Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXVI курсъ 1905-1909.
Страница 7.
Верхний ряд справа:
Пётр Иванович Лепорский (22.08.1871, Арзамас, Нижегородская губерния —27.07.1923, Петроград) — русский духовный писатель, протоиерей, профессор Петербургской духовной академии.
Родился в семье священника нижегородской губернии.
Окончил Нижегородское духовное училище (1885), Нижегородскую духовную семинарию (1891) и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1895). В течение года, с 16 августа 1895 года, был стипендиатом при кафедре догматического богословия для приготовления к профессорскому званию. А. Л. Катанский, писал:
ещё за год до отставки, в 1895 г., я озаботился избрать и подготовить себе преемника по кафедре в лице одного из самых лучших, окончивших в этом году курс студентов, П. И. Лепорского.
С 4 октября 1896 года исполняющий обязанности доцента — читал лекции по догматическому богословию для студентов III и IV курсов. После защиты 26 июня 1901 года диссертации утверждён в степени магистра богословия и доцента.
В 1901—1902 годах участвовал в Религиозно-философских собраниях, с 1908 года член Петербургского религиозно-философского общества.
В 1902 году лауреат Макариевской премии, заведующий конторой журнала «Церковный вестник», надворный советник.
Указом Святейшего Синода № 11219 от 25 ноября 1903 года назначен членом Комиссии по сношению со старокатоликами и англиканами.
С 1905 года экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре догматического богословия; 26 июня 1905 года получил чин коллежского советника. В 1906–1914 годах председатель студенческого богословского кружка.
6 сентября 1907 года определён митрополитом Антонием (Вадковским) настоятелем храма Воскресения Христова («Спас на крови») в Санкт-Петербурге, 14 сентября рукоположён во диакона, 16 сентября — во священника с награждением набедренником, 3 октября награждён камилавкой и наперсным крестом, 14 октября возведён в сан протоиерея.
С октября 1911 года законоучитель в Петербургском историко-филологическом институте: преподавал богословие на первых трёх курсах и историю Церкви на историко-географическом отделении.
Во время Первой мировой войны сопровождал на фронтах Северный её Величества военно-санитарный поезд. С 23 декабря 1916 года главный священник армий Румынского фронта с оставление в занимаемых должностях.
В 1917 году председатель II Всероссийского съезда военного и морского духовенства. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви от военного и морского духовенства, участвовал во всех трёх сессиях, заместитель председателя XXI, член II, V, XII, XIII отделов.
С 15 декабря 1917 по 2 февраля 1918 года занимался демобилизацией священников армий фронта, продолжал настоятельствовать в храме «Спас на крови».
С 1920 года старший архивист 2-го отделения 4-й секции Единого государственного архивного фонда, с декабря 1921 года профессор по кафедре иностранных исповеданий Петроградского Богословского института, преподавал сравнительное богословие и «введение в науку о религии».
Скончался от скоротечной чахотки. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Семья
Братья — Александр Иванович Лепорский (ректор Псковской духовной семинарии), Николай Иванович Лепорский (терапевт, действительный член Академии медицинских наук СССР).
Жена Надежда Александровна Владимирская. Дочь Людмила.
Награды:
орден Св. Станислава 3-й ст. (06.05.1902)
орден Св. Анны 3-й ст. (06.05.1905)
орден Св. Станислава 2-й ст. (06.05.1907)
орден Св. Анны 2-й ст. (06.05.1910)
орден Св. Владимира 4-й ст. (06.05.1913)
Верхний ряд в центре:
Николай Васильевич Покровский (1848—1917) — русский археолог и общественный деятель. Директор Археологического института, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член-учредитель Русского собрания. Участвовал в работе по составлению «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона».
Родился 20 октября (1 ноября) 1848 года в семье священника, в селе Подольское Костромского уезда Костромской губернии.
