Капитанъ Русской Императорской Армiи (на груди знак выпусника Академiи Генеральнаго Штаба) съ супругой и сыномъ.
Кабинетъ-портретъ.
На лицевой сторонѣ:
О. Парли Псковъ.
На оборотѣ:
Дорогому папочку на добрый память отъ меня Жоржика и Зелтана.
Справка:
Парли Отто Ивановичъ (Отто Iоганнъ) (1866 – после 1926)
Одним из пионеров - фотодокументалистов Пскова называет Отто Парли краевед и почетный гражданин Пскова Натан Феликсович Левин.
Благодаря фотографиям Отто Парли сохранился образ Пскова конца XIX начала XX века.
Отто Иванович оставил большое наследство - фотографии улиц города, зданий и интерьеров, людей и предметов. На основании его работ было издано множество открыток, которые позволяют представить облик губернского Пскова.
С 1900 по 1914 год Парли сотрудничал с Псковским Археологическим обществом (ПАО) занимался съемкой археологических находок и псковских достопримечательностей.
Родился Отто Иоганн Парли в Дерпте (Тарту) в немецкой лютеранской мещанской семье. Закончил уездное училище, делом своей жизни выбрал фотографию, занимался в основном студийной портретной съемкой.
В возрасте 27 лет в 1893 году Отто Парли переехал в Псков. Его пригласила в качестве помощника Юлия Адамовна Дмитриева - вдова псковского фотографа Ивана Васильевича, ставшая владелицей ателье и желающая продолжить дело. Отто-Иоганн, или, как его звали в Пскове, Отто Иванович Парли оказался прекрасным фотографом и работником - дело процветало.
В Пскове он занимался студийной портретной и видовой съемками. Особенно были популярны портреты и большое количество псковичей хранило карточки с оттиском фирменного знака ателье Парли.
Адрес ателье «В доме Дмитриевой на улице Сергиевской у Сергиевских ворот» со временем изменился на «Фотоателье Парли в доме Кербера, бывш. Дмитриевой», поскольку в 1898 году ателье полностью перешло в собственность Отто Ивановича, а участок и дома на нем приобрел Бернард Кербер.
В 1900 году Отто Парли стал членом Псковского археологического общества (ПАО). Издания общества выходили в сопровождении его фотографий.
Одним из первых опытов подобных изданий стало «Описание фресок храма Преображения Господня в Псковском Спасо-Мирожском монастыре, основанном преподобным Нифонтом, Владыкою Новгородским и Псковским, в 1156 году», которое написал член ПАО Федор Алексеевич Ушаков. Подробность его описаний стала возможной благодаря детальным фотографиям Парли. В 1898 году начались реставрационные работы фресок монастыря. Их ход и результат и запечатлел выдающийся псковский фотограф — Отто Парли. Это издание наиболее полный и подробный источник изображений фресок Мирожского монастыря, отснятых в процессе реставрации.
На заседании ПАО 23 января 1903 года последний раз председательствовал губернатор Николай Иванович Новосильцев. Он покидал не только историческое общество, но и Псковскую губернию, поскольку получил новое назначение. Прощальным подарком ему стали благодарственный адрес и «изящный альбом с видами Поганкиных палат, выполненный членом общества О.И. Парли».
64 снимка Парли вошли в книгу «Спутник по древнему Пскову», выпущенную в 1911 году. Автор - Николай Фомич Окуличем-Казарин, секретарь и хранитель музея ПАО, внимательный исследователь псковских древностей создал капитальный труд, ставший основным для всех дальнейших поколений краеведов и историков.
«Спутник….» знакомит читателя с историей, архитектурой и прикладным искусством древнего Пскова. В предисловии Окулич-Казарин выражает благодарность Парли «своим трудом и на свои средства изготовившему все находящиеся здесь фотографические снимки». Уникальный справочник был настолько востребованным, что потребовалось второе издание, которое вышло в 1913 году.
За свои заслуги перед обществом в 1911 году Отто Иванович был избран почётным членом Псковского Археологического общества.
Есть сведения, что он имел фотоателье не только в Пскове, но и в Режице (Резекне, Латвия).
В 1914 году вышло еще одно издание с фотографиями города. Небольшой исторический очерк - путеводитель Петра Григорьевича Соболева «Спутник по Пскову и окрестностям» с фотографическими снимками Парли.
