На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXXI курсъ 1910 -1914


Страница 3.


Справа:


Митрополит Антоний (в миру Александр Васильевич Вадковский; 3 [15] августа 1846, Тамбовская губерния — 2 [15] ноября 1912, Санкт-Петербург) — епископ Православной российской церкви; c 25 декабря 1898 года вплоть до кончины — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; с 9 июня 1900 года первенствующий член Святейшего Синода.

Почётный член Петербургской Академии наук (1899); почётный член Казанской, Московской и Петербургской духовных академий (1892), Императорского православного палестинского общества (1893); доктор церковной истории (1895).

Родился 3 (15) августа 1846 года в селе Царёвка (Гремячка) Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье священника Василия Иовлевича Вадковского (1816—1897). Мать — Ольга Никифоровна (1823—1901).

В 1848—1858 гг. семья жила в селе Матчерка Моршанского уезда, где отец был священником. Однажды приход посетил правящий архиерей епископ Феофан (Говоров), который особо обратил внимание на Александра и благословил его, возложив руку на голову.

Учился в Тамбовском духовном училище (1858—1860) и Тамбовской духовной семинарии, которую окончил в 1866 году. В 1870 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Отношение арианства к неоплатонизму, преимущественно у александрийских иудеев». Специализировался Александр Вадковский по кафедре гомилетики и теории словесности, где в это время преподавал профессор И. Я. Порфирьев, и получив 14 апреля 1871 года степень магистра богословия за диссертацию «Из истории древнеболгарской церковной проповеди. Константин, епископ Болгарский, и его Учительное Евангелие» (Казань, 1885), с 1 мая был оставлен при академии в качестве доцента по кафедре церковного проповедничества. С 1875 года он работал в возглавляемой П. В. Знаменским комиссии по описанию рукописных и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря, переданных Казанской академии. Регулярно публиковал статьи в «Православном собеседнике», в 1874 году стал его редактором.

В 1872 году Александр Вадковский вступил в брак с Елизаветой Пеньковской. Его жена была тяжело больна туберкулёзом. Поступок был незаурядным, так как он знал, что она обречена на смерть. У них родилось двое детей, Борис и Лидия. В 1879 году он овдовел, а в 1882 году от дифтерита умерли его дети.

4 марта 1883 года архиепископом Палладием (Раевым) он был пострижен в монашество с именем Антоний — в память об архиепископе казанском Антонии (Амфитеатрове); 6 марта рукоположён во иеромонаха; 14 ноября возведён в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырём. В начале 1884 года был утверждён экстраординарным профессором, с 8 ноября назначен инспектором Казанской духовной академии.

В 1885 году, по протекции К. П. Победоносцева, перемещён на аналогичную должность в Санкт-Петербургскую духовную академию. Спустя два года, 15 апреля 1887 года, архимандрит Антоний был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, а 3 мая 1887 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии; хиротонию возглавлял митрополит Исидор (Никольский).

В период его ректорства в академии студенты активно «пошли в народ», положив начало устройству внебогослужебных собеседований от «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения» в духе православной церкви на рабочих окраинах столицы. Церковно-административную деятельность он совмещал с научными занятиями, регулярно публиковал статьи в церковной периодике, в 1892 году издал книгу «Из истории христианской проповеди»; 24 октября 1892 года возведён в сан архиепископа и назначен на новооткрытую Выборгско-Финляндскую кафедру. С 27 октября 1892 года — присутствующий в Святейшем синоде. По совокупности трудов 4 мая 1893 года Казанская духовная академия присудила ему степень доктора богословия. В 1895 году Святейшим синодом был утверждён в учёной степени доктора церковной истории.

В 1893—1898 годах возглавлял образованную в связи со стремлением старокатоликов к соединению с православием Синодальную комиссию по старокатолическому вопросу.

Архиепископ Антоний был первым русским иерархом, посетившим Англию, где представлял Святейший Синод на торжествах по случаю празднования 60-летнего юбилея (Бриллиантового Юбилея) Королевы Виктории (5—22 июня 1897 года), имея при том и более широкое поручение интенсифицировать сношения с Англиканской церковью; миссия была успешно им выполнена; владыка вернулся на родину обладателем почётных степеней доктора богословия и прав Оксфордского и Кембриджского университетов.

