На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 10.

Преподаватели.


Виктор Иоасафович Фаминский (село Семет, Нижегородской губернии, Нижегородского уезда, 31 декабря 1878 г. — после 1917г.) — писатель, экстраординарный профессор Киевской духовной академии по кафедре истории русской литературы.

Анкетные данные.

Поступил в академию в августе 1899 года, окончил курс и удостоен степени кандидата богословия в июне 1903 года, а в мае 1906 года удостоен звания магистра богословия. Родился 1878 г., 31-го декабря, село Семет, Нижегородской губернии, Нижегородского уезда. Отец — протоиерей Иоасаф Семенович Фаминский. Первоначальное образование получил в начальной народной школе, затем в Нижегородском духовном училище и Нижегородской духовной семинарии. По окончании академического курса с 16 августа 1903 г. по 16 августа 1904 г. состоял профессорским стипендиатом при Киевской академии по кафедре гомилетики, а с 16 августа 1904 г. по настоящее время — преподавателем гомилетики с соединенными предметами в Екатеринославской духовной семинарии. Состоял в 1906/7 учебном году преподавателем словесности в 4 и 5-м классах Мариинской Екатеринославской женской гимназии, с 1908/9 учебного года по настоящее время состоит преподавателем словесности в старших классах частной женской гимназии и там же — педагогики в 8-м классе.

Литературные труды:

1. Цель и смысл жизни с христианской точки зрения (чтение, предложенное в зале Киевского религиозно-просветительского общества). — Труды Киевской духовной академии. 1904.

2. Происхождение религии (положительное решение вопроса). — Екатеринославские епархиальные ведомости. 1904 г.

3. Заметки о псевдо-иерусалимской молитве. — Там же.

4. Слово в Великий Пяток пред плащаницей, произнесенное в церкви Киево-Братского монастыря (о совершении спасения Иисусом Христом и усвоении спасения человеком). — Труды Киевской духовной академии. 1904.

5. Слово к воспитанникам Екатеринославской духовной семинарии в день храмового праздника 8 ноября о современных задачах пастырства. — Екатеринославские епархиальные ведомости. 1904.

6. Мораль языческого философа Сенеки и современное отношение к вопросам нравственности (чтение, предложенное в зале Киевского религиозно-просветительского общества). — Труды Киевской духовной академии. 1905.

7. Значение гомилетики в системе богословского образования. — Екатеринославские епархиальные ведомости. 1906 и 1907 годы.

8. Религиозно-нравственные воззрения Л. А. Сенеки (философа) и их отношение к христианству. Киев, 1906.

9. Ценность юности и опасные стороны ее (речь к воспитанникам семинарии). — Екатеринославские епархиальные ведомости. 1908.

10. Жизнь, построенная на камне, и жизнь, построенная на песке (речь). — Там же. 1909.

11. Надгробная речь студенту академии Владимиру Даниловичу. — Труды Киевской духовной академии. 1902.

12. То же студенту Т. Колосову. — Там же. 1903.

13. То же преподавателю Екатеринославской духовной семинарии А. Рождественскому. — Екатеринославские епархиальные ведомости. 1905.

14. То же помощнику инспектора Екатеринославской духовной семинарии, трагически погибшему во время взрыва в магазине. — Там же. 1910.

15. То же преподавателю епархиального женского училища Е. Штангееву. — Там же. 1910.

16. Слово в 5-ю неделю Великого поста (Величие христианина — в его смирении). — Научно-богословские опыты студентов Киевской духовной академии. Т. 1.

Виктор Фаминский. 21 августа 1910 г.

ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 2215. Л. 1–2 об., ответы на типовую анкету, автограф.

Послужной список

Коллежский советник, магистр богословия Виктор Иоасафович Фаминский, экстраординарный профессор Киевской духовной академии по кафедре истории русской литературы, и. д. штатного преподавателя Владимирского киевского кадетского корпуса, родился 1878 г., 31 декабря. Сын протоиерея Нижегородской губернии. Православного исповедания.

Имеет ордена: Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2 и 3-й степеней. Имеет светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Получает содержания: в академии жалованья 1600 руб., столовых 200 руб., квартирных 200 руб., 20 % прибавки к содержанию 400 руб. В кадетском корпусе 2125 руб. А всего 4525 руб.


Николай Николаевичъ Пальмовъ (21 декабря 1872 год, Астрахань, Россия — 11 февраля 1934 год, Астрахань, Калмыкия, Россия) — русский, советский учёный, историк, профессор, основоположник калмыковедения, основатель первого калмыцкого музея. Именем Николая Пальмова назван Национальный музей Калмыкии.

