На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Групповое фото ученицъ частной женской гимназiи А.А. Оболенской.

(1870-е гг.)


Фото: 21,8х16,2 см

Бланкъ: 24,5х17,2 см


На лицевой сторонѣ:

Левицкiй

На оборотной сторонѣ:

Фотографы Ихъ Императорскихъ Величествъ

Левицкiй и Сынъ

С.Петербургъ

Невскiй 28.


Справка 1:

Гимназия княгини А. А. Оболенской — частная женская гимназия в Санкт-Петербурге, цель которой была подготовить девушек к поступлению в высшие учебные заведения. Основана в 1870 году. Это было второе учебное заведение для девочек такого уровня в стране. В 1868 году, за два года до открытия гимназии кн. Оболенской, в Петербурге же открылось общеобразовательное женское училище (позже гимназия) г-жи Стешневой, имевшее программу мужской классической гимназии. В 1918 году гимназия была преобразована в 16-ю единую трудовую школу г. Петрограда.

Приехав в 1868 году с мужем А. В. Оболенским в Петербург из Ковно, Александра Алексеевна Оболенская вошла в кружок образованных женщин (А. П. Философова, М. А. Быкова, Е. О. Лихачёва, М. В. Трубникова), в котором горячо обсуждался вопрос об открытии Высших женских курсов в Петербурге. Александра Алексеевна, будучи недовольной тем, как обстоит дело со средним образованием для девочек, решила открыть школу, обучение в которой готовило бы к университетскому курсу.

Решение А. А. Оболенской, поддержанное мужем, вызвало бурю негодования среди его родных, так как подобное занятие для княгини считалось низким. Генерал А. Л. Потапов (впоследствии шеф жандармов) язвительно заметил: «Почему бы вам, Alexandrine, не открыть прачечного заведения?». Вопреки сопротивлению сановных родственников гимназия была открыта в ноябре 1870 года.

Курс гимназии примерно соответствовал программам мужских реальных училищ той поры.

С 1871 года гимназия помещалась в доме № 16 по Средней Першпективе (ныне ул. Маяковского). В 1901 году гимназия переезжает в специально построенный дом № 8 по Баскову переулку (архитектор Г. В. Барановский, 1899—1900). В 1902—1903 годах здание было расширено под руководством военного инженера Г. Л. Кононова.

После революции и переименования гимназии в 16-ю единую трудовую школу в ней продолжали работать учителя дореволюционного набора. Шестнадцатой единой трудовой, а позднее средней школой до 1930 года заведовал бывший учитель гимназии кн. Оболенской Даниил Александрович Александров, отец математика, академика А. Д. Александрова.

Преподаватели и руководство гимназии.

Е. С. Волков, глава учительского коллектива в 1870—1875 годах. В прошлом военный инженер отказался от военной карьеры и посвятил себя учительству. Женат на старшей дочери А. А. Оболенской Елизавете Васильевне

А. Я. Герд — в 1875 году заместил Е. С. Волкова, в 1877 заведующий гимназией, а в 1879 году, когда гимназия была преобразована в гимназию министерства народного просвещения, Герд назначен председателем педагогического совета этой гимназии.

После смерти А. А. Оболенской в 1890 г., её дочь Мария Андреевна Мещерская стала собственницей гимназии. Но она, не унаследовав педагогического дарования матери, всё ведение дел передаёт в руки Герда, Форстена и Е. Н. Терстфельд.

Учителя

1870-е — А. Н. Страннолюбский — математик, разработчик программы школы; П. И. Вейнберг — словесник.

1880-е — Я. И. Ковалевский — физик, Е. Ф. Литвинова — математик, А. Я. Билибин — математик, А. О. Пуликовский — географ, Н. Е. Смирнов — словесник, Д. А. Тихомиров — богослов, Н. Г. Дебольский (1880—1896); Г. В. Форстен[9] (c 1887? года) — историк, Елизавета Николаевна Терстфельд[6], Анна Петровна Валуева-Мунт.

Известные ученицы

Вилькина, Людмила Николаевна (1873—1920) — русская поэтесса, писательница, переводчица, публицистка и литературный критик. Курс не закончила.

Гаген-Торн, Нина Ивановна (1900—1986) — русский этнограф, историк, поэт и писатель-мемуарист.

Гуревич, Любовь Яковлевна (1866—1940) — 1884, русская писательница, литературный и театральный критик, переводчик.

Ермолаева, Вера Михайловна (1893—1937) — 1910, художница, представительница русского авангарда.

Комиссаржевская, Вера Федоровна (1864—1910) — с 1874, курс не закончила. Великая актриса.

Крупская, Надежда Константиновна (1869—1939) — 1887 г. с золотой медалью, член РСДРП(б), жена В. И. Ульянова.

