29-й выпускъ Саратовскаго Епархiальнаго женскаго училища.
1904 г.
(экземпляръ дѣвицы Сушкиной Екатерины).
Фотографъ Боронкина, Саратовъ.
Изданiе типографiи Шельгорнъ. Саратовъ. Золотое тисненiе на обложкѣ.
Размѣръ 31,5 х 25,5 см
11 листовъ.
Персоналiи.
(въ порядке слева направо и сверху внизъ).
Листъ 1.
Верхнiй рядъ: священникъ Сергѣй Петровичъ Ильменскiй (председатель попечительскаго совѣта), священникъ Сергѣй Ивановичъ Четвериковъ (инспекторъ и законоучитель).
Нижнiй рядъ: надворный совѣтникъ Федоръ Алексѣевичъ Богословскiй (учитель Закона Божiя), А.И П, священникъ Михаилъ Николаевичъ Виноградовъ (члеъ попечительскаго совѣта)
Листъ 2.
Преосвященный Гермогенъ (съ 21 марта 1903 года — епископъ Саратовскiй и Царицынскiй)
Листъ 3.
Верхнiй рядъ: Диденкова Зоя, Несмѣлова Вѣра
Нижнiй рядъ: Поспѣлова Марiя, Анастасiя Васильевна Серебрякова (воспитательница), Кадмова Агафiя.
Листъ 4.
Верхнiй рядъ: Покровская Любовь, Тихонравова Клавдiя
Нижнiй рядъ: Колерова Зинаида, статскiй совѣтникъ Алексѣй Ивановичъ Алфеоновъ (учитель исторiи), Аристова Ольга
Листъ 5.
Начальница училища Александра Ивановна Покровская
Листъ 6.
Верхнiй рядъ: Никольская Софiя, Вѣра Ивановна Питаевская (учительница словесности и русскаго языка),
Нижнiй рядъ: Святославова Клавдiя, Михаилъ Владимiровичъ Тычининъ (учитель словесности и русскаго языка), Виноградова Клавдiя
Листъ 7.
Верхнiй рядъ: Космолинская Анна, Виддинова Александра
Нижнiй рядъ: Малютина Параскева, кандидатъ богословiя Иванъ Александровичъ Сырневъ (учитель педагогики, дидактики, педагогической психологiи и логики) , Львова Александра
Листъ 8.
Верхнiй рядъ: Василiй Алексѣевичъ Шрамковъ (учитель пѣнiя), надворный совѣтникъ Дмитрiй Лукичъ Волковскiй (учитель ариѳметики и геометрiи)
Нижнiй рядъ: Нартова Любовь, Антонина Михайловна Уварова (учительница пѣнiя), Островидова Анна
Листъ 9.
Верхнiй рядъ: кандидатъ богословiя Александръ Матвѣевичъ Федоровъ (учитель ариѳметики, алгебры, геометрiи и отчизновѣденiя), коллежскiй совѣтникъ Сергѣй Лукичъ Волковскiй (учитель Закона Божiя)
Нижнiй рядъ: Сушкина Екатерина, Разсвѣтова Антонина, Благовидова Евгенiя (?)
Листъ 10.
Верхнiй рядъ: Надежда Лаврентьевна Романова (учитель французскаго языка), Екатерина Никитична Разумова (учитель чистописанiя)
Нижнiй рядъ: Смирнова Анна, Анна Петровна Людкевичъ (врачъ, зав. училищной больницей), Невзорова Любовь
Листъ 11.
Верхнiй рядъ: надворный совѣтникъ Аѳиногенъ Андреевичъ Сперанскiй (учитель исторiи) , коллежскiй совѣтникъ Владимiръ Ивановичъ Лисянскiй (врачъ)
Нижнiй рядъ: Иванова Ольга, Александра Дмитрiевна Васильева (воспитательница), Драгоцѣнкина Александра
Листъ 12.
Верхнiй рядъ: Феликсова Елена, Лебедева Нина
Нижнiй рядъ: Побѣдоносцева Вѣра, Благовидова Александра, Побѣдоносцева Нина.
Бiографiи.
Епископ Феофан (в миру Сергей Петрович Ильменский) (26 сентября (8 октября) 1867, Акатная Маза, Хвалынский уезд, Саратовская губерния — 11 (24) декабря 1918, Пермь) — епископ Русской православной церкви, епископ Соликамский, викарий Пермской епархии.
Родился 26 сентября (8 октября) 1867 года в селе Окатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии (ныне Акатная Маза, Хвалынский район, Саратовская область), в семье псаломщика местной церкви Петра Ильменского. Вскоре отец умер, и его вдове Анне Тимофеевне Ильменской (урождённой Алексеевской) вместе с сыном пришлось переехать в село Содом, где в священническом сане служил её младший брат протоиерей Димитрий Алексеевский. Позже он так вспоминал о своём отрочестве: «С раннего детства рос сиротой на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной женщины, много рассказывавшей мне о жизни преподобного Сергия, имя которого я носил, и на попечении заменившего мне отца дяди-воспитателя, кроткого и смиренного сельского пастыря, пятьдесят лет прослужившего в одном и том же глухом, захолустном селе. С ним-то я и научился делить с народом и радость, и горе, встречать церковные праздники Рождества Христова и Св. Пасхи».