За время правления епископа Антония (Вадковского) были построены новые храмы, число приходов возросло с 23 до 37, основан Линтульский Свято-Троицкий женский монастырь и развернуло свою деятельность миссионерское Братство преподобных Сергия и Германа Валаамских, основанное в 1885 году; c 1898 года издавался журнал на финском языке «Aamun Koitto» (фин.)рус. («Утренняя заря»), на русском — Рождественские и Пасхальные листки, начала работу комиссия по переводу богослужебных книг на финский язык.

25 декабря 1898 года возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; пожалован белым клобуком и крестом из драгоценных камней; член Святейшего Синода.

9 июня 1900 года по смерти митрополита Киевского Иоанникия (Руднева) становится первенствующим членом Святейшего Синода.

16 января 1906 года по повелению Николая II стал во главе Предсоборного Присутствия, которое закончило свою работу 15 декабря того же года.

22 апреля 1906 года избран членом Государственного совета; 27 июня освобождён по собственному прошению.

С мая 1910 года по болезни не совершал богослужений.

Скончался в 4 часа 35 минут утра 2 ноября 1912; в 9 часов его тело было перенесено в Крестовую церковь Александро-Невской лавры; 3 ноября его тело было перенесено в Троицкий собор Лавры. В отпевании 5 ноября участвовал 21 архиерей (случай, ранее не бывалый), его возглавил митрополит Московский Владимир (Богоявленский); старшие члены императорской семьи не присутствовали (император и императрица в то время были в дороге из имения Спалы (Царство Польское) в Царское Село), присутствовали Председатель Совета министров В. Н. Коковцов, обер-прокурор В. К. Саблер и другие официальные лица. Похоронен на братском участке Никольского кладбища Лавры.

Настаивал на исключении из законодательства формулировки «господствующая Церковь», ибо полагал, что господство — не христианская идея.

Разрабатывая проекты церковных преобразований в России, митрополит Антоний сообразовывался с аналогичными проектами, над которыми работали тогда иерархи Константинопольского и Александрийского Патриархатов.

Под его руководством было предпринято всестороннее исследование вопросов, разделявших православных с англиканами и старокатоликами; к последним испытывал особую симпатию, каноничность же англиканской иерархии вызывала у него некоторое сомнение. На Западе труды петербургских богословов вызвали большой резонанс в церковно-богословской среде, имя архиепископа Антония стало широко известно. Труды сторонников церковного единения не привели, однако, к конкретным результатам, прежде всего ввиду косности бюрократического аппарата Российской Церкви, недопонимания западными христианами позиции православной стороны, а также последовавшего после 1917 вынужденного разрыва.

Пользовался благоволением и покровительством Императрицы Марии Феодоровны.

Благословил основание и деятельно заботился об Александро-Невском обществе трезвости, почин которого имел огромный успех по всей России.

Поставил свою подпись, как первенствующий член, под определением Святейшего Синода об отпадении от Церкви графа Л. Н. Толстого, после чего написал два письма графине С. А. Толстой: от 16 марта 1901 и 11 февраля 1902, в которых пытался объяснить ей смысл данного деяния Синода.

Был принципиальным противником вмешательству духовенства в политическую деятельность: так, он был против избрания архиереев в Государственную Думу.

Многолетним помощником митрополита, близким к нему по духу и убеждениям, был будущий свщмч. митрополит Петроградский Вениамин (Казанский).

До 1904 года Антоний покровительствовал о. Георгию Гапону, однако порвал с ним отношения после того, как Гапон занялся открытой политической деятельностью.

В среде крайне правых Антоний имел репутацию либерала и подвергался критике в печатных органах Союза русского народа, в особенности со стороны председателя Союза А. И. Дубровина. Последний обвинял митрополита в сочувствии к революции. Поводом для нападок послужил отказ освятить знамя Союза, а также покровительство Антония некоторым клирикам вроде епископа Антонина (Грановского), священника Григория Петрова и студентам духовных школ, замешанных в революционном движении. Впрочем, уже в 1907 году Дубровин и Антоний примирились. 11 февраля 1908 г. иерарх даже отслужил молебен перед открытием всероссийского съезда Союза русского народа, в котором в том же году произошёл раскол.

