Саратовская Алексѣевская Консерваторiя.
1914 уч. годъ
Печатано фирмой С. Случанскiй и сынъ въ Парижѣ
27, Rue du Chateau d' Eau, Paris (Францiя).
Размѣръ: 28,5 х 17,5 см
Страница 1. Зданiе
Страница 2. Дирекцiя Саратовскаго Отдѣленiя И.Р.М.О.
Страница 3. Директоръ Консерваторiи С.К. Экснеръ.
Страница 4. Директоръ С.К. Экснеръ въ рабочемъ кабинетѣ.
Страница 5. Педагогическiй Персоналъ.
Страница 6. Правитель Дѣлъ Н.В. Денисовъ. (Канцелярiя).
Страница 7. Классъ Проф. Г. Э. Конюса.
Страница 8. Классъ Гармонiя (1 к.) и энциклопедiи для обучающихся пѣнiю проф. Л.М. Рудольфа.
Страница 9. Классъ Гармонiя (2 к.) и энциклопедiи проф. Л.М. Рудольфа.
Страница 10. Классъ Контрапункта и фуги проф. Л.М. Рудольфа.
Страница 11. Классъ Гармонiи, теорiи и сольфеджiо преп. Г.В. Карагичева.
Страница 12. Классъ теорiи (I группа) ст. преп.М.Я. Гордель.
Страница 13. Классъ теорiи (II группа) ст. преп.М.Я. Гордель.
Страница 14. Классъ теорiи преп. М.И. Султанова.
Страница 15. Классъ пѣнiя проф. М.Е. Медвѣдева.
Страница 16. Классъ пѣнiя ст. преп. М.А. Эйхенвальдъ-Дубровской.
Страница 17. Классъ фортепiано преп. В.В. Адамовскаго.
Страница 18. Классъ фортепiано ст. преп. Э.Я. Гаекъ.
Страница 19. Классъ фортепiано проф. М.Л. Пресмана.
Страница 20. Классъ фортепiано ст. преп. А.П. Рахманова.
Страница 21. Классъ фортепiано проф. И.А. Розенберга.
Страница 22. Классъ фортепiано проф. I.А. Сливинскаго.
Страница 23. Классъ фортепiано ст. преп. А.Ф. Скляревскаго.
Страница 24. Классъ фортепiано преп. В.Н. Турчаниновой.
Страница 25. Классъ фортепiано преп. Н.Н. Федотовой.
Страница 26. Классъ скрипки ст. преп. Я.Я. Гаекъ.
Страница 27. Классъ скрипки преп. В.В. Зайца.
Страница 28. Классъ вiолончели проф. С.М. Козолупова.
Страница 29. Классъ вiолончели ст. преп. М.Я. Гордель.
Страница 30. Классъ контробаса преп. И.И. Шулячука. Классъ флейты преп. М.И. Султанова.
Страница 31. Классъ гобоя преп. Г.К. Поповицкаго. Классъ кларнета преп. В.Ц. Лауна.
Страница 32. Классъ фагота преп. Н.Р. Погребняка. Классъ Валторны преп. Г.Я. Бѣлоцерковскаго.
Страница 33. Классъ трубы проф. В.Г. Брандтъ. Классъ трамбона преп. И.В. Липаева.
Страница 34. Оркестровый Классъ проф. В.Г. Брандтъ.
Страница 35. Классъ совмѣстной игры проф. С.М. Козолупова.
Страница 36. Поедагогическiй классъ проф. М.Л. Пресмана.
Страница 37. Большой концертный залъ.
Страница 38. Оперный классъ. Вестибюль и парадная лѣстница.
Страница 39. Буфетъ. Служащiе.
Преподаватели.
Станислав Каспарович Экснер (польск. Stanisław Eksner; 7 [19] мая 1859, Радошице, Радомская губерния — 28 ноября 1934, Варшава) — польский и российский музыкальный деятель, и педагог, основатель Саратовского музыкального училища (ныне Саратовский областной колледж искусств) — 1895 г., и Саратовской консерватории — 1912 год.
В 1875—1878 гг. учился в Лейпцигской консерватории у Иоганнеса Вейденбаха (фортепиано) и Карла Райнеке (композиция), затем перебрался в Санкт-Петербург и в 1883 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1883—1921 гг. жил и работал в Саратове: сперва как руководитель музыкальных классов Саратовского отделения Императорского русского музыкального общества, затем с 1895 г. как директор учреждённого на основе классов Саратовского музыкального училища и, наконец, в 1912—1914 гг. — как первый директор Саратовской консерватории. Количественный и качественный рост системы музыкального образования в Саратове в значительной степени был прямым результатом неустанной деятельности Экснера. Помимо педагогической и организационной работы, концертировал в Саратове как пианист, а затем и как дирижёр. Ему было присвоено звание Почётного гражданина Саратова.
В 1921 г. покинул Россию и провёл остаток жизни в Польше. Похоронен на кладбище Старые Повонзки.
Станислав Экснер родился 19 (7 по старому стилю) мая 1859 года в Радомской губернии Келецкого воеводства в Южной Польше. Учился сначала в Лейпцигской, потом в Санкт-Петербургской консерватории. После окончания её с малой серебряной медалью и получения звания свободного художника осенью 1883 года Экснер приезжает в Саратов, где его сразу же избирают в состав Дирекции Саратовского отделения императорского русского музыкального общества (ИРМО), а вскоре назначают директором музыкальных классов. Молодой (ему было в то время всего 25 лет) энергичный директор сумел так поставить дело, что к 1886/1887 учебному году количество учащихся превысило сто человек, а к 1895 году удвоилось. Занятия проводились в десяти классах и небольшом концертном зале на Немецкой улице (ныне здание гостиницы «Европа»).
С. Экснер становится не только ведущим фортепианным педагогом, но и одним из самых активных исполнителей музыкальных вечеров. Мало того - 21 января, 24 февраля и 10 марта 1884 года состоялись первые в Саратове выступления Экснера в качестве дирижёра: увертюры Бетховена «Леонора» и «Кориолан», «Интермеццо» Мусоргского, 8 декабря 1884 года - симфония Моцарта «Юпитер». А 9 мая 1891 года на торжественном юбилейном вечере в Дворянском собрании, посвящённом 300-летию Саратова, была исполнена Кантата для соло, хора и симфонического оркестра С. Экснера, посвящённая этому событию. Дирижировал сам автор.
...Дирекция Саратовского отделения ИРМО ещё в 1888 году обращалась в Главную дирекцию с просьбой о «расширении рамок музыкального образования», т.е. об открытии на базе музыкальных классов музыкального училища, но это ходатайство было отклонено.
И лишь 1 сентября 1895 года старания С. Экснера наконец-то увенчались полным успехом - училище было открыто. Директором назначается, конечно же, Экснер. Остро ощущалось отсутствие собственного здания. Экснеру удалось добиться отведения земельного участка на углу Немецкой и Никольской (ныне Радищева) улиц. Как писал в «Саратовском вестнике» «старый журналист», «энергии г. Экснера Саратов обязан, между прочим, тем, что музыкальное училище не только разрослось и заняло одно из первых мест в ряду подобных учреждений в России, но и прекрасным зданием, выстроенным на гроши с огромными неприятностями и даже личными жертвами. Были моменты, когда строить было не на что, когда кредиторы подступали с ножом к горлу, когда приходилось закладывать личные ценные вещи, чтобы довести дело до конца».