Николай Николаевич Пальмов родился 21 декабря 1872 года в городе Астрахани в семье православного священника. После окончания Астраханской духовной семинарии Николай Пальмов поступил в Киевскую Духовную академию, которую закончил в 1897 году, защитив диссертацию на тему «Пострижение в монашество». С 1912 по 1918 гг. Николай Пальмов преподавал в Киевской Духовной академии. В эти же годы он становится членом Киевского и Московского археологических обществ. В 1917 году Николай Пальмов принимал участие в работе Общества Нестора-летописца при Киевском университете и в организации Киевского археологического института.

В 1918 году Николай Пальмов вернулся на родину в Астрахань, где стал преподавать в Астраханском университете и с 1920 года — в Институте народного образования. После закрытия Астраханского университета Николай Пальмов в 1921 году поступил на работу в архивно-музейную секцию при Отделе народного образования Калмыцкой автономной области, где ему было поручено организовать архив и национальный калмыцкий музей. 23 марта 1921 года при непосредственном участии Николая Пальмова в Элисте был основан краеведческий музей, ставший впоследствии Национальным музеем Калмыкии. В 1922 году он стал руководителем основанного им музея. В конце 1923 года разделения архивно-музейного отдела при Оделе народного образования Николай Пальмов стал руководить архивным отделом.

В 1922 году Николай Пальмов написал научную работу «Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России». В 1927 году эта работа была переведёна на калмыцкий язык калмыками-эмигрантами в Праге и издана на калмыцком письме Тодо-бичиг.

В 1931 году дореволюционная деятельность Николая Пальмова была воспринята негативно советскими властями и его хотели освободить от занимаемой должности заведующего Калмыцким архивным бюро. В защиту Николая Пальмова высказались руководители Калмыкии и он остался на своей должности.

11 февраля 1934 года Николай Пальмов в Астрахани умер утром по пути на работу.

Согласно постановлению Совета министров Калмыцкой АССР № 282 от 29 мая 1968 года Национальному музею Калмыкии присвоено имя профессора Н. Н. Пальмова.

Сочинения:

Высокопреосвященный Феогност, митрополит Киевский и Галицкий, как учитель христианской жизни. — Киев, 1903.

Духовные нужды русского народа и православное пастырство. По воззрениям С.А. Рачинского. — Киев, 1903.

Воскресенско-мироносицкий женский общежительный монастырь в Астраханской губернии вблизи г. Черного Яра. — Киев, 1910.

Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в греческой церкви — Киев, 1914.

Очерк истории калмыцкого народа за время его пребывания в пределах России. — Астрахань: Калмгосиздат, 1922.

Этюды по истории приволжских калмыков. Ч. I—IV. — Астрахань: Изд. Калмоблисполкома, 1926—1931.


Григорий Григорьевичъ Поповичъ (с. Валя-Пержа, Бендерского уезда, Бессарабской губернии, 21 ноября 1882 — 1937) – выпускник КДА (1907), преподаватель КДА по кафедре еврейского языка и библейской археологии (1911), магистр богословия (1913).

Родился 21 ноября 1882 г. в с. Валя-Пержа, Бендерского уезда, Бессарабской губернии; сын священника; воспитывался в Кишинёвском духовном училище, Кишинёвской духовной семинарии и Киевской духовной академии, по окончании коей в 1907 г. приказом господина обер-прокурора от 21 ноября 1907 г. назначен на должность преподавателя раскола и соединенных с ним предметов в Пензенскую духовную семинарию; резолюцией епархиального Преосвященного в марте 1909 г. назначен секретарем семинарского Правления и преподавателем Священного Писания Ветхого Завета в той же семинарии; с 16 августа 1911 г. состоит и. д. доцента Киевской духовной академии по кафедре библейской археологии и еврейского языка; кандидатское сочинение писал на тему: «Книга пророка Аггея»; на ту же тему имеется печатный труд: «Книга пророка Аггея (опыт исагогико-экзегетического исследования)». Киев. 1913 г.

ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1935. Л. 1, автобиографические сведения от 5 сентября 1913 г., автограф.

Арестован в 1937 г., приговорен к спецпоселению в лагерях.

Рукопись кандидатской диссертации: Книга пророка Аггея. Введение, исследование текста и истолкование. 1907.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 1960. 278 с.