Впоследствии лидеры обновленчества ссылались на Антония как на иерарха, якобы сочувствовавшего их идеям. Однако, скорее всего, Антоний был противником любых политических партий. Он заявил — «правым вашим партиям я не сочувствую и считаю вас террористами: террористы левые бросают бомбы, а правые партии вместо бомб забрасывают камнями всех с ними несогласных».


Слева:


Митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский; 1 [13] января 1848[a], село Маломоршевка, Моршанский уезд, Тамбовская губерния — 25 января (7 февраля) 1918, Киев) — епископ Православной российской церкви, экзарх Грузии (1892—1898), митрополит Московский и Коломенский (1898—1912), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (1912—1915), Киевский и Галицкий (1915—1918); с 1892 года состоял постоянным членом Святейшего синода, с ноября 1912 по март 1917 года первенствующий член Святейшего синода. Был единственным иерархом Православной российской церкви синодального периода, последовательно занимавшим все три митрополичьи кафедры в Российской империи. Был внесён в список как одна из кандидатур при выборе патриарха на этапе первоначального голосования на Поместном соборе. Был тем, кто провозгласил в Соборе жребий быть Тихону патриархом. Погиб при штурме Киева советскими войсками в феврале 1918.

Прославлен Русской православной церковью в 1992 году в лике святых как священномученик (память — 25 января по юлианскому календарю). День молитвенного поминовения священномученика митрополита Владимира (Богоявленского) объявлен днём молитвенного поминовения всех новомучеников российских (ближайшее воскресенье к 7 февраля по н. ст.).

Родился 1 января 1848 года в семье Никифора Богоявленского, священника села Маломоршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. Предположительно, четвероюродный брат архиепископа Василия (Богоявленского).

Окончил Тамбовское духовное училище (1864), Тамбовскую духовную семинарию (1870), Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1874). Кандидатское сочинение — «О праве церковного отлучения».

С 1874 года преподавал гомилетику, литургику и пастырское богословие в Тамбовской духовной семинарии. С 1875 года преподавал там же Священное Писание. Одновременно был преподавателем немецкого языка в семинарии, а также являлся учителем географии вначале в епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии.

Оставил преподавание ради пастырской деятельности. В 1882 году женился и 31 января был епископом Тамбовским и Шацким Палладием (Ганкевичем) рукоположён во священника к Покровской соборной церкви города Козлова. С 1883 года — настоятель Троицкой церкви Козлова, благочинный городских церквей. Показал себя талантливым проповедником, проводил с прихожанами внебогослужебные беседы.

После смерти жены, а затем и дочери принял монашеский постриг в тамбовском Казанском монастыре 8 февраля 1886 года; 9 февраля был возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Козловского Троицкого монастыря. С 6 октября того же года — настоятель новгородского Антониева монастыря.

21 мая 1888 года император утвердил доклад Святейшего синода о «бытии архимандриту Владимиру» епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. 3 июня того же года в Александро-Невской лавре хиротонисан во епископа митрополитом Исидором и другими иерархами.

Он старался организовать повсеместное проповедничество в Новгороде и его епархии путём привлечения к нему всего приходского духовенства. Придавал большое значение внебогослужебным беседам священников с народом. При перенесении из Тихвина Старорусской иконы Божией Матери в августе — сентябре 1888 года участвовал в её встрече в Новгороде и Старой Руссе.


С 19 января 1891 года — епископ Самарский и Ставропольский. Возобновил противораскольнические и противосектантские собеседования в приходских храмах и сам присутствовал на них. Основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство; положил начало духовно-нравственным чтениям в зале Городской думы. Открывал женские церковные школы. Всероссийскую известность принесла его деятельность во время эпидемии холеры, охватившей Поволжье, совпавшей с голодом вследствие неурожая. На холерных кладбищах он совершал панихиды о почивших, служил на городских площадях молебны об избавлении от бедствий, безбоязненно посещал холерные бараки в местах, охваченных эпидемией. Состоял почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве.

Деятельность энергичного архипастыря и проповедника была оценена обер-прокурором Святейшего синода Константином Победоносцевым, внимание которого было обращено, в частности, известным юристом Анатолием Кони, случайно слышавшим слово Владимира в самарском соборе, что положило начало его быстрому продвижению вверх в церковной иерархии.