В 1882 году окончил Саратовское духовное училище и поступил в Саратовскую духовную семинарию. Спустя годы он рассказывал: «В семинарии желание мое идти в священники не только не прошло, наоборот, под влиянием одной чудной книги — „Письма о должностях священного сана“, с которой я не расстаюсь и сейчас, созрело в непременную решимость быть священником, и притом в селе!». В 1888 году окончил Саратовскую духовную семинарию и поступил на первый курс Казанской духовной академии. На четвертом году обучения студент Ильменский представил на соискание ученой степени кандидата богословия курсовое сочинение по теме: «Филарет, архиепископ Черниговский, как проповедник». Преподаватели положительно отозвались о данному труде. В 1892 году он оканчивает духовную академию, будучи пятым по успеваемости среди двадцати четырёх выпускников. 13 июня 1892 года Совет Казанской духовной академии, отметив педагогические способности Сергия Ильменского, рекомендовал его к преподавательской работе «в семинарии по кафедре Св. Писания, богословских и философских предметов, общей церковной истории с русской и общей гражданской истории с русской».
С 1 (13) июля 1892 года — преподаватель Саратовского епархиального женского училища. Кандидат богословия Сергей Петрович Ильменский преподавал педагогику в пятых и шестых классах и получал 600 рублей годового оклада. В училище, он встретил свою будущую жену, Олимпиаду Ивановну Леплейскую, которая происходила из семьи священника села Новое Чирково Хвалынском уезда. Они обвенчались в Иоанно-Предтеченском соборе города Вольска 11 сентября 1894 года. 29 октября 1895 года, у них родилась дочь Мария. Впоследствии овдовел.
7 (19) октября 1894 года определён на должность законоучителя Саратовского Александро-Мариинского реального училища. Одновременно с этим состоялось его рукоположение в сан диакона и священника. Обе хиротонии совершил епископ Саратовский Николай (Налимов). Определён клириком Саратовского кафедрального собора. В Александро-Мариинском училище священник Сергий Ильменский являлся законоучителем основных классов. Он значился и в числе проповедников кафедрального собора. В «Саратовских епархиальных ведомостях», начиная с 9 октября 1894 года, имя священника Сергия Ильменского встречается многократно. С 1895 года по 1907 год в дополнение служил настоятелем домовой церкви реального училища, освященной 24 января 1895 года. За свои пастырские труды он был отмечен церковными наградами: набедренником (30 мая 1896 года); бархатной скуфьёй (24 января 1899 года); камилавкой (18 апреля 1903 года); золотым наперсным крестом (6 мая 1905 года); Библией, преподнесенной от Святейшего Синода (1906). С 20 сентября (3 октября) 1902 года — председатель совета Саратовского епархиального женского училища.
1 (14) января 1907 года становится законоучителем и настоятелем Марии-Магдалинской церкви Саратовского Мариинского института благородных девиц. В стенах этого института получали среднее образование в основном дочери дворян, в отдельных случаях принимали девиц из купеческого сословия. В конце 1909 года в Саратове открылся Императорский Николаевский университет. Об этом событии была напечатана приветственная статья священника Сергия Ильменского «Мысли и чувства пастыря Церкви в день открытия Саратовского Императорского Университета». 6 мая 1911 года был возведен в сан протоиерея. 4 сентября того же года он стал редактором «Саратовского духовного вестника».
31 августа (13 сентября) 1913 зачислен в братство Валаамского монастыря. С 12 (25) августа 1914 года — смотритель Балашовского духовного училища. В этом же году пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.
С 5 (18) сентября 1916 года — ректор Пермской духовной семинарии.
25 февраля (10 марта) 1917 года в Крестовой церкви Архиерейского дома состоялось наречение архимандрита Феофана во епископа Соликамского, викария епископа Пермского.
26 февраля (11 марта) 1917 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Хиротонию совершили епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Глазовский Павел (Поспелов), епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов) и епископ Челябинский Серафим (Александров) при 12 архимандритах, протоиереях и иереях и протодиаконе Матвее Попове. Епископу Феофану был вручен посох святого Стефана Пермского. Стал последним епископом, рукоположённым при Николае II.
Во время пребывания пермского архиепископа Андроника (Никольского) на Поместном соборе в августе — декабре 1917 года и в январе — апреле 1918 года епископ Феофан исполнял его обязанности по управлению епархией.
4 (17) февраля 1918 года он возглавил в Перми небывало многолюдный крестный ход, устроенный в связи с гонениями на церковь.
Вернувшись в Соликамск, выступал против национализации церковной собственности. Когда в 1918 году волостной земельный отдел «просил» Троицкий монастырь в Соликамске прислать планы сенокосных лугов для дальнейшего их изъятия, владыка ответил:
…предстанет Страшному Суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо захватывать принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние Церкви Божией. Без разрешения власти архиерея, Преосвященного Андроника, не имею права разрешать высылать планы….
