На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LVI Выпускъ Императорской Московской Духовной Академiи 1902 - 1906 гг.

Страница 6.


Иван Дмитриевич Андреев (21 июня [3 июля] 1867, Орловская губерния — 28 июня 1927, Ленинград) — русский историк, богослов, профессор Санкт-Петербургского университета.

Родился 21 июня (3 июля) 1867 года в семье священника в селе Малиново Ливенского уезда Орловской губернии.

Окончил Ливенское духовное училище (1881), Орловскую духовную семинарию (1887) и Московскую духовную академию (1892) со степенью кандидата богословия. С 1893 года преподавал философию в Таврической духовной семинарии. В 1895—1896 годах был помощником инспектора студентов Московской духовной академии.

В ноябре 1895 года защитил магистерскую диссертацию «Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия», отмеченную Макариевской премией (1898). С 1896 года — доцент, а с 1899 года — экстраординарный профессор Московской духовной академии по кафедре новой гражданской истории. Редактировал журнал «Богословский вестник» (1906—1907).

С 1899 года сотрудничал с издательством Брокгауза и Ефрона; стал редактором отдела богословия и церковной истории «Нового энциклопедического словаря», для которого написал около 250 статей по библеистике, церковной истории и богословию («Апокрифы», «Апостольские деяния», «Библейская история», «Библия», «Евангелия», «Исагогика», «Канон библейский» и др.).

С 30 апреля 1904 года — статский советник. Был награждён орденами Св. Анны 3-й степени (1906) и Св. Станислава 3-й степени.

В ноябре 1907 года по конкурсу получил кафедру истории церкви в Санкт-Петербургском университете. С 17 мая 1910 года был проректором университета. С 1912 года — казначей Исторического общества при Санкт-Петербургском университете. С 1914 года — ординарный профессор. Преподавал также на Высших женских историко-литературных курсах Н. П. Раева, Высших курсах П. Ф. Лесгафта и в Психоневрологическом институте.

Написал ряд статей для Православной богословской энциклопедии. Сотрудничал в журнале «Церковь и жизнь» (1916—1917).

В 1917 году избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви от Петроградского университета, в заседаниях не участвовал, сложил полномочия по состоянию здоровья.

В 1919—1924 годах — профессор Петроградского университета по кафедре истории, а в 1919—1920 годы был ещё и профессором кафедры общественных наук. В октябре 1924 года был освобождён от преподавания в университете «в связи с ликвидацией отделения факультета и сокращения читаемых курсов» и работал архивистом 2-го отделения IV секции Главархива, а затем, в 1925—1927 годах, был профессором по кафедре истории церкви на Высших богословских курсах в Ленинграде.

Скончался от солнечного удара во время похорон коллеги.

Главные работы были посвящены истории константинопольского патриархата:

Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия. — Сергиев Посад — 4 выпуска: Вып. 1. — 1895; Вып. 2. — 1904; Вып. 3. — 1906; Вып. 4. — 1907.

Св. Герман, патриарх Константинопольский. (715—730 г.) — Сергиев Посад: 2-я тип. А. И. Снегиревой, 1897. — [2], 60 с.

Святой Тарасий, патриарх Константинопольский // «Богословский вестник». — 1899. — №№ 6, 7, 8.

Основные элементы государственного строя Византии в понимании русского ученого // «Богословский вестник». — 1898. — №№ 2, 4.

Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут — Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1907. — [5], III, 238, [1] с.

Папские тенденции патриарха Никона. — СПб.: тип. Имп. Человеколюбивого об-ва, 1908. 65—80 с. — (Библиотека церковного реформатора; [Т.1], № 4).

учебные пособия

Пособие к экзамену по истории церкви. — [Санкт-Петербург]: Изд. ком. при Ист.-филол. фак. С.-Петерб. ун-та, [190?]. — 501, X, 13 с.

Пособие по истории церкви. — СПб.: Студ. изд. ком. при Ист.-филол. фак. С.-Петерб. ун-та, 1914. — IV, 763 с.


Александр Павлович Шостьин (23 мая (4 июня) 1862, Касимов — 11 (24) января 1916, Сергиев Посад) — русский богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии.

Родился в семье дьякона. Окончил Касимовское духовное училище (1875), Рязанскую духовную семинарию (1881) и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1-й магистрант XL курса; 1885). С сентября 1886 года исполнял должность доцента Московской духовной академии по кафедре пастырского богословия и педагогики, а после защиты в январе 1890 года магистерской диссертации он был утверждён в этой должности.

С августа 1895 года — экстраординарный профессор, с мая 1908 — ординарный. В период 1907—1912 годов состоял инспектором академии. С ноября 1911 года — заслуженный профессор. С 1913 года состоял членом Правления академии. С 6 мая 1911 года — действительный статский советник.

Был похоронен на Академическом кладбище.

Награды

орден Св. Станислава 2-й ст. (1902)

орден Св. Анны 2-й ст. (1905)

орден Св. Владимира 4-й ст. (1908)

Библиография

А. П. Шостьин написал ряд работ по церковной догматике, а также текущим вопросам религиозной и общественной жизни:

Источники и предмет догматики по воззрению католических богословов последнего полустолетия (Харьков, 1889);

Личность в иезуитизме (Сергиев Посад, 1894);

Нравственно-воспитательное значение музыки, по воззрениям Платона и Аристотеля (Сергиев Посад, 1899);

«Зачем блуждать? Размышления по поводу предполагаемой реформы нашей средней школы» (Богословский вестник. — 1902. — № 4).


Павел Васильевич Тихомиров (3 (15) января 1868, Тульская губерния — 1 января 1937, Ленинград) — российский гебраист, богослов, философ.

