На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LVI Выпускъ Императорской Московской Духовной Академiи 1902 - 1906 гг.

Страница 2.


Дмитрий Фёдорович Голубинский (1832—1903) — русский богослов, педагог и духовный писатель; профессор МДА. Действительный статский советник.

Родился 19 (31) мая 1832 года в Сергиевом Посаде в семье профессора философии Московской духовной академии протоиерея Ф. А. Голубинского. Образование получил Вифанской духовной семинарии (1844—1850) и в Московской духовной академии (1850—1854), которую окончил со степенью магистра богословия и получив звание бакалавра по классу геометрии и физики, начал в ней преподавать, с сентября 1864 года — в качестве ординарного профессора по кафедре физики и математики. После закрытия кафедры согласно уставу 1869 года Голубинский получил разрешение преподавать физику и математику на новой кафедре — естественно-научной апологетики, где с 1870 года он состоял сверхштатным преподавателем.

В октябре 1876 года вышел на пенсию. Последние годы своей жизни Д. Ф. Голубинский посвятил занятиям над календарём и, участвуя в работе комиссии академии наук по вопросу о календаре, отстаивал мнение о ненужности появления гражданского года рядом с церковным. В 1899 году он напечатал в «Московских ведомостях» ряд статей под заглавием: «Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим», которые позже вышли отдельным изданием.

В 1901 году Д. Ф. Голубинский получил звание заслуженного профессора Московской духовной академии (несмотря на то, что сверхштатный преподаватель, согласно Уставу академии, не мог именоваться профессором).

Голубинский был также известен своей благотворительностью; Евлогий (Георгиевский) писал в своих трудах, что в повседневной жизни учёный

«напоминал юродивого. Одевался плохо, носил костюм фасона прошлого века; был другом всей нищей братии в Сергиевском посаде, которая ходила за ним толпой. Каждое утро он молился у гроба преподобного Сергия… Когда он умер, вся посадская беднота его оплакивала».

Дмитрий Фёдорович Голубинский скончался в Сергиеве Посаде после продолжительной болезни 23 ноября (6 декабря) 1903 года и был с почестями погребён на кладбище Московской духовной академии.

Избранная библиография

«Разбор и опровержение ложного мнения о Кивоте Завета» («Прибавления к творениям святых отцов», ч. XXI); (М.: тип. В. Готье, 1862)

«Христианское размышление об устройстве земли» («Душеполезное чтение». 1863, ч. I—III);

«О кругообращении атмосферы» (М.: тип. В. Готье, 1864)

«Воспоминания о математических занятиях профессора протоиерея Петра Спиридоновича Делицына» (М.: тип. В. Готье, 1862)

«О времени празднования Пасхи в православной церкви и у западных христиан» («Душеполезное чтение», 1865, ч. I); (Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1892)

«О замерзании воды в связи с учением о конечных причинах: (Против Тиндаля)» (М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1875);

«Книга Секки „Единство физических сил“ и тенденции вятского издания её на русском языке» (М., 1875);

«О соотношении устройства земного шара с условиями жизни» (М., 1878)

«Христианские размышления о суточных и годовых переменах на земном шаре» («Душеполезное чтение», 1885, часть III);

«О затмениях Солнца и Луны» («Душеполезное чтение», 1887, книга II);

«Премудрое устройство орудий дыхания» (М., 1890);

«Вопрос об уравнении года гражданского с астрономическим: По поводу ошибок, замечаемых в григориан. календаре» (М.: Унив. тип., 1899);

«Из истории естественно-научной апологетики в России» («Богословский Вестник», 1900, № 11 и «Вера и Церковь», 1901, кн. 3);

«Из моих воспоминаний» («Душеполезное чтение», конец 1901 и начало 1902 года);

«Об изучении видимой природы в духе св. веры» («Вера и Церковь», 1901, кн. 6).


Григорий Александрович Воскресенский (27 января (8 февраля) 1849, Чернейка, Ржевский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 23 марта 1918, Сергиевский посад, Дмитровский уезд, Московская губерния, РСФСР) — русский богослов, филолог-славист, специалист по истории библейских переводов; заслуженный профессор МДА, член-корреспондент Императорской Академии наук (1894).

Родился в семье священника в с. Чернейка Ржевского уезда Тверской губернии. Окончил Тверскую духовную семинарию (1868) и Московскую духовную академию (1871), — со степенью кандидата богословия: 1-й магистрант богословского отделения XXVIII курса. Был направлен в Императорский Санкт-Петербургский университет, где занимался славянской филологией под руководством И. И. Срезневского и В. И. Ламанского. В 1873—1875 годах совершенствовал образование в славяноязычных учебных центрах Европы: Прага, Белград, Загреб и др., где изучал славянские рукописи.

С июня 1875 года состоял приват-доцентом Московской духовной академии по русскому языку и славянским наречиям; одновременно в 1878—1880 годах преподавал русский язык в прогимназии Саргиева Посада.

В октябре 1879 года защитил диссертацию «Древний славянский перевод Апостола и его судьбы до XV века», за которую получил степень магистра богословия и в ноябре был определён на должность доцента академии; с ноября 1883 года — экстраординарный, а с 1896 года, после защиты диссертации «Характеристические черты четырех редакций славянского перевода Евангелия от Марка по 112 рукописям Евангелия XI—XVI вв.» (М., 1896) — ординарный профессор Московской духовной академии по кафедре русского и церковно-славянского языков с палеографией и историей русской литературы.

