На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Портретъ оперной пѣвицы Вѣры Николаевны Петровой-Званцевой.

(въ роли Солохи - опера "Черевички" П.И. Чайковскаго)


Открыточный форматъ.


На лицевой сторонѣ:

Петрова - Petrowa

На оборотной сторонѣ:

Вѣра Николаевна Петрова-Званцева.


Справка:

Вера Николаевна Петрова-Званцева (урождённая Петрова; 31.8 (12.9).1875, по другим данным 1878 или 1876 год, Саратов — 11.2.1944, Москва) — оперная певица (меццо-сопрано) и педагог вокала. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

Муж: оперный певец, режиссёр оперных спектаклей, профессор Московской консерватории Н. Н. Званцев, настоящая фамилия которого Званцов. Выйдя замуж, певица добавила к собственной фамилии Петрова его псевдоним Званцев, став Петровой-Званцевой.

Дети:

Евгения (1897—1974) — служащая завода грамзаписи,

Татьяна (1913—1994) — замужем за Г. В. Логвиновичем (доктор технических наук, академик АН Украины; академик РАЕН (1994); начальник отдела гидродинамики НИЦ ЦАГИ, заместитель председателя Научного совета РАН по механике)

София

Художник К. Петров-Водкин в 1913 году написал портрет певицы.

Родилась в семье служащего. Окончила гимназию и сразу стала заниматься вокалом, первый педагог в Саратове — Софья Григорьевна Логинова (Трирогова, 22.08.1851 — после 1912) — оперная певица контральто, преподаватель пения, училась в Женевской консерватории, брала уроки у знаменитой певицы Дарьи Михайловны Леоновой.

С 1891 года начала концертную деятельность. Для продолжения профессиональной работы требовалась более высокая подготовка, на которую не хватало материальных средств. Молодая певица зарабатывала концертными выступлениями. В 1894 году она дала в Саратове большой концерт, давший некоторые средства, и на эти деньги уехала учиться в Московской консерватории. Причем по рекомендации В. Сафонова была сразу зачислена на 3-й курс, педагоги: по вокалу — В. Зарудная; по гармонии — М. М. Ипполитов-Иванов, по сценическому мастерству — И. Булдин.

В 1897 году, по окончании консерватории, поступила в Орле в антрепризу Оперное товарищество Н. Унковского (дебютировала в партии Вани — «Жизнь за царя» М. Глинки), выступала в разных городах (Елец, Курск); в 1898—1899[6] или в 1898−1900 гг. — солистка Тифлисской оперы (ныне — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили). Осенью 1899 года по рекомендации своего педагога М. Ипполитова-Иванова принята в Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова (дебютировала в партии Любаши — «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова).

В 1901 году вместе с М. Ипполитовым-Ивановым и В. Зарудной стала инициатором создания театрального «Товарищества артистов московской частной оперы».

В 1904 году «Товарищество артистов московской частной оперы» было закрыто и влилось в созданный С. И. Зиминым Театр Зимина, куда перешла В. Петрова-Званцева и где с некоторыми перерывами проработала до 1923 года, то есть почти до самого конца, когда театр Зимина был преобразован в филиал Большого театра. Однако Вокально-энциклопедический словарь даёт другие даты её работы в театре Зимина: 1905—1918 гг.

В продолжение всего творческого периода, работая на разных оперных сценах, постоянно гастролировала по российским городам (Киев, Тифлис, Нижний Новгород, Харьков, Одесса, Поволжье, Рига и т. д.) и за рубежом (Япония — в 1908 году вместе с певцом Н. А. Шевелёвым, Франция — по приглашению известного французского дирижёра Э. Колонна, Германия — в Берлине выступала в опере в «Кармен»).

Музыкальная энциклопедия пишет о певице: «Обладала голосом широкого диапазона, большой силы и необычайной лёгкости; отличалась ярким драм. талантом и темпераментом, искусством перевоплощения. В обширном репертуаре певицы были самые разнохарактерные партии; наиболее близки П.-З. сильные, драм. образы».

Пружанский А. М. отмечает, что по свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале XX века борьбы за реализм на оперной сцене». Певицу называли «Шаляпиным в юбке». Сам автор словаря пишет, что певица «Обладала мощным, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона (от ля-бемоль малой до си 2-й октавы), ярким артистическим темпераментом. Исполнение отличалось свободой сценического поведения, хотя порой игра приобретала черты экзальтации, особенно в драматических партиях. Художественному росту певицы во многом способствовал Н. Н. Званцев, готовивший с ней партии». Там же приводятся цитаты о творчестве певицы, в частности, слова Н. Кочетова: «Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства, но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, — хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства».

По свидетельству Музыкальной энциклопедии, оперную сцену певица оставила в 1922 году, какое-то время ещё продолжала выступать с концертами.

Концертная деятельность певицы включала произведения И. С. Баха, Р. Вагнера, С. Василенко (из произведений последнего она исполняла поэмы «Девушка пела» и «Тар» (первая исполнительница, 1909), «Вдова» (первая исполнительница в Берлине, 6 февр. 1912, п/у автора) и сольные партии в сюите «Заклинания» (1911) и т. д.).