Здание строилось по проекту архитектора А. Янга и, несмотря на все трудности, быстро двигалось к открытию. Состоялось оно 28 октября 1902 года. Внешне здание училища выглядело совершенно иначе (в газетах его даже сравнивали с элеватором), но внутренняя отделка Большого зала, фойе, вестибюля, классных комнат, лестничных маршей была такой же, как и ныне.
Выдающаяся польская исполнительница Ванда Ландовская, исколесившая всю Россию со своим неизменным клавесином, весьма лестно отзывалась о российской музыкальной провинции: «...стыдно признаться, что российская провинция лучше французской организована для музыки... Во всех более или менее значительных городах... существуют музыкальные общества.
Отдельно... я ставлю музыкальные общества в Саратове и Киеве с их музыкальными училищами. Саратовское музыкальное общество имеет собственный концертный зал, вмещающий около 2000 человек, построенный с большим вкусом и обладающий совершенной акустикой, какой, пожалуй, не найти и в Париже». Правда, В. Ландовская несколько «погорячилась»: наш зал вмещал ровно половину названного ею количества мест, но в отношении акустики она была совершенно права.
Зная неуёмный, максималистский характер Станислава Каспаровича, можно с уверенностью утверждать, что, приложив максимум усилий к открытию в Саратове музыкального училища, построив современное здание, он уже тогда ставил перед собой поистине фантастическую задачу: добиться открытия в городе и консерватории!
В Саратовские газеты просочились сведения об этом, и 29 июня 1910 года «Саратовский вестник» заявил: «Кредит ассигнован Государственной Думой на преобразование музыкального училища в консерваторию уже в 1910 году, но Главная дирекция в Петербурге ввиду каникулярного времени бездействует, вследствие чего консерватория в Саратове откроет свои функции только с 1 января 1911 года».
Обратите внимание: газеты пользуются только слухами. Сам С. Экснер не даёт никаких интервью, никоем образом не опережает события. Он упорно, изо дня в день «делает дело».
Соперником Саратова на открытие консерватории выступает Киев с очень крепким музыкальным училищем, большим количеством высших учебных заведений и весьма активной музыкальной жизнью.
Для выяснения возможностей открытия консерватории в Саратове сюда направляется помощник председателя дирекции ИРМО по музыкальной части. Им является не кто иной, как Сергей Рахманинов. Он прибывает в Саратов в декабре 1910 года, очень подробно знакомится с деятельностью училища, посещает уроки педагогов и прослушивает открытый ученический вечер. Отзыв Рахманинова, отправленный им в Главную дирекцию, казалось, не оставлял Саратову никаких шансов. Главным доводом на открытие консерватории Рахманинов называет наличие прекрасного здания. «Что же касается личности... почти всех преподавателей, то они произвели на меня довольно сильное, но притом отрицательное впечатление».
Несмотря на столь суровые выводы (о которых Экснер, несомненно, знал), дирекция не отчаивается, а продолжает активно работать, будто ничего не произошло. Надстраивается четвёртый этаж для оперного класса, коренной перестройке подвергается фасад здания. Её осуществляет главный архитектор Саратова С. Каллистратов.
Но, главное, Экснер понимал, что для нормального функционирования консерватории прежде всего необходимо привлечение крупных музыкальных величин. Ему удалось заручиться согласием на переезд в Саратов целого ряда весьма авторитетных музыкантов. В начале 1912 года вопрос об открытии Саратовской консерватории был положительно решён во всех инстанциях. Председатель Главной дирекции ИРМО принцесса Е. Саксен-Альтенбургская от имени Дирекции обратилась к Экснеру с просьбой принять на себя полномочия директора консерватории. И, наконец, 21 октября 1912 года в Большом зале состоялось торжественное открытие Саратовской консерватории.
Кроме музыкального и, несомненно, административного таланта С. Экснер обладал ещё и редким дипломатическим даром. Именно им можно объяснить отсутствие в педагогических коллективах сначала музыкального училища, а затем консерватории конфликтных ситуаций. Впрочем, может быть, они иногда и возникали, но никогда не обострялись и не всплывали на поверхность. Можно с большой долей уверенности говорить об этом, поскольку местные газеты начала века любили «посмаковать» мало-мальски заметные «жареные» факты и фактики из театральной жизни, из внутренней жизни училища и, позднее, консерватории.
В 1914 году Станислав Экснер, сославшись на болезнь, подаёт прошение об отставке с поста директора. Художественный совет консерватории единогласно избирает на этот пост Иосифа Сливинского.
Из воспоминаний члена Дирекции Саратовского отделения И. Славина «Минувшее-пережитое» становится ясно, что уход Экснера был предрешён заранее: герцогиня Саксен-Альтенбургская с самого открытия консерватории считала, что директором должен быть человек, имеющий громкое имя в музыкальном мире, а административный талант и человеческие качества не суть важны.
С. Экснеру назначается пенсия в размере 2400 рублей в год. Городская управа предложила городской Думе: 1. Выразить от имени Думы благодарность С. Экснеру; 2. Выдать ему единовременно 3000 рублей; 3. Поместить портрет С. Экснера в зале городской Думы и 4. Избрать С. Экснера Почётным гражданином Саратова.
25 марта 1914 года в Большом зале консерватории состоялось чествование Экснера в ознаменование 30-летия его деятельности в Саратове, открывшееся исполнением Серенады Г. Конюса для духовых и ударных инструментов, написанной специально к этому событию. Несколько позднее в консерватории устанавливается стипендия имени Экснера.
После ухода Экснера в отставку по приглашению Дирекции Саратовского отделения он остаётся в Дирекции, но только в качестве казначея.
Летом 1916 года Дирекция Саратовского отделения ИРМО и Городская управа обратились с ходатайством в городскую Думу с просьбой назначить ежегодное пособие в 1000 рублей С. Экснеру, поскольку они посчитали правительственную пенсию, назначенную почётному гражданину города, недостаточной. Получил ли Экснер это пособие - неизвестно.
В 1918 году Художественный совет приглашал Экснера возобновить работу в Саратовской консерватории, но, видимо, бывший ректор отклонил приглашение - никаких сообщений о работе его в вузе не последовало.
Документально известно о работе Экснера в качестве члена Художественного совета Саратовской государственной музыкальной школы I ступени (бывшей Народной консерватории) с 1 января 1919 года по январь 1921 года. Осенью 1921 года Станислав Каспарович Экснер навсегда покидает Саратов, отдав этому городу 38 лет своей жизни.
