На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LVI Выпускъ Императорской Московской Духовной Академiи 1902 - 1906 гг.

Страница 3.


Николай Фёдорович Каптерев (8 (20) июля 1847, село Клёново, Подольский уезд, Московская губерния — 18 (31) декабря 1917, Сергиев Посад) — русский историк, член-корреспондент Императорской Академии наук, ординарный профессор Московской духовной семинарии (1895). Старший брат П. Ф. Каптерева.

Родился в семье сельского священника. Окончил Звенигородское духовное училище, затем Вифанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию (1868). По окончании курса исторического отделения в 1872 году он был оставлен при Академии для подготовки магистерской диссертации. В 1874 году его монография «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» была опубликована и блестяще защищена на открытом магистерском диспуте в Московской духовной академии. О защите диссертации дала отчёт газета «Современные известия» (1874, № 266); ректор Академии А. В. Горский в личном письме в самых лестных выражениях отметил научные заслуги ученика.

С 1874 года доцент по кафедре древней гражданской истории МДА; экстраординарный профессор с марта 1883 года, ординарный профессор с декабря 1895 года — после защиты диссертации «Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669—1707 гг.)». В 1898 году был удостоен звания заслуженного профессора. В мае 1905 года вышел на пенсию по выслуге лет, почетный член МДА.

Одновременно преподаватель географии в сергиевопосадской мужской гимназии (1876–1878). Статский советник (1883).

Удостоен степени доктора церковной истории (1885), но К. П. Победоносцев отменил решение Совета МДА и утверждение Синода, запретив публиковать работы Каптерева о Патриархе Никоне (1888), лауреат Макариевской (1885) и малой Уваровской (1888) премий, доктор церковной истории (1891), член Международного конгресса по доисторической археологии и антропологии (1892) и Общества истории и древностей российских при Московском университете (1893).

Лауреат половинной Макариевской премии (1891, 1899), посетил Святую Землю, Константинополь и Рим, награжден орденами Св. Гроба Господня и Золотым Крестом с частицей Животворящего Древа (1900), действительный статский советник (1902).

В 1894—1902 и 1910–1912 годах — городской староста Сергиева Посада; организовал в городе мужскую и женскую гимназии, строительство городской больницы.

17 ноября 1910 года был избран членом-корреспондентом Академии наук по Историко-филологическому отделению. Лауреат Уваровской премии (1912).

В 1912—1917 годах был членом IV Государственной думы от Московской губернии; представлял в Думе Партию прогрессистов. Член комиссий: по старообрядческим делам (председатель), народному образованию, делам Православной Церкви, вероисповедным вопросам, для обсуждения законопроекта о новом уставе университетов, председатель Дмитровского уездного комитета по оказанию помощи беженцам (1915), член комиссии при МВД для пересмотра действующих законоположений по делам Римско-Католической Церкви в России (1917).

Член Поместного Собора по избранию от Государственной думы, не прибыл ввиду тяжелой болезни.

Скончался от воспаления лёгких. Похоронен на Вознесенском кладбище Сергиева Посада, уничтоженном в советское время.

Основные работы

По сношениям России с православным Востоком

«Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях» (М., 1884) pdf

«Архидские архиепископы и подчиненные им иерархи разных кафедр, явившиеся в Москву за милостынею в XVI, XVII и в начале XVIII столетия» (1888)

«Сношения иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством : (1669-1707 г.)» (докторская диссертация). - Москва : тип. А.И. Снегиревой, 1891. - 2, IV, 362, 93 с.; 24. pdf

«Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством с половины XVI до конца XVIII столетия» (СПб., 1895) pdf

«Господство греков в Иерусалимском патриархате с первой половины XVI до половины XVIII века» : История патриархов иерусалим. : Сост. по соч. иерусалим. патриарха Досифея. - Сергиев Посад : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1897. - 34 с.; 24.

«Сношения иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии» (СПб., 1898)

«Приезд в Москву Павловского афонского монастыря архимандрита Исаии в 1688 году»

«Приезд в Москву Иерусалимского патриарха Паисия в 1649 году»

«Приезд в Москву за милостынею сербских иерархов разных кафедр и настоятелей разных сербских монастырей в XVI, XVII и в начале XVIII столетий»

По русской церковной истории

«Светские архиерейские чиновники в древней Руси» (М., 1874, магистерская диссертация) pdf

«Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа» (М., 1887).

«Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий» / Сергиев Посад: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, ценз. 1906. - 121 с.; 24. pdf

«Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Том I (Сергиев Поссад 1909)

«Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович» Том II (Сергиев Поссад 1912)

«Ответ профессору Субботину: «Оправдание на несправедливые обвинения». Оттиски из №№ 8 и 9 Прав. Обозр. за 1888 год.

«О греко-латинских школах в Москве в XVII веке до открытия славяно-греко-латинской академии» Прибавления Творениям св. Отцов, 1889, ч. 44. Кн. 4.

«К вопросу о церковной реформе» // Богословский вестник 1905. т. 3, № 11

«Власть патриаршая и архиерейская в Древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству.» // Богословский вестник 1905. т. 2, № 4

«Суждение большого московского Собора 1667 года о власти царской и патриаршей» // Богословский вестник 1892. Т. 2. № 6.

«Приезд в Московский Успенский собор Никона патриарха и дело Ростовского митрополиты Ионы»

Все работы, кроме книги: «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» были написаны на основании архивных и рукописных материалов, до тех пор мало, а иногда и совсем не известных. Книга «Патриарх Никон», печатавшаяся в виде статей в журнале «Православное Обозрение», вследствие новых воззрений, проведенных им на время патриаршества предшественника Никона — Иосифа, и на действительное происхождение так называемых старообрядческих особенностей, вызвала против него нападения приверженцев старинных воззрений на историю старообрядства. Миссионерские противораскольничьи съезды требовали даже суда над автором. Дальнейшее печатание его статей о патриархе Никоне, по распоряжению К. П. Победоносцева, было запрещено, что не помешало большинству ученых признать воззрения автора правильными.

Каптеревские чтения

Центр истории Византии и восточно-христианской культуры Института всеобщей истории Российской Академия наук с 2003 г. проводит ежегодные Каптеревские чтения.

Семья

Жена — Вера Сергеевна (1856—1942) — дочь ректора Московской духовной академии Сергея Смирнова.

Сыновья:

Павел Каптерев (1889—1955) — учёный, педагог.

Сергей Каптерев (1895—1969) — историк, лингвист.


Василий Осипович Ключевский (16 [28] января 1841, Воскресеновка, Пензенская губерния — 12 [25] мая 1911, Москва) — русский историк, ординарный профессор Московского университета, заслуженный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Родился в селе Воскресеновка Пензенского уезда Пензенской губернии (ныне — Пензенского района Пензенской области). Детские годы провёл в Пензенской губернии по месту службы отца — сельского священника Осипа (Иосифа) Васильевича Ключевского (1815—1850): с. Воскресенское (1841—1845), с. Городище (1845), с. Можаровка Городищенского уезда (1846—1851). Отец погиб, попав в грозу, и это событие произвело такое впечатление на девятилетнего мальчика, что он с тех пор начал заикаться.

После смерти отца (1850) семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился в Пензенском приходском духовном училище (1851—1852), затем в Пензенском уездном духовном училище (1852—1856). По воспоминаниям его учителей, «он до того резко заикался, что наставники тяготились им и не знали, что делать с его косноязычием; исключить же его им было жалко ввиду заметных его способностей». Впоследствии Ключевскому удалось преодолеть своё заикание, но следы его оставались у него на всю жизнь. После окончания духовного училища он поступил в Пензенскую духовную семинарию, куда был принят на казённый счёт. В семинарии Ключевский учился блестяще (1856—1860), но отчислился из неё, не окончив. В годы учёбы Ключевского в Пензенской духовной семинарии к кругу его семинарских друзей примыкало несколько преподавателей. Они читали и обсуждали статьи «Русского вестника», «Отечественных записок», «Современника», новинки исторической литературы. Вспоминая это время, В. О. Ключевский впоследствии писал, что в нём тогда пробуждалось историческое мышление и делались первые усилия в познании родного прошлого, с целью подготовки к поступлению в университет.

Последний год своей жизни в Пензе (1861) Ключевский провёл в доме фабриканта И. И. Маршева, готовя двух его сыновей и готовясь сам к поступлению в университет.