Окончил Костромскую духовную семинарию (1870), затем Санкт-Петербургскую духовную академию (1874), где в 1872—1873 учебном году слушал курс лекций В. И. Долоцкого, а в 1873—1874 году лекции А. Л. Катанского, определившие его творческий путь.
В 1874 году, окончив академию со степенью кандидата богословия, присуждённой за диссертацию «Происхождение древнехристианской базилики» с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, был определён в академии на кафедру церковной археологии и литургики. В 1876—1877 гг. знакомился за границей с методами преподавания этих дисциплин в европейских университетах. По итогам поездки им был разработал курс лекций по церковной археологии и литургике (опубликован в 1882—1885 годах).
Много внимания он уделял изучению оригинальных памятников церковного искусства, находящихся в древних центрах русской церковной жизни, особенно в Москве и Новгороде. Его трудами в Петербургской духовной академии собирался и устраивался Музей церковно-археологических древностей, которым он руководил с 1879 года.
В 1883 году Н. В. Покровский получил звание экстраординарного профессора.
В 1888 году посетил Константинополь, Афон, Салоники. Во многих областях церковной археологии он был не только исследователем и теоретиком, но первооткрывателем и собирателем.
В 1892 году защитил докторскую диссертацию «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» и с 1893 года был ординарным профессором по кафедре церковной археологии и литургики.
В 1894 году был назначен на должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. По отзыву профессора Александра Катанского «целых пять лет (1894—1899) хорошим, очень энергичным и во все академические дела вникавшим инспектором. А такой инспектор был как нельзя более кстати, особенно в то время, время частых смен ректоров и немалого нестроения академической жизни».
Одновремеено преподавал в Петербургском археологическом институте, где был директором в 1898—1917 годах.
Основными вопросами научной деятельности Николая Покровского были церковная археология и древнехристианское искусство. Он одним из первых в русской науке при изучении византийско-русского и древнехристианского искусства обратил внимание на отношение искусства к учению Церкви и текстам литургии и внёс в науку богатые материалы православно-восточного происхождения, восполнив этим западные исследования.
В 1900—1901 годах был членом-учредителем монархической организации Русское собрание. Был избран в первый состав Совета данной организации, но отказался по причине занятости научно-административными обязанностями.
Умер в Петрограде 8 (21) марта 1917 года.
Верхний ряд справа:
Николай Никанорович Глубоковский (6 [18] декабря 1863, Кичменгский Городок, Никольский уезд, Вологодская губерния — 18 марта 1937, София) — русский православный богослов, экзегет, патролог, историк Церкви. Редактор Православной богословской энциклопедии.
Родился 6 (18) декабря 1863 года в селе Кичменгский Городок Вологодской губернии в семье священника. На третьем году жизни, после смерти родителя, был взят на попечение старшей сестрой Анной. Начальное образование получил в Кобыльской (село Кобыльско-Ильинское) церковно-приходской школе и духовном училище Никольска.
По окончании Вологодской духовной семинарии в 1884 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1889 году. Магистерская диссертация — «Блаженный Феодорит, епископ Киррский: его жизнь и литературная деятельность» — получила восторженные отзывы.
По окончании академии в 1890 году был назначен преподавателем Священного Писания в Воронежскую духовную семинарию, но в следующем, 1891 году, после защиты диссертации был приглашён в Петербургскую духовную академию — на кафедру Священного Писания Нового Завета, которую занимал с 21 октября 1891 года до закрытия академии в 1918 году. Указами Святейшего Синода от 4 ноября 1894 года был утверждён в должности экстраординарного профессора, с 28 января 1898 года — ординарный профессор, с 16 ноября 1916 года (после 25 лет академической службы) — заслуженный ординарный профессор академии.
Награждён Макариевской премией за сочинение «Благовестие христианской свободы в послании Святого Апостола Павла Галатам».
После смерти профессора Лопухина, с 14 октября 1904 года вплоть до 1911 года состоял редактором и цензором «Православной богословской энциклопедии».