С 18 октября 1892 года — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, член Святейшего Синода. За время его служения в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трёхсот церковно-приходских школ, учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при тифлисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Как и в Самаре, большое внимание уделял внебогослужебным собеседованиям. В период его экзархата в Тифлисской семинарии произошло выступление студентов против мелочного контроля и злоупотреблений со стороны русской администрации:

Семинаристы-грузины отказались идти в церковь и на акт в день их семинарского праздника, а вместо этого собрались где-то за городом и составили Экзарху петицию о том, чтобы некоторые из начальствующих и учащих лиц были уволены из семинарии за их крайне деспотическое отношение к ученикам, а некоторым предлагали изменить свой образ действий. Отправились к Экзарху депутаты. Последних он не принял, а петицию взял и потребовал по содержанию оной объяснения от тех лиц, о которых в петиции упоминалось. На другой день он сам приехал в семинарию и потребовал к себе депутатов, но семинаристы заявили, что вчера они к нему приходили, но он их не принял, а сегодня пускай он к ним придет, так как все семинаристы в сборе. Экзарх пришел к ним, но никто не принял от него благословения, и все убеждения его ввести семинарскую жизнь в колею остались напрасны.

В 1897 году избран почетным членом Казанской Духовной Академии.

21 февраля 1898 года назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. Прибыл в Москву 27 марта того же года; был торжественно встречен на Николаевском вокзале духовенством, народом и генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем. На следующий день торжественно вступил на кафедру московских святителей в Успенском соборе Кремля.

В Москве занимался миссионерством среди рабочих, полемикой с марксистскими идеями. В 1905 году активно поддержал усилия московского генерал-губернатора Фёдора Дубасова по борьбе с революцией. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1906 году член Предсобрного присутствия. С 1907 года председатель Московского отдела Императорского православного палестинского общества. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд. В здании построенного при нём Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы, действовала библиотека с читальным залом. Поддерживал церковную и благотворительную деятельность великой княгини Елизаветы Феодоровны. В 1912 году на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом митрополит Владимир выступил с докладом «Против ли нас, абстинентов, Библия?».

30 мая 1912 года митрополит Владимир участвовал в открытии памятника императору Александру III в Москве и освящал его. В этот же день удостоен Высочайшего рескрипта.

23 ноября 1912 года назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и первенствующим членом Святейшего синода. 3 декабря прибыл в Москву для прощания с московской паствой (сдал епархиальные дела викарному епископу Василию (Преображенскому) 8 декабря; находился в Москве вплоть до 10 декабря), в ходе которого имел место ряд посещений и приёмов. В те же дни, право-либеральная московская газета «Утро России»[11] печатала ряд материалов, говоривших о расцветшей вокруг митрополита «семейственности»[12], а также о «резком самовластии, с каким правил митрополит Владимир епархиальными делами и с каким держался в своём обращении с подчинёнными ему пастырями», добавляя, что он «в налагаемых им суровых взысканиях не считался ни с саном, ни с возрастом священнослужителей» (газета приводила пространный список московских священников, «пострадавших» от митрополита)[13].

Высочайшим рескриптом от 21 февраля 1913 года (в день празднования 300-летия дома Романовых) ему был пожалован крест для предношения в священнослужении.

В 1915 году удостоен степени доктора богословия.

С 23 ноября 1915 года — митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего синода. Протопресвитер Георгий Шавельский писал о том в эмиграции: «Митрополит Владимир открыто стал на сторону врагов Распутина. А затем он же выступил главным обвинителем распутинского друга епископа Варнавы <…> Перевод митрополита Владимира в церковных кругах объяснялся двумя последними причинами. В Петроградском, уже взвинченном распутинской историей, обществе он вызвал множество толков и опасений, — опасались даже бунтов в народе. Непопулярный и незаметный митрополит Владимир сразу стал популярным и почти знаменитым. Конечно, никаких бунтов не произошло. Поднявшаяся буря ограничилась пересудами и нареканиями, спорами и разговорами не столько о митрополите Владимире, сколько о Распутине и епископе Варнаве, о которых и без того много говорили. Сам митрополит Владимир был потрясен своим переводом, но крепился, стараясь не обнаружить своих переживаний.»

