Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXXI курсъ 1910 -1914
Страница 11.
Верхний ряд в центре:
Василий Максимович Верюжский (18 (30) июля 1874, село Чекуево, Мардинская волость, Онежский уезд, Архангельская губерния — 28 февраля 1955, Ленинград) — священнослужитель Русской православной церкви, протоиерей, профессор. В конце 1920-х — ключарь собора Воскресения на Крови в Ленинграде; один из лидеров иосифлянского движения.
Родился в семье священника. Окончил Архангельское духовное училище, Архангельскую духовную семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1898). Магистр богословия (1908; тема диссертации — «Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые двадцать лет её существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века»). Доктор церковной истории (1951; тема диссертации: «Болгарский народ под греческой церковной властью преимущественно в XIX веке. Происхождение греко-болгарского вопроса и болгарской схизмы»).
В 1898—1901 — преподаватель философии и обличительного богословия в Самоковском училище в Болгарии.
В 1901—1903 — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 1903 — преподаватель обличительного богословия, истории и обличения раскола.
С 1 ноября 1909 — иерей; клирик храма Воскресения Христова («Спаса на Крови») на Екатерининском канале в С.-Петербурге.
С 1913 — доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории славянских церквей.
С 1914 — сверхштатный экстраординарный профессор академии.
С 1915 — штатный экстраординарный профессор академии.
В 1916 году был возведён в сан протоиерея.
В 1919—1922 — сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда (оставаясь в клире храма Воскресения Христова).
С 7 февраля 1922 был профессором кафедры истории славянских и румынской православных церквей Петроградского Богословского института.
Отказался присоединиться к обновленческому движению. Летом 1923 был арестован по обвинению в «распространении контрреволюционных листовок», приговорён к одному году лишения свободы, но вскоре освобождён.
9 августа 1923 года — 3 декабря 1929 — ключарь (фактический настоятель) храма Воскресения Христова, ставшего кафедральным собором «староцерковной» Ленинградской епархии после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев.
В 1927, после издания «Декларации» Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), протоиерей Василий Верюжский стал одним из основных её противников в среде ленинградского духовенства, письменно обратился к митрополиту Сергию с просьбой «отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государством» и пересмотреть основные направления своей церковной политики. После резкого отказа митрополита Сергия от каких-либо уступок своим оппонентам, стал одним из лидеров «иосифлянского» движения, отказавшегося подчиняться Заместителю Патриаршего местоблюстителя. За это 30 декабря 1927 был запрещён в служении епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем), но запрещения не признал. Ранее в том же году, когда конфликт ещё не достиг такой остроты, епископ Николай хотел назначить протоиерея Верюжского в епархиальный совет, но его кандидатура была отведена ОГПУ как «ярого противника Сергия, сторонника митрополита Иосифа».
В январе 1928 ленинградское управление ОГПУ сообщало, что
церковная оппозиция в Ленинграде растёт, причем с её стороны был допущен захват Тихоновского кафедрального собора в свои руки, — церковь Воскресения на крови. В этой церкви, до создания оппозиции, состоял настоятелем священник Верюжский; после того как Верюжский выявил себя ярым оппозиционером, двадцатка потребовала от него признать Сергия или оставить настоятельство церкви. Верюжский признать Сергия отказался, а для того, чтобы остаться в церкви, в один день ввёл 60 новых членов в двадцатку, преимущественно женщин, и в результате — старая двадцатка, стоявшая за Сергия, осталась в меньшинстве, а Верюжский — настоятелем. Это торжество оппозиция отпраздновала торжественным богослужением при двух оппозиционных епископах и 9-ти священниках.
3 декабря 1929 года был арестован, содержался в одиночной камере, 8 августа 1930 приговорён к 10 годам лишения свободы. Срок отбывал в Свирьском исправительно трудовом лагере. В 1932 оставшийся срок заключения был заменён ссылкой, которую он отбывал в Архангельске, а с 1936 — в Каргополе. По истечении срока ссылки, 3 декабря 1939 года, ему было разрешено вернуться в Ленинград. Один из немногих видных деятелей «иосифлянства», переживших расстрелы конца 1930-х годов.
В 1946 года принёс покаяние и воссоединился с Патриаршей церковью.
Был реабилитирован постановлением ОСО при МГБ СССР от 15 марта 1947 года.
С 1951 года — профессор и заведующий вновь открытой кафедрой византологии и истории славянских церквей Ленинградской духовной академии.
Данные о сыне
Сын — Василий Васильевич (1905 — 1988), архитектор. Находился в заключении в Красноярске, работал в так называемых «шарашках», после освобождения был начальником архитектурно-строительного отдела «СибцветметНИИпроекта», в 1960—1970 — председатель Красноярского отделения Союза архитекторов, в 1976—1986 работал во Владимире. В 1946 году по его проекту в городе Фрунзе (ныне Бишкек) был построен
Нижний ряд слева:
Вячеслав Георгиевич Соломин (1881 -1918, Орел)
Доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права
Вячеслав Георгиевич Соломин родился 1 марта 1881 г. в семье псаломщика Егора Соломина села Подворгольского-Измалково Елецкого уезда Орловской губернии. Мать — Матрона Васильевна. Крестили ребенка уже на следующий день, 2 марта, во Владимирской церкви села Подворгольского. Известно, что таинство крещения совершил настоятель храма священник Николай Владимирский. Восприемниками стали капитан Сергей Алексеевич Писарев и жена солдата Харитона Иванова Измалкова Пелагия Яковлева25. Далее последовала вполне традиционная для «поповича» судьба. Окончание духовного училища, обучение и окончание II отделения Орловской духовной семинарии по первому разряду и первым по списку с определением к поступлению именно в Санкт-Петербургскую духовную академию. В Санкт-Петербургской духовной академии В. Г. Соломин обучался с 1902 по 1906 гг. По окончании IV курса Вячеслав Соломин представил курсовое (кандидатское) сочинение на тему «Церковно-просветительные заботы правительства
имп. Александра I в первое десятилетие его царствования», которое до настоящего времени не сохранилось. Осенью же 1906 г. Соломин после сдачи экзаменов был все же зачислен в число
студентов Императорского Санкт-Петербургского университета41. Причем, как следует из сохранившегося его личного университетского дела, Соломин слушал лекции сразу на двух факультетах — историко-филологическом и юридическом. Обучение продолжалось вплоть до 28 октября 1908.