Георгий Эдуардович Конюс (18 [30] сентября 1862, Москва — 29 августа 1933, Москва) — русский и советский теоретик музыки, композитор и педагог. Сын француза Эдуарда Конюса, брат Льва и Юлия Конюсов, отец Наталии Конюс. Принял российское подданство в 1904 году. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Музыке учился сначала у отца, а затем, по окончании реального училища, в Московской консерватории, курс которой окончил в 1889 году как композитор (в классе А. С. Аренского; теорией музыки занимался у С. И. Танеева, фортепиано у П. А. Пабста).
В 1891—1899 гг. преподаватель гармонии и инструментовки в Московской консерватории. В 1904—1906 гг. директор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1912—1919 гг. преподавал в Саратовской консерватории (с 1918 профессор, в 1917—1919 директор). В 1920 году возглавил секцию специального музыкального образования Главпрофобра. С 1920 до конца жизни — профессор Московской консерватории (преподавал музыкальную форму; в 1922—1929 также декан композиторского факультета). В 1921—1931 руководитель Лаборатории метротектонического анализа Государственного института музыкальной науки (ГИМНа). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).
Главные сочинения Конюса-композитора — сюита «Из детской жизни», кантата в память императора Александра III, симфоническая поэма «Из мира иллюзий», фортепианные пьесы (сюита и «Feuillets d’album»), балет «Даита» и Концерт для контрабаса h moll, op.29.
Автор пособий по элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, среди которых «Пособие к практическому изучению гармонии» (1894), «Сборник задач по элементарной теории» (4-е изд., 1902), «Дополнение к сборнику задач» (1896), «Синоптическая таблица элементарной теории музыки» (1891). Перевёл (с французского языка) и откомментировал «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э.Гиро (1892). Как музыкальный критик, сотрудничал с несколькими русскими периодическими изданиями («Московские ведомости», «Русское слово», «Утро России» и др.).
В 1933 г. опубликовал трактат «Как исследует форму музыкальных организмов метротектонический метод», содержащий оригинальное учение о музыкальной форме (т. наз. метротектонизм), которое Конюс считал универсальным, проявляющим себя в равной степени и в композиторской и в народной музыке. Ряд трудов Конюса (в том числе его концептуальный труд «Эмбриология и морфология музыкального организма», 1929) не опубликован.
У Георгия Конюса мальчиком, до поступления к Николаю Звереву, брал уроки фортепиано Александр Скрябин. Среди учеников Конюса Е.Бекман-Щербина, С.Василенко, А.Гедике, Р.Глиэр, А.Гольденвейзер, Н. Метнер, В. В. Пасхалов, Д.Рогаль-Левицкий, И. В. Способин, Б.Хайкин, П. Г. Чесноков, М.Блантер.
Семья
Сын (от первого брака с Марией Никандровной Конюс) — экономист Александр Александрович Конюс — был женат на враче-педиатре Эсфири Мироновне Зайдеман-Конюс (1896—1964), докторе медицинских наук, старшем научном сотруднике Государственного научного института охраны материнства и младенчества; их племянник — актёр Александр Калягин. Дочь Елена (2.7.1886), ее крестный - Петр Григорьевич Марецкий, отец Веры Марецкой.
Леопольд Морицевич Рудольф (30 августа 1877, Рига — 21 апреля 1938, Баку) — советский композитор и педагог. Профессор.
Леопольд Рудольф родился 30 августа 1877 года в Риге. В 1901 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции М. М. Ипполитова-Иванова. Также занимался у С. И. Танеева.
С 1903 года работал в Саратове: преподавал в Саратовском училище Императорского российского музыкального общества, в 1912—1930 гг. — в созданной на его основе Саратовской консерватории. Среди учеников Рудольфа были, в частности, Константин Листов и Венедикт Пушков.
В 1930—1932 преподавал на рабфаке при Ленинградской консерватории, а также в музыкальных техникумах Ленинграда. В 1932—1938 был профессором и заведующим кафедрой теории музыки в Азербайджанской консерватории. Так же среди учеников Рудольфа был великий азербайджанский, советский композитор Кара Караев. Одновременно был главным редактором музыкального издательства в Баку.
Скончался 21 апреля 1938 года в Баку.
Борис Васильевич Карагичев (12 (24) сентября 1879, Грозный — 26 ноября 1946, Москва) — российский советский композитор и музыкальный педагог.
Изучал композицию в Московской консерватории, в том числе под руководством С. И. Танеева. Окончив курс в 1908 году, первоначально подвизался как музыкальный критик, особенно в газете «Новости сезона» и журнале «Музыка».
С 1913 преподаватель (с 1919 профессор) Саратовской консерватории, вёл класс гармонии, изучал музыкальный фольклор; к этому периоду относятся, главным образом, фортепианные и вокальные пьесы композитора. В 1922—1931 гг. заведовал кафедрой теории композиции Азербайджанской консерватории, среди его учеников Нина Карницкая. Написал оперу «Сказка о попе и работнике его Балде» (1930, по одноимённой сказке А. С. Пушкина), три струнных квартета, фортепианную сонату (1927), также для фортепиано Восемь тюркских песен (1924). С 1931 г. в Москве, в 1932—1941 гг. преподавал в Музыкальном техникуме имени Гнесиных. Собирал среднеазиатский музыкальный фольклор, на основе которого написал, в частности, Таджикскую сюиту (1933), сюиту «Восток» (1943), две Тюркские симфониетты (1933, 1942), Красный таджикский марш (1934, для духового оркестра) и т. д. На рубеже 1930—1940-х гг. много работал в жанре массовой песни (на слова Михаила Голодного, Степана Щипачёва, Агнии Барто и др.).
Мансур Исламович Султанов (Мухаметмансур Шайхильисламович Солтанов; башк. и тат. Мансур Ислам улы Солтанов; 1875—1919) — флейтист, музыкальный фольклорист.
Султанов Мансур Исламович родился 25 апреля 1875 года в деревне Мастеево Мензелинского уезда Уфимской губернии. Происходил из дворянского рода Султановых.
В 1897 году поступил в Московскую консерваторию. В 1903 году с серебряной медалью окончил Московскую консерваторию по классу В. В. Кречмана. В том же году женился на Ф. А. Фувакиной и уехал вместе с ней в Крым.
С 1906 года работал музыкантом оркестра Большого театра, флейтистом симфонических оркестров Крыма. Принимал участие в концертах оркестра под руководством А. А. Эйхенвальда.
С 1912 года стал преподавателем Саратовской консерватории по классам флейты, сольфеджио и теории музыки. Участвовал в концертах в составе симфонических оркестров, в том числе под руководством А. К. Глазунова.
19 декабря 1919 года умер из-за болезни тифом.
По мнению ряда исследователей, Мансур Султанов является первым профессиональным музыкантом из башкир. По мнению Зайнашевой, Султанов — первый профессиональный татарский флейтист.
Игра на флейте Мансура Исламовича выделялась виртуозной техникой исполнения и красивым полным звуком.
Мансур Султанов также известен как фольклорист. Им были записаны многие башкирские и татарские народные песни, и наигрыши, десять из которых включены в сборник «Башкирские и татарские мотивы. Записал преподаватель Саратовской консерватории М. Султанов», вышедший в 1916 году. В сборнике указано что оно является первым изданием, на основе которого Рашит Шакур предполагает о планировании Султановым выпуска ещё нескольких частей, сорванных из-за начала Гражданской войны.
