На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Сергей Павлович Веселовский.

Пример успешной атрибуции исторической фотографии.


Ранее я не раз говорил о том, что наивысшая радость для любого коллекционера – при наличии возможностей суметь атрибутировать предмет коллекционирования. В исторической фотографии это особенно важно, так как предмет атрибуции – человек и его судьба. На примере данного снимка, хочу поделиться тем, как у меня получилось в этот раз. Как обычно при атрибуции руководствуемся принципом анализа от наиболее вероятного к менее вероятному. Итак,

По лицевой стороне:

1) Обычный и уже выцветающий визит портрет, бланк которого указывает, что снимок сделан в Киеве в фотоателье Владимира Викентьевича Высоцкого.

2) На снимке молодой человек 25-30 лет в форме чиновника.

3) Знак отличия для не состоящих в духовном сане кандидатов богословия православных Духовных Академий на левой части груди говорит о том, перед нами выпускник одной из четырех Духовных Академий Российской Империи.

4) Плечевой знак и знак в петлице указывают на принадлежность к 9-му классному чину (титулярный советник) согласно Табели о рангах. Важная деталь, (которая пригодится впоследствии) - выпускники Духовных Академий, закончивших Академию по первому разряду получали именно 9-й классный чин, в то время как остальные только 10-й.

По оборотной стороне:

5) Подпись «Дорогой Марусѣ отъ любящаго Сережи 1904г. 25 апрѣля». Таким образом имя выпускника Духовной Академии нам уже известно.

6) Осталось просмотреть выпуски возможно всех четырех Академий, начиная естественно с Киевской. Идем на сайт http://petergen.com/bovkalo/duhov/kievda.html (в раздел выпускников Киевской Духовной Академии и смотрим выпуски назад в прошлое, начиная с 1903 года (опять не забываем по принцип анализа от наиболее вероятного к менее вероятному). Низкий поклон выдающемуся отечественному историку А.А.Бовкало, собравшему на этом ресурсе колоссальные по значимости и объему архивные материалы о выпускниках духовных учебных заведений Российской Империи. Итак, среди выпускников 1903 года Киевской Духовной Академии нашлось два Сергея. Но нам интересен тот, который закончил Академию по 1-му разряду (см. выше п. 4). Это Веселовский Сергей Павлович.

7) Надпись карандашом внизу бланка на тыльной стороне «Александр Павл» вначале немного смутила меня, но по моему многолетнему опыту как раз косвенно и подтвердила, что возможно я на верном пути. Эта надпись сделана в новой русской орфографии (без «ъ» в конце имени «Александр»), а значит уже в советское время. Часто фотографии приходят из семьи родственников (братьев, сестер и их потомков) и возможно Александр Павлович – брат нашего героя Сергея Павловича.

8) Следующий шаг – ищем в Интернете по ФИО. И…какая невероятная удача – сразу находим, так как Сергею Павловичу Веселовскому посвящена целая статься в Википедии!

https://ru.wikipedia.org/wiki/Веселовский,_Сергей_Пав... Все, что Вы прочитаете о нем в статье только подтверждает мои догадки и изыскания. «Маруся» - его супруга Мария Митрофановна Веселовская. Дата 25 апреля 1904 года как раз указывает на то, что в это время Сергей Павлович служил по Министерству народного просвещения в Киеве. Но (!)) уже готовился к перемещению на новую должность преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, и видимо перед своим отъездом на новое место подарил невесте свою фотокарточку.

9) Однако для окончательного подтверждения личности все же не хватает фотографии в интернете, по которой я мог бы сопоставить внешность. Но для этого у коллекционера должны быть дополнительные материалы, позволяющие это сделать. Таким справочником в данном случае оказался «Биографический словарь выпускников Киевской Духовной Академии 1820-1920 гг. – огромный и поистине титанический труд (более 1000 страниц), выпущенный издательским отделом Украинской Православной Церкви в Киеве в 2014 году. К слову сказать, по остальным трем Духовным Академиям ничего похожего до сих пор нет, поэтому честь и хвала киевским церковным историкам. Благодаря их колоссальному труду мне удалось найти информацию по всем выпускникам и преподавателям имеющегося в моей коллекции выпускного альбома КДА 19013 г.

Далее на странице 255 находим биографию Сергея Павловича Веселовского и его фотографию, указывающую на 100 процентное сходство с моим визит портретом! Для того, чтобы не быть голословным, прилагаю фото стр. 255.