Современники свидетельствовали о епископе Феофане как о великом молитвеннике и постнике, простом, открытом, внимательном к нуждам людей пастыре, бесстрашном обличителе безбожия.
22 июня 1918 года, после ареста и казни архиепископа Андроника, вступил в управление Пермской епархией. В конце лета был арестован.
1 июля 1918 года епископ Феофан на всенощном бдении произнёс слово по поводу ареста и убийства большевиками в Усолье священника Михаила Накарякова, после чего отслужил по нему панихиду. За службой поминал его как священномученика. Затем он позвал к себе сына отца Михаила — Николая, служившего диаконом в Троицкой церкви Перми, и сказал: «В память отца-мученика будешь рукоположён в сан священника. Иди вслед за отцом». По свидетельству архимандрита Хрисанфа (Клементьева), именно этот случай послужил поводом для большевиков начать преследование епископа Феофана.
24 декабря 1918 года, за несколько дней до занятия Перми войсками адмирала Александра Колчака, был казнён большевиками. Перед смертью подвергнут изощрённым мучениям. Чекисты раздели епископа донага и в тридцатиградусный мороз многократно погружали его в ледяную прорубь реки Камы. Тело владыки покрылось льдом толщиной в два пальца, но мученик всё ещё оставался жив. Тогда палачи его просто утопили. Вместе с ним были утоплены два священника и пятеро мирян.
Имя епископа Феофана было внесено в черновой поимённый список новомучеников и исповедников российских при подготовке канонизации, совершённой РПЦЗ в 1981 году. Однако список новомучеников был издан только в конце 1990-х годов.
На Архиерейском Соборе 2000 года священномученик Феофан и убиенные вместе с ним священники и миряне были причислены к лику святых.
Иеросхимонах Сергий (в миру Сергей Иванович Четвериков) (12 (24) июня 1867, Бахмут, Екатеринославская губерния — 29 апреля 1947, Братислава) — российский православный священнослужитель протоиерей (с 1942 года — иеромонах), деятель русской эмиграции. Автор
Родился 12 (24) июня 1867 года в городе Бахмут Екатеринославской губернии в «небогатой и глубоко религиозной купеческой семьи маленького уездного города».
С 1876 по 1879 год учился в Бахмутском духовном училище, позднее — на медицинском факультете Московского университета. В 1896 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
14 (26) июля 1896 года хиротонисан во диакона, а 21 июля (2 августа) — во священники и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма и законоучителем школ Крестовоздвиженского трудового братства (Неплюевского) в Глуховском уезде Черниговской губернии.
С 1897 по 1898 год был настоятелем Пятницкой церкви города Чернигова.
В 1898 году переехал в Саратов, законоучитель (1898) настоятель храма, инспектор классов и заведующий образцовой церковно-приходской школой в Иоанникиевском епархиальном женском училище (1903), одновременно с 1901 по 1907 год законоучитель во 2-й саратовской гимназии, председатель совета Общества религиозно-нравственного просвещения при Братстве Святого Креста и епархиального Комитета по оказанию помощи голодающим (1906).
С 1907 по 1919 год — настоятель Сампсониевского храма и законоучитель в Полтавском Петровском кадетском корпусе, в то время, когда там в том числе учился будущий святитель Иоанн Шанхайский.
Член Полтавского церковного историко-археологического комитета и Полтавской губернской ученой архивной комиссии (1908), протоиерей (1909), цензор проповедей по 1-му округу Полтавского у. (1910), председатель Всероссийского братства законоучителей (1911), первый заместитель члена Государственного совета от белого духовенства (1912), председатель ревизионной комиссии епархиального Свято-Макарьевского братства, товарищ председателя чрезвычайного епархиального съезда духовенства и мирян, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян, член редакции «Полтавских епархиальных ведомостей» (1917)[3].
Член Поместного собора 1917—1918 годов по избранию как клирик Полтавской епархии, участвовал в 1-й и 3-й сессиях, член XV, XVII отделов.
Уехал в Крым, а затем, в ноябре 1920 года, с Полтавским кадетским корпусом эвакуировался в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. В 1921—1923 годах настоятель сербского храма в селе Широка Кула в Лике.
В 1923 году переехал в Чехословакию и 23 августа стал настоятелем русской Николаевской церкви в Братиславе в юрисдикции управляющего русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). По словам митрополита Евлогия «Отец Четвериков поставил приход отлично и Братиславой не ограничился, а стал простираться и далеко за её пределы. В Словакии разбросано немало русских гнезд — семьи чехов-военнопленных, вернувшихся из России женатыми на русских. Отец Четвериков развил широкую миссионерскую деятельность по всей Словакии, окормлял до десяти таких гнёзд».
Основал в 1923 году и был (до 1946 года) председателем Общества памяти отца Иоанна Кронштадтского. В 1926 г. награждён палицей.
В 1927 году — делегат Епархиального собрания в Париже и съезда РСХД.
В 1928 году поселился в Париже, где с 15 июня 1928 года был духовником Русского студенческого христианского движения (РСХД) и первым настоятелем (1929—5 июня 1939) его церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на бульваре Монпарнас в Париже. Организовал внутри Движения христианское содружество с более строгой церковной дисциплиной. В храме, настоятелем которого он был, находили себе приют и утешение, получая возможность служить Литургию, православные священники, временно оказавшиеся без приходов. Уделял внимание духовным запросам детей и подростков.