Михаил Ефимович Медведев (настоящее имя — Меер Хаимович Бернштейн; 20 июля 1852 — 8 августа 1925, в некоторых источниках 1 августа 1925 г., Саратов) — выдающийся российский певец (тенор) и педагог. Руководитель оперного театра. Обладатель незаурядного драматического дарования. Один из первых отечественных вокалистов, добившихся мирового признания. Изредка исполнял баритоновые партии и выступал на драматической сцене.
Родился в семье раввина.
Обладая красивым голосом (альтом), в детстве пел в хоре.
В 1876 году поступил в Киевское музыкальное училище, где учился пению сначала в классе А. Ваккер, затем у И. Кравцова.
В 1878 году Н. Г. Рубинштейн, услышав его голос, предложил бедному музыканту отправиться вместе с ним в Москву, где он сразу был зачислен на 3-й курс Московской консерватории в класс Дж. Гальвани. Одновременно обучался сценическому мастерству в классе выдающегося артиста Малого театра И. В. Самарина. Ещё в студенческие годы подготовил под руководством П. И. Чайковского партию Ленского в опере «Евгений Онегин» и исполнил её на премьере оперы в 1879 году (Малый театр, Москва; дирижёр Н. Г. Рубинштейн) став первым исполнителем этой партии.
В 1882 году дебютировал в партии Собинина в Киевской опере (антреприза И. Сетова), после чего выступал в различных провинциальных антрепризах в Харькове (1883 г.), Одессе (1884 г.), Казани, Тифлисе (1887—1888 гг.), Симбирске, Нижнем Новгороде, Таганроге, Самаре, Орле, Воронеже (1886 г.), Саратове (1887, 1897 гг.), Екатеринбурге (1887 г.), Киеве (1888 г, антреприза Н. Н. Савина (Славича), ставшего супругом выдающейся русской актрисы М. Г. Савиной), Ростове-на-Дону.
В 1885 году, дебютировав в партиях Ленского и Рауля, поступил солистом в императорский московский Большой театр, где проработал 1 сезон до 1886 года. В 1891—1892 гг. (также 1 сезон) пел на сцене императорского петербургского Мариинского театра, дебютировав в партии Отелло («Отелло» Дж. Верди). Чинная атмосфера императорских театров была чужда яркой творческой индивидуальности Медведева. Оставив казённые театры, вернулся в провинциальные театры, пел в Казани, Киеве (1893—1894 гг.), где некоторое время возглавлял оперные труппы, Одессе, Херсоне, Донецке, в Поволжье (в том числе в Саратове), в Крыму, на Северном Кавказе, в Кишиневе.
В 1898—1900 гг. с большим успехом концертировал по городам США (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Чикаго) и Канады (Монреаль, Квебек); в 1901 году организовал оперную труппу для гастролей по Америке. Гастролируя по Северной Америке, пропагандировал произведения русских композиторов М. И. Глинки, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Аренского; П. И. Чайковского, а также исполнял концертные произведения Ф. Шуберта, Ж. Массне. Местные газеты писали: «Исполнением романсов Чайковского Медведев открыл Америке русского Шуберта»; «Прекрасное исполнение романсов Чайковского не часто приходится слышать. Поэтому редким наслаждением было слушать их в исполнении Медведева»..
В 1905 году пел в петербургской «Новой опере» под управлением А. А. Церетели.
Архив певца хранится в Государственном доме-музее П. И. Чайковского в Клину.
В оперном театре певец являлся обладателем гармоничного таланта, равно крупным в музыкальном и драматическом плане.
Михаил Ефимович Медведев является первым исполнителем многих оперных партий русского репертуара и первым исполнителем партий зарубежного репертуара в Российской империи: Ленского («Евгений Онегин»), Вакулы («Рождественская ночь»), Роллы («Ролла»), Саввушки («Каширская старина»); в Тифлисе — Карла II («Дон Сезар де Базан»), Кирибеевича («Купец Калашников»); Канио («Паяцы»), Самсона («Самсон и Далила»); Германа («Пиковая дама», по настоянию Чайковского, в Большом театре). Многие критики считали, что партия Германа — его лучшая работа. При подготовке партии постоянно консультировался с композитором. На подаренном певцу клавире Чайковский написал: «Лучшему Герману».
В начале 1910-х гг. исполнил баритоновую партию Риголетто. Другие партии: Синодал, Кирибеевич; Фауст («Фауст»), Герцог («Риголетто»), Хозе («Кармен»), Васко да Гама, Элеазар; Собинин, Финн, Князь («Русалка» А. Даргомыжского), Дон Жуан («Каменный гость»), Нерон («Нерон»), Руальд, Йонтек, Флорестан, Самсон, Тангейзера, Рауль, Иоанн Лейденский, Роберт («Роберт-Дьявол»), Отелло («Отелло» Дж. Верди, в этой партии критики сравнивали его с Э. Тамберликом, а в искусстве драматической игры с выдающимися трагиками А. Олдриджем, Т. Сальвини и Э. Росси). В роли Отелло (в пьесе В. Шекспира) Медведев выступил на драматической сцене (1909 г., Одесса).
Партнерами певца по оперной сцене были крупнейшие исполнители: М. А. Дейша-Сионицкая, А. П. Крутикова, Б. Б. Корсов, И. В. Тартаков, П. А. Хохлов. Пел п/у И. К. Альтани, Г. А. Лишина, И. В. Прибика, Н. Г. Рубинштейна, В. И. Сука.
Записывался на грампластинки в Петербурге («Колумбия», 1903 г.) и Киеве («Стелла», 1910 г.).
Очень много и плодотворно занимался педагогической работой.
В 1898 г. преподавал в Киевской музыкальной школе Блюменфельда, в 1901—1905 гг. в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (с 1903 профессор), в московской «Студии около Арбатских ворот»; в Киевской филармонии (с 1905); в 1905 г. в Киевской консерватории; позднее открыл «Киевские оперные высшие музыкальные и драматические курсы», где, помимо вокала, преподавались теория музыки, дикция и сценическое мастерство. В 1907 г. в Ростове-на-Дону вел вокальный класс в театральной школе Пресмана. Осенью 1907 года был приглашен С. Брыкиным в Киевскую оперу в качестве учителя сцены.
В 1912—1925 гг. преподавал в Саратовской консерватории. Уже при Советской власти, когда все театры и школы были национализированы, добился совместно с А. М. Пасхаловой открытия в Саратове классов Камерного пения. Вместе с Н. Сперанским организовал в Саратове постоянный оперный театр (1918—1920 гг.) и был его руководителем.
Среди учеников Медведева крупные артисты: А. И. Мозжухин, Ф. С. Мухтарова, Г. С. Пирогов, Л. А. Русланова, В. Г. Воинов, В. П. Дамаев, А. А. Дроздов, С. Ю. Левик, М. Г. Ростовская-Ковалевская, М. М. Скибицкая, Б. А. Хохлов.