Лукьяненко, Александр Митрофанович (1879-1974). (1880-1974) — выпускник историко-филологического факультета (1903) и экстраординарный профессор кафедры славянской филологии Киевского университета, доцент (1912) и экстраординарный профессор (1918) кафедры церковно-славянского и русского языков с палеографией КДА. В дальнейшем профессор Таврического (1920), Крымского (1922) университетов, Саратовского педагогического института (1934), Саратовского университета (1941), доктор наук по совокупности трудов (1937).

Отзыв профессора Императорского Университета св. Владимира и доцента Императорской Киевской духовной академии А.М. Лукьяненко о сочинении свящ. Иосифа Цвиовича: "Участие сербского православного духовенства в освободительной войне за независимость родины" (LXXIII-886). - [Киев] : тип. АО "Петр Барский в Киеве",

был первым заведующим кафедрой славяно-русского языкознания Саратовского государственного университета (сначала – кафедра филологии, общая для литературоведов и лингвистов – с 1941, потом – кафедра славяно-русского языкознания, затем – русского языка) и первым профессором-филологом в Саратовском университете, в который перешёл из Саратовского педагогического института. Александр Митрофанович заложил в СГУ в 40-е годы прочную теоретическую и практическую базу и основу методики преподавания славянских языков.

А.М. Лукьяненко закончил историко-филологический факультет Киевского университета с золотой медалью Императорской Академии наук и поэтому получил возможность трёхлетнего пребывания на территории славянских языков Балканского полуострова. В 1920 г. Александр Митрофанович активно участвовал в организации Крымского университета в Симферополе, с 1925 г. занимал должность профессора русского и татарского отделений, декана отделения русского языка и литературы. В 1934 г. путем обмена (с профессором И.В. Волк-Левановичем из Саратовского педагогического института) А.М. Лукьяненко переезжает в Саратов и работает в педагогическом институте.

К самым большим достоинствам Александра Митрофановича следует отнести его чисто человеческие качества: он никому ни в каких проектах не мешал, а, напротив, помогал. В частности, ещё когда Александр Митрофанович работал в педагогическом институте, началось изучение русских диалектов, а он поддерживал: командировал Л.И. Баранникову в Ленинград, где она вместе с будущим академиком Ф.П. Филиным исследовала новгородские и псковские диалекты. Л.И. Баранникова потом стала возглавлять диалектологическую работу и в педагогическом институте, и в университете – и Александр Митрофанович помогал.

Благодаря Александру Митрофановичу в Саратовском университете было налажено постоянное преподавание – для аспирантов и студентов – славянских языков. Для аспирантов обязательными были: один западнославянский, один южнославянский и один восточнославянский (украинский). Курсы сопровождались богатейшими индоевропейскими примерами.

В 1944 г. А.М. Лукьяненко был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Основные работы:

Новые данные для характеристики гуцульских говоров. Киев, 1904. (2), 15 с.

Кайкавское наречие. Киев, 1905. XI. 320 с.

Очерки кайкавской и хорватской литературы. Киев, 1905.

Почаевский сборник Киевской духовной академии молдаво-болгарской редакции XVI века со стороны своего языка. СПб., 1905.

О языке Нестерова жития преподобного Феодосия Печерского по древнейшему из дошедших списков. Варшава, 1907. 79 с.

Основные методы и направления в области славянского языкознания в связи с историческим ходом науки языкознания вообще, индоевропейского в частности. Киев, 1909.

Носовые гласные в болгарском языке. Киев, 1910.

Политическая и культурная деятельность братьев Зринских и Франца Франкопана. Киев, 1911. 861 с.

Древний церковнославянский язык, его значение в цикле наук филологических и богословских. Киев, 1912.

Старославянский язык и его значение в цикле филологических наук. Киев, 1913.

Речь человека в современной науке языкознания. Симферополь, 1928. 121 с.

Русский язык как предмет преподавания в тюрко-татарских школах. Баку, 1930 (2-е изд. 1933).

Проблема происхождения речи человека в марксистско-ленинском понимании // Учен. зап. Сарат. пед. ин-та. 1938. Вып. 3. С. 3–27.

Архаизмы и их роль в языке А.С. Пушкина // Учен. зап. Сарат. пед. ин-та. 1938. Вып. 3.С. 29–59.

«Слово о полку Игореве» со стороны стиля и языка // Учен. зап. Сарат. ун-та. 1938. Вып. 3. С. 233–250.

Русский язык и Великая Отечественная война // Науч. конференция Сарат. ун-та. 1946. Секция Филологическая. 1947. С. 4–13.

