LVI Выпускъ Императорской Московской Духовной Академiи 1902 - 1906 гг.
Страница 5.
1 Алексей Иванович Введенский (1861—1913) — русский философ и богослов.
Родился в семье дьякона Ивана Дмитриевича Введенского, ставшего впоследствии священником в селе Городково Волоколамского уезда Московской губернии, а позднее перебравшегося в Москву. Окончил Волоколамское духовное училище (1876), Вифанскую духовную семинарию (1882) и Московскую духовную академию (1886), получив степень кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем латыни в Вологодскую духовную семинарию.
В 1887 году стал исполняющим обязанности доцента на кафедре истории философии Московской духовной академии; с 1891 года, после защиты магистерской диссертации «Вера в Бога, её происхождение и основания» — доцент. Был направлен на год за границу для ознакомления с преподаванием философии в Берлинском и Парижском университетах.
Вернувшись, с февраля 1892 года замещал кафедру метафизики и логики — после смерти профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова. Только в феврале 1896 года Введенского утвердили экстраординарным профессором Московской духовной академии.
С 1897 года Введенский являлся постоянным сотрудником «Московских ведомостей», где под псевдонимом «А. Басаргин» писал статьи на философские и литературные темы.
С 1902 по 1908 годы был главным редактором православного журнала «Душеполезное чтение».
В 1902 году он написал докторскую диссертацию «Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий». В 1905 году он стал ординарным профессором, а с 1912 года — заслуженным ординарным профессором.
В 1906—1913 был членом Правления Московской духовной академии.
Также, в 1910—1913 годах он преподавал в Педагогическом институте им. П. Г. Шелапутина.
Умер в Москве 23 февраля (8 марта) 1913 года. Похоронен на Миусском кладбище; могила не сохранилась.
Сочинения
Основатель системы трансцендентального монизма. — «Вопросы философии и психологии», 1892, кн. 14,15;
П.Е. Астафьев, его философские и публицистические взгляды. Сергиев Посад, 1893;
О характере, составе (сжатое изложение) и значении философии В.Д. Кудрявцева-Платонова, с приложением речи о жизненно-практических принципах философа. Сергиев Посад, 1893;
Западная действительность и русские идеалы. (Письма из-за границы). Сергиев Посад, 1894;
К вопросу "О выработке миросозерцания". Критический анализ брошюр проф. Н. Кареева. Сергиев Посад, 1896;
Ко дню столетней годовщины рождения Голубинского. М., 1898;
На современные темы. Сб. популярно-философских статей. М., 1900;
Буддийская нирвана. М., 1901;
Закон причинности и реальность внешнего мира. Харьков, 1901;
Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Докторская диссертация. М., 1902;
Куно Фишер, как историк-художник Сергиев Посад, 1908;
Перелом в современном общественном сознании Сергиев Посад, 1911;
Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев-Посад, 1894.
2 Анатолий Алексеевич Спасский (1866—1916) — русский историк церкви. Профессор Московской духовной академии по кафедре истории Древней церкви, ученик Алексея Лебедева и преемник его по кафедре, доктор церковной истории, действительный статский советник.
Родился 10 (22) марта 1866 года в селе Подкубенском Вологодской губернии в семье священника. В 1880 году окончил Вологодское духовное училище, в 1886 году — Вологодскую духовную семинарию, а в 1890 году — Московскую духовную академию (МДА); 19 июня 1890 года утверждён в степени кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при МДА. Написанное им на четвёртом курсе сочинение об Аполлинарии Лаодикийском было высоко оценено его научным руководителем, Алексеем Лебедевым. В этом небольшом по объёму труде были опровергнуты спорные предположения немецкого богослова Иоганна Дрэзеке[de] о принадлежности Аполлинарию ряда произведений псевдо-Василия Великого, доказав их принадлежность Дидиму Александрийскому.
Приказом обер-прокурора Синода 19 июля 1891 года он был назначен на должность преподавателя в Каменец-Подольскую духовную семинарию по кафедре философских наук; читал логику, опытную психологию и основы философии. Одновременно он преподавал словесность, историю русской литературы и педагогику в Подольском женском училище духовного ведомства.