Дубровская Мария Александровна (сценический псевдоним; урождённая Эйхенвальд; в замужестве Брюхатова) (1872 или 1876, Москва – 11.2.1926, там же), российская певица (сопрано). Дочь арфистки И. И. Эйхенвальд и художника-фотографа А. Ф. Эйхенвальда. Училась в Московской консерватории у Э. О. Тальябуэ, с 1898 г. – в оперном классе Московского театрального училища у Э. К. Павловской. В 1898–1902 гг. солистка императорского Большого театра в Москве. Выступала в Опере С. И. Зимина (1905–1907), в антрепризах в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, провинциальных городах юга России, в том числе в 1902–1903 гг. в Симферополе и Одессе (антреприза её брата, А. А. Эйхенвальда). Оставив сцену, преподавала в Саратове (1907–1921), Москве (1921–1926).
Матвей Леонтьевич Пресман (22 октября 1870, Ростов-на-Дону — ноябрь 1941, Москва) — русский и советский пианист и музыкальный педагог.
Окончил Московскую консерваторию (1891) с серебряной медалью и со званием свободного художника по классу фортепиано, ученик Николая Зверева и Василия Сафонова, соученик Сергея Рахманинова (об этом ученическом периоде оставил интересные воспоминания «Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов»). По совету Сафонова Матвей Леонтьевич ездил изучать постановку музыкального образования в Германии.
Пресман был приглашён директором Тифлисской музыкальной школы, в это время он жил у родителей в Тифлисе. С 1891 по 1895 годы занимал должность старшего преподавателя.
С 1896 года руководил музыкальными классами Российского музыкального общества (с 1900 года музыкальное училище) в Ростове-на-Дону, был директором. Его стараниями музыкальные классы были преобразованы в Ростовское Императорское музыкальное училище. В 1912 году из-за конфликта с администрацией ростовского отделения РМО был вынужден, несмотря на заступничество Рахманинова, выйти в отставку. С 1913 г. профессор Саратовской консерватории (первой в российской провинции), с 1918 г. вновь преподавал в Ростове-на-Дону, в 1921—1922 гг. в Бакинской консерватории. Вместе с ним в Бакинской консерватории работала профессором его жена — оперная певица (сопрано) Екатерина Григорьевна Маршад-Пресман (1868—1923). Среди учеников Пресмана в Азербайджанской консерватории — пианист и музыковед Натан Львович Фишман. В 1923 году Матвей Леонтьевич переехал в Москву, он преподавал в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте. С 1933 года директор Музыкального училища имени М. М. Ипполитова-Иванова в Москве.
5 апреля 1936 года газетой «Советское искусство» на первой полосе была опубликована редакционная статья «Директор Пресман. Школа музыкальных неучей», в которой Пресман был подвергнут жёсткой критике. 11 апреля 1936 года эта же газета сообщила о смене руководства училища имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Умер в ноябре 1941 года в Москве. Урна с прахом захоронена в колумбарии на Донском кладбище.
Рахманов Алексей Платонович - пианист, педагог, работавший в Саратове с 1912 по 1924 гг.
Окончил Московскую консерваторию, получив диплом со званием «свободного художника», по классу профессора В.И. Сафонова. В начале 1900-х был приглашён С.К. Экснером в возглавляемое им Саратовское музыкальное училище на должность преподавателя специального фортепиано. Документально известно, что 1 марта 1907 г. скрипач Я. Гаек и А. Рахманов выступили в концерте симфонического оркестра, исполнив Симфонию Лало (Гаек) и фортепианный концерт А. Аренского (Рахманов), 24 ноября 1914 г. Рахманов А.П. вновь исполнил концерт Аренского с дирижёром К.С. Сараджевым. Рахманов принимал участие в благотворительных концертах и концертах прима-балерины Императорских театров Екатерины Гельцер, исполняя ряд фортепианных произведений (1914, 1916). В «Саратовском вестнике» от 20 мая 1914 г. отмечалось успешное его выступление. Выступал с П. Цесевичем (бас), И. Бобровичем (тенор).
В связи с отъездом за рубеж преподавательницы консерватории Обст Ф.Г.в 1914 г. её класс перешёл к Рахманову. В 1914-1917 гг. он являлся инспектором Саратовской консерватории, в обязанности которого входило наблюдение за состоянием дисциплины и порядком в здании консерватории. Летом 1914 г., временно исполняя обязанности директора консерватории, Рахманов А.П. проявил себя как достойный администратор. В частности, ему удалось добиться выведения из консерватории воинской части. Продолжалась и его педагогическая деятельность. Среди девяти пианистов второго выпуска Саратовской консерватории в 1916 г. были две его ученицы - Валентина Прокудина-Горская и Юлия Никитина. В конце 1917 г. Рахманов был утверждён в учёном звании профессора. В созданной в 1916 г. Л.М. Рудольфом Народной консерватории Рахманов А.П. вёл классы специального фортепиано и фортепианного ансамбля до мая 1924 г. После преобразования в 1924 г. Саратовской консерватории в музыкальный техникум Рахманов уехал из Саратова.
Сливинский Иосиф Иванович. (Сливиньский Йозеф (Юзеф) Янович), (1865—1930), пианист, дирижер, педагог.
Родился 27 (по ст. ст. 15) декабря 1865 г. в Варшаве в семье профессиональных музыкантов. Учился первоначально у Ю. Яноты и К. Гофмана, затем в Варшавском музыкальном институте у Р. Штробля, в 1886-1887 гг. занимался у Т. Лешетицкого в г. Вене и завершил свое музыкальное образование под руководством А. Рубинштейна в г. Санкт-Петербурге. В 1890 г. дебютировал как концертный исполнитель, гастролировал по России и Европе, в 1901 г. выступал в США вместе с Лейпцигским оркестром Г. Виндерштайна. Преподавательскую деятельность начал в г. Риге, затем в г. Ростове-на-Дону. В 1912 г. принял приглашение ректора Саратовской консерватории С. К. Экснера и стал там профессором по классу фортепиано. С 1914 по 1917 гг. – ректор. В 1918 г. вернулся в получившую независимость Польшу, преподавал в гг. Варшаве и Познани. Умер 4 марта 1930 г. в г. Варшаве.
Александр Фёдорович Скляревский (англ. Alexander Sklarevski; 1882—1963) — российско-американский пианист и музыкальный педагог.
Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию (1908), преподавал в Саратовской консерватории. После Октябрьской революции 1917 года через Владивосток эмигрировал в США. Известен автограф Сергея Прокофьева, желавшего Скляревскому в 1920 г. «блестящих побед в Америке»; в этом году, Скляревский, судя по всему, дебютировал на нью-йоркской сцене. С 1923 г. на протяжении трёх десятилетий преподавал в Консерватории Пибоди; среди его учеников, в частности, Хелен Макгроу и Леа Эффенбах.
В США собрал коллекцию русской живописи, включавшую в том числе работы Ильи Репина, Александра Соколова и др.
Ярослав Гаек (чеш. Jaroslav Hájek, в России Ярослав Ярославович Гаек; 27 ноября 1882, Градец-Кралове — 11 марта 1919, Саратов) — чешский скрипач.
