На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXXI курсъ 1910 -1914


Страница 4.


Верхний ряд справа:


Епископ Анастасий (в миру Александр Иванович Александров; 16 (28) апреля 1861, село Байтеряково, Лаишевский уезд, Казанская губерния — 23 июня 1918, Петроград) — епископ Православной Российской Церкви, епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Учёный-славист.

Родился в семье священника Иоанна Александровича Александрова, являвшегося с мая 1860 по сентябрь 1862 года настоятелем Владимирской церкви села Байтеряково Лаишевского уезда Казанской губернии (родового имения потомственных дворян Казиных).

28 мая (9 июня) 1861 года (то есть менее чем через полтора месяца после рождения А. И. Александрова) в селе Байтеряково произошёл большой пожар, заставший священника И. А. Александрова во время совершения Божественной Литургии в сельском храме. В одной из клировых ведомостей сообщалось, в частности, что «во время бывшего в селе Байтерякове пожара, от которого в виду его сгорел собственный его дом и всё имущество, он, Александров, с примерным и редким самоотвержением продолжал совершать начатую им Литургию с одним причётником, которого убедил до окончания службы Божией остаться в Церкви, бывшей среди пламени». За это 30 ноября /12 декабря/ 1861 г. И. А. Александрову была объявлена «признательность Епархиального Начальства со внесением в послужный список».

В 1879 году окончил Первую казанскую гимназию.

В 1883 году окончил историко-филологический факультет Казанского университета со степенью кандидата историко-филологических наук за работу: «Детская речь». Ученик известных филологов И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского.

Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре сравнительного языковедения и санскрита.

В 1884 года командирован в Дерптский университет на полтора года для научных занятий санскритом и немецким языком. В летнее время посещал прибалтийские губернии для изучения литовского языка.

В 1886 года защитил диссертацию «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie» («Язык национального поэта Литвы Донелайтиса. К семасиологии») на соискание учёной степени магистра сравнительного языковедения. В летнее время посещал прибалтийские губернии для изучения литовского языка.

Осенью 1886 года назначен приват-доцентом кафедры сравнительного языковедения Дерптского университета.

В 1886—1888 годы — приват-доцент кафедры сравнительного языковедения и санскрита Харьковского университета.

22 сентября 1888 года за диссертацию «Litauische Studien. I. Nominalzusammensetzungen» («Литовские этюды I: Именные сложные слова»), представленную в Дерптский университет, удостоен степени доктора славянской филологии. Обе диссертации были написаны на немецком языке и защищены в Дерптском университете.


В 1888—1889 годы — экстраординарный профессор кафедры сравнительного языковедения и санскрита Казанского университета.

В 1889—1896 годы — экстраординарный профессор кафедры славянской филологии Казанского университета.

В 1896—1911 годы — ординарный профессор кафедры славянской филологии Казанского университета.

В 1890, 1891, 1893, 1895 годах выезжал в научные командировки за границу, главным образом в славянские страны.

В 1910 году удостоен honoris causa звания Доктора церковной истории. Почётный член Московской, Петроградской и Казанской духовных академий.

Являлся почётным членом «Казанского Общества Трезвости» и первым редактором журнала «Деятель».

Народные чтения, воскресные школы и читальни в 44 отделах и обширная издательская деятельность Общества находятся в заведовании Председателя общеобразовательных учреждений проф[ессора] Универс[итета] А. И. Александрова, который был избран Обществом Трезвости Почётным членом за его полезную деятельность и душевное отношение к общеобразовательным учреждениям Общества. Им же было положено начало журнала «Деятель».

Профессор Императорского Казанского Университета А. И. Александров (фото из журнала «Деятель» за август — сентябрь 1898 г.)

В 1896—1905 годы — заведующий и руководитель мужской воскресной школы в городе Казани. Организовал эту школу, в которой занимались рабочие, а занятия вели студенты Казанской духовной академии.

В 1897—1905 годы — секретарь историко-филологического факультета Казанского университета.

В 1903—1908 годы — редактор «Учёных записок Казанского университета».

В 1905—1911 годы — декан историко-филологического факультета Казанского университета. Будучи деканом, не раз исполнял обязанности ректора.

В 1910—1911 годы — ординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре истории славянских и Румынской церквей.