В своей докторской диссертации Воскресенский выделял 4 основные редакции Евангелия от Марка. Древнейший перевод, восходящий к т. н. лукиано-константинопольской редакции греческого текста, возник, по его мнению, на землях, населенных южными славянами. Старейшая русская редакция восходит к концу XI — началу XII веков. Она содержится, например, в Мстиславовом и Юрьевском апракосных Евангелиях. Третью редакцию он отнёс к XIV веку, связывая её с Новым заветом митрополита Алексия; эта же редакция находится во 2-м Четвероевангелии Никона Радонежского из собрания Троице-Сергиевой лавры и в Четвероевангелии XIV в. из собрания Ф. А. Толстого. Позднейшую редакцию Воскресенский связал с Константинопольским Четвероевангелием 1382 г. из собрания Синодальной библиотеки; именно эта редакция с незначительными и непринципиальными изменениями стала обычной в русских Евангелиях XV—XVI веков (в Геннадиевской Библии 1499 года и во множестве других списков). Критический разбор труда Воскресенского провёл М. Н. Сперанский: «Рецензия на труды Воскресенского» (СПб., 1899). В настоящее время научным сообществом приняты две последние редакции из классификации Воскресенского. От мнения о русском происхождении полного апракоса автор отказался сам.

Г. А. Воскресенский состоял членом Правления МДА (1897—1902). С февраля 1901 года Г. А. Воскресенский — заслуженный ординарный профессор. Согласно прошению 20 января 1902 года вышел за штат, но продолжал читать лекции вплоть до 1905 года. С 1902 — почётный член МДА.

С 1894 года являлся действительным членом Общества истории и древностей российских.


Николай Никанорович Глубоковский (6 [18] декабря 1863, Кичменгский Городок, Никольский уезд, Вологодская губерния — 18 марта 1937, София) — русский православный богослов, экзегет, патролог, историк Церкви. Редактор Православной богословской энциклопедии.

Родился 6 (18) декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии в семье священника. На третьем году жизни, после смерти родителя, был взят на попечение старшей сестрой Анной. Начальное образование получил в Кобыльской (село Кобыльско-Ильинское) церковно-приходской школе и духовном училище Никольска.

По окончании Вологодской духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1889 году. Магистерская диссертация — «Блаженный Феодорит, епископ Киррский: его жизнь и литературная деятельность» — получила восторженные отзывы.

По окончании академии в 1890 году был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию, но в следующем, 1891 году, после защиты диссертации был приглашён в Петербургскую духовную академию — на кафедру Священного Писания Нового Завета, которую занимал с 21 октября 1891 года до закрытия академии в 1918 году. Указами Святейшего Синода от 4 ноября 1894 года был утверждён в должности экстраординарного профессора, с 28 января 1898 года — ординарный профессор, с 16 ноября 1916 года (после 25 лет академической службы) — заслуженный ординарный профессор академии.

Награждён Макариевской премией за сочинение «Благовестие христианской свободы в послании Святого Апостола Павла Галатам».

После смерти профессора Лопухина, с 14 октября 1904 года вплоть до 1911 года состоял редактором и цензором «Православной богословской энциклопедии».

В 1905 году был избран членом епархиальной Комиссии по подготовке к Всероссийскому Поместному собору Российской церкви, а затем был привлечён к работе Комиссии по выработке нового устава духовных академий. В 1907—1908 годах работал в особых Совещаниях по вопросу о реформе Духовных школ и органов церковного управления. В 1907 году выпустил книгу «По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде».

Был избран 5 декабря 1909 года членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

С 1911 года — постоянный член училищного совета при Святейшем Синоде. По поручению Святейшего Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение», сотрудником «Православной Богословской энциклопедии»; по смерти А. П. Лопухина стал её редактором. Ряд статей в энциклопедии были написаны им самим.

В 1914 году Святейший Синод поручил ему редактирование «Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» П. А. Гильтебрандта.

В 1918 году читал лекции в Швеции в Стокгольмском университете, затем вернулся в Россию и в 1919 году работал в новообразованном Петроградском богословском институте, а также в период с 1919 по 1921 годы исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальном архиве.

27 ноября 1920 года женился на Анастасии Васильевне Нечаевой, вдове профессора А. П. Лебедева.

Архиепископ Верейский Евгений (Решетников) представляет публикацию трудов Н. Н. Глубоковского «Академические обеты и заветы» в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

В 1921 году вместе с женой выехал в Финляндию, оттуда в Германию, затем в Чехословакию, в Прагу, где занял должность профессора в университете.

В 1922—1923 гг. читал курс богословия в Белградском университете. В 1923 году принял предложение занять кафедру Священного Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского университета.

Был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук, почётным членом Библейского общества в Лондоне.

Скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Чин отпевания в кафедральном соборе Святой Недели 20 марта совершил митрополит Софийский Стефан (Шоков) (в схизме; впоследствии Экзарх), который в надгробной речи «назвал Николая Никаноровича Глубоковского величайшим авторитетом в библейской экзегетике православной богословской науки, любящим и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия».

Издал около сорока крупных работ и множество статей. Многие его труды остались неизданными: например, обзор «Русское богословие» и некоторые другие.

«Библейский словарь», над которым богослов трудился с перерывами всю жизнь и считавшийся в России утраченным, был впервые издан в 2007 году к 70-летию со дня его кончины.

Вдова Глубоковского передала его личную библиотеку Священному синоду Болгарской православной церкви; книги погибли во время второй мировой войны в огне вместе с большей частью прочих книг синодальной библиотеки.