В марте 1909-го и феврале 1912 года с большим успехом концертировала в Берлине (п/у С. Василенко), с исполнением произведений Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В 1912 году пела в концерте в Лейпциге.

Один из последних концертов состоялся в феврале 1927 года.

Записывалась на грампластинки (свыше 40 произведений) в Москве («Колумбия»/Columbia, 1903; «Граммофон», 1907—1910), Петербурге («Пате»/Pathé, 1905), на фирмах «Музтрест» (1907, 1910) и «Зонофон» (1908).

Певице посвятили свои романсы М. М. Ипполитов-Иванов («Псалмопевец Давид» (О царь, скорбит душа моя). Op. 40 № 1, «Царь Саул» (Душа изнывает моя). Op. 40 № 2, «Легенда о Мёртвом море». Op. 40 № 3 из цикла «Три библейских стихотворения» на стихи К. Р., издано в Москве: Юргенсон, 1904); Н. Миклашевский («О, не сердись», 1909) и С. Василенко («Говори мне, мой милый», 1921).

Репертуар певицы насчитывал около 40 оперных партий (сопрано и меццо-сопрано), среди которых:

1899 — «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова — Любаша

1900 — «Ася» М. Ипполитова-Иванова — Фрау Луиза (первая исполнительница; Московская частная русская опера С. И. Мамонтова)

1900 — «Вильям Ратклиф» Ц. Кюи — Маргарета (впервые в Москве)

«Хованщина» М. Мусоргского — Марфа

1900 — Чародейка" П. Чайковского — Княгиня Евпраксия Романовна

1902 — «Черевички» П. Чайковского — Солоха (по выражению рецензентов, была в этой роли «искрометной»)

1902 — «Кащей бессмертный» Н. Римского-Корсакова — Кащеевна (первая исполнительница; Московская частная опера С.Мамонтова)

1902 — «Сарацин» Ц. Кюи — Беранжера (впервые в Москве)

1902 — «Горюша» А. Рубинштейна — Дашутка (впервые в Москве)

1903 — «Мадемуазель Фифи» Ц. Кюи — Аманда (первая исполнительница)

1903 — «Страшная месть» Н. Кочетова — Катерина (первая исполнительница)

«Самсон и Далила» К. Сен-Санса — Далила (в этой партии её услышал друг К. Сен-Санса, французский дирижёр Э. Колонн, находящийся на гастролях в Москве, и был поражен её голосом и исполнением)

«Кармен» Ж. Бизе — Кармен (исполнила около 1000 раз; по свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале XX века борьбы за реализм на оперной сцене»).

1903 — «Вертер» Ж. Массне — Шарлотта (впервые в Москве; отмечалось, что певица по-новому раскрыла образ своей героини, придав ему особую женственность и очарование доброты)

1905 — «Ураган» А. Брюно — ?

1905 — «Заза» Р. Леонкавалло — Заза

1906—1907 — «Орлеанская дева» П. Чайковского — Иоанна д’Арк (Оперный театр Зимина)

1906 — «Король города Ис» Эдуардо Лало — Маргаред

1906 — «Роланда» А. Гиршмана — Марга

1907 — «Жизнь Латинского квартала» Р. Леонкавалло — Мюзетта

«Вражья сила» А. Серова — Груня

1910 — «Измена» М. Ипполитова-Иванова — Зейнаб (первая исполнительница)

1913 — «Млада» Н. Римского-Корсакова — Морена (впервые в Москве)

1913 — «Цыганский барон» И. Штрауса — Саффи (Оперный театр С. Зимина).

1914 — «Капитанская дочка» Ц. Кюи — Императрица Екатерина II (впервые в Москве)

1915 — «Руфь» М. Ипполитова-Иванова — Ноэминь (впервые в Москве)

«Жизнь за царя» М. Глинки — Ваня

«Демон» А. Рубинштейна — Ангел

«Дети степей, или Украинские цыгане» А. Рубинштейна — Избрана

«Мазепа» П. Чайковского — Любовь Кочубей

«Пиковая дама» П. Чайковского — Графиня

«Майская ночь» Н. Римского-Корсакова — Ганна

«Садко» Н. Римского-Корсакова — Любава

«Снегурочка» Н. Римского-Корсакова — Лель

«Рогнеда» А. Серова — Рогнеда

«Фауст» Ш. Гуно — Зибель

«Гугеноты» Дж. Мейербера — Урбан

«Аида» Дж. Верди — Амнерис

«Трубадур» Дж. Верди — Азучена

«Джоконда» А. Понкьелли — Лаура Адорно

Педагогическая работа

Руководила оперным классом в московской Народной консерватории. В 1912—1930[6] или в 1916—1932 гг., а по другим данным — в 1916—1931 гг.[10], преподавала в Московской консерватории (с 1926 года — профессор[6]). В те же годы в конце 1920-х — 1930-х годов работала в техникумах им. В. В. Стасова и А. К. Глазунова, где вела классы сценической постановки.

Среди её учеников: Е. Богословская, К. Васькова, В. Волчанецкая, А. Глухоедова, Н. Дмитриевская, С. Крылова, М. Шутова.