27 июля 1936 года награждён митрой, член Комитета социальной помощи РСХД и председатель Строительного комитета по сооружению нового храма. Пользовался большим авторитетом в среде русской эмиграции.
Со 2 июля 1937 по 1 июня 1938 года жил в Валаамском монастыре, где работал над книгой о старце Паисии Величковском. Затем вторично поехал на Валаам, но не смог вернуться во Францию из-за войны, в 1940 году вместе с братией монастыря эвакуировался в глубь Финляндии, где был основан Ново-Валаамский монастырь.
8 июля 1940 года вышел за штат и поселился в Братиславе у своего сына. 15 августа 1942 года был пострижен в монашество в монастыре преподобного Иова в Ладимировой. После смерти митрополита Евлогия, в 1946 году принят в клир Московского патриархата. Незадолго до смерти принял великую схиму.
Скончался 29 апреля 1947 года в Братиславе, погребён на кладбище «Соловьиная долина».
Семья
Жена Елена, дети: Ангелина, Александра, Феодосий, Ольга, Сергей.
Награды
Награждён скуфьей, камилавкой (1904) и наперсным крестом, орденами св. Анны III степени (1912) и св. Владимира IV степени (1915).
Богословский Федор Алексеевич (184? – после 1917). Учитель в духовном училище в Вольске. После переезда в Саратов – преподаватель в женском епархиальном училище. Отец художника-реставратора Дмитрия Федоровича Богословского (ученик И.Е. Репина).
Михаил Николаевич Виноградов, священник, 57 лет, законоучитель; на епархиальной службе с 1881 года. Священник церкви Свято-Духовской церкви г. Саратова. Награжден орденом св. Анны III степени.
Епископ Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганов или Долганёв; 25 апреля (7 мая) 1858, Новая Одесса, Херсонский уезд, Херсонская губерния — 29 июня 1918, близ деревни Карбаны, Тобольская губерния) — епископ Православной российской церкви, Епископ Тобольский и Сибирский.
Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году. Память 16 (29) июня и 20 августа (2 сентября), а также в Соборе Московских святых, Соборе Саратовских святых, в Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917—1918 гг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Родился в семье священника, который впоследствии принял монашество и был возведён в сан архимандрита в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. С детских лет был глубоко религиозным человеком.
Окончил Одесское духовное училище и пять классов Одесской духовной семинарии. Аттестат зрелости получил в классической гимназии города Ананьева Херсонской губернии. Два года учился на медицинском факультете Женевского университета. Окончил юридический факультет Новороссийского университета (1889) и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1893).
Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению. В 1890 году пострижен в монашество, посвящён в сан иеродиакона, а 15 марта 1892 года — в сан иеромонаха.
В 1894 году награждён набедренником и наперсным крестом. С 1895 цензор русских текстов в журнале «Пастырь-Мцкемси».
С 1893 года — инспектор, с 1898 года — ректор Тифлисской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Тогда же он был назначен членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, председателем епархиального училищного совета, редактором «Духовного вестника Грузинского экзархата». Лично исключил из семинарии Иосифа Джугашвили за прогулы и низкую успеваемость.
С 14 января 1901 года — епископ Вольский, викарий Саратовской епархии.
Развернул широкую миссионерскую деятельность, к которой привлекал и мирян. Организовал внебогослужебные чтения и беседы, разрабатывал программы для воскресных школ. Председатель епархиального училищного совета.
С 21 марта 1903 года — епископ Саратовский и Царицынский. Чин хиротонии в Казанском соборе совершили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), Киевский и Галицкий Феогност (Лебедев), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский), епископы Кишинёвский и Хотинский Иаков (Пятницкий), бывший Полоцкий и Витебский Маркелл (Попель), Ямбургский Борис (Плотников), Гдовский Вениамин (Муратовский) и Нарвский Никон (Софийский).
Призывал духовенство к истовому, неспешному и строго-уставному совершению церковного богослужения. Значительное внимание уделял борьбе с сектантством, в рамках которой устраивал внебогослужебные пастырские беседы. За время его правления в Саратовской епархии были построены свыше пятидесяти храмов, основаны 4 монастыря, открыты 400 одноклассных церковно-приходских школ, налажено издание еженедельника «Братский листок» («Россиянин» в 1907 году), но последующая ревизия выявила полное расстройство финансового положения и необоснованные перемещения в отдалённые приходы даже почитаемых паствой священников.
Во время революции 1905 года выступал с ярко выраженных антиреволюционных позиций, часто выступал с проповедями, проявив себя как убеждённый и последовательный монархист. Изданное им «Патриотическое воззвание» спровоцировало еврейский погром в Саратове.
Один из организаторов отделения Союза русского народа в Саратове. В 1907 году Гермоген из-за того, что Союз русского народа принимал в свои ряды старообрядцев, создал и возглавил Православный братский Союз русского народа, предав анафеме членов саратовского отделения Союза русского народа.