Фотограф Парли участвовал в общественной жизни города: был председателем совета Общества любителей спорта, входил в ревизионную комиссию Общественного собрания, исполнял обязанности помощника начальника Вольного пожарного общества.
В 1914 году несмотря на прекрасную репутацию Парли на то, что разрешение на вид деятельности (фотографирование) выдавал не вызывавшим опасений в благонадёжности людям лично губернатор, его персона привлекла внимание полиции.
С началом Первой мировой войны начальник жандармского губернского управления Сомов получил предписание о высылке неблагонадежных и персона немца, активно поддерживающего национальные и зарубежные связи очень подходила.
Российский подданный немецкого происхождения на три года был выслан в Олонецкую губернию по причине «неблагонадежности».
В 1917 году уже после революции, Отто Иванович возвращается в Псков и вновь приступает к работе в своем ателье.
Он издает альбом с видовыми фотографиями Пскова на немецком языке и альбом-буклет с 20 миниатюрными открыткам. Выпускало его ателье и отдельные почтовые открытки и памятные комплекты. Фотодокументы его авторства хранятся в Государственном Архива Псковской области и Древлехранилище Псковского музея-заповедника.
В 1921 году уже немолодой фотограф вновь арестован, теперь уже советской властью. Ему вменили 2 пункт знаменитой 58 статьи Уголовного кодекса РСФСР – шпионаж. Спектр наказания кодекс определял достаточно широко, начиная от расстрела до тюремного заключения, но не менее трех лет.
Архивная справка из ФСБ: «Парли Отто-Иоганн, 54-х лет, уроженец г. Риги, русский подданный, немец по национальности, фотограф, житель Пскова, арестован 18 марта 1921 года по подозрению в шпионаже.
Коллегия Особого отдела ВЧК охраны Эстонско-Латвийской границы Республики в мае 1921 года постановила: «Парли Отто Ивановича за скупку и отправку за границу через шпионов николаевских и думских денег, сожительство и знакомство со шпионами заключить в Вологодский контрреволюционный лагерь сроком на пять лет. Фотографическую мастерскую гр. Парли Отто со всей обстановкой и техническими приспособлениями передать через жилищный отдел по составлению соответствующей описи имущества Губнаробразу. Для временного пользования впредь до освобождения Парли находящиеся в мастерской материалы передать Губнаробразу, которому затребовать от Рабкрина оценку их и внести в Псковский Нарбанк на личный счёт Парли соответствующую сумму за реквизированные товары».
Отто Иванович на всех допросах категорически отрицал свою «шпионскую деятельность». Обвинение базировалось на том, что он общался с немцами за границей, заказывая материалы для фоторабот, был женат на немке и делал портреты врагов советской России.
Отто Иванович Парли был приговорен к заключению и ссылке. Есть свидетельство от 1924 года князя Кирилла Николаевича Голицына, который находился в это время в Бутырской тюрьме (Москва).
В своих воспоминаниях в главе «Культпросвет» он вспоминает: «Вместе с нами в 8-й камере сидел некий Отто Иванович Парли, немец, всю жизнь проживший во Пскове, но так и не научившийся правильно говорить по-русски. Ему было уже под 70. Старик имел срок 3 года за контрабанду. Он был фотограф-профессионал — в роскошной «Истории русского искусства» под редакцией Грабаря я нашел снимки псковской старины, под которыми стояла подпись: «фотография О. И. Парли». Всякому фотографу, а в особенности такому аккуратному, каким был Отто Иванович, хочется, чтобы его продукция была высокого качества. Для этого он и покупал фотоматериалы, которые нелегально перебрасывались через границу и... стал таким образом контрабандистом. Отто Иванович был очень милым, очень честным и порядочным человеком, и к тому же оказался неплохим актером нашего драмкружка».
26 апреля 1926 года Коллегия ГПУ постановила: «По отбытии срока наказания Парли Отто Ивановича выслать через ПП ОГПУ (под конвоем) в Сибирь сроком на три года, считая срок с 17/8 – 25 г.». Дальнейшая судьба псковского фотографа неизвестна.
В 2001 году прокуратура Псковской области полностью реабилитировала Отто Ивановича Парли.