По воспоминаниям князя Николая Жевахова, бывшего тогда товарищем Обер-прокурора Святейшего синода Николая Раева, в революционные дни, на «памятном» заседании Святейшего синода 26 февраля 1917 года, когда Петроград был полностью парализован политическими забастовками и демонстрациями, отверг предложение князя обратиться с воззванием к населению, сказав ему: «Это всегда так. Когда мы не нужны, тогда нас не замечают: а в момент опасности к нам первым обращаются за помощью». Признал Временное правительство, но подал в отставку с поста члена Синода, оставшись на киевской кафедре.

15 августа 1917 года возглавил совершение литургии в московском кремлёвском Успенском соборе, предварявшей занятия Всероссийского Поместного собора, почётным председателем которого он был избран (председателем Собора был избран митрополит Московской Тихон (Беллавин)).

28 декабря 1917 года по благословению патриарха Тихона в Киеве открылся Всеукраинский Церковный собор. Фактическое начало занятий Собора состоялось 8 января 1918 года под почётным председательством митрополита Владимира. Патриарха Тихона на соборе представлял митрополит Платон. 19 января 1918 года закрылась первая сессия Всеукраинского собора; митрополит Владимир был избран председателем комиссии по созыву новой сессии Собора, намеченной на май 1918 года.

На Всеукраинском Церковном соборе был поставлен вопрос об автокефалии Православной церкви на Украине. Митрополит Владимир твёрдо отстаивал единство Русской церкви. Лидер партии сторонников автокефалии архиепископ Алексий, самочинно поселившийся в Лавре по соседству с митрополитом Владимиром, активно настраивал монахов Лавры против митрополита и наместника. Обстановка на Соборе и вне его стен была конфликтной — позиции сторон определялись политическими пристрастиями, аргументами в споре участников Собора становилась вооружённая митингующая улица. В это время к Киеву приближались советские отряды под командованием Михаила Муравьёва. Собор, так и не приняв никакого решения, 18 января 1918 года был закрыт. 23—24 января советские войска (2-я революционная армия под командованием Рейнгольда Берзина) овладели Печерском. Лавра оказалась в осаде.

Безвластие и революционный хаос, охватившие Киев в конце января 1918 года, создали благоприятные условия для активизации уголовников. Ещё ранее, сразу после Февральской революции, в Печерской лавре началось брожение среди рядовых монахов против монастырского руководства, вызванное преимущественно материальным неравенством. В монастыре проходили митинги, на которых раздавались требования демократизации церковного управления и протесты против митрополита Владимира, чьи методы управления считались деспотичными. Монахи, поддавшись революционным веяниям, даже избрали себе нового наместника, архимандрита Климента (Жератиенко). Моральный авторитет Владимира и благоговение к нему пали настолько низко, что среди лаврских насельников просто не нашлось тех, кто искренне стремился защитить его достоинство и жизнь. Вместе с тем исследователь Кабанец отметил, что национально-религиозные разногласия не играли ключевой роли в умонастроениях монахов, поскольку национальное сознание у них почти отсутствовало, и для подавляющего большинства насельников монастыря требования автокефалии не шли дальше представлений об экономической самостоятельности и самоуправлении.

Поздно вечером 24 января 1918 года в дом наместника в Верхнем монастыре ворвались четверо вооружённых солдат в сопровождении женщины, одетой сестрой милосердия, потребовали накормить их ужином, а поужинав, тщательно обыскали дом. Позже стало известно, что нападавшие перед этим ограбили благочинного и лаврское казначейство, забрав даже обесцененные инфляцией кредитные билеты и боны на ничтожную сумму.

Днём 25 января 1918 года красногвардейцы провели обыск в покоях митрополита. Монахи жаловались красногвардейцам, что они хотят устроить в монастыре такие же порядки, как у красных — с комитетами и советами, но митрополит не позволяет им.

Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской лавре, пришли пятеро вооружённых солдат во главе с человеком, на голове которого была надета бескозырка, поэтому очевидцы приняли его за матроса. Ранее монахами лавры, подстрекаемыми архиепископом Алексием, был пущен слух, что у митрополита хранятся деньги киевских храмов, и пришедшие требовали, чтобы он их отдал. Затем Владимира забрали из его покоев якобы для того, чтобы отвести к коменданту. Но вместо этого митрополита вывели из лавры через Всехсвятские ворота и зверски убили между валов Старой Печерской крепости, неподалёку от Никольской (впоследствии Лаврской) улицы.

