Площадка у памятника Cв. Владимiра.
Свѣтопечать С.В. Кульженко. Кiевъ.
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Один из неофициальных символов города. Высится на крутом берегу Днепра в парке Владимирская горка. Скульпторы и архитекторы: Пётр Клодт (статуя Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы).
До установки памятника территория была занята виноградниками Михайловского златоверхого монастыря. Однако многочисленные разливы Днепра вызвали сильные оседания почвы под виноградниками и спровоцировали серию оползней грунта на Владимирский спуск. Это вызвало негодование местных властей, так как в «одевание» Владимирского спуска в камень было вложены большие денежные средства. Поэтому склон было решено укрепить, основав там парк. Парк был назван «Владимирской горкой», так как по преданию именно здесь когда-то князь Владимир Святославич крестил киевлян.
Для предотвращения оползней, которые угрожали Александровскому спуску, в 1840 году были проведены работы по укреплению и благоустройству будущей Владимирской горки (получившей такое название позже — уже после открытия памятника, и в его честь — а ранее больше известной как Михайловская, или Александровская). Учитывая особую значимость местности, которая традиционно связывается c крещением Руси в 988 году, предусматривалось для его увековечивания построить часовню или беседку на только что обустроенной нижней террасе.
В 1843 году ректор Императорской Академии художеств Василий Демут-Малиновский подал на высочайшее рассмотрение первый «проект на сооружение в городе Киеве на высшей крутости угла Александровской горы, над самым тем местом, где совершилось крещение русского народа — памятника Св. Равноапостольному Князю Владимиру».
Император Николай I одобрил инициативу. Между тем перспектива строительства памятника не устраивала киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова), полагавшего кощунственным ставить «фигуру идола» борцу с идолопоклонством. Митрополит настаивал на том, что более подходящим памятником князю станет собор в Киеве в его честь. В июле 1853 года император утвердил проект строительства Владимирского собора, что стало своеобразным компромиссом с церковными властями. Памятник был торжественно открыт 28 сентября (10 октября) 1853 года.
Над созданием памятника работали такие скульпторы и архитекторы, как Пётр Клодт (литьё статуи Владимира), Александр Тон (пьедестал) и Василий Демут-Малиновский (барельефы, фигура Владимира). Из Санкт-Петербурга в Москву статуя была перевезена на поезде. В сторону Киева в то время железной дороги ещё не было, поэтому дальше статуя транспортировалась конной тягой.
В конце XIX века Владимирская горка была превращена в парк в его современном виде. Сергей Ромишовский, руководитель Киевской городской садовой комиссии, писал, что это место, облюбованное киевлянами, обустроено по типу швейцарских гор с многочисленными шоссейными дорожками, кирпичными резервуарами и спусками, объединяющими между собой площадки и террасы.
Уже тогда городские власти стремились несколько «оживить» достаточно хмурый памятник. В частности, некоторое время поверхность постамента красили белой краской. Пытались оборудовать подсвечивание газовыми горелками.
В 1895 году на средства мецената и киевского предпринимателя Семёна Могилевцева было организовано электрическое подсвечивание креста. Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия» писал:
Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой — высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва.
Памятник князю Владимиру — один из немногих в Киеве, который уцелел после 1917 года. Большевики пытались убрать с памятника всю религиозную атрибутику. К 100-летнему юбилею проведена капитальная реставрация (1953—1954). После реставрации памятник существенно не изменялся. Он стал своеобразной визитной карточкой Киева, а в 1988 году даже попал на советскую юбилейную монету по случаю 1000-летия Крещения Руси.
В постсоветское время была восстановлена подсветка креста (существовавшая ещё до революции). Памятник был изображён на купюрах достоинством 10 000, 20 000, 50 000, 100 000, 500 000 купоно-карбованцев. Капитально отреставрирован в 2002—2003 годах.
В марте 2009 года в Киеве начали распространяться слухи об угрожающем состоянии памятника — возможности его обрушения из-за оползней. СМИ то указывали причинами чрезвычайной ситуации вырубку деревьев современными застройщиками, то указывали на аналогичные проблемы ещё в XIX веке.
Бронзовая 4,4-метровая статуя крестителя Руси, изображённого в плаще с большим крестом в правой руке и великокняжеской шапкой в левой руке возвышается на 16-метровом постаменте, имеющем абрис восьмигранной часовни в псевдовизантийском стиле на квадратном стилобате. Кирпичный постамент и стилобат облицованы чугунными плитами. Общая высота памятника — 20,4 м.
Скульптурное оформление постамента (горельеф «Крещение Руси», барельефы с гербом Киева и звездой ордена Святого Владимира) выполнил Василий Демут-Малиновский в 1843 году. После его смерти в 1846 году работу продолжил русский скульптор барон фон Клодт. Он создал статую Владимира. Существует распространённая версия, что архитектором постамента памятника якобы был ведущий зодчий того времени Константин Тон — автор проектов Большого Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Но на самом деле, на чертежах киевского монумента стоит чёткая подпись его старшего брата, профессора Академии художеств Александра Тона.
Скульптурные детали постамента отлиты на Дугнинском заводе вблизи Калуги, статуя — в Санкт-Петербурге, лично Петром Клодтом в его мастерской. Есть предположение, что сюжет горельефа с изображением крещения Руси восходит к картине XVIII века на тот же сюжет в Софийском соборе. Внутри барельефной звезды на памятнике из-за ошибки литейщиков есть перевёрнутые буквы СРКВ («святой равноапостольный князь Владимир»).