Набокова, Вера Евсеевна (урожд. Слоним; 1902—1991) — окончила 6 классов (1916), жена Владимира Набокова, переводчица его произведений (Pale Fire).

Салтыкова, Елизавета Михайловна (1873—1927) — 1890, дочь М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Столыпина, Александра Петровна (1898—1987) — известны результаты экзамена за 1911 г., дочь П. А. Столыпина.

Столыпина, Ольга Петровна (1897—1920) — известны результаты экзамена за 1911 г., дочь П. А. Столыпина.

Тимирёва, Анна Васильевна (урожд. Сафонова; 1893—1975) — 1911, русская поэтесса, была спутницей адмирала Колчака во время гражданской войны.

Тыркова-Вильямс, Ариадна Владимировна (1869—1962) — училась одновременно с Н. К. Крупской, курс не закончила, член ЦК партии кадетов, депутат Государственной Думы, писатель и критик.

Шоле, Лидия (1896—1943) — 1914, польская художница караимского происхождения.


Справка 2:

Придворный фотографъ Сергѣй Львовичъ Левицкiй.

Сергѣй Львовичъ Левицкiй (5 (17) августа 1819, Москва — 10 (22) iюня 1898, Санктъ-Петербургъ) — русскiй придворный фотографъ. Отецъ фотографа Льва Левицкаго и художника Рафаила Левицкаго.

Внебрачный сынъ сенатора Л. А. Яковлева, который послѣ Тильзитскаго мира состоялъ посломъ при дворѣ Жерома Бонапарта. Двоюродный братъ А. И. Герцена.

Окончилъ юридическiй факультетъ Московскаго университета (1839), служилъ въ Петербургѣ въ канцелярiи министра внутреннихъ дѣлъ графа А. Г. Строганова.

Увлекся дагеротипiей, въ которой совершенствовался подъ руководствомъ академика Ю. Ф. Фрицше во время совмѣстной инспекцiонной поѣздки въ 1843 году на Кавказъ для изученiя состоянiя минеральныхъ водъ. Въ этой экспедицiи Левицкiй снялъ нѣсколько видовъ Пятигорска, Кисловодска, горъ Машук и Бештау.

Въ 1844 году Левицкiй, рѣшивъ посвятить себя фотографiи, вышелъ въ отставку и отправился въ Европу съ цѣлью совершенствованiя фотографическихъ знанiй. Въ 1845 году, во время поѣздки въ Римъ, онъ фотографировалъ бывшихъ тамъ выдающихся русскихъ художниковъ и писателей, въ томъ числѣ Николая Васильевича Гоголя (это единственная извѣстная фотография писателя). Позднiе въ Парижѣ Левицкiй слушалъ лекцiи по химiи въ Сорбоннѣ, познакомился съ Дагеромъ и со многими извѣстными учеными — пiонерами свѣтописи.

Въ 1847 году по рисункамъ Левицкаго была сконструирована камера съ фокусировочнымъ мѣхомъ. Въ 1849 году на Промышленной выставкѣ въ Парижѣ Шарль Шевалье получилъ золотую медаль за дагеротипные снимки, изготовленные съ помощью его объектива — портреты и группы, снятые русскимъ мастеромъ Левицкимъ. Это была первая въ исторiи награда за фотографическiя произведенiя.

22 октября 1849 года онъ открылъ «Дагеротипное заведенiе Сергѣя Левицкаго» въ Петербургѣ, на Невскомъ проспектѣ (домъ аптекаря К. И. Имзена). Здѣсь онъ первымъ предложилъ идею искусственнаго освѣщенiя въ условiяхъ студiи. Въ 1851 году его дагеротипы получили золотую медаль на Международной выставкѣ въ Парижѣ.

Съ 1852 года Левицкiй сталъ работать для Императорскаго Двора. Въ Зимнемъ дворцѣ онъ снималъ на дагеротипъ Императора Николая I и Императрицу Александру Ѳеодоровну. Этотъ портретъ былъ размноженъ съ помощью литографiи. Въ 1856 году фотографировалъ мокроколлодiоннымъ способомъ коронацiю Государя Александра II въ Москвѣ. Въ серединѣ 1850-х годовъ въ ательѣ, ставшемъ называться «Свѣтопись Левицкаго», онъ работалъ съ помощниками — В. И. Флейхгаузомъ, затѣмъ съ А. И. Шпаковскимъ. Ателье прiобрело широкую извѣстность въ столицѣ, въ немъ были увѣковечены многiе дѣятели русской культуры. Въ 1857 году Левицкiй создалъ «Коллекцiю портретовъ русскихъ литераторовъ», небольшой тиражъ которой поступилъ въ продажу.