Один из самых неоднозначных русских архиереев начала XX века. Выступал с резкой критикой современных ему тенденций в литературе и театральной жизни. Его публичные выступления были «предельно резкими, зачастую нарушали положения российского законодательства». Ходатайствовал перед Святейшим синодом о запрете пьесы Леонида Андреева «Анатэма» и отлучении от Церкви более 100 русских писателей, в том числе Дмитрия Мережковского и Василия Розанова. Отменил назначенную в кафедральном соборе панихиду по актрисе Вере Комиссаржевской (она скончалась во время гастролей от чёрной оспы).
На заседании Святейшего синода в конце 1911 года выступил против предлагавшегося московским митрополитом Владимиром (Богоявленским) и великой княгиней Елизаветой Фёдоровной введения чина диаконисс в православной церкви. Апеллировал в резкой форме по этому вопросу к императору — направил ему телеграмму, в которой утверждал, что Святейший синод учреждает в Москве «чисто еретическую корпорацию диаконисс, фальшивое подложное учреждение вместо истинного». В этой телеграмме критиковал также проект введения особого чина заупокойного моления об инославных, заявив, что этим оказывается «открытое попустительство и самовольное бесчинное снисхождение к противникам Православной Церкви».
Одновременно вступил в конфликт с Григорием Распутиным, которого первоначально поддерживал. Ради борьбы с «блудливым старцем» образовал союз с черносотенным иеромонахом Илиодором (Труфановым), который первоначально поддерживался церковными и светскими властями, видевшими в нём успешного антиреволюционного пропагандиста. На квартире епископа 16 декабря 1911 года Гермоген, Илиодор, юродивый Митя, писатель Иван Родионов и другие стали обличать Распутина и, угрожая саблей, заставили целовать крест. В результате Распутин был вынужден поклясться, что покинет царский дворец.
3 января 1912 года уволен Императором от присутствия в Синоде с предписанием выехать во вверенную ему епархию. Отказавшись подчиниться, давал интервью газетам, в которых критиковал членов Синода. 17 января уволен от управления епархией и водворён в Жировицкий монастырь. В августе 1915 года был переведён в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.
С 8 марта 1917 года — епископ Тобольский и Сибирский; назначен на этот пост как «жертва старого режима». Сохранил монархические убеждения, призывал паству «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским гнусным развратом». Резко критиковал Декрет об отделении церкви от государства.
В 1917 году член Поместного собора Православной российской церкви по должности, участвовал только в 1-й сессии, член III отдела.
15 апреля 1918 года в Тобольске прошёл большой крестный ход, после окончания которого епископ был помещён под домашний арест. Затем был отправлен в Екатеринбург, куда прибыл 18 апреля; был заключён в тюрьму, где занимался чтением Нового Завета в переводе Константина Победоносцева и житий святых, молился и пел церковные песнопения.
Тобольский епархиальный съезд направил в Екатеринбург делегацию, которая просила выпустить епископа под залог. В состав делегации входили брат епископа Гермогена протоиерей Ефрем Долганёв, священник Михаил Макаров, присяжный поверенный Константин Минятов. Делегация выплатила установленный залог в размере десяти тысяч рублей (первоначально власти требовали сто тысяч), однако епископ не был освобождён, а члены делегации оказались сами арестованы и вскоре расстреляны.
В июне 1918 года епископ и ещё несколько заключённых (священник села Каменского Екатеринбургской епархии Пётр Карелин, бывший жандармский унтер-офицер Николай Князев, гимназист Мстислав Голубев, бывший полицмейстер Екатеринбурга Генрих Рушинский и офицер Ершов) были увезены в Тюмень и доставлены на пароход «Ермак». Вначале их заставили работать на строительстве укреплений около Покровского, затем перевели на пароход «Ока», который направился к Тобольску. На пути к этому городу Павел Хохряков лично дал распоряжение об уничтожении всех взятых с отрядом заложников 29 июня 1918 года. Епископа Гермогена и священника Петра Корелина утопили 29 июня в реке Туре.
Тело епископа Гермогена было обнаружено 3 июля и на следующий день захоронено крестьянами села Усольского. Через месяц, 2 августа, останки епископа были перезахоронены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора Тобольска. Склеп и мощи новомученика были обнаружены во время ремонта собора в 2005 году.
В ноябре 1981 года Архиерейский Собор РПЦЗ канонизировал Собор новомучеников и исповедников Российских, но без поимённой канонизации. В дальнейшем в число новомучеником был включён и епископ Гермоген с установлением памяти 16 июня.
В августе 2000 Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Тем же Деянием к общецерковному почитанию в Соборе новомучеников и исповедников Российских были канонизированы пострадавшие вместе со св. Гермогеном священномученики Ефрем Долганёв, Михаил Макаров, Пётр Карелин и мученик Константин Минятов.
4 мая 2017 года решением Священного Синода Русской православной церкви включён в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917—1918 гг.» (память 5/18 ноября).
Алексей Иванович Алфионов (1858–1931) — учитель истории в Саратовском епархиальном женском училище и Первой женской гимназии Саратова учителей. Сын священника Иоанна Алфионова. Тот принял монашеский постриг с именем Александр после смерти супруги, с которой они воспитали пятерых детей. Алексей Иванович окончил Саратовскую православную духовную семинарию и Казанскую Духовную Академию (1883г.), но священником не стал, сосредоточившись на преподавании.