Летом 1861 года уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета, сдав 16 вступительных экзаменов, включая латынь, греческий, русскую словесность, историю, математику, физику, немецкий, французский языки, закон Божий. Экзамены в университет, по правилам сдавались весной, но в то время Ключевский болел лихорадкой и использовал возможность дополнительных августовских испытаний, к которым он был допущен не в одиночестве. Его сестра, Елизавета Осиповна (в замужестве Вирганская) передала воспоминания Ключевского о вступительных экзаменах:

Когда зашёл я в такой большой зал, меня сразу охватила робость: смотрю некоторые личности очень хорошо одеты, в пенсне с блестящей оправой, при часах. Смотрю и думаю: не профессора ли это? А потом, когда начался экзамен, смотрю, что эти господа явились сюда за тем же, зачем и я. А когда их начали спрашивать, некоторые из них молчат. Тогда обращались ко мне: «Ключевский! Отвечайте вы». Тут уже я вздохнул посвободнее, думая: «Такие-то вы господа, при пенсне, а молчаливые.»

— Василий Осипович Ключевский / Биографический очерк, речи, произнесенные в торжественном заседании 12 ноября 1911 года, и материалы для его биографии. — М., 1914. — С. 417.

В студенческие годы жил впроголодь, экономя на всём, вплоть до бумаги. С первых дней пребывания в Москве, он задумался о частных уроках, поскольку других средств у него не было. Лето 1862 года он провёл в качестве репетитора в семье князя С. В. Волконского. На курсе Ключевского было всего шесть казённокоштных студентов, получающих стипендию Министерства народного просвещения, для получения которой требовалось сдать специальные экзамены. Ключевский сдал их в июне 1862 года. С 1861 года Ключевский поддерживал товарищеские отношения с Н. М. Бородиным, который предложил ему заниматься латинским языком с его младшим братом. Бородины жили на Большой Якиманке; вдова, Александра Ильинична, имела кроме двух сыновей пять дочерей, на одной из которых, Анисье Михайловне, Ключевский впоследствии женился.

Университетский курс он окончил в 1865 году со степенью кандидата. Для выпускного конкурсного сочинения Ключевский выбрал тему, связанную с историей Московской Руси XV—XVII веков: его работа «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) была отмечена золотой медалью и по представлению С. М. Соловьёва он был оставлен при кафедре русской истории для приготовления к профессорскому званию.

Среди университетских профессоров на Ключевского оказали особое влияние С. В. Ешевский (всеобщая история), С. М. Соловьёв (русская история), Ф. И. Буслаев (история древнерусской словесности). В 1872 году он защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), а через 10 лет — докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» (1882). Как отмечают, введение к последней, опубликованное в 1880 г. в журнале «Русская мысль», стало публикацией, манифестировавшей исследовательскую парадигму собственной научной школы Ключевского, составившую соединение институциональной истории учреждений с социальной историей (методологическим основанием школы, отмечает Н. Гришина, ее социально-научным инструментом была «историческая социология», находившаяся под влиянием философии позитивизма).

После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете. С 1882 года — профессор Московского университета. В период 1887—1889 годов был деканом историко-филологического факультета и проректором университета. Одновременно, в течение 17 лет он читал лекции по всеобщей истории в Александровском военном училище. Также он преподавал русскую историю в Московской духовной академии, на Московских женских курсах В. И. Герье и в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Ключевский вошёл в историю не только как выдающийся учёный-историк, но и как блестящий лектор, собиравший большие аудитории. Ключевский пробирался сквозь толпу к кафедре, начиная лекцию сразу, ещё на ступеньках к кафедре. Лекции он всегда читал тихо, несмотря на то, что аудитория всегда была переполнена. У Ключевского был хорошо поставленный голос. Заикание, от которого ему не удалось избавиться полностью, он преодолевал строя свою речь так, что паузы, вызванные заиканием, становились смысловыми — он расставлял их в значимых местах речи. Ключевский говорил медленно, отчётливо, чеканно произнося фразы — можно было записывать, не пользуясь стенографией. Обладал удивительно богатой интонацией, развитой мимикой лица и глаз.

«Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.» В. О. Ключевский

Ключевский обладал поразительной памятью. Однажды, поднимаясь на кафедру для доклада на публичном научном торжестве, он споткнулся о ступеньку и выронил листки с записями, которые разлетелись, бросившиеся их собирать слушатели перемешали их ещё больше. Присутствовавшая там супруга Ключевского успокоила: «Он всё помнит наизусть». Это оказалось правдой.