В июле 1910 года был пострижен в монашество, возведён в сан иеродиакона и иеромонаха.

7 июля 1910 года в Раифском Богородицком монастыре архиепископом Казанским Иаковом (Пятницким) был пострижен в монашество, 8 июля рукоположён во иеродиакона, 10 июля — во иеромонаха.

В 1910—1912 годы — инспектор Казанской духовной академии.

С мая 1911 по февраль 1912 года — заслуженный ординарный профессор кафедры славянской филологии Казанского университета.

6 августа 1911 года в Казанском Преображенском монастыре возведён в сан архимандрита.


В 1911—1913 года — ординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре церковнославянского и русского языков и палеографии.

15 февраля 1912 года назначен ректором Казанской духовной академии.

2 марта 1912 года в академическом храме Казани наречён и 4 марта в кафедральном Благовещенском соборе Казани хиротонисан во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии.

С 30 мая 1913 года — епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) епархии, последний ректор Санкт-Петербургской (с 1914 — Петроградской) духовной академии.

Автор научных трудов по славистике, сравнительному языкознанию, русской диалектологии, церковнославянскому и литовскому языкам, психологии и физиологии речи, истории Черногории. Знаток многих славянских языков и санскрита. Во время работы в университете находился в научных командировках в Австро-Венгрии, Черногории, Сербии, Болгарии, Константинополе и на Афоне. Почитатель святого Иоанна Кронштадтского, составил житие преподобного Иоанна Рыльского и акафист этому святому — небесному покровителю о. Иоанна.

Оказал большое влияние на своего воспитанника по Академии Бориса Ярушевича, впоследствии митрополита Николая, Крутицкого и Коломенского; над которым 23 октября 1914 года совершил монашеский постриг.

Скончался 23 июня 1918 года от воспаления лёгких. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.


Нижний ряд в центре:


Архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров; 31 декабря 1872 [12 января 1873], деревня Подмошье, Санкт-Петербургская губерния — 19 февраля 1940, Лимре, департамент Эндр и Луара, Франция) — епископ Русской православной церкви заграницей; архиепископ Полтавский и Переяславский (1913—1919).

Лично знал протоиерея Иоанна Кронштадтского, совершал с ним богослужения. По мнению Николая Жевахова, сыграл решающую роль в переезде Григория Распутина в Санкт-Петербург и стяжании им первоначальной популярности. Позднее переменил своё мнение о Распутине и стал бороться против него.

Родился 31 декабря 1872 (12 января 1873) года в деревне Подмошье Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Шимский район Новгородской области) в семье Дмитрия Николаевича Быстрова, священника Знаменской церкви села Горки (в приход данной церкви входила и деревня Подмошье), и Марии Ивановны, урождённой Разумовской. Кроме него в семье было ещё четверо детей.

Бедность семьи побудила родителей довольно рано отдать сына в духовное училище при Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, где за неординарные способности он был поставлен на казённый счёт.

Продолжил обучение в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Здесь он также прилежным изучением всех дисциплин развивал свои интеллектуальные способности, благодаря которым переходил из класса в класс, обгоняя своих сверстников. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Во время обучения в семинарии он на переменах поступал по-товарищески, помогал всем усвоять уроки. За это товарищи подарили ему золотой нагрудный крест большой величины вершка в 1,5—2 длины. Я сам видел его: Быстров, видимо, ценил этот дар. В семинарии он добросовестно изучал все предметы, но этому не радовался: школьные занятия не увлекали его». Семинарию окончил в 1892 году по первому разряду, будучи лучшим учеником на курсе.

Незаурядные способности в сочетании с усердием и прилежанием к наукам обеспечили ему первенство и среди сокурсников Санкт-Петербургской духовной академии. Его жизнь в стенах академии была связана с именами профессоров В. В. Болотова и А. П. Лопухина. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. С 1897 года исполняющий должность доцента академии по кафедре Библейской истории.

В 1898 году был пострижен в монашество и рукоположён в сан иеромонаха. Митрополит Вениамин (Федченков) сообщал:

В 1901 году возведён в сан архимандрита и назначен исполняющим должность инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. В начале 1900-х годов Феофан был увлечён общением с народными праведниками. В 1901 или 1902 году Феофан добился благосклонности императорской семьи к юродивому Мите Козельскому: сначала познакомил его с великой княгиней Милицей Николаевной, супругой великого князя Петра Николаевича, а затем и с императором Николаем II.