Владимир Всеволодович Гиттерман, правнук Алексея Ивановича, рассказывает, что ангельского вида воспитанницы женских училищ не чужды были озорства. Иногда они даже разыгрывали на уроках преподавателей, и попадало им за это, наверное, нешуточно. Жизнь жительствовала — и Алексей Иванович, полюбив, женился на одной из своих воспитанниц — Зинаиде Аркадьевне Воронцовой (1868–1943). Она была дочерью священника Аркадия Воронцова, служившего в Балашовском, а затем в Сердобском уезде, и родной сестрой Александра Воронцова — врача-подвижника, много сделавшего для медицины в Вольске. Известно, что Зинаида отлично училась и два года подряд награждалась похвальным листом.
Супруги Алфионовы жили в своем доме на Аничковской улице Саратова (ныне угол улиц Рабочей и Провиантской). Они вырастили шестерых детей. Дочь Ольга окончила Высшие Бестужевские курсы в Петербурге, сын Евгений служил врачом в лазарете Красного Креста, дочь Лидия, продолжая дело отца, была сельской учительницей.
Об отношении к Алексею Ивановичу его учеников (а он преподавал еще в Александровском ремесленном училище и Римско-католической духовной семинарии) хорошо свидетельствует опасный эпизод из его жизни. В 1917 году (вероятно, в первые дни после Октябрьского переворота) пожилой учитель, интересуясь происходящими событиями, оказался у здания Саратовской городской думы, где происходили волнения, и был задержан. Случайно увидев в толпе соседку, он смог через конвой попросить ее сообщить жене, что его арестовали. Среди революционеров оказались бывшие ученики Алексея Ивановича, они ему помогли, и его отпустили домой. Больше он на митинги не ходил.
Алексей Иванович Алфионов продолжал преподавание до конца жизни, в последние годы уже в советской школе. В 1919 году, в 61 год, он неожиданно вновь стал студентом, поступив на только что открывшийся юридический факультет Саратовского университета. Юриспруденция всегда была ему очень интересна. Еще одним увлечением были шахматы — сыграть партию к нему часто приходил на закате лет его родной брат Яков Иванович. Братья были очень близки друг другу; похоронены они, предположительно, тоже вместе.
Зинаида Аркадьевна Воронцова умерла во время Великой Отечественной войны. Она встретила ее всё в том же, уже обветшавшем, доме на Аничковской — в нем оставались в военные годы только она и ее парализованная сестра Лидия. Последние месяцы были тяжелы: к престарелым сестрам подселили беженцев из Ленинграда, и они распродали из дома практически все вещи. К счастью, остался нетронутым семейный архив.
Александра Ивановна Покровская (18?? – 19??) начальница епархиального женского училища в Саратове с 1903г. Дочь священника. Воспитывалась в Саратовском епархиальном училище (1875 г.).
Тычинин Михаил Владимирович (18?? -19??) коллежский советник, 24 янв. 1910 г. преподаватель словесности в Саратовском епархиальном женском училище. с 24 января 1910 г. преподаватель словесности и русского языка в Петровском Полтавском кадетском корпусе. 15 января 1913 г. М.В. Тычинину предоставлено право носить медаль в память Отечественной войны 1812 г. Во ВСЮР с 7 авг. 1919 на той же должности. В эмиграции в Югославии. Преподаватель словесности и русского языка в Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви (1920-1929) и далее в Первом русском Великого Князя Константина Константиновича кадетском корпусе (Белая Церковь, 1929-1944).
Сырнев Иван Александрович (18?? – 19??) Из семьи священника Вятской губернии. Закончил Вятскую духовную семинарию в 1898 года (1 разряд) и Казанскую Духовную Академию (выпуск 1902 года, курс XLIII). Удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.
На 1904 г. преподаватель педагогики, дидактики, педагогической психологiи и логики в Саратовском епархиальном женском училище. В 1906/07 учебном году преподаватель арифметики в первых и вторых классах Балашовской мужской гимназии. Судьба после революции неизвестна. Брат известного живописца графика Сырнева Леонида Александровича (1887–1941) выпускника МУЖВЗ (вторая половина 1900-х мастерская А. М. Васнецова).
Волковский Дмитрий Лукич (11.02.1869 — 12.08.1934).
Российский и советский педагог-математик, методист в области начальной арифметики. Окончил Саратовскую духовную семинарию (1889) и Московскую духовную академию (1896). Преподавал в начальных и средних учебных заведениях Саратова. Учитель приготовительного класса Петровского духовного училища (с 14.7.1889), надзиратель за воспитанниками в Саратовской духовной семинарии (с 21.8.1896), преподаватель арифметики и геометрии в основных классах Саратовского епархиального женского училища (с 1.8.1898), а также преподаватель арифметики в 7 классе. Автор учебника «Собрание арифметических упражнений для гимназий и реальных училищ. Курс третьего класса» (М., 1907). Награжден орденом св. Станислава 3-й степени. Холост (на 1904). На летних педагогических курсах познакомился с К. П. Аржениковым, С. И. Шохор-Троцким и А. И. Гольденбергом, которого считал своим учителем. В 1906 году был приглашен московским педагогом Д. И. Тихомировым помощником по редакции журнала «Педагогический листок», одновременно преподавал методику арифметики и математику. Основные труды по методике начальной арифметики. Организовал перевод на русский язык ряда учебников и методик (Э. Бореля, В. А. Лая, Ж. Таннери, И. Штёклина и др.). Написал учебники математики для начальной школы, которые выдержали много изданий, в том числе, в 1920-е годы.