Кроме общего курса русской истории Ключевский вёл семинарские занятия: «Методология русской истории», «Терминология русской истории», «История сословий в России», «Источники русской истории», «Русская историография».

В 1893—1895 годах по поручению императора Александра III читал курс всеобщей (совокупно с русской) истории великому князю Георгию Александровичу.

Заслуженный профессор Московского университета (1897). Почётный член Московского университета (1911).

В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук. В том же году вышло его «Краткое пособие по русской истории», а уже с 1904 года издавался полный курс. Всего вышло 4 тома — до времени правления Екатерины II.

В 1900 году был избран ординарным академиком Императорской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским; кроме этого он был и почётным академиком по разряду изящной словесности.

В 1905 году Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий.

10 апреля 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но в скором времени отказался от звания, поскольку не находил участие в совете «достаточно независимым для свободного… обсуждения возникающих вопросов государственной жизни»[18].

В. О. Ключевский был деятельным членом многих научных обществ: Московского археологического общества, Общества любителей российской словесности, Общества истории и древностей Российских (был его председателем в 1893—1905 гг.); состоял почётным членом Витебской учёной архивной комиссии.

В начале 1910 года заболел. Последнюю лекцию прочитал 29 октября в Училище живописи, ваяния и зодчества. В ноябре его поместили в больницу Стороженко на Якиманке. В. О. Ключевский умер 12 (25) мая 1911 года в «3 часа 5 минут пополудне», после неудачной операции по извлечению камней из мочевого пузыря, работая до самого конца над статьями о падении крепостного права. Были устроены торжественные похороны. Ректор Духовной Академии отслужил панихиду в его доме на Житной улице, откуда гроб был перенесён в университетскую церковь, где 2 епископа и 15 священников отслужили заупокойную литургию. Прощание с Ключевским собрало такое количество его почитателей, что церковь не смогла вместить всех желающих. Процессию из церкви до кладбища (Некрополь Донского монастыря) сопровождало множество людей. Гроб несли на плечах студенты. Очевидцы считали, что похороны Ключевского собрали до пяти тысяч человек.

Ключевский является одним из ведущих представителей российской либеральной историографии XIX—XX вв., сторонником государственной теории, создавшим между тем собственную оригинальную схему русской истории и признанным лидером Московской исторической школы. Среди учеников Ключевского: П. Н. Милюков, М. К. Любавский, А. А. Кизеветтер, Я. Л. Барсков, М. М. Богословский, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ю. В. Готье, А. И. Яковлев, С. В. Бахрушин, А. С. Хаханов, В. Н. Лясковский. Ученики Ключевского провозгласили ещё при его жизни о существовании его школы, заложив тем самым, как отмечают, «апологетическую» традицию ее изучения. В советский же период Н. Л. Рубинштейн в «Русской историографии» (1941) введёт в марксистский научный оборот понятие «школа Ключевского» — супротив отрицавшему её изначально М. Н. Покровскому. При этом, как отмечает Н. В. Гришина, понятия «школа Ключевского» и «Московская школа историков» являлись для Рубинштейна синонимами, под ними он понимал одно и тоже историографическое явление, ставшее следствием «устойчивой традиции» Московского университета, «шедшей от Соловьева и закрепленной Ключевским». Г. В. Вернадский определял Ключевского не только как главу научной школы, но и как «воспитателя русского общества».

С 1869 года был женат на Анисье Михайловне Бородиной (1837—1909). Долгое время жили в наёмных квартирах, пока не приобрели дом на Житной улице. От этого брака был сын — Борис, окончивший исторический и юридический факультеты Московского университета, но в науку не пошёл; со 2 июля 1903 года по 1917 год числился помощником у присяжного поверенного П. П. Коренева. В 1933 году подпал под репрессии, его выслали в Казахстан. После четырёх лет ссылки он вернулся в Россию; жил в Белых Столбах, работая путевым обходчиком.