В 1896—1902 гг. учился в Пражской консерватории у Отакара Шевчика. Недолгое время был концертмейстером Чешского филармонического оркестра, в 1904 году участвовал (в том числе как солист) в гастролях оркестра в Павловске под руководством Оскара Недбала. По рекомендации Шевчика занял пост концертмейстера в филармоническом оркестре Хельсинки, концертировал в Финляндии как солист в сопровождении брата, пианиста Эмиля Гаека.
С 1906 года по приглашению Станислава Экснера преподавал в Саратовском музыкальном училище, с 1912 года преобразованном в Саратовскую консерваторию, где Гаек занял должность профессора скрипки. Среди его учеников Яков Рабинович и Дмитрий Цыганов.
Зайц Викентий Викентьевич (1884 – 1963, Саратов) –проф., работал в консерватории 1912-1961, вёл классы альта, скрипки, квартета.
Зайц обучался в Петербургской консерватории по классу валторны и скрипки, как валторнист систематически выступал в Мариинском театре, участвовал в цикле Вагнеровских опер, по состоянию здоровья валторну вынужден был оставить. Петербургскую консерваторию окончил по классу скрипки И.Р.Налбандяна (ассистента Леопольда Ауэра), в летние месяцы занимался в Чехии под руководством Сухи (1910) и Шевчика (1912). C 1911 З. преподавал в Саратовском муз. училище, а с 1912 – в консерватории. Играл в квартете Саратовского отделения ИРМО партию скрипки, а затем альта.
Занимался серьёзной научно-исследовательской работой. Им составлена «Карта развития скрипичных школ» (1936 - 1937), написаны работы «Интонация» (1947), «Методика игры на скрипке» (1958).
Семён Матвеевич Козолупов (10 [22] апреля 1884, станица Краснохолмская — 18 апреля 1961, Москва) — русский и советский виолончелист, музыкальный педагог. Народный артист РСФСР (1946).
Родился в станице Краснохолмской в семье казака Матвея Ивановича Козолупова и его жены Анастасии Прохоровны. В детстве обучался игре на скрипке, но из-за вывиха левой руки не мог продолжить обучение и был вынужден сменить инструмент. Его первым учителем игры на виолончели ещё в Оренбурге стал музыкант-любитель полковник русской армии В. М. фон Кох.
В 1904—1907 годах обучался в Санкт-Петербургской консерватории у А. В. Вержбиловича и И. И. Зейферта. С 1908 по 1912 и с 1924 по 1931 год был солистом оркестра Большого театра. В 1911 году выиграл конкурс виолончелистов в Москве, посвящённый 50-летию Русского музыкального общества, участвовал в Московском струнном квартете, играл в камерных ансамблях. В 1912—1916 годах и в 1921—1922 годах преподавал в Саратовской консерватории (директор консерватории в 1921—1922[3]), в 1916—1920 годах — в Киевской консерватории, наконец, с 1922 года до самой смерти — в Московской консерватории (с 1923 года — профессор, в 1936—1954 годах — заведующий кафедрой виолончели). Среди учеников Козолупова — Мстислав Ростропович, Святослав Кнушевицкий, Фёдор Лузанов, Валентин Фейгин, Валентин Берлинский и многие другие выдающиеся виолончелисты.
Исполнение Козолупова отличалось большой виртуозностью и глубоким, полным звучанием. Под его редакцией были выпущены в печать многие сочинения для виолончели композиторов эпохи барокко и малоизвестных русских авторов.
Умер 18 апреля 1961 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище (15 уч.).
Семья
Жена — Надежда Николаевна Козолупова (урождённая Федотова, 1886—1957), преподавала фортепиано в Московской консерватории.
Музыкантами и преподавателями Московской консерватории стали и все три их дочери: пианистка Ирина Козолупова (1910—1993), виолончелистка Галина Козолупова (1912—1991) и скрипачка Марина Козолупова (1918—1978).
Шулячук, Илья Ильич (18??–19??) — педагог. В Консерватории: профессор класса контрабаса.
Поповицкий Георгий Константинович (1890 — 1948). Гобоист, педагог, общественный деятель. Ректор Саратовской консерватории в 1944-1948 гг.
Родился 12 декабря 1890 года в с. Увары Астраханской губернии. В 1907 г. окончил Астраханское музыкальное училище. В 1914 г. окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу гобоя. По окончании консерватории был удостоен премии им. Шуберта. Стал первым педагогом Саратовской консерватории по классу гобоя. Являлся основоположником школы гобоя в Саратовской консерватории. Совмещал работу в консерватории с работой в музыкальной школе и в музыкальном техникуме. Играл в оркестре коммерческого собрания, принимал активное участие в концертах камерной музыки в составе квинтета духовых вместе с другими преподавателями консерватории. В 1924 г. после преобразования консерватории в техникум стал помощником заведующего по административно-хозяйственной части, одновременно занимался организацией симфонических концертов.
С 1929 по 1933 гг. был преподавателем класса гобоя и заведующим кафедрой в Азербайджанской государственной консерватории (Баку). В конце 30-х гг. жил и работал в Минске. В 1940 г. был назначен директором Музыкального училища при Белорусской консерватории. В 1940 г. присвоено ученое звание профессора. Вел большую общественную работу, был депутатом райсовета Минска.
В 1941 г. был эвакуирован в Саратов, где в СГК вновь стал вести класс гобоя. Был назначен заведующим кафедрой духовых инструментов, с 1943 г. являлся деканом исполнительского факультета.
С 1944 г. по 1948 гг. — директор Саратовской консерватории.
В 1945 г. на него было возложено общее методическое и организационное руководство работой Саратовского музыкально-педагогического комбината, включающего консерваторию, музыкальное училище и детской музыкальной школы.
Являлся одним из лучших исполнителей-гобоистов, за 40 лет педагогической работы воспитал не одно поколение музыкантов.
Имел награды: орден «Знак Почета», медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945». В 1938 г. присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств БССР.
Умер в 1948 году.
В.Ц. Лаун, кларнестист, получивший образование в Пражской консерватории у профессора Рейтмаера, солист оркестра «Чешская филармония». Он приехал в Россию в 1904 году, играл в оркестре Павловского вокзала в Петербурге. Переехал в Саратов в 1907 году. и до открытия консерватории преподавал в музыкальном училище.
Никита Романович Погребняк преподаватель класса фагота. Получил образование в Харьковском музыкальном училище у преподавателя Ф.В. Кучера. С 1894 года он работал в симфонических оркестрах Харькова, Баку, Ялты. В течение восьми лет служил в оркестре харьковской оперы, где играл под руководством выдающихся дирижеров Сука, Штернберга, Эйхенвальда. В 1910 году Никита Романович становится солистом Московского симфонического оркестра под управлением С.А. Кусевицкого. В 1912 году началась его педагогическая деятельность в Саратовской консерватории, продолжавшаяся до 1920 года. Сформированный коллегами Н.Р. Погребняка ансамбль духовых инструментов в составе: М.И. Султанов (флейта), Г.К. Поповицкий (гобой), В.Ц. Лаун (кларнет), Г.Н. Белоцерковский (валторна). Его выступления в 1913—1914 годах вызвали у саратовцев значительный интерес. С 1916 года Н.Р. Погребняк параллельно с педагогической деятельностью становится солистом симфонического оркестра Театра оперы и балета. Затем он переехал в город Новосибирск, а класс фагота в Саратовской консерватории возглавил Константин Афанасьевич Иоанно — исполнитель и педагог, окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу фагота.