Имевшаяся в лавре наёмная охрана — «специальная милиция» — набиралась из всяких проходимцев и не выполнила своих обязанностей по защите монастыря, чем фактически потворствовала разбойникам, чьё нападение заняло не больше 20-25 минут и было рассчитано исключительно на внезапность и решительность. Преступники очень спешили, опасаясь, что их разоблачат и схватят. Исполнявший в митрополичьих покоях послушание швейцара монах Фёдор подслушал обрывки разговора между Владимиром и пришедшими солдатами — речь шла о деньгах. По свидетельству очевидцев, в комнатах господствовал «полный хаос… всё ценное ограблено, в том числе и деньги, но сколько именно, неизвестно». Нападавшие не смогли предвидеть лишь то, что все финансовые средства епархии и владыки (122 996 рублей и 278 419 рублей процентными бумагами) хранились не в монастыре, а в кассе Софийского митрополичьего дома. Неудача очень обозлила грабителей, что повлекло расправу с митрополитом. На теле убитого было найдено шесть пулевых отверстий и несколько колотых ран.

Свидетелями произошедшего были личные келейники, прислужники, секретарь Владимира и даже несколько высокопоставленных священнослужителей, в том числе прежний наместник Амвросий (Булгаков) и епископ Прилукский Феодор (Лебедев). Никто из них не оказал митрополиту никакой помощи. Более того, сохранилось воспоминание, что, когда солдаты вели Владимира мимо Успенского собора, они столкнулись с большой группой монахов и паломников, но «все они отнеслись к уводу митрополита совершенно безучастно», и на призыв какой-то богомолки заявили, что происходящее «не их и не её дело».

29 января 1918 года для отпевания тело митрополита было перенесено в Великую Успенскую церковь лавры. Чин отпевания возглавил митрополит Тифлисский Платон (Рождественский).

Убийство митрополита Владимира стало первым в списке трагических смертей православного епископата на землях бывшей Российской империи в ходе революции 1917 года и Гражданской войны в России. Большевистская пресса молниеносно откликнулась на убийство митрополита: уже на следующий день после убийства в «Известиях» появилось сообщение о трагической гибели митрополита Владимира Киевского «от рук неизвестных лиц» — эта же формулировка стала официальной версией убийства.

Когда известия об убийстве митрополита Владимира дошли до Собора, заседавшего в Москве, была образована комиссия для расследования преступления под председательством архиепископа Тамбовского Кирилла. Киев к этому времени уже был отрезан от России начавшейся гражданской войной, комиссия так и не смогла попасть в Киев. 15 февраля 1918 года, открывая торжественное заседание Собора, посвящённое памяти священномученика Владимира, Патриарх Тихон сказал, что «мученическая кончина Владыки Владимира была… жертвой благовонною во очищение грехов великой матушки России». Митрополит Арсений добавил, что «такие жертвы, какова настоящая, никого не устрашат, а, напротив, ободрят верующих идти до конца, путём служения долгу даже до смерти!»

Монахи лавры провели и опубликовали в виде отдельной брошюры самостоятельное расследование, которое, впрочем, не отличалось объективностью. В нём были допущены многочисленные искажения и преувеличения. Так, например, убийству приписывался ритуальный характер, в доказательство чего утверждалось, что «озверевшими сатанистами-изуверами» митрополиту было нанесено «свыше 20 колотых и свыше 30 огнестрельных ран».

Всероссийский Поместный собор на своей второй сессии «Определением <…> о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь» от 5 (18) апреля 1918 года, в частности, установил совершать поминовение «в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».

Место кончины митрополита стали посещать богомольцы. Вскоре появился деревянный крест.

Архиерейский собор Русской православной церкви деянием от 4 апреля 1992 года прославил митрополита Владимира в лике священномучеников, а также установил празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской — российских святых XX века — «25 января (по старому стилю, в случае совпадения сего числа с воскресным днем) или в ближайший воскресный день после оного».

Летом 1992 года мощи священномученика Владимира были обретены и находятся ныне в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.


Внизу справа: Студенты Академии на могиле профессора Александра Ивановича Пономарева (1849 — 10 января 1912) - профессора Академии по кафедре теории и истории литературы.