Семантические и лексические процессы в русском языке эпохи Великой Отечественной войны // Учен. зап. Сарат. ун-та. 1948. Т. 20. С. 244–252.

Фрагменты статьи О.Б. Сиротининой «Александр Митрофанович Лукьяненко и преподавание славянских языков в Саратовском университете» (Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Серия Филология. Журналистика, вып. 1/2. С. 20-22).


Чернышев Серапион Иванович (село Решетниково, Уржумского уезда, Вятской губернии, 8 сентября 1879 года — после 1921 г.) выпускник КДА (1906), преподаватель КДС и КДА по кафедре русской гражданской истории (с 1911).

Академический курс проходил в 1902–1906 гг. В 1906 г. окончил курс первым магистрантом.

Родился 8-го сентября 1879 года, Вятской губернии, Уржумского уезда, село Решетниково. Отец —

диакон в означенном селе Решетникове. Первоначальное образование получил в сельской церковно-приходской школе, затем — Нолинском духовном училище и Вятской семинарии.

По окончании в 1906 г. академического курс, в течение 1906/1907 учебного года состоял профессорским стипендиатом при кафедре истории Русской Церкви. 7-го ноября 1907 года был определен на должность помощника инспектора в Киевскую духовную семинарию. Приказом господина обер-прокурора Св. Синода перемещен 1-го декабря 1909 года на должность преподавателя Священного Писания в параллельные классы Киевской же семинарии.

Кандидатское сочинение напиcано на тему «Отношение высшей церковной и гражданской власти в России в XVII в. (патриарший период)». Напечатано: 1) в журнале «Руководство для сельских пастырей» статья «Евангельское учение о разводе» (1908. Т. 1. № 5, 6, 8, 9); 2) в «Богословском библиографическом листке» ряд библиографических заметок на разные богословские и церковно-исторические книги и брошюры (1909. Т. 1. Вып. 1, 2–3; Т. 2. Вып. 11; 1910. Т. 1. Вып. 2);

3) проповеди (в книге «Учено-богословские и церковно-проповеднические опыты студентов Киевской духовной академии». 1906. Вып. 2); в проповеднических приложениях к журналу «Руководство для сельских пастырей» за 1909 г. № 7; 1910. № 1 (поучение на день трех святителей, произнесенное в церкви Киевской семинарии в день храмового праздника), № 2, 6 и 7. В журнале «Воскресное чтение» (1911) статья «Как понимают учение св. апостола Павла о первенстве любви в жизни христианина, сравнительно с верой и надеждой (1 Кор. XIII, 13)?» — печатается.

Преподаватель Киевской духовной семинарии Серапион Чернышев. 5 июля 1911 года.

ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 2272. Л. 1–2 об., ответы на типовую анкету, автограф.

Из личного дела

Послужной список

Коллежский советник, кандидат богословия Серапион Иванович Чернышев, и. д. доцента имп. Киевской духовной академии по кафедре русской гражданской истории, родился 8 сентября 1879 г., исповедания православного, сын диакона Вятской губернии. Имеет орден с. Анны 3 степени и св. Станислава 3 степени. Имеет светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Содержания получает: жалованья 900 руб., столовых 150 руб., квартирных 150 руб., 20 % прибавки к содержанию 240 руб. А всего 1440 руб. Воспитывался в имп. Киевской духовной академии с 1902 по 1906 г. и окончил в ней полный, положенный по Уставу, курс наук. Степени кандидата удостоен и в оной утвержден 6 сентября 1906 г. По окончании курса наук в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия и с правом не держать вновь устного испытания при соискании степени магистра, состоял при Киевской духовной академии профессорским стипендиатом с 16 августа 1906 г. по 16 августа 1907 г. Приказом господина обер-прокурора Св. Синода от 3 ноября 1907 г. за № 8360 определен на должность помощника инспектора Киевской духовной семинарии с 26 октября 1907 г. По поручению семинарского Правления, с утверждения митрополита Киевского, заведовал ученической библиотекой Киевской духовной семинарии с 28 ноября 1907 г. по 1 декабря 1909 г. Согласно сообщению, изложенному в отношении канцелярии господина обер-прокурора Св. Синода от 16 декабря 1909 г. за № 11023, перемещен на должность преподавателя Священного Писания в параллельные классы Киевской семинарии с 1 декабря 1909 г. Журнальным постановлением, утвержденным митрополитом Киевским, за № 4565 назначен членом испытательной комиссии на звание священника в течение 1910–1911 учебного года с 14 сентября 1910 г. За отлично-усердную и полезную службу Всемилостивейше пожалован орденом св. Станислава 3 степени 6 мая 1911 г. Св. Синодом по указу от 3 августа 1911 г. за № 10331 утвержден в должности преподавателя Киевской духовной академии по кафедре русской гражданской истории в звании исправляющего должность доцента с 16 августа 1911 г. Высочайшим указом по гражданскому ведомству от 23 декабря 1911 г. за № 92 (Правительственный вестник. 1912. № 4) утвержден в чине коллежского асессора по должности преподавателя Киевской духовной академии со старшинством с 26 октября 1907 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 21 января 1913 г. № 5 (Правительственный вестник. 1913. № 25) произведен за выслугу лет в чин надворного советника со старшинством с 26 октября 1911 г. Предоставлено право ношения на груди Высочайше учрежденной в память 300-летия царствования Дома Романовых светло-бронзовой медали на основании Высочайшего

