрович. После выпуска из Санкт-Петербургской духовной академии (1909),преподаватель женского епархиального училища.


Исаков Владимир Андреевич. После выпуска из Санкт-Петербургской духовной академии (1909), преподаватель Благовещенской духовной семинарии.


Ковригин Александр Гаврилович

Родился 4 июля 1883 года в с. Миндерлинское Красноярского края. Сын дьячка. Окончил Красноярскую Духовную семинарию и Петербургскую Духовную академию. В 1909 году был направлен в Томск. Всегда работал преподавателем русского языка и литературы в духовном училище, в духовной семинарии, в гимназии, в школе. Надворный советник, кандидат богословия. Перед арестом работал преподавателем русского языка в Томском университете. Арестован в 1937 году. Расстрелян 19-20 августа 1937 года. Реабилитирован в 1960 году.


Корнилов Петр Васильевич

Год рождения (1883, Новгородская губ., г.Старая Русса – 24.09.1937, Ленинград)

Места проживания: Ленинградская область. Арестован 15.04.1937

20.09.1937 осужден особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. по статье 58–10, 58–11 УК РСФСР. Приговор высшая мера наказания — расстрел.

По делу проходил как "Божий странник", без определенных занятий и места жительства

Расстрелян в Ленинграде 24.09.1937 г.

Василий Васильевич Измайлов (1885 - 1930), протоиерей, священномученик

Память 9 февраля, в Соборах Архангельских и Белорусских святых, Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился 4 июня 1885 года в семье мещанина г. Вышний Волочок Тверской губернии и первоначально проживал в центральной России.

После окончания Тверской духовной семинарии, в 1905 году, поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В сентябре 1910 года он был удостоен степени кандидата богословия.

Вскоре Василий Измайлов женился на Евгении Николаевне Марцинкевич [1]. У молодой четы родилось два сына: в 1912 году - Николай; в 1914 году - Василий.

После рукоположения в сан священника с февраля 1914 года о. Василий был преподавателем догматического и нравственного богословия Минской духовной семинарии.

После закрытия семинарии, с 1920 года, о. Василий перешел служить к Покровской церкви с. Слобода-Озерицкая Минского района. В 1927 году стал настоятелем Воскресенского собора г. Борисова. В Борисове о. Василий прослужил всего лишь несколько месяцев и был арестован 2 июня 1927 года. Об обстоятельствах ареста протоиерея Василия Измайлова документы говорят:

"во время обедни, когда полная церковь была народа, сообщил, что скоро должны приехать большевистские попы, чтобы забрать храм и сделать в нем клуб. Он призвал защищать церковь, но при этом советовал мужчинам в это дело не вмешиваться...".

О.Василий сумел так настроить людей, что, когда приехали обновленцы, в храме не произошло никакого замешательства и храм остался за православными. Вскоре о.Василия арестовали.

Незадолго до ареста за ним была установлена слежка агентуры ОГПУ. Выслеживавшие его в течение трех месяцев агенты составили ряд доносов, вошедших в обвинительное заключение. В нем, в частности, говорится:

"...приблизительно 12 марта во время всенощной и на следующий день, когда полная была церковь народа, священник Измайлов говорил, что скоро должны приехать большевистские попы и забрать наш собор, чтобы потом сделать в нем клуб. Призывал граждан защищать церковь, при чем советывал мужчинам в это дело не вмешиваться ... Говорил, что религию преследуют, давал намек на то, что скоро будет война ...

2 мая, освящая могилы на кладбище, в разговоре о погоде говорил, что холодную погоду Бог посылает в наказание за то, что советская власть и неверующие издеваются над Церковью...

...в частной беседе со старушкой-нищей (фамилия не установлена) говорил, что дождь идет все время - это признаки в скором времени большой войны, что так будет литься кровь, как теперь льется дождь...

Принимая во внимание, что свидетели, а также агентурный материал вполне подтверждают, что Измайлов вел агитацию с явно контрреволюционной целью и что деятельность Измайлова имеет возбуждающее влияние на массу, о чем свидетельствует выступление массы во время приезда обновленцев в марте сего года, когда выкрики из толпы, настроенной Измайловым, были направлены против соввласти, принимая все это во внимание, полагаем необходимым привлечь Измайлова к ответственности самым строгим образом..."

Виновным себя в предъявленных ему обвинениях о. Василий не признал, заявив, что "все эти обвинения ни на чем не основаны".

26 августа 1927 года его приговорили к заключению в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на три года. Во время нахождения там он, согласно официальной версии, умер 22 февраля 1930 года.

28 октября 1999 года прот. Василий был канонизирован Св. Синодом Белорусской Православной Церкви как местночтимый святой.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

В 2018 году его имя было внесено в список Собора святых Архангельской митрополии.