Въ 1858 году американскiй фотографъ Уорренъ Томпсонъ пригласилъ Левицкаго руководить своимъ ателье въ Парижѣ, и въ маѣ 1859 года онъ вмѣстѣ съ семьей прибылъ во французскую столицу. Вскорѣ въ Парижѣ Левицкiй открылъ собственное заведенiе на улицѣ Шуазель, 22, которое послѣ его возвращенiя на родину перешло къ фотографу Ле Жену (Le Jeune), съ которымъ онъ вмѣстѣ работалъ.

Въ 1860 году Левицкiй примѣнилъ ретушь негатива, убѣдивъ фирму Фабера заняться изготовленiемъ для этого спецiальныхъ карандашей.

Въ 1864 году за портреты Наполеона III и его семьи, снятые въ Фонтебло, Левицкiй получилъ звание «Фотографъ Императора Наполеона III» и сталъ членомъ Французскаго фотографическаго общества.

Въ 1877 году С. Л. Левицкiй получилъ офицiальное званiе «Фотографъ Ихъ Императорскихъ Величествъ». Въ томъ же году онъ передалъ управление своимъ ателье «Фотографы Ихъ Императорскихъ Величествъ „Левицкiй и сынъ“» своему сыну Льву.

Въ 1890—1894 годы по желанiю Императора Александра III для Левицкаго былъ построенъ образцовый «фотографическiй домъ» на Казанской улицѣ, д. 3, рядомъ съ Казанскимъ соборомъ.

Левицкiй былъ награжденъ многими иностранными и русскими орденами и медалями; неоднократно получалъ высшiя премiи на международныхъ фотовыставкахъ. По приглашенiю Министерства финансовъ онъ былъ «экспертомъ по свѣтописи» на трехъ Всемiрныхъ выставкахъ; также былъ членомъ жюри Международной парижской выставки 1878 г., первой въ России фотографической выставки въ Петербургѣ (1888) и др. Одинъ изъ основателей V Отдѣла по свѣтописи и ея примѣненiямъ при Русскомъ техническомъ обществѣ; въ 1886—1891 годы — председатель Отдѣла. Публиковалъ статьи въ журналѣ «Фотографъ» (1864—1866; 1880—1884).

Однимъ изъ первыхъ въ Россiи Левицкiй сталъ примѣнять съемку при вольтовой дугѣ, при электрическомъ освѣщенiи, использовать бромжелатиновыя пластинки. Запечатлѣвъ четыре поколенiя династiи Романовыхъ, Левицкiй имѣлъ исключительное право художественной собственности на портреты Августѣйшей Семьи.

Левицкiй — единственный фотографъ, которому позировали четыре поколенiя семьи Романовыхъ: въ началѣ 1850-х онъ дѣлалъ дагеротипы Императора Николая I и Александры Ѳеодоровны, потомъ на протяженiи десятилѣтiй снималъ Государей Александра II, Александра III и Николая II. У Левицкаго былъ талантъ подчеркивать выигрышныя стороны внѣшности и сглаживать недостатки.

Сергѣй Левицкiй нотариально завѣрялъ авторскiя права на снимки Императорской Семьи и имѣлъ разрѣшенiе на использованiе этихъ фотографiй въ коммерческихъ цѣляхъ «на правахъ художественной собственности». А когда въ 1877 году онъ обратился къ Императору Александру II съ просьбой «объ исходатайствованiи мнѣ съ сыномъ званiя фотографовъ Ихъ Императорскихъ Величествъ», онъ почти сразу получилъ это званiе — «съ правомъ имѣть на вывескѣ изображенiе Государственнаго Герба».

Левицкiй не только имѣлъ фактическую монополiю на фотографированiе Дома Романовыхъ — даже живописные портреты Императора зачастую писали именно съ его снимковъ. При чемъ фотографъ самъ выбиралъ подходящiе для этого кадры и сопровождалъ ихъ подробными указанiями: «Считаю обязанностью предупредить художника, что волосы у Государя послѣднее время замѣтно посѣдѣли, такъ что на большомъ портретѣ они темнѣе, чѣмъ теперь въ натурѣ, въ прическѣ же надобно держаться большого портрета, потому что онъ снятъ зимою, а на кабинетномъ, снятомъ лѣтомъ, — волосы, по лѣтнему военному положенiю, пострижены. Мундиръ или красный, или голубой съ серебромъ, но можно сдѣлать и темно-зеленый съ золотомъ, тогда онъ будетъ Стрелковый Императорской Фамилiи — только надобно будетъ уничтожить перевязь для лядунки».

Скончался въ Санктъ-Петербургѣ. Оставилъ воспоминанiя. Похороненъ на Смоленскомъ кладбище.