Библиография

«Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866, Скан книги Архивная копия от 4 февраля 2021 на Wayback Machine)

«Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае» (1867)

«Церковь по отношению к умственному развитию древней Руси» (рецензия на книгу А. П. Щапова) (1870)

«Древнерусские жития святых как исторический источник Архивная копия от 5 августа 2017 на Wayback Machine» — М. 1871. — 465 с. (Скан книги Архивная копия от 3 февраля 2021 на Wayback Machine)

«Псковские споры» (1872)

«Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери» (1878)

«Боярская Дума древней Руси» (1880—1881) Архивная копия от 31 мая 2020 на Wayback Machine

«Русский рубль XVI—XVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884)

«Происхождение крепостного права в России Архивная копия от 12 марта 2014 на Wayback Machine» (1885)

«Подушная подать и отмена холопства в России» (1886)

«Евгений Онегин и его предки» (1887)

«Состав представительства на земских соборах древней Руси» Архивная копия от 13 января 2009 на Wayback Machine (1890)

Курс русской истории в 5 ч.. — СПб., 1904—1922. — 1146 с.[23], [3] Архивная копия от 8 ноября 2012 на Wayback Machine, [4] Архивная копия от 14 ноября 2012 на Wayback Machine; Русская история. Полный курс лекций Архивная копия от 10 марта 2013 на Wayback Machine — М., 1993.)

Курс русской истории. Собрание сочинений в девяти томах. — М.: Мысль, 1987—1990.

Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Александрова. — М.: Изд-во «Правда», 1991. — 624 с. — «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства», «Добрые Люди древней Руси», «Характеристика царя Ивана Грозного», «Царь Алексей Михайлович», «Жизнь Петра Великого до начала Северной войны» Архивная копия от 19 марта 2009 на Wayback Machine; И. Н. Болтин, Н. М. Карамзин, Сергей Михайлович Соловьёв Архивная копия от 21 сентября 2009 на Wayback Machine.

«Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.» — М.: Мысль, 1993. — 416 с., 75 000 экз.

История сословий в России. Лекции. — 1886 (рукопись) Архивная копия от 4 февраля 2021 на Wayback Machine


Пётр Иванович Цветков (1845—1914) — российский филолог-латинист, переводчик с латинского языка, заслуженный профессор Московской духовной академии.

Родился 19 (31) августа 1845 года в семье священника Владимирской епархии, в предместье Киржача.

Учился во Владимирском духовном училище, Владимирской духовной семинарии (вып. 1864) и в Московской духовной академии, где получил в 1868 году степень магистра богословия. В 1868—1869 гг. был учителем и воспитателем детей графа Путятина; одновременно, посещал лекции по классическим языкам в Санкт-Петербургском университете.

После прочтения трёх пробных лекций 11–17 февраля 1869 года по латинскому языку, был определён преподавателем этого языка в Московской духовной семинарии; 6 ноября 1870 года был избран на должность доцента на кафедре латинского языка и словесности Московской духовной академии; был допущен к исправлению этой должности 18 января 1871 года. В том же году защитил магистерскую диссертацию «Обзор апологетических трудов восточных отцов и учителей Церкви в IV и V веках» и 24 сентября был удостоен Советом академии степени магистра богословия. С 23 сентября 1878 года был экстраординарным профессором.

С 15 июля 1878 по 15 августа 1879 года был в заграничной командировке; слушал лекции по классическим языкам в Лейпцигском университете у профессоров – Курциуса, Ланге и Эккштейна, а в Берлинском университете — у профессоров Фалена и Гюбнера; жил в Риме, Флоренции, Неаполе и Мюнхене, посещая памятники классической древности и музеи.

В 1891 году за сочинение о Клементе был утверждён определением Св. Синода от 8 февраля 1891 года в степени доктора богословия и с 22 февраля назначен ординарным профессором. За этот труд он получил Макарьевскую премию от Синода. Другой его труд – «Песни св. Романа Сладкопевца» был также удостоен Макарьевской премии.

В 1896 году он получил звание заслуженного профессора Московской духовной академии; 6 мая 1901 года был произведён в действительные статские советники. В 1903—1905 годах был председателем Совета «Братства Преподобного Сергия».

Также он был преподавателем латинского языка в открывшейся в 1876 году в Сергиевском Посаде мужской прогимназии (которая позже стала гимназией), а также в частной женской прогимназии Д. Н. Тихомировой, где безвозмездно преподавал историю и географию. В Александро-Мариинском доме призрения с 1899 года до своей смерти был членом Совета и инспектором классов и за эту свою деятельность 6 декабря 1913 года был награждён орденом Св. Станислава 1-й степени.