повеления от 21 февраля 1913 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 3 мая 1916 г. № 32 произведен за выслугу лет в чин коллежского советника со старшинством с 26 октября 1915 г. Холост.

ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10973. Л 1–2 об., формулярный список о службе, составленный в канцелярии Киевской духовной академии в 1915 г., машинопись, писарская рукопись. На листах 3–4 — машинописная копия от 21 октября 1941 г. с обозначением, что оригинал отсутствует и подписью С. Чернышев 22 октября 1941 г.

Письмо С. Чернышева Ф. И. Титову от 6 октября 1907 г.

6.Х.1907.

Глубокоуважаемый Феодор Иванович!

Прошу порадоваться за меня. Дела мои, кажется, увенчаются успехом. 4 октября отец ректор семинарии сказал мне: «Я склоняюсь к тому, чтобы представить Вас митрополиту в качестве кандидата на должность помощника инспектора семинарии». Придется, однако, еще подождать некоторое время, так как Л. Д. Козловский — будущий инспектор семинарии, пока не получил утверждения. А бывший инспектор господин Григоровский назначен (30 сентября) директором Велико-сорочинской учительской семинарии (есть официальное извещение в «Правительственном вестнике»). Ваш покорнейший слуга, преданный Вам Серапион Иванович Чернышев, кандидат Киевской духовной академии.

ИР НБУВ. Ф. ІІІ. Д. 60308. Л. 1–2, визитная карточка, типографский бланк, автограф.

Скончался после 1921 г.


Василий Захарович Белоликов (30 января 1887, деревня Васильевское, Череповецкий уезд, Новгородская губерния — 25 ноября 1937, Бутовский полигон, Московская область) — российский церковный историк, специалист по истории старообрядчества, профессор Московской богословской академии. В 1922—1935 годы — деятель обновленчества.

Родился 30 января 1887 в селе Васильевское Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Череповецкий район Вологодской области) в семье священника Захарии Белоликова и Марии Ивановны, дочери священника Иоанна Орнатского, двоюродного племянника епископа Пензенского и Саратовского Амвросия, автора многотомной «Истории российской иерархии». Один из братьев — епископ Пимен (Белоликов). Один из четвероюродных братьев — Философ Орнатский. Жена — Елизавета Николаевна.

Окончил Кирилловское духовное училище, Новгородскую духовную семинарию (1907), Киевскую духовную академию (1911) со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Литературная деятельность Блаженного Августина против раскола донатистов»). В 1911—1912 — профессорский стипендиат академии. Магистр богословия (1916, тема диссертации: «Инок Никодим Стародубский. Его жизнь и литературная деятельность».

Был исполняющим должность доцента на кафедре истории и обличения русского раскола в Киевской духовной академии, с 1916 года — доцент. Сфера научных интересов: проблемы раскола и старообрядчества, история церкви XVIII в. Занимался педагогической и научно-богословской деятельностью до самого закрытия академии в послереволюционные годы. Его магистерская диссертация посвящена истокам единоверия — направления в православной церкви, признающего официальную церковную власть и при этом сохраняющего «дониконовские» обряды. Главный персонаж диссертации, стародубский инок Никодим (1745—1784) первым среди старообрядцев пришёл к мысли о необходимости заимствования законного священства только от русской церкви и о соединении с нею через это заимствование.

В 1918 году был арестован в Киеве петлюровцами, содержался в тюрьме 2 месяца, после чего был освобождён.