Окончил Тульское духовное училище (1882) и Тульскую духовную семинарию (1888) и в 1889 году продолжил обучение в Московской духовной академии (МДА), курс богословия в которой завершил в 1893 году со степенью магистра богословия за работу «Пророк Малахия». В 1894—1895 гг. состоял при академии профессорским стипендиатом и слушал лекции по естественным наукам в Московском университете.

В конце января 1894 года был назначен преподавателем греческого языка в Витебскую духовную семинарию. С мая 1895 года исправлял должность доцента по кафедре еврейского языка и библейской археологии Московской духовной академии; в декабре 1897 года перешёл на кафедру истории философии. После защиты в октябре 1903 года магистерской диссертации был утверждён в ноябре доцентом, а в декабре — экстраординарным профессором по кафедре истории философии.

В 1903—1904 годах находился в научной командировке в Германии, регулярно посещая лекции и семинары по философии в университетах Берлина, Галле и Лейпцига.

С октября 1905 по сентябрь 1906 года был приват-доцентом по кафедре философии историко-филологического факультета Императорского Московского университета (история философии религии с половины XVII в.).

С декабря 1906 он занимал должность экстраординарного профессора Нежинского историко-филологического института князя Безбородко и, одновременно, в 1907—1917 годах был приват-доцентом кафедры философии университета Св. Владимира. По совместительству он также читал лекции по логике и философии на вечерних женских курсах профессора Перетца и госпожи Жикулиной (Киев), и по философии — в Киевском коммерческом институте. Был председателем педсовета Нежинской женской гимназии Кушакевич.

В 1913 году Тихомиров участвовал в богословской экспертизе по Делу Бейлиса со стороны защиты; вместе с ним в состав комиссии входили гебраисты И. Г. Троицкий и П. К. Коковцов, а также московский казённый раввин Яков Мазе, доказавшие абсурдность обвинения евреев в употреблении крови для ритуальных целей.

С 1920 по 1922 год был деканом факультета социального воспитания Одесского института народного образования.

В последние годы был профессором Ленинградского университета.

С 1896 года П. В. Тихомиров был членом Московского психологического общества.

Умер в 1937 году. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Был женат на дочери профессора МДА В. А. Соколова, Любови Васильевне (1878 — после 1938). Она окончила Московское училище ордена Св. Екатерины («с шифром» в 1896 г.) и Высшие женские курсы Герье (физико-математический факультет в 1908 г.). Служила преподавателем в гимназиях, лаборанткой в бактериологической лаборатории, а после 1918 г. — научным сотрудником Румянцевского музея, архивариусом Центрального архива Октябрьской революции.

Разлад в семье Тихомировых послужил поводом для скандала в МДА, которому посвящены более 100 страниц дела, хранящегося в архиве Синода. В результате и ухаживавший за Любовью Тихомировой профессор В. Н. Мышцын и П. В. Тихомиров покинули академию. И не только. Важнейшей причиной отставки из МДА В. О. Ключевского было то, что он выступил на стороне Тихомирова.

Публикации

П. В. Тихомировым было написано около ста работ по разной проблематике. В их числе:

Несколько критических замечаний на книгу г. Чичерина. «Основания логики и метафизики»: Рец.. — [Сергиев Посад.1894].

Опыты обоснования теизма в новейшей английской философской литературе. — W.

Knoght. Aspects of Theism. London, 1893. Pp X +220, 2). W. Davidson. Theism as Grounded in Human, historically and critically handled. London, 1893.

История философии, как процесс постепенной выработки научно-обоснованного и истинного мировоззрения / Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1899. — 37 с.

Новости западной философской литературы: Логика и теория знания. — Сергиев Посад, 1896.

К вопросу о политических, национальных и религиозных задачах. — Сергиев Посад, [1897].

Художественное творчество и религиозное познание. — Сергиев Посад, 1897.

Реализм Спенсера : (Критич. этюд)., [1900].

Имманентная критика рационального богословия. — Харьков, 1899.

Православная догматика и религиозно-философское умозрение. — Харьков, 1899.

Математический проект реформы социологии на началах философского идеализма.

Вечный мир в философском проекте Канта. — [Сергиев Посад], 1899.

Типы гносеологических учений. — [Сергиев Посад], 1900.

Книга П. А. Некрасова: "Философия и логика науки о массовых проявлениях человеческой деятельности (пересмотр оснований социальной физики Кетле). // Математический сборник. Т. 23. 1902: [Рец.]. — Сергиев Посад, 1903.

Пророк Малахия. — Свято-Троиц. Сергиева лавра, 1903.

Магистерский коллоквиум П.В. Тихомирова и его речь: Иудейство в 5 веке до Р. Хр. : Пред защитой дис.: "Пророк Малахия" [1903 г. с. XIX + 596] Отт. из "Богослов. вестн." за 1903 г., № 9.

Академическая свобода и развитие философии в Германии. — [Сергиев Посад], 1905.

О духовных академиях. — [Москва, 1905].

Философия в духовной семинарии. — [Москва, 1905].

Каноническое достоинство реформы Петра Великого по церковному управлению. — [Сергиев Посад], 1904.

Curriculum vitae и список литературных трудов П. В. Тихомирова. — М., [1906].

Научные задачи и методы истории философии. — Сергиев Посад, 1907. (Вступ. лекция, прочит. в Ист.-филол. ин-те кн. Безбородко в Нежине 26 января 1907 г.)

Куно Фишер. — Киев, [1907].

Очерки по гносеологии: Из лекций, чит. в Моск. ун-те в течение осен. семестра 1906 г. — [Сергиев Посад], 1908.

Русские ученые о еврейском вероучении: Заключения проф. П. К. Коковцова, П. В. Тихомирова и И. Г. Троицкого на процессе Бейлиса. — СПб., 1914.