С 17 августа 1893 года после прочтения пробных лекций — «Новейшая византология и её ближайшие результаты» и «О причинах и характере крестовых походов» — был назначен советом МДА исполняющим обязанности доцента по кафедре новой гражданской истории; 14 января 1896 года, после перехода Лебедева в Московский университет, он был переведён на кафедру общей церковной истории.
Был утверждён 30 января 1896 года в степени магистра богословия по представлению магистерской диссертации «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни»; 16 марта 1896 года назначен на должность доцента по кафедре общей церковной истории, в связи с чем 25 августа 1896 года был утверждён в чине надворного советника. С 13 сентября того же года по 23 февраля 1898 года находился также на должности лектора английского языка. С 1 декабря 1897 года — экстраординарный профессор МДА по кафедре общей церковной истории.
С 29 октября 1898 года по 22 марта 1903 года являлся редактором журнала «Богословский вестник». 12 апреля 1907 года утверждён в учёной степени доктора церковной истории после защиты диссертации «История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) т. I. Тринитарный вопрос. История учения о Св. Троице», после чего был назначен ординарным профессором академии. Одновременно в 1908/09 учебном году читал лекции на кафедре новой гражданской истории.
31 октября 1915 года уволен по болезни на пенсию и 8 (21) августа 1916 года скончался в Сергиевом Посаде после продолжительной болезни.
В браке с Екатериной Воскресенской имел четверых детей.
Награды
6 мая 1898 года — орден Святого Станислава 3 степени;
6 мая 1902 года — орден Орден Святой Анны 3 степени;
6 мая 1902 года — орден Святого Станислава 2 степени;
6 мая 1909 года — орден Святой Анны 2 степени;
6 мая 1912 года — орден Орден Святого Владимира 4 степени.
Основные труды
Аполлинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений Аполлинария с кратким очерком его жизни. (Магистерская диссертация). — Сергиев Посад, 1895. — 501 с.;
История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Тринитарный вопрос. — Сергиев Посад, 1906;
Общедоступные лекции по истории западноевропейского Средневековья (серия статей в «Богословском вестнике» под псевдонимом А. Сотерский, 1910);
Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории (150—254) (Сергиев Посад, 1913).
Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в ранний период христианской истории (150—254). — СПб., 2006.
4 Василий Никанорович Мышцын (21 января (2 февраля) 1866, Рязанская губерния — 2 августа 1936, Загорск) — российский богослов, профессор церковного права, библеист.
Родился в семье священника Преображенской церкви села Волынь Никанора Архиповича Мышцына(1834—?). Брат Василия — Мышцын Николай Никанорович (около 1870 года рождения), впоследствии священник.
Учился в Рязанском духовном училище (1876—1880). В 1880 году поступил в Рязанскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1886 году и поступил в Московскую духовную академию. После окончания академии в 1890 году (2-й магистрант XLV курса), он был оставлен на один год профессорским стипендиатом.
Преподавал греческий язык в Симбирской (1891—1892) и Рязанской (1892—1894) семинариях. Весной 1894 года защитил магистерскую диссертацию «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» и стал доцентом в Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, позже преподавал церковное право. С 1894 года по 1906 год он был профессором академии по кафедре библиологии и кафедре истории еврейского народа.
В 1900 году он совершил научную поездку по Палестине, Сирии, Греции. В Иерусалиме Мышцын составил описание музея древностей, изучал историю Востока. В 1904 году он был в Риме и Неаполе, где изучал римские древности и коллекции древностей в европейских музеях. В 1905—1906 годах он работал в научном журнале Московской духовной академии, вёл отдел по церковным и общественным вопросам.
В 1907 году он перешёл на юридический факультет Московского университета. В 1909 году Мышцын защитил докторскую диссертацию «Устройство христианской церкви в первые два века» (Сергиев Посад, 1909) и стал преподавать в Демидовском юридическом лицее в Ярославле — был доцентом, а затем профессором. После создания университета с 1919 года по 21 февраля 1921 года был проректором. В 1920 году он стал профессором кафедры истории религии, археологии и материальной культуры. С 1924 года профессор Ярославского педагогического института.