Волковский Сергей Лукич (1866 – 1935, Саратов). Родители Волковский Лука Иванович (ок. 1827 – 1.7.1888) и Волковская Анна Ивановна (18?? – не ранее 1907г.). Выпускник Саратовской духовной семинарии (1886) И Казанской Духовной Академии (1892).
15.8.1904 рукоположен во диакона епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганёвым) в крестовой церкви архиерейского дома.
16.8.1904 рукоположен во священника епископом Саратовским и Царицынским Гермогеном (Долганёвым) в Сергиевской (Нерукотворенно-Спасской) церкви.
10.12.1886 –19.1.1887 Саратовская губ., Вольский уезд, г. Вольск, Вольское духовное училище, надзиратель.
19.1.1887 –ок. 1888 Саратовская губ., Вольский уезд, г. Вольск, Вольское духовное училище, учитель приготовительного класса.
9.9.1892–1905 Саратовская и Царицынская епархия, г. Саратов, Саратовское Иоанникиевское епархиальное женское училище, священник (с 16.8.1904), преподаватель Закона Божия в обоих отделениях 4, 5 и 6 классов (1892–1905). Надворный советник (с 1900). Член Общества вспомоществования недостаточным воспитанницам Саратовского Иоанникиевского епархиального женского училища.
1905–1918 Саратовская и Петровская епархия, г. Саратов, 2-е реальное училище цесаревича Алексея Николаевича, священник, преподаватель, законоучитель. Командирован для исполнения треб духовно-нравственного воспитания юнкеров в Саратовскую школу прапорщиков (с 10.4.1917).
1918 Саратовская и Петровская епархия, г. Саратов, 5-я Саратовская женская гимназия Министерства народного просвещения, священник, преподаватель, законоучитель.
Дети: Волковская Антонина Сергеевна (01.03.1898г.-19??); Ольга Сергеевна (28.05.1899г.-19??); Вячеслав Сергеевич (27.09.1900г.-19??); Георгий Сергеевич (21.02.1902г.-19??)
Награды: орден св. Станислава 3-й степени (1900) и орден св. Анны 3-й степени (1904)
Выпуск 1904 года.
Окончили VII (педагогический) класс
Со свидетельствами:
Агрикова Елизавета
Благовидова Александра
Васильева Зинаида
Веретенникова Любовь
Владимирская Мария
Владыкина Анна
Волконская София
Голубева Евлампия
Диаконова Мария
Живописцева Александра
Живописцева Мария
Златомрежева Таисия
Космолинская Валентина
Космолинская Агриппина
Краснова Анна
Леонидова Антонина
Миронова Ольга
Орлова Анна
Пародоксова Елизавета
Пародоесова Надежда
Полякова Александра Петровна (в замужестве Никонова)
Прелатова Антонина
Смирнова Анна
Смирнова Мария
Тархова София
Шевцева Дросида
Окончили VI основной класс
С аттестатами:
Баклушинская Мария – с наградой 1 степени
Воскресенская Серафима – с наградой 1 степени
Драгомирова Евгения – с наградой 1 степени
Протассова Евгения – с наградой 1 степени
Голубинская Екатерина – с наградой 2 степени
Благовидова Евгения
Беляева Антонина
Беляева Любовь
Белякова Екатерина
Веселовская Евгения
Виноградова Вера
Добрянская Надежла
Зангарова Наталья
Златогорская Зинаида
Каришнева Таисия
Крекогорская Мария
Кудряшова Калерия
Покровская Мария
Полякова Антонина
Рождественская Олимпиада
Соколова Александра
Соловьева Анфиса
Соловьева Валентина
Сургучева Лидия
Тихлнравова Клавдия
Тифлова Антонина
Троицкая Екатерина
Успенская Екатерина
Фисейская Анна
Фиолетова Евгения
Храмцова Юлия
Шокурова Нина
Тернавская Анна – допускается к испытанию по геометрии после каникул
Окончили VI параллельный класс
С аттестатами:
Виддинова Александра – с наградой 1 степени
Никольская София – с наградой 1 степени
Аристова Ольга
Виноградова Клавдия
Глухова Клавдия
Драгоценкина Александра
Иванова Ольга
Космолинская Анна
Лебедева Нина
Львова Александра
Малютина Параскева
Нартова Любовь
Несмелова Вера
Островидова Анна
Победоносцева Вера
Победоносцева Нина
Покровская Любовь
Поспелова Мария
Разсветова Антонина
Святославова Клавдия
Смирнова Валентина
Сушкина Екатерина
Благовидова Евдокия – допускается к отдельному испытанию в августе по словесности
Диденкова Зоя – допускается к отдельному испытанию в августе по словесности
Колерова Зинаида – допускается к отдельному испытанию в августе по словесности
Феликсова Елена – допускается к отдельному испытанию в августе по словесности
Боголюбова Антонина – допускается к отдельному испытанию в августе по словесности
Кадмова Агафия – допускается к отдельному испытанию в августе по словесности
Выбыли:
Из IV параллельного класса
Феофарова Нина - увольняется по малоуспешности
Из Приготовительного класса
Невзорова Любовь – увольняется по малоуспешности
Саратовское епархиальное женское училище.