Алексей Александрович Сокольский

"Примерно в начале лета 1913 г. на курсы и в Братство пришел Алексей Александрович Сокольский. Он недавно окончил Духовную Академию и был назначен помощником епархиального миссионера, т. е. Димитрия Ивановича. Очень высокого роста, от этого даже несколько сутуловатый, с круглым, открытым, чисто русским лицом и близорукими светлыми глазами, с постоянным пенсне на носу, Алексей Александрович производил впечатление очень добродушного человека. Так оно и было. Это была сама кротость и доброта. По своему характеру помощник Д. И. Боголюбова был полной ему противоположностью. Если Димитрий Иванович всегда убеждал, доказывал и иногда довольно крепко порицал, то Алексей Александрович всегда только уговаривал, успокаивал, утешал и никогда не поизносил ни одного резкого полемического слова своему противнику. Он был родом из Владимира и говорил с едва заметным не питерским говорком. Его проповедническая манера в ласковых тонах меня не прельщала, я был поклонник несколько грубоватого, с императивным оттенком стиля речи Димитрия Ивановича. Видеть же Алексея Александровича и разговаривать с ним было всегда приятно. Он был умный, очень начитанный и оригинальный собеседник. Впоследствии, в бытность мою семинаристом, когда Алексей Александрович, удаленный с миссионерской работы за несоответствие новой церковной политике, был назначен помощником инспектора Духовной семинарии и жил при ней, я часто бывал у него на квартире. Иногда, сидя за чаем, я слышал споры Алексея Александровича с двумя его приятелями, студентами духовной академии братьями Верзилиными. Эти споры обычно велись по поводу новых книг философского и богословского содержания. Я по скромности в споры не вмешивался, но внимательно вслушивался и немало поучался. Из этих споров я особенно хорошо уяснил, какую важную роль при любом столкновении мнений имеет общий аспект или концепция. Эти слова, сначала для меня малопонятные, часто произносились на квартире Сокольского. Он был холостой, жил уединенно, и чаще всего я заставал его в кресле-качалке за чтением какой-нибудь книжной новинки. У него была небольшая, но тщательно, умно подобранная библиотека, в двух или трех застекленных шкафах. Он любил ее называть «лечебницей от суеверий и атеизма». Он был убежден, что атеизм есть результат недомыслия, поверхностности суждений, увлечения модой времени и стыдливости быть самим собой. Он был убежден, что наука не враг религии, что большинство крупнейших ученых вовсе не атеисты, но или индифферентны к религиозным вопросам, или считают

себя недостаточно компетентными, чтобы с научной ответственностью браться за их разрешение. Не помню сейчас, какую он при этом показывал мне книжку. Помню только, что в ней были опубликованы анкетные данные по опросу тогдашних крупнейших заграничных ученых об их отношении к вере в Бога и, кажется, бессмертия души, словом, по основным религиозным вопросам. Алексей Александрович не раз тогда цитировал мне ответы опрошенных ученых. Большинство из них безоговорочно верило в существование Бога, и лишь ничтожное меньшинство объявляло себя атеистами. По мнению Алексея Александровича, с религией борется не наука (она такой цели себе не ставит), а всякого рода политические и философские течения, использующие, часто в извращенном виде, отдельные научные данные, тенденциозно

популяризаторские, антирелигиозного направления. Некоторые книжки из своей библиотеки А. А. Сокольский давал мне на прочтение. Но, помнится, эти книжки меня не завлекали, вероятно, до вдумчивого отношения к их серьезному содержанию я тогда еще не дорос, и мне было не по силам взглянуть на вещи в том аспекте, с точки зрения тех концепций, которые проводились в этих книгах. Запомнился мне один задушевный разговор с Алексеем Александровичем, по-видимому, на какую-то религиозно-нравственную тему. Он мне по ходу разговора вдруг сказал: «А знаете, Женя, нелегко, учась в семинарии, остаться верующим человеком. Но зато, кому удается преодолеть в этом случае все сомнения и сохранить веру, тому уже не страшны и не опасны никакие испытания в дальнейшей жизни. Тот закален от неверия до конца дней своих». Была в А. А. Сокольском еще одна странность. Она еще резче подчеркивала разность в характерах между Боголюбовым и им. В то время как Димитрий Иванович ни в чем не щадил своих сил и с одинаковым рвением пользовался как устным, так и печатным словом, Алексей Александрович ни в чем особого рвения не проявлял, а печатным словом сам никогда не излагал своих мыслей и чувств. Он в полушутливом духе иногда говаривал, что невозможно перечитать даже те нужные и хорошие книги, которые уже напечатаны. «А я, — добавлял он, — не испытываю никакого желания увеличивать число ненужных или малонужных книг, место которым не в умах и сердцах умноразборчивых людей, а лишь на пыльных библиотечных полках, да под глазами тех, кто сам не ведает, что творит, он над книгой и книга над ним».

По всей вероятности, при этом поминались доброй памятью те два славнейших благодетеля на пути человеческого величия, которые сами о себе ничего не написали, но о которых так много написано их ближайшими почитателями."

Смелов Е. П. Воспоминания о годах обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии (1912–1918 гг.). — СПб.; М.: Свято-Владимирское издательство, 2009. — 160 с


Фотограф Жуков Павел Семёнович (1872 — 1942)

Гатчинский мещанин Павел Семёнович Жуков в 1903 году стал владельцем фотоателье в доме 6/1 на углу Владимирского проспекта и Стремянной улицы. Ранее в этом доме работала мастерская Алексея Кюппе.