В 1905 году защитил магистерскую диссертацию «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы», после чего был возведён в звание экстраординарного профессора и утверждён в должности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

4 февраля 1909 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

22 февраля 1909 года был хиротонисан в сан епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием и другими иерархами.

Член учреждённой в 1892 году Святейшим Синодом специальной Петербургской комиссии по обмену мнениями со старокатоликами, председательствовал на её заседании 15 февраля 1910 года.

Награжден орденом св. Владимира IV (1907) и III (1910) степени.

С 19 ноября 1910 года епископ Таврический и Симферопольский, одновременно выбран почётным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

27 февраля 1911 года в Александро-Невском соборе в Симферополе отслужил литургии с преданием анафеме, посмертно, Льва Толстого. Описал это событие К. А. Тренёв в повести «Владыка» (1912 г.), где Феофан выступил прототипом архиерея Иннокентия.

В начале 1911 года предложил Святейшему Синоду выразить неудовольствие императрице Александре Феодоровне в связи с поведением Распутина.

С 25 июня 1912 года — епископ Астраханский и Енотаевский. С 8 марта 1913 года — епископ Полтавский и Переяславский.

В 1917 году член Поместного собора, участвовал в 1-й сессии, член I, II, XI, XII Отделов.

В 1918 году был возведён в сан архиепископа.

Захватив власть в Киеве в свои руки, Петлюра и его сторонники потребовали от полтавского архиерея отслужить торжественную панихиду по бывшему гетману Украины Ивану Мазепе — любимцу русского царя Петра Великого, но перешедшему на сторону шведского короля Карла XII и за это преданному Русской православной церковью анафеме. На это требование архиепископ ответил отказом, за что был заключён в тюрьму. Был освобождён после того, как власти Украинской народной республики эвакуировались из Полтавы при наступлении Добровольческой армии.

С 1919 года член ВВЦУ на Юго-Востоке России.

В 1920 году в связи с наступлением Красной Армии эвакуировался в Крым; 22 марта 1920 года вместе с епископом Вениамином (Федченковым) поддержал избрание Петра Врангеля Главнокомандующим Вооружёнными силами Юга России.

В ноябре 1920 года эмигрировал в Константинополь.

C 1921 года — настоятель монастыря Петковица в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, член Русского Всезаграничного церковного собора, заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ, затем жил в русском монастыре в городе Эрцегнови, с 1925 года служил в Александро-Невском соборе в Софии, в 1926 году разорвал общение с РПЦЗ из-за различного толкования догмата об искуплении.

В 1931 году переехал в маленькую деревню Моун (фр. Moune), близ города Амбуаза на Луаре, а в самом конце своей жизни поселился в местечке Лимре[fr], в доме бывшей полтавской помещицы Марии Федченко. Ей принадлежали несколько расположенных рядом пещер, в одной из которых владыка устроил маленькую церковь, а в другой — под названием «Три лисицы» — поселился сам, где вёл образ жизни настоящего затворника.

Скончался 19 февраля 1940 года; погребён на общественном кладбище (под номером 432) на окраине Лимре. На похороны его никто из известных епископов не приехал, а митрополит Евлогий (Георгиевский) прислал телеграмму, в которой повелел хоронить архиепископа как простого инока. Но похоронили его всё же в архиерейском облачении.

30 июня — 1 июля 2016 года Архиерейский синод РПЦЗ, ознакомившись с содержанием письма руководителя управления Московской патриархии по зарубежным учреждениям епископа Богородского Антония (Севрюка) о перенесении останков архиепископа Феофана с общественного кладбища на окраине Лимре в Санкт-Петербург, постановил ответить, что его члены не возражают против этого намерения дальних родственников и почитателей почившего.

21 июля 2022 года начался процесс перезахоронения праха архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана. После извлечения останков, на кладбище города Лимре (Limeray) была отслужена панихида, которую совершил архиепископ Мадридский и Лиссабонский Нестор, временно управляющий Корсунской епархией. В тот же день останки архиепископа Феофана были отправлены в Санкт-Петербург, где на Волковском кладбище Северной столицы они будут преданы земле. 23 июля 2022 года останки архиепископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) прибыли из Франции в Санкт-Петербург.