В 1905 году был избран членом епархиальной Комиссии по подготовке к Всероссийскому Поместному собору Российской церкви, а затем был привлечён к работе Комиссии по выработке нового устава духовных академий. В 1907—1908 годах работал в особых Совещаниях по вопросу о реформе Духовных школ и органов церковного управления. В 1907 году выпустил книгу «По вопросам духовной школы средней и высшей и об учебном комитете при Святейшем Синоде».
Был избран 5 декабря 1909 года членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.
С 1911 года — постоянный член училищного совета при Святейшем Синоде. По поручению Святейшего Синода занимался исправлением перевода книг Нового Завета на русский язык, был редактором в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение», сотрудником «Православной Богословской энциклопедии»; по смерти А. П. Лопухина стал её редактором. Ряд статей в энциклопедии были написаны им самим.
В 1914 году Святейший Синод поручил ему редактирование «Справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» П. А. Гильтебрандта.
В 1918 году читал лекции в Швеции в Стокгольмском университете, затем вернулся в Россию и в 1919 году работал в новообразованном Петроградском богословском институте, а также в период с 1919 по 1921 годы исполнял должность архивиста, архивариуса и редактора в бывшем Синодальном архиве.
27 ноября 1920 года женился на Анастасии Васильевне Нечаевой, вдове профессора А. П. Лебедева.
Архиепископ Верейский Евгений (Решетников) представляет публикацию трудов Н. Н. Глубоковского «Академические обеты и заветы» в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
В 1921 году вместе с женой выехал в Финляндию, оттуда в Германию, затем в Чехословакию, в Прагу, где занял должность профессора в университете.
В 1922—1923 гг. читал курс богословия в Белградском университете. В 1923 году принял предложение занять кафедру Священного Писания Нового Завета на богословском факультете Софийского университета.
Был избран членом-корреспондентом Болгарской академии наук, почётным членом Библейского общества в Лондоне.
Скончался 18 марта 1937 года от болезни почек. Чин отпевания в кафедральном соборе Святой Недели 20 марта совершил митрополит Софийский Стефан (Шоков) (в схизме; впоследствии Экзарх), который в надгробной речи «назвал Николая Никаноровича Глубоковского величайшим авторитетом в библейской экзегетике православной богословской науки, любящим и верным сыном Церкви, могучим столпом Православия».
Издал около сорока крупных работ и множество статей. Многие его труды остались неизданными: например, обзор «Русское богословие» и некоторые другие.
«Библейский словарь», над которым богослов трудился с перерывами всю жизнь и считавшийся в России утраченным, был впервые издан в 2007 году к 70-летию со дня его кончины.
Вдова Глубоковского передала его личную библиотеку Священному синоду Болгарской православной церкви; книги погибли во время второй мировой войны в огне вместе с большей частью прочих книг синодальной библиотеки.
Нижний ряд слева:
Александр Александрович Бронзов (1858, Белозерск Новгородской губернии — 1919[2], по другим данным, 1937[3], Ленинград) — русский православный богослов, церковный историк, публицист
Родился в 1858 году в городе Белозёрске.
Учился в Белозёрском духовном училище, Новгородской духовной семинарии (1879); затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и защитил магистерскую диссертацию «Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности» (1884).
С 1884 года — преподаватель Священного Писания в Курской духовной семинарии; в 1886 году перешёл на кафедру греческого языка Петербургской духовной семинарии.
В 1894 году принят в свою alma mater — Санкт-Петербургскую духовную академию.
В 1887 году присвоено звание экстраординарного профессора по кафедре нравственного богословия.
В 1899 защитил докторскую диссертацию «Преподобный Макарий Египетский. Его жизнь и нравственное мировоззрение».
Перевёл на русский язык труды Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры» и «Три слова в защиту иконопочитания».