10) Немаловажная часть биографии Сергея Павловича Веселовского – не только его педагогическое служение, которому он отдал всю свою жизнь, но его поэтическое дарование, воплощенное в нескольких десятках стихотворений дошедших до нас. Их можно прочесть здесь: https://stihi.ru/avtor/helga007

Его стихи, напоминают эстетику и мирочувствие таких поэтов, как С. Я. Надсон, К. М. Фофанов и особенно И.С. Никитин, с его чистотой мысли, искренностью и простотой. Именно его перефразированный отрывок написан Сергеем Павловичем Веселовским на обороте анализируемой мной фотографии.

Вѣруй, надѣйся и жди!

Быстро промчится унылое время;

Cчастье насъ ждетъ впереди.

Сколько надежд молодого 26-летнего выпускника одного из самых знаменитых ВУЗов того времени выплеснуто в этих строках! Жизнь Сергея Павловича, судя по его биографии не была легкой, однако в отличие от многих его товарищей ему удалось избежать сталинских лагерей и репрессий. Выпускники высших российских духовных и светских школ, служившие на ниве народного просвещения, сумели подготовить новую смену учителей, благодаря которыми уровень образования в СССР оставался очень высоким. И главная заслуга принадлежит таким людям, как Сергей Павлович Веселовский – один из героев моей коллекции. Эту мысль очень хорошо иллюстрируют строки из письма Сергея Павловича, отправленного в свою alma mater.

“С благодарностью вспоминая Киевскую академию in corpore, долгом считаю особенно отметить светлые воспоминания о профессоре-земляке Н. И. Петрове, профессорах: Малинине, Завитневиче, Мищенко, Маккавейском, Рыбинском, Глаголеве. Преподавая в разных учебных заведениях самые разнообразные предметы, я нередко вспоминал те черты, которые глубоко запечатлились в моем сознании именно из этих моих учителей, и их светлый образ не раз ободрял меня в минуты самых горьких сомнений, самых тяжких разочарований. От них хранится в душе моей вера в человека и вера в то, что деятельность воспитателя есть одно из благороднейших призваний человека.” С. П. Веселовский. Серпухов. 1911 г., 19 декабря. Получено в КДА 29 декабря 1911 года

Вот так, друзья мои, фотография неизвестного мужчины превратилась (да еще во всемирный День Поэзии – вчера 21 марта) в целую историю, судьбу педагога, судьбу поэта Сергея Павловича Веселовского.

P.S. Собираюсь через неделю в Иваново и возможно успею посетить его могилу на Сосневском кладбище.

Ниже привожу статью о Сергее Павловиче Веселовском из Википедии:

Сергей Павлович Веселовский (14 января 1878, село Блазново, Нерехтский уезд, Костромская губерния — 9 февраля 1946, Иваново) — российский преподаватель, поэт.

Биография

Родился в семье священника. Окончил трёхклассное городское училище в городе Плёсе Костромской губернии, Костромское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1899) и Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1903).

Служащий по Министерству народного просвещения в Киеве, затем преподаватель русского языка в Екатеринбургском духовном училище, преподаватель латинского языка в Екатеринбургской женской гимназии и преподаватель гражданской истории в художественно-промышленной школе, коллежский асессор (1904).

Преподаватель латинского языка и член правления в Липецком духовном училище (1906), надворный советник (1908).

Воспитатель пансиона при Тульской классической мужской гимназии (1909), преподаватель в ней и председатель педсовета 2-й женской гимназии (1910).

Инспектор и преподаватель словесности и логики в Александровской гимназии города Серпухова Московской губернии (1911).

В местных газетах публиковал стихи под псевдонимом «Недоля».

Награждён орденом Святого Станислава 3-й степени (1913).

Директор мужской гимназии в городе Сапожке Рязанской губернии (1916), председатель её педсовета и 2-го экстренного епархиального съезда, делегат Всероссийского съезда духовенства и мирян (1917).

Член Поместного собора Православной российской церкви по избранию как мирянин от Рязанской епархии, член II, VI, XIII отделов, участвовал в 1-й сессии, в ноябре 1917 года сложил полномочия.

В мае 1918 году один из организаторов антибольшевистского мятежа и член исполнительного комитета в Сапожке, затем заведующий секцией информации и пропаганды идей Единой трудовой советской школы при школьном подотделе Тульского губоно.

В 1919 году вернулся в Сапожок, инструктор-культурник при Сапожковском Рязгубсоюзе потребительных обществ.

С 1921 года преподаватель в школе 2-й ступени при Плёсском сельскохозяйственном техникуме.

С 1925 года контролёр при Губфине.

С 1927 года преподаватель на рабфаках города Иваново, в том числе педагогическом и сельскохозяйственном. С середины 1930-х годов профуполномоченный месткома при последнем.

Жена — Мария Митрофановна, двое детей, в том числе Владимир.

Похоронен на Сосневском (Сажевом) кладбище в Иванове.