Женские епархиальные училища в царской России "имели цель обучать сельских матушек и вообще женщин-крестьянок грамоте, естественным наукам, географии, рукоделию, домашнему хозяйству и воспитанию детей". Первые мысли об открытии подобного учебного заведения в Саратове были озвучены во второй половине 1850-х годов. В ноябре 1857 года к епископу Иоанникию обратилась помещица Раевская, желавшая открыть в Раевке Сердобского уезда приют для бедных, немощных, старых и малых разных сословий. На благое дело Раевская собрала восемь тысяч рублей, которые затем предпочла вложить в саратовское училище для девиц духовного звания, отказавшись от первоначальных замыслов. В 1859 году начался активный поиск остальных средств, а для организации училища был создан специальный комитет. К 1867 году удалось собрать 30 тысяч рублей. Член комитета архимандрит Никанор предлагал разместить училище при женском Крестовоздвиженском монастыре, но в итоге за 20 тысяч рублей был приобретён и в 1868 году реконструирован дом дворянки Кропотовой на Большой Сергиевской улице (Чернышевского) с садом и дворовым местом. Убедившись в наличии подходящих помещений и финансировании, со второй попытки Священный Синод разрешил открытие в Саратове Епархиального женского училища в три класса с двухгодичным курсом в каждом по общепринятой программе. 3 (15) февраля 1869 года училище было официально открыто1. В 1870 году в одном из помещений была освящена домовая Введенская церковь. В мае 1873 года при училище в специально построенном годом ранее каменном флигеле открылся детский приют, после чего летом к быстро ставшему тесным основному корпусу надстроили третий этаж. В 1876 году для лучшего приготовления потенциальных учительниц были введены практические уроки воспитанниц с детьми. В 1878–1879 годах был построен новый корпус ставшего шестиклассным училища, где разместились классы и библиотека. Тогда же было приобретено соседнее дворовое место со стороны улицы с домом и дворовыми службами. В 1880 году было построено новое здание училищной больницы на 30 коек, основной задачей которой была борьба с нередкими эпидемиями, от одной из которых в прошлом умерли четыре воспитанницы. В 1881 году приют переехал в съёмное помещение, а флигель был передан воспитанницам. Ещё через год был приобретён дом для приготовительного класса и приюта, в 1883 году подверглись реконструкции надворные постройки и была завершена новая баня. В 1886–1887 годах главный корпус был расширен за счёт капитальной пристройки. В середине 1890-х годов в училище было свыше 500 воспитанниц, из которых 430 проживали в самом училище. Среди последних было до 150 сирот и детей из малоимущих семей, которые содержались в основном на прибыль от свечного завода. Кроме того, среди учащихся было 130 священнических дочерей, 75 псаломнических, 10 диаконских, а также 65 светских и иноепархиальных.
В 1918 году новая Советская власть закрыла женское училище. По указу Губисполкома от 10 января 1925 года в освободившихся помещениях открылся детский дом "Красный городок" с интернатом на 600 человек детей обоего пола, школой и мастерскими. Детей в интернат собирали в ночлежных домах, приёмниках и на улицах. Само здание за годы простоя и разрухи пришло в упадок и было основательно отремонтировано3. В 1930-х годах "Красный городок" переехал в помещения уже частично разрушенного Крестовоздвиженского женского монастыря на улице Лермонтова, а здание бывшего епархиального училища заняла акушерско-гинекологическая больница. После закрытия детского дома в бывшем монастыре 20 декабря 1960 года начала работу школа-интернат №4 для детей, перенёсших полиомиелит. В 1969 году она переехала в освободившееся здание училища на улице Чернышевского.
В настоящее время главный корпус дореволюционного епархиального женского училища продолжает занимать школа-интернат №4 для обучающихся по адаптированным образовательным программам. Выходящие на улицу Чернышевского левое и правое крыло бывшего училища ныне выполняют роль многоквартирных жилых домов. В 2006 году в последнем сохранившемся здании Крестовоздвиженского монастыря, где изначально предполагалось открыть училище в 1860-х годах и где в советский период работали детдом и школа-интернат, начало работу возрождённое Саратовское межъепархиальное женское духовное училище во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Обучение ведётся по двум специальностям: "регент церковного хора, преподаватель церковного пения" и "сестра милосердия, социальный работник". До 2019 года училище делило здание с новой Крестовоздвиженской церковью, после чего было переведено в восстановленное здание Свято-Владимирской богадельни.