На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LVI Выпускъ Императорской Московской Духовной Академiи 1902 - 1906 гг.

Страница 9.


1 Николай Леонидович Туницкий (1878—1934) — педагог-славист, профессор Московской духовной академии.

Родился 16 (28) сентября 1878 года в селе Памфил Переяславского уезда Потавской губернии в семье священника.

Образование получил в Переяславском духовном училище (1893), Полтавской духовной семинарии (1899) и Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1903 году. Был профессорским стипендиатом при академии (с августа 1903 по август 1905) и, одновременно, вольнослушателем Санкт-Петербургского университета (1903—1905).

С августа 1905 года состоял и. д. доцента по кафедре русского и церковно-славянского (с палеографией) языков и истории русской литературы в Московской духовной академии. В связи с утверждением нового устава академии в июле 1911 года кафедра была разделена на две, и с августа 1911 года Туницкий стал преподавать только историю русской литературы. С 1913 года (после защиты магистерской диссертации) доцент, а с декабря 1913 года — сверхштатный экстраординарный профессор Московской духовной академии по кафедре истории русской литературы; с октября 1916 года состоял в штате академии. Одновременно в 1916—1918 гг. он был приват-доцентом Московского университета по кафедре славянской филологии. За магистерскую диссертацию «Св. Климент, епископ Словенский» (Сергиев Посад: тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1913. — 290 с.) в ноябре 1915 года Императорская академия наук удостоила Туницкого Большой премии им. графа Д. А. Толстого и почётной золотой медали.

В 1917—1918 гг. был председателем Сергиевопосадской городской думы.

В 1918—1922 гг. возглавлял кафедру славистики в Киевском университете, преподавал украинский, сербский и другие языки в киевских вузах. Затем, до 1933 года, был лектором в институтах народного образования Москвы, Нижнего Новгорода, Твери. Также, с 1926 года работал в Словарной комиссии АН СССР.

В феврале 1934 года был арестован по необоснованному обвинению в принадлежности к «Российской националистической партии», в марте освобождён с обязательством о невыезде и через несколько дней, 29 марта трагически погиб (повесился).

Написал около 25 работ по вопросам славянской филологии и истории. Кроме магистерской диссертации в числе его трудов:

«Слово о св. Троице, о твари и о суде Климента Словенского» («Известия отделения русского языка и словесности Импер. Академии Наук», т. IX, кн. 3, 1904)

«К вопросу о происхождении и авторе болгарской легенды» (СПб., 1905)

«Хиландарский отрывок „Слова к брату столпнику“ с именем Илариона, митрополита Киевского» (М.: Тип. Св-Тр. Сергиевой Лавры, 1915. — 8 с.)






3 Константин Михайлович Попов, (1872-1954), библиотекарь-библиограф Московской духовной академии

Родился в селе Данков Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1885 году окончил духовное училище, а в 1891 Рязанскую духовную семинарию. Затем — годы учебы в Московской духовной академии. С 1895 года приступил к работе в качестве помощника библиотекаря, а с 1897г. — библиотекарем МДА.

Основоположник библиотечной системы города. Занимался многочисленными переводами, масштабной тематической каталогизацией фонда, издательской деятельностью.

«Академическая библиотека считалась четвертой в России по своей ценности после Публичной в Петербурге, Румянцевского музея в Москве и Академии наук в Петербурге. В ней имелись инкунабулы, многие книги XVI и XVII веков, а также много древних рукописей. Когда в 1919 году Академия была закрыта и изгнана из своих помещений, на прежнем месте осталась библиотека, которая стала филиалом Румянцевского музея, а потом — филиалом Библиотеки им. В. И. Ленина, куда тотчас же были увезены все рукописи, инкунабулы и вообще все редкие книги. В качестве филиала Румянцевского музея бывшая академическая библиотека в стенах бывшей Лавры влачила жалкое существование. Суммы на ее содержание отпускались ничтожные, и работников в ней было только двое — сам К. М. Попов и его жена, Ольга Николаевна.» (Волков, С.А. Возле монастырских стен. — гл.7.)

«После того как библиотека МДА стала филиалом Румянцевского музея, у Попова на первых порах оказалось много работы. Сюда были свезены бывшая библиотека самой Лавры и библиотека Вифанской духовной семинарии. Каждая насчитывала несколько десятков тысяч томов, а ядром последней служила уникальная в своем роде библиотека митрополита Платона (Левшина), основателя Вифании, состоявшая из русских и иностранных книг XVIII и начала XIX века.» (Волков, С.А. Возле монастырских стен. — гл.7.-С.224)

В 30-е годы Константин Михайлович работал библиотекарем в Институте игрушки.

«К. М. Попов дожил до радостных дней возрождения Академии в стенах Лавры . Последние годы его жизни, насколько мне известно, были согреты и скрашены заботой о нем Святейшего патриарха всея Руси Алексия, которого он знал еще студентом Академии. Узнав о бедственном положении и болезни Попова, тот способствовал выдаче ему пособия и назначения пожизненной пенсии, а после его кончины 19 февраля 1954 года пенсия была продолжена его дочери…» (Волков, С.А. Возле монастырских стен. — гл.7.-С.227)

19 февраля 2009 года в Центральной районной библиотеке им. В. В. Розанова прошли Первые библиотечно-краеведческие чтения памяти Константина Михайловича Попова.