Присоединился к обновленческому движению и стал его активным участником, членом обновленческого Синода от мирян. Активный участник обновленческого собора 1923 года, на котором выступал с резкой критикой монашества. По данным Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова, этот талантливый и учёный человек отличался, однако, некоторой неуравновешенностью и страдал к тому же пристрастием к Бахусу. Под влиянием винных паров он порой совершал невероятные по своей эксцентричности поступки. Его выступление по вопросу о монашестве отличалось скорее экстравагантностью, чем убедительностью. На протяжении получаса он осыпал монахов грубой бранью, рассказывал самые ужасные вещи про киевских иноков, сам он был родом из Киева.

— Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. — Т. 2

Был хранителем и редактором произведений одного из его лидеров, обновленческого митрополита Александра Введенского. В 1924—1934 годы — профессор Московской богословской академии, организованной обновленцами. Преподавал также в Ленинградском богословском институте.

В феврале 1923 года — участник 1-го Всеукраинского съезда духовенства и мирян. В апреле-мае 1923 года участник обновленческого собора 1923 года. В июне 1924 года участник Всероссийского предсоборного совещания.

В 1925 году был арестован и осуждён на шесть месяцев лишения свободы по статье 72 УК РСФСР за контрреволюционные разговоры. В течение трёх месяцев находился в ОГПУ, остальные три месяца работал на заводе Главхлопком в Ташкенте, после чего возвратился в Москву на прежнюю работу в обновленческий Синод. В феврале 1927 года участник 1-го Всесоюзного миссионерского совещания. 1 марта 1934 года уволен от службы при Священном Синоде и назначен в Казахстанское церковное управление. Назначения не принял и порвал с обновленческим движением.

Работал управляющим делами Ногинского завода грампластинок. 28 апреля 1935 года был арестован и осуждён к трём годам лишения свободы. Из следственного дела следует, что был секретным сотрудником ГПУ и арестован за «оглашение не подлежащих оглашению сведений». Наказание отбывал в Карлаге НКВД СССР (Карагандинская область), освобождён 31 января 1937.

После освобождения жил в городе Александрове. 29 сентября 1937 года вновь арестован. Обвинён в том, что «возвратившись из ссылки возобновил свою контрреволюционную деятельность, группировал вокруг себя реакционную часть церковников, ставил перед собой задачу блокирования обновленческой церкви с Тихоновской преследуя цель объединения реакционных сил двух церковных течений для активной борьбы с советской властью». Приговорён к расстрелу; казнён на полигоне Бутово под Москвой.

Дело в отношении В. З. Белоликова Постановлением Президиума Московского городского суда от 22 ноября 1956 года производством прекращено за недоказанностью состава преступления. Реабилитирован по делу 1935 года определением Верховного Суда РСФСР от 16 октября 1991 года.

Труды:

Литературная деятельность Блаженного Августина против раскола донатистов. — Киев : тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1912. — 146 с.

Писания русских старообрядцев В. Г. Дружинина : Отзыв, дополнение и поправки. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1913.

Епифаниево согласие. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1913.

Историко-критический обзор существующих мнений о происхождении, сущности и значении русского раскола старообрядчества. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1913.

Непримиримые противоречия в учении беспоповцев о священстве : Реф., чит. в заседании Церк.-ист. и археол. о-ва при Имп. Киев. духов. акад. 26 февр. 1914 г.. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1914.

К вопросу о благодати священства в старообрядческой литературе : Реф., чит. в заседании Церк. ист. и археол. о-ва при Имп. Киев. дух. акад. 22 янв. 1914 г.. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1914.

Памяти профессора Н. И. Ивановского. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1914.

Яков Стефанов Беляев : Старообрядческий (впоследствии единоверец) писатель второй половины 18 в.. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1914.

Из истории поморского раскола во второй половине XVIII в. : Реф., чит. в собр. Церк.-ист. и археол. о-ва при Имп. Киев. духов. акад. 23 февр. 1915 г.. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1915.

Инок Герасим Картамышев : (Из истории поповщины во второй половине 18 в.). — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1915.

Инок Никодим Стародубский. Его жизнь и литературная деятельность. — Киев: Тип. акц. общ. «Пётр Барский в Киеве», 1915. — 557 с.

Рец.: К истории раскола-старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н. И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории раскола и отношений к нему правительства (1865—1904 г.) М. 1914 г.. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1915.

Чернобыльское согласие. — Киев: тип. АО «Пётр Барский в Киеве», 1915.

К вопросу об единоверии. — Киев: Тип. акц. о-ва «Пётр Барский в Киеве», 1917.