Белоцерковский Григорий Яковлевич (5.01.1882, с. Алексеевка Харьковской губернии – 13.10.1952, Саратов) – валторнист, дирижёр симфонического оркестра, педагог, музыкально-общественный деятель.
Пел в церковном хоре, в возрасте десяти лет организовал школьный хор. В 1897 поступил в Харьковское музыкальное училище ИРМО, где обучался по классу валторны у Ю.Юрьяна. Вынужден был работать – пел в церковном хоре, работал переписчиком в Нотариальной конторе. В 1903 окончил училище по специальностям дирижера и валторниста. По окончании училища переехал в Москву. В 1904 был приглашён в оркестр Московской оперы С.И.Зимина, где работал в течение зимних сезонов до 1913. В летние сезоны принимал участие в концертах лучших оркестров страны, гастролировавших в Кисловодске, Ялте, Севастополе, Ростове, Харькове и др. С 1912. работал в качестве дирижера симфонических оркестров Ростова и Славянска. Играл в симфонических оркестрах Москвы, участвовал в концертах известных дирижеров (В.Сафонова, М.Ипполитова-Иванова, Л.Штейнберга, Н.Сука, Э.Купера).
В 1913 был приглашён С.К.Экснером в Саратовскую консерваторию в качестве педагога по классу валторны (с 1917 – в должности старшего преподавателя). В 1918 был избран Художественным Советом на должность проф. Уже первый его выпускник – Савков – сразу по окончании вуза с успехом выдержал конкурс на должность валторниста оркестра Императорского Мариинского театра.
Б. занимался методической работой, разрабатывал принципы развития кантилены на валторне. Занимался переложением для валторны соло и для ансамблей с участием валторны произведений И.-С.Баха, К.-В.Глюка, Г.-Ф.Генделя, Д.-Б.Мартини, А.К.Лядова, П.И.Чайковского, вокализов Конконе. Переложил для валторны с фортепиано многие оперные фрагменты: из «Князя Игоря» А.П.Бородина, «Снегурочки», «Царской невесты», «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. Большой популярностью пользовалось его переложение «Грёз» Шумана для квартета валторн. Методические работы Б. и его переложения не были опубликованы и не дошли до нашего времени.
Выступал во многих концертах в разных ансамблевых составах, в том числе в квинтете духовых инструментов, в котором принимали участие также М.И.Султанов (флейта), Г.К.Поповицкий (гобой), В.Ц.Лаун (кларнет), Н.Р.Погребняк (фагот).
Входил в состав оперной труппы, организованной профессором М.Е.Медведевым в 1916. Будучи уже проф., в течение 4 лет занимался в классе вокала проф. М.Е.Медведева. В сезоне 1919-1920 был солистом-певцом Саратовского оперного театра. С 1921 был дирижёром оперного класса консерватории. С 1922 по 1933 работал дирижёром в Саратовском театре оперы и балета. Два летних сезона (1929 и 1930) дирижировал симфоническим оркестром в саду им. К.Маркса. Организовывал оперные кружки при клубах, разучивал партии с любителями музыки, ставил спектакли на клубных сценах.
Когда в 1923 процесс обучения музыке был разделён на 3 ступени (школа – техникум – вуз), работал в основном в школе 1 ступени и в музыкальном техникуме. С 1923 расширилась его педагогическая деятельность: Б. стал вести не только класс валторны, но и оперный класс, оперный ансамбль, оперный хор и духовой ансамбль. В 1923-1949 был дирижёром оперного класса, с 1937 руководил этим классом, а в 1945-1947 возглавлял вокальную кафедру. В 1945 Президиумом Верховного Совета СССР был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Работал в консерватории до выхода на пенсию в 1950. Выпустил более 40 валторнистов. В Саратовской консерватории работали его ученики: Б.И.Тютьманов, доцент А.Т.Сердюк.
Методические работы: Основные принципы развития кантилены на валторне. – Саратов, 1937: Рукопись. – (Библиотека СГК)
Василий Георгиевич Брандт (настоящее имя Карл Вильгельм (Вилли) Брандт — нем. Willy Brandt; 1869, Кобург — 2 февраля 1923, Саратов) — немецко-русский трубач, дирижёр, композитор и педагог, профессор Московской консерватории.
Обучался в Кобургской школе музыки у Карла Циммермана, в сезоне 1887—1888 играл в оркестре города Бад-Эйнхаузена, затем — в Хельсинкской оркестровой ассоциации под управлением Роберта Каянуса. В 1890 году Брандт получил место первого трубача (впоследствии также — первого корнетиста) в оркестре Большого театра и занимал эту должность до 1909 года. С 1900 по 1912 преподавал в Московской консерватории, а затем — в только что созданной Саратовской консерватории, где также дирижировал оркестром.
Брандт — один из основоположников российской школы игры на трубе, среди его учеников наиболее известен Михаил Табаков. Сам Брандт является автором сочинений для трубы и корнета — двух концертных пьес, ряда небольших произведений и многочисленных этюдов, использующихся в педагогической и исполнительской практике до наших дней.
Иван Васильевич Липаев (1865, Самарская губерния – 25 сентября 1942, Ташкент) — российский тромбонист, музыкальный критик и литератор, общественный деятель. Заслуженный артист Республики (1925).
Сын сельского учителя родился 16 (28) мая 1865 года в селе Спиридоновка Бобровской волости Самарской губернии.
С 1882 года учился в Московской консерватории. Окончил Музыкально-драматическое училище Московского Филармонического общества по классу тромбона Б. Ремпе (1887 г.) и по классу композиции П.И. Бларамберга (1890 г.). В начале 1890-x гг. организовал первый в России квартет медных духовых инструментов; в составе: И. В. Липаев, А. К. Марквардт и Ф. Путкамер (трубы; в 1900-е годы двоих последних заменили В. Г. Брандт и М. И. Табаков), И. Ф. Кунст (альтгорн)[1]. Квартет часто выступал с концертами, для него написан ряд интересных камерных произведений.
Артист оркестра Большого театра в 1893—1898, 1903—1912 и 1924—1931 годах. В 1907—1917 гг. — артист и инспектор оркестра Исторических концертов С. Н. Василенко. В 1922—1926 годах играл в Персимфансе. Выступал также как дирижёр, драматический актёр, лектор-музыковед, режиссёр. В 1903 году организовал и возглавил Общество взаимопомощи оркестровых музыкантов.
