Борисъ Николаевичъ Молчановъ -
учащiйся Петроградской духовной семинарiи.
Кабинетъ портретъ.
На лицевой сторонѣ:
П. и Л. Пеньковы Томскъ.
На оборотной сторонѣ:
Молчанов, Борис
Фотографы
П. и Л. Пеньковы
преемники В. Е. Коркина
Томскъ
Подгорн. пер. №2.
Негативы сохраняются.
Справка 1:
Протоіерей Борисъ Николаевичъ Молчановъ (1896.07.24–1963.08.22), русскій православный богословъ и духовный писатель. Родился 24 іюля (7 августа) 1896 г. въ С.-Петербургѣ въ семьѣ протодіакона. Окончилъ Петроградскую духовную семинарію (1916) и артиллерійское училище. Въ годы Первой Міровой войны служилъ на Румынскомъ фронтѣ, во время гражданской войны — въ арміи ген. Н. Н. Юденича. Эмигрировалъ во Францію (1920). Въ 1927 г. рукоположенъ въ діаконы и назначенъ въ Медонъ. Въ 1928 г. окончилъ Свято-Сергіевскій православный богословскій институтъ въ Парижѣ. Священникъ РПЦЗ. Настоятель церквей въ Медонѣ (1927-1933), Лондонѣ (1933-1938), Бейрутѣ (1938), Бѣлой Церкви (1938-1941). Преподавалъ Законъ Божій въ Первомъ русскомъ Вел. Кн. Константина Константиновича кадетскомъ корпусѣ и въ дѣвичьемъ институтѣ. Духовникъ Русскаго корпуса во время Второй Міровой войны. Настоятель церкви въ лагерѣ Келлербергъ (1945) и Фельдкирхе (1946). Помощникъ наст. въ г. Зальцбургъ (1949). Настоятель прихода въ Нильванжѣ (1950) и кладбищенской церкви Сентъ-Женевьевъ-де-Буа (1952). Помощникъ наст. въ Версалѣ и законоучитель кадетскаго корпуса (1953-1956). Въ 1956 г. переѣхалъ въ США. Служилъ настоятелемъ приходовъ въ гг. Миннеаполисъ и Джексонъ Хайтъ (шт. Нью-Іоркъ). Съ 1959 г. второй священникъ каѳедр. собора Знаменія Божіей Матери въ Нью-Іоркѣ, сотрудникъ канцеляріи Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ. Митрофорный протоіерей (1962). Авторъ работъ: «Тайна беззаконія и антихристъ», «Эпоха апостасіи», «Антихристъ» и др. Скончался 9 (22) августа 1963 г. Погребенъ на кладбищѣ женскаго монастыря Ново-Дивѣево близъ г. Нануетъ (шт. Нью-Іоркъ).
Справка 2:
Пеньков Петр Никитич (? – 1956, г. Томск), фотограф-художник.
Трудовая биография Пенькова началась в роли «мальчика» у мастеровых. Перепробовав несколько профессий, он остановился на фотографии, учился этому делу у В. Е. Коркина, имевшего фотоателье в Омске и отделение в Томске. В начале XX века Пеньков выкупил томскую фотографию Коркина и приступил к самостоятельной работе. Пеньков отличался тягой к эксперименту, воспринимал фотодело не ремеслом, а частью высокого искусства. Работы Пенькова получали высокие награды на выставках: золотая медаль за фотографию «Под впечатлением прочитанного» в Нижнем Новгороде (1913), диплом и золотая медаль выставки в прибалтийском г. Вольмаре за серию фотоснимков, высший приз, Гран-при и золотая медаль Международной выставки современных искусств и промышленности в Лондоне (1914).
Фотографическое образование Петр Пеньков получил у истинного мастера своего дела — фотографа Владимира Коркина, имевшего фотоателье в Омске и в Томске — в переулке Подгорном (ныне это улица Беленца), в доме № 4. Дела у Коркина шли неплохо, и сам он вскоре перебрался в столицу, а фотоателье досталось ученику.
Пеньков постоянно занимался самообразованием — заказывал журналы по фотографии и изобразительному искусству, брал уроки живописи у известных художников (в частности, у Вадима Мизерова). В своей работе он стремился как можно дальше уйти от «стандарта», и как можно лучше передать эмоциональное состояние героев фотографии.
За стремление быть «не как все», Пенькова осуждали коллеги и даже его жена, которая считала, что муж занимается глупостями.
Но признание все-таки к нему пришло, пусть и за пределами Томска: золотая медаль на выставке в Нижнем Новгороде, золотая медаль на выставке в городе Вольмаре Лифляндской губернии и самая крупная награда — «Гран-при» и золотая медаль, присужденные Пенькову на международной выставке современного искусства и промышленности в Лондоне в 1914 году:
Петр Пеньков не был богатым человеком, и тем не менее, после революции фотоателье у него конфисковали. Но дело своей жизни — фотографию — он не бросил. В 20-е годы в Томске полным ходом шла борьба с беспризорностью, массово создавались детские дома с производственными мастерскими. Пеньков предложил организовать такую мастерскую и обучать детей фотографии. Мастерскую разместили в маленьком фотоателье рядом с Дворцом бракосочетаний, которое до революции принадлежала фотографу Г. Козлову, быстро навели там порядок, и занятия начались.
Бывшие беспризорные изучали рисование, химию, историю искусств и, конечно, фотодело, которое вел сам Пеньков. Дисциплина в мастерской была строжайшая: кроме изучения фоторемесла, Пеньков требовал от своих учеников повышения и уровня общего образования, а право войти в съемочный павильон они получили лишь на третьем году обучения.
Умер Петр Пеньков в 1956 году, похоронили его на Южном кладбище.