На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Оперный пѣвец Иванъ Алексѣевичъ Алчевскiй.


Открыточный форматъ.

На лицевой сторонѣ:

Фотографъ Императорскихъ театровъ

К.А. Фишеръ С.П.Б.

Оборотъ чистый.


Справка:

Иван Алексеевич Алчевский (за границей выступал под именем Jean Altchevsky; Alčevskij; Altschewsky; 15 [27] декабря 1876, Харьков — 26 апреля [9 мая] 1917], Баку) — оперный певец (лирико-драматический тенор).

Учился пению под руководством старшего брата Григория. В период учёбы в гимназии участвовал в концертах и музыкально-драматических вечерах. В 1901 году окончил естественный факультет Харьковского университета.

С 1901 года, дебютировав (при содействии Ю. Абазы) в партии Индийского гостя, пел в Мариинском театре, выступив в 1901—1905 годах более чем в 20 партиях. В этот период совершенствовал своё вокальное и сценическое мастерство у О. О. Палечека и А. В. Панаевой-Карцовой, в летние месяцы — у Ж. Решке и Ф. Литвин в Париже.

В 1905—1907 годах выступал за рубежом в операх Ш. Гуно («Ромео и Джульетта», «Фауст»), Дж. Мейербера («Гугеноты», «Динора»), Р. Вагнера («Лоэнгрин»), К. В. Глюка («Армида», «Альцеста»), П. И. Чайковского («Евгений Онегин»), Ж. Массне («Наваррка»):

1905—1906 — в «Ла Монне» (Брюссель), вместе с Ф. Литвин;

1906 — в «Ковент-Гардене» (Лондон);

1906 — в «Манхэттен-опера» (Нью-Йорк); в концертах под управлением В. И. Сафонова исполнял также произведения русских композиторов;

1907 — в Бостоне.

В 1907—1908 годы — солист Оперы С. Зимина (Москва). С марта 1908 года выступал в Большом театре и частных антрепризах, в мае пел в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского в «Гранд-Опера» (Париж, по приглашению С. П. Дягилева). В 1908—1910 и 1912—1914 — солист «Гранд-Опера» (в 1910 в «Самсоне и Далиле» произвёл глубокое впечатление на К. Сен-Санса, присутствовавшего на спектакле).

В 1909 организовал и по 1912 года возглавлял в Москве кружок «Кобзарь», в котором исполнялись произведения украинских композиторов; выступал здесь с докладом о современной украинской музыке. Совместно с И. Г. Гуляевым и И. В. Бондаренко организовал в Харькове украинские концерты.

Гастролировал в Монте-Карло (1909), Алжире (1912), Марселе (1914). В 1914 году участвовал в «Русских сезонах» С. П. Дягилева в Париже и в Лондоне, где в «Борисе Годунове» и «Псковитянке» пел в ансамбле с Ф. И. Шаляпиным.

В 1910—1912 и 1915—1917 годы — солист Большого и Мариинского театров. В 1914 году выступал в Одессе и Харькове, в сезоне 1914/15 — на сцене петербургского Народного дома.

В 1917 выступал в Харькове, затем в Тифлисе и Баку. Скончался от менингита 10 мая 1917 года.

Отец — Алексей Кириллович Алчевский (1835—1901), предприниматель, меценат, создатель первого в России акционерного ипотечного банка и финансово-промышленной группы.

Мать — Христина Даниловна Алчевская (урождённая Журавлёва; 1841—1920), педагог, просветитель.

Братья:

Дмитрий (1866—1920) — предприниматель,

Григорий (1866—1920) — композитор,

Николай (1872—1942) — театральный критик.

Сёстры:

Анна (1868—1931) — жена академика А. Н. Бекетова,

Христина (1882—1931) — поэтесса, переводчик и педагог.

Обладал абсолютным слухом и замечательной музыкальной памятью. Его голос мягкого тембра имел обширный диапазон (в нижнем регистре был близок к баритоновому звучанию, что позволило певцу осенью 1914 исполнить баритоновую партию Демона, а в верхнем, свободно достигавшем ре2 — ми-бемоль2, отличался гибкостью и свободой), благодаря чему И. А. Алчевский преодолевал тесситурные трудности, а также исполнял сложные пассажи с лёгкостью колоратурного сопрано. Его исполнению были присущи богатство тембровых красок и тонкая музыкальная фразировка.

Партнёрами И. А. Алчевского на сцене были Л. Н. Балановская, А. Ю. Больска, А. Бончи, А. И. Добровольская, М. И. Долина, Н. С. Ермоленко-Южина, Н. И. Забела-Врубель, В. И. Касторский, А. Г. Козаковская, В. И. Куза, М. А. Михайлова, Ю. Н. Носилова, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, К. Т. Серебряков, Е. В. Слатина, А. В. Смирнов, К. А. Тугаринова, Н. А. Фриде, Ф. И. Шаляпин, М. И. Закревская, М. А. Де-Рибас, П. И. Цесевич[8], Э. Карузо, Л.Тетраццини, М.Баттистини[6]. Выступал также с вокальным квартетом под управлением М. М. Чупрынникова. С 1916 готовил камерные программы с М. А. Бихтером[3][8]. Пел под управлением А. П. Асланова, Ф. М. Блуменфельда, А. И. Зилоти, Ф. Казадезюса, Э. А. Крушевского, Э. А. Купера, С. А. Кусевицкого, Э. Ф. Направника, А. Никиша, В. И. Сука, Н. Фёдорова, П. П. Шенка.

И. А. Алчевский осуществил в Одессе постановку «Пиковой дамы» П. Чайковского (1916), выступал в качестве симфонического дирижёра, пианиста (иногда в концертах аккомпанировал сам себе). Был почитателем творчества А. Н. Скрябина и С. С. Прокофьева.

Обширный репертуар И. А. Алчевского включал 55 героических, драматических, лирических и хара́ктерных оперных партий (в том числе 19 — в операх русских композиторов), а также сольные партии в симфонических произведениях («Колокола» С. В. Рахманинова, «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза), романсы (М. И. Глинки, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, Н. В. Лысенко, Я. С. Степового, Г. А. Алчевского, А. Б. Гольденвейзера, С. С. Прокофьева[9], М. Ф. Гнесина, Дж. Энеску, К. Дебюсси, М. Р