С 24 февраля 1906 года был в отставке, оставаясь почётным членом академии и продолжая читать лекции до 1908 года.

Умер 31 января (13 февраля) 1914 года и был похоронен в Сергиевском Посаде.

Его супруга, Елизавета Михайловна, заведовала частной женской прогимназией, основанной Цветковым в 1913 году.

Библиография

П. И. Цветков — автор около 140 работ. Его научно-литературная деятельность была посвящена преимущественно древнехристианской литературе.

«Обзор апологетических трудов отцов и учителей восточной церкви в IV и V веках» // «Прибавление к творениям святых отцов». — 1872; магистерская диссертация

«Апологетический труд Феодорита Кирского» // «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». — 1876

Аврелий Пруденций Клемент. — М.: тип. М. Г. Волчанинова, 1890. — [6], 414, 211 с.; докторская диссертация

Греко-римский политеизм и христианство // Богословский вестник. — 1892. — Кн. 4.

Гимны св. Амвросия Медиоланского // Богословский вестник. — 1901. — Кн. 3.

Песнь св. Романа Сладкопевца об усопших. — М.: Унив. тип., 1899. — 16 с.

Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу / В русском переводе П. Цветкова. — М.: Унив. тип., 1900 (обл. 1901). — 212 с.

Александро-Мариинский дом призрения в первые двадцать пять лет самостоятельного его существования (1879—1904) : Очерк П. Цветкова, проф. Моск. духов. акад. и чл. Сов. Александро-Мариин. дома призрения. — [Сергиев Посад]: Свято-Троиц. Сергиева лавра, Собств. тип., 1904. — 107 с., 9 л. ил.


Александр Дмитриевич Беляев (23 июля (4 августа) 1849 — 29 октября 1919) — русский учёный-богослов, публицист. Доктор богословия.

Родился 23 июля (4 августа) 1849 года в городе Раненбург в семье священника Рязанской епархии.

Учился в Раненбургском духовном училище и Рязанской духовной семинарии. Слушал в это время публичные лекции Д. И. Ростиславова.

С 1872 года учился в Московской духовной академии. Став в 1876 году 1-м магистрантом богословского отделения XXXI курса академии, был оставлен при ней в должности приват-доцента.

В 1880 году был удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Любовь божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов и начало любви божественной» и утверждён в звании доцента Московской духовной академии по кафедре догматического богословия; с октября 1881 года читал также патристику. С июня 1893 года — экстраординарный профессор.

В мае 1899 года защитил докторскую диссертацию «О безбожии и антихристе. Том I: Подготовление, признаки и время пришествия антихриста» (Сергиев Посад, 1898), после чего был утверждён ординарным профессором. В 1901 году был удостоен звания заслуженного профессора Московской духовной академии; с 1905 года состоял членом Правления, а с 1911 года — почётным членом академии.

С 1907 по 1911 — председатель Совета «Братства Преподобного Сергия».

Вышел в отставку в октябре 1910 года, но продолжал читать лекции в качестве сверхштатного профессора ещё в течение года. В 1918—1919 годах был вынужден вернуться к преподаванию в Московской духовной академии. Умер 2 февраля 1920 года.

Избранная библиография

Биографический очерк ректора Московской дух. академии протоиерея Александра Васильевича Горского (1876);

Любовь божественная (М., 1880; магист. диссерт.; 2 изд., Москва, 1884);

Современное состояние вопроса о значении расовых особенностей семитов, хамитов и иафетитов для религиозного развития этих групп народов (М., 1881);

Очерки современной умственной жизни (1889);

Характеристика археологии (1890);

О покое воскресного дня (1891);

Истинное христианство и гуманизм. По поводу воззрений на христианство графа Л. Н. Толстого и Вл. С. Соловьева (Сергиев Посад, 1893);

О соединении церквей. Разбор энциклики палы Льва XIII от 20 июня 1894 г. (Сергиев Посад, 1897);

О безбожии и антихристе. Том I. Подготовление, признаки и время пришествия антихриста (Сергиев Посад, 1899, докторская диссертация);

Буры и кальвинизм (Сергиева Лавра, 1901);

Самодержавие и народовластие (Сергиев Посад, 1906).

Для Православной богословской энциклопедии написал ряд статей, помещённых в I, IV и VIII тома.