В 1927 году вышел на пенсию и переехал в Сергиев Посад, жил в доме Казанского. В последние годы жизни (1934—1936) преподавал на курсах при Загорском педагогическом техникуме
Принимал участие в дискуссии о соотношении между масоретским текстом и Септуагинтой. Предпринял осторожную попытку защитить теорию Второисайи (Второисайя — условное обозначение боговдохновенного пророка, которому, согласно мнению представителей новой исагогики, принадлежат 40-55-я главы, а может быть, и главы 56-66 Книги пророка Исайи). Эта попытка вызвала резкую полемику между ним и его оппонентом Фаддеем (Успенским), сторонником единства Книги пророка Исайи. Изучал Книгу Екклесиаста.
Впоследствии писал о каноническом праве и на церковно-общественные темы. В советское время от научной и публицистической деятельности отошел.
Умер 2 августа 1936 года от крупозного воспаления лёгких.
Библиография
Библейское богословие с православной точки зрения: Речь перед защитой магистерской диссертации «Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры» // Богословский вестник. — 1894. — Июль. — С. 55—60.
Библия и царская власть // Богословский, вестник. — 1905. — Авг. — С. 565—587.
Из области библиологии: (Обозрение некоторых трудов по Ветхому Завету в иностранных богословских журналах) // Богословский вестник. — 1898. — Авг. — С. 225—237.
Из периодической печати // Богословский вестник. — 1900. — Янв. — С. 177—206, 386—402, 589—605; 1905. — Янв. — С. 401-420, 637—656, 831—852; 1906. — Янв. — С. 195—204, 380.
История первобытной культуры в конспективном изложении. — Ярославль, 1923. — 32 с.
К вопросу о приницапах бракоразводного церковного законодательства. — Ярославль: Тип. Губ. правл., 1911. — 49 с.
Какую можно усмотреть цель Христа Спасителя в Его поучениях народа притчами // Вера и разум. — 1900. — № 3.
Конституция и христианство. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1906. — 35 с.
Нужен ли нам греческий перевод Библии при существовании еврейского подлинника. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — 44 с.
Нужны ли переводные экзамены в духовно-учебных заведениях? // Богословскийвестник. — 1900. — Апр. — С. 755—762.
О духовных семинариях. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1905. — 27 с. — Отт. из: Богословский вестник. — 1905. — Июль—авг.
О неудачном соединении научного критицизма с православною точкой зрения: Ответ проф. Н. М. Дроздову // Богословский вестник. — 1902. — Дек. — С. 648—680.
О политическом самосознании Христианской Церкви. — Ярославль, 1913.
О православном приходе как юридическом лице. — Ярославль, 1913.
Обзор русских духовных журналов: Статьи по Священному Писанию Ветхого Завета // Богословский вестник. — 1901. — Окт. — С. 379—392; Дек. — С. 773—787.
Ответ архимандриту Фаддею (По поводу замечаний на статью «Раб Иеговы») // Богословский вестник. — 1905. — Нояб.
Отзыв о книге Вигуру «Руководство к чтению и изучению Библии» // Богословский вестник. — 1897. — Нояб. — С. 328—333.
Очерк содержания Книги Екклезиаст // Вера и разум. — 1894. — № 2.
По церковно-общественным вопросам: Сборник статей: Вып. 1-2. — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1905—1906.
Политические партии и их идеалы: (С точки зрения социальной политики и конституционного права). — Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева Лавра. Собств. тип., 1906. — 111 с., 1 л. табл.
Раб Иеговы: (Ис. 40-66) // Богословский вестник. — 1905. — Т. 2. — С. 425—435.
Связь антиномизма с учением Лютера. — М.: Тип. Снегиревой, 1891. — 48 с. — Из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. — 1891. — Авг.—сент.
Сущность Ветхозаветных прообразов и значение их для Ветхозаветных верующих // Вера и разум. — 1894. — № 1.
Устройство христианской Церкви в первые два века. — Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1909. — XVI, 475 с. Переиздание: М.: Академический проект, 2020. 356 с.
Учение св. Апостола Павла о законе дел и законе веры. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894. — XVI, 264 с.
Церковное устройство по Посланиям св. Игнатия Богоносца // Богословский вестник. — 1908. — Июль—авг. — С. 473—508.