А.А. Бронзовым был разработан уникальный курс лекций по истории греческой литературы. Он — автор перевода и примечаний к «Точному изложению православной веры» Иоанна Дамаскина. Бронзову принадлежит около 950 статей, посвященных преимущественно вопросам этики, в том числе для Православной богословской энциклопедии.
Также написал труд «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия» (издан в Санкт-Петербурге, 1901).
28 октября 1913 года вышел в отставку, но остался сверхштатным ординарным профессором Санкт-Петербургской духовной академии и продолжил чтение лекций в академии. С 1914 года являлся почетным членом Казанской духовной академия, Московской духовной академии и Археологического института в Петрограде, с 1915 года — Киевского православного религиозно-просветительского общества.
В 1915—1917 гг. — член Миссионерского совета при Святейшем Синоде.
После закрытия СПбДА в феврале 1919—апреле 1923 годов работал старшим архивистом в Главархиве и заведующим архивом бывшей Петроградской духовной консистории, затем в Государственной Публичной библиотеке, архивах Леноблисполкома и Главного управления НКВД.
Семья
Жена — Юлия Николаевна, урожд. Рыжкова, дочь священника, служившего в Курской и Белоградской епархии, сестра протоиерея, настоятеля храма святых апостолов Петра и Павла в Карловых Варах, миссионера Н.Н.Рыжкова.
Дочери:
Тамара Александровна Бронзова (1885—1942, Ленинград), учительница, актриса, библиотекарь Публичной библиотеки. Умерла в блокаду.
Муза Александровна Бронзова (1890—2.06.1941, Ленинград), учительница, библиотекарь.
Нижний ряд в центре:
Иван Саввич Пальмов (1855—1920) — русский учёный-славист. Специалист по истории и современному ему состоянию православной веры в славянских странах. Доктор церковной истории. Академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по Отделению русского языка и словесности с 8 октября 1916 года (член-корреспондент с 7 декабря 1913 года).
Родился 30 января (11 февраля) 1855 года в семье священника. В 1876 году окончил Рязанскую духовную семинарию, в 1880 году — Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1881 году защитил магистерскую диссертацию «Гуситское движение. Вопрос о чаше в гуситском движении».
Во время заграничной командировки в 1882—1884 годах занимался в архивах и библиотеках Львова, Праги, Бауцена, Гернгута, Белграда, Вены, Загреба, Лайбаха, Болгарии, Константинополя, Афона, Афин, о-ва Патмоса и Румынии. Спустя несколько лет отчёт об этих занятиях был издан под заглавием: «Из путешествия по греко-славянским землям» (1890).
С 1884 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии историю славянских церквей. Состоял членом совета и товарищем председателя издательской комиссии Славянского общества. По своему мировоззрению примыкал к «старым» славянофилам; в 1888—1918 гг. был членом совета Петербургского славянского благотворительного общества.
С 1904 года — доктор церковной истории после защиты диссертации по истории Чехии XV — первой четверти XVI века.
С 7 декабря 1913 года — член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по Отделению русского языка и словесности, с 8 октября 1916 года — ординарный академик по тому же отделению.
Умер 28 ноября 1920 года в Петрограде.
И. С. Пальмов — автор работ по кирилло-мефодьевской проблеме применительно к территории Чехии и Моравии, а также первопроходческой монографии об Общине чешских братьев. Его работы о южнославянской церкви считаются важными для понимания многих моментов истории сербов, болгар и других народов славянского юга. Большое количество его статей было напечатано в журналах «Церковный вестник» и «Христианское чтение», в которых также публиковались его ежегодные библиографические обзоры. Многочисленные речи Пальмова в Славянском обществе были напечатаны в «Славянских известиях» и «Славянском обозрении».
Важным аспектом научной позиции И. С. Пальмова следует полагать его участие в публикации книги М. О. Кояловича «История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям» (СПб., 1893) и статьи «Памяти Михаила Иосифовича Кояловича».