В 1912—1921 годах вел класс тромбона и истории музыки в Саратовской консерватории (с 1917 года — профессор). В 1923—1934 годах преподавал историю музыки в московских музыкальных техникумах им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и Музыкальном училище им. M. M. Ипполитова-Иванова.
На литературном поприще выступил впервые в 1885 году, с тех пор (иногда под псевдонимами Самарова и Волгарева) регулярно выступал в газетах и журналах «Новости дня» (1885—1901), «Театр и жизнь» (1888—1890), Русский листок (1893—1904), «Театр, известия» (1893—1900), «Театрал» (1895—1897), «Театр и искусство» (1897—1898), «Музыка и жизнь» (1908—1912), «Саратовский листок» (1913—1917), «Рабис» (1927—1930) и др. с историческими и публицистическими статьями, биографическими очерками. Издатель и редактор журнала «Музыкальный труженик» (1906—1910), «Оркестр» (1910—1912). В 1896—1917 гг. — постоянный корреспондент и сотрудник «Русской музыкальной газеты».
Умер 25 сентября 1942 года в Ташкенте.
Рукописное наследие Липаева хранится в ГЦЦМК им. Глинки (фонд 13) и РГАЛИ (фонд 795).
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова.
В сентябре 1873 года по решению Главной дирекции Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) в Саратове было открыто отделение этого общества для оживления концертной деятельности в городе. Появился симфонический оркестр, дававший вечерние концерты на открытых летних эстрадах, а дневные — в зале гостиницы «Россия». Одновременно с основанием этого отделения в Саратове были организованы музыкальные классы, которые на первых порах не имели успеха из-за недостатка квалифицированных педагогов. Но в 1883 году наметился позитивный перелом в этом отношении, связанный с приходом в их дирекцию пианиста Станислава Экснера, выпускника Лейпцигской и Санкт-Петербургской консерваторий. Начался стремительный рост числа учащихся музыкальных классов. В 1886/1887 учебном году их было 101 человек, а к 1895 году их число и вовсе удвоилось.
В 1895 году музыкальные классы были преобразованы в музыкальное училище, а спустя четыре года под него был выделен участок в центре города — на пересечении Немецкой и Никольской улиц. Псевдоготическое здание училища возводилось хлопотами княгини Мещерской по проекту архитектора Александра Ягна (1848—1922). Из-за недостатка финансов он был вынужден упростить свой проект, что сказалось на внешнем облике этого строения, прозванного местными жителями «элеватором». Здание не нравилось и самому Ягну. Тем не менее, несмотря на убогий внешний вид, внутреннее пространство училища вышло нарядным и комфортабельным для проведения концертов. 28 октября 1902 года прошло торжественное открытие училища, сопровождаемое многочисленными концертами в течение двух дней. Среди приглашённых Экснером для работы в училище музыкантов можно отметить А. Т. Зубанова и Леопольда Рудольфа, скрипачей Ярослава Гаека и В. В. Зайца, пианистов И. А. Розенберга, Эмиля Гаека, М. П. Домбравского. Акустику концертного зала училища удостоилась похвалы со стороны выступавшей в нём знаменитой клавесинистки Ванды Ландовской, заявившей, что подобную акустику с трудом можно обнаружить даже в Париже.
Следующим этапом в деятельности Экснера стало стремление открыть в Саратове консерваторию, о чём он ходатайствовал в главную дирекцию ИРМО. Конкурентом Саратова в этом отношении был Киев, который в отличие от первого не имел достойного консерватории здания. В декабре 1910 года музыкальное училище посетил Сергей Рахманинов, направленный туда в качестве помощника председателя Дирекции по музыкальной части. Он лестно высказался о самом здании, но отметил невысокий уровень кадров училища. Экснер занялся подбором квалифицированных специалистов, в то же время началась надстройка четвёртого этажа здания училища, а также кардинальная реконструкция фасада здания, проведённая Семёном Каллистратовым, в то время являвшимся главным архитектором Саратова.
В начале 1912 года было принято окончательное решение по открытию в Саратове консерватории, получившей наименование Алексеевской (в честь престолонаследника цесаревича Алексея). Её руководителем ожидаемо был назначен Экснер. 21 октября того же года состоялось торжественное открытие Саратовской консерватории, ставшей всего лишь третьей в России (после Петербургской и Московской). Экснеру удалось привлечь к работе в консерватории выдающихся российских музыкантов того времени — певца (тенора) Михаила Медведева, по инициативе которого в 1918 году в консерватории был открыт класс камерного пения, певицу (колоратурное сопрано) Алевтину Пасхалову, проработавшую в итоге в Саратовской консерватории 32 года, камерного певца Николая Сперанского, ведшего класс сольного пения, теоретика музыки и композитора Георгия Конюса, директора консерватории с 1918 по 1919 год, пианиста и дирижёра Юзефа Сливиньского, чей класс фортепиано был одним из самых больших в тогдашней консерватории, и многих других.
Открытие в городе консерватории способствовало привлечению в город самых известных музыкантов того времени, давших в 1912—1913 годах концерты в Саратове (Сергей Рахманинов, Леонид Собинов, Ванда Ландовска, Леопольд Ауэр и другие). В 1914 году Экснера, подавшего в отставку по состоянию здоровья, на посту директора консерватории сменил Юзеф Сливиньский. В годы Первой мировой войны преподаватели консерватории гастролировали по губернии и по всей России. В конце 1916 года по инициативе Леопольда Рудольфа была создана Народная консерватория, где преимущественно преподавали сотрудники Саратовской консерватории, впоследствии она была преобразована в музыкальную школу для детей и взрослых. 5 мая 1918 года, после Октябрьской революции, консерватория была национализирована, получив название Государственной.
23 мая 1924 года было выпущено постановление о преобразовании консерватории в музыкальный техникум, сохранивший несмотря на новый статус основу своего педагогического состава и высокий уровень обучения. В 1935 году консерватории был возвращён статус высшего учебного заведения и присвоено имя Леонида Собинова, умершего годом ранее.
На полях Второй мировой войны погибло немало преподавателей и студентов консерватории, в том числе Д. Смирницкий, Н. Благовещенский, А. Еланчин и Н. Иванов. Осенью 1941 года в Саратов была эвакуирована Московская консерватория, временно объединившаяся с Саратовской под названием Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Спустя два года она вернулась в столицу, успев за время нахождения в Саратове оказать положительное влияние на музыкальную жизнь города.
В 40-50-е годы начался процесс увеличения перечня специальностей, преподаваемых в консерватории. Так открылась кафедра дирижирования академическим хором, в 1956 году появилась кафедра народных инструментов, одна из первых подобных в стране. В 1967 году Львом Христиансеном была создана кафедра руководителей народного хора (ныне — народного пения и этномузыкологии), также ставшая одной из первых себе подобных в СССР. В 1976 году у Саратовской консерватории появилась пристройка — новый учебный корпус. Важной вехой в истории Саратовской консерватории стало открытие театрального факультета (современный Театральный институт), состоявшееся 27 сентября 1983 года. В том же году рядом с консерваторией было построено общежитие для её студентов, ещё одно общежитие появилось впоследствии в Заводском районе города Саратова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы «Зауэр».