В 1905 году перевёл фотоателье в дом 12/18 на углу Морской улицы и Невского проспекта. Ранее в этом доме работала мастерская Владимира Шапиро. Здесь он жил и работал до начала 1940-х годов.

С 1912 года упоминается в справочниках как владелец фотоателье «Ампир» в доме 49 на Садовой улице. В январе 1914 года Андрей Левин и Осип Спицкий в помещении, где ранее работала мастерская «Ампир» открыли фотоателье «Новое время».

Павел Семёнович Жуков умер в феврале 1942 года в Ленинграде.

Мастерские (современные адреса)

1903—1906       Владимирский проспект, дом 6/1

1912—1914       Садовая улица, дом 49

1905—1942       Большая Морская улица, дом 12/18


Справка:


Павел Семёнович Жуков (1870, Симбирск — 9 февраля 1942, Ленинград) — российский и советский фотограф, мастер портретной и репортажной фотографии. Автор фотопортретов деятелей искусства и политики, использующихся для иллюстрирования учебников.

Родился в 1870 году в Симбирске в семье сапожника, где было 19 детей — 18 сыновей и дочь. Учился в симбирской мужской гимназии, в 1882 году был награждён похвальным листом «за благонравие и отличные успехи», подписанным отцом товарища по детским играм И. Н. Ульяновым.

Был отправлен в Петербург, жил и воспитывался у тётки, бывшей замужем за фотографом К. А. Шапиро, в его художественном фотосалоне на Невском проспекте, в доме римско-католической церкви получил первые уроки фотоискусства. Обучение продолжалось недолго по причине расставания супругов Шапиро.

По одним сведениям, Жуков окончил Петербургскую консерваторию по классу флейты, выдержал конкурс в Мариинский театр, не получив места, гастролировал с труппой Итальянской оперы; по другим — окончил Петербургское училище поощрения художеств и Римскую академию художеств.

Впоследствии снова обратился к фотографии. В 1903 году открыл портретное фотоателье на Стремянной улице, 1/6. К тому времени переехавший на угол Невского проспекта и Морской улицы, 18/12 фотосалон умершего в 1900 году Шапиро перешёл к его сыну Владимиру Константиновичу, который вскоре пригласил Жукова в компаньоны. В 1906 году Жуков выкупил фотоателье у сына фотографа, сохранив его имя на вывеске и паспарту фотографий.

Среди посетителей ателье Жукова были люди искусства, в числе которых М. Горький, А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А. Дункан, А. А. Горский, А. Павлова, И. И. Бродский, А. А. Рылов, А. К. Глазунов и другие, а также генералы, министры, фабриканты, известные горожане. Жуковым выполнены фотопортреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. И. Куприна, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, С. П. Боткина, И. М. Сеченова.

Жуков владел ателье до 1918 года.

С первых дней революции Жуков стал сотрудничать с новой властью, работал в фото-кино-бюро Петроградского военного округа. В 1920 году был назначен главным фотографом политуправления округа. Ездил по фронтам Гражданской войны, снимал военные события, красноармейцев, командиров и политработников Красной армии.

В том же году был направлен в Москву для съёмки советских государственных деятелей и военачальников. Им выполнены портреты С. М. Будённого, К. Е. Ворошилова, М. В. Фрунзе, В. К. Блюхера, И. С. Уншлихта, А. В. Луначарского, Г. В. Чичерина, М. И. Калинина и др. Наиболее известен сделанный им в 1920 году фотопортрет В. И. Ленина (с которым, согласно ряду источников, Жуков был знаком ещё по Симбирску).

В 1923 году Жуков совместно с фотографом Я. В. Штейнбергом стал учредителем ленинградского Общества деятелей художественной и технической фотографии.

В 1924 году фотопортреты Ленина и серия портретов государственных деятелей и военачальников Красной Армии работы Жукова экспонировались на выставке Общества деятелей художественной и технической фотографии в Ленинграде.

В 1926 году был демобилизован по ранению, вернулся в Ленинград. Работал фотографом-художником, занимался общественной деятельностью и преподавательской работой — руководил кружком художественной печати, читал лекции по «художественной светописи»[13]. В годы первых советских пятилеток Жуков делал фоторепортажи о производственной жизни Ленинграда — снимал работу на корабельных верфях, металлургических заводах города, строительство Волховской ГЭС.

П. С. Жуков умер 9 февраля 1942 года, в блокаду Ленинграда. Место захоронения неизвестно.

Указывая Павла Жукова в числе оставшихся в истории имён фотографов Октябрьской революции и Гражданской войны, таких, как Пётр Оцуп, Виктор Булла, Пётр Новицкий, Лев Леонидов, Алексей Савельев и других представителей «традиционной регистрирующей фотографии, для которой документальность и беспристрастность превыше всего», историк фотографии Валерий Вальран отмечает, что «на его портретах, выполненных в пикториальной манере, вожди революции выглядят умными, интеллигентными, а иногда и романтичными».

Супруга — Анна Ефимовна Жукова.