На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 13.

Студенты.


Владимир Иванович Лебедев (188? — 19??) Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913). Удостоин степени кандидата богословия с причислением ко 2-му разряду.

Рукопись кандидатского сочинения: Аскетическое воззрение епископа Игнатия (Брянчанинова). 1913.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2246. 271 с.


Алексей А. Терновский (188? — 19??) Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913). Удостоин степени кандидата богословия с причислением ко 2-му разряду.

Рукопись кандидатского сочинения: Св. Григорий Нисский, его жизнеописание и общий очерк его литературной деятельности. 1913.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2260. 506 с.


Феодор Иванович Тимонов (Орловская губерния, 1888 — Ленинград, январь 1942) Окончил Орловской гимназию. Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913). Удостоин степени кандидата богословия с причислением ко 2-му разряду. После 1917 года проживал в Ленинграде по адресу:Подрезова ул., д. 7, кв. 7. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Серафимовское кладб. (Блокада, т. 30)

Рукопись кандидатского сочинения:

Литературная борьба между иосифлянами и заволжскими старцами. 1913.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2261. 454 с.


Владимир Анатольевич Правдолюбов (Касимов, Рязанской губерния, 22 июня 1888 — Караганда, 4 октября 1937), мученик.

Память 21 сентября, в Соборах Волынских и Рязанских святых и в Соборах новомучеников и исповедников Радонежских, Соловецких и Церкви Русской

Родился 22 июня 1888 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье протоиерея Анатолия Авдеевича и Клавдии Андреевны Правдолюбовых. Брат сщмч. иерея Николая Правдолюбова и исп. прот. Сергия Правдолюбова.

В 1898-1903 годах учился в Касимовском духовном училище, затем в Рязанской духовную семинарию. В 1909 году окончил семинарию по первому разряду и поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1913 году с причислением ко 2-му разряду со степенью канд. богословия за сочинение "Вероучение, воззрения на обрядовую сторону религии и нравственное учение книги пророка Иеремии". По сведениям М. А. Правдолюбова, темой кандидатской работы Владимира Анатольевича была "Неразрывная связь любви к Богу и ближнему в жизни и нравственности христианина".

Перед Владимиром Анатольевичем открылся путь церковного служения, но он не был к тому времени женат, а принимать монашеский постриг не стал, не чувствуя к тому призвания. Он стал заниматься наукой, в основном психологией и педагогикой. Владимира Анатольевича пригласили в Житомир преподавать русский язык, словесность, а также логику и психологию в учительской семинарии и женской гимназии имени святой Анастасии. Уже в августе 1913 года он приступил к своим обязанностям, одновременно читал лекции в народном университете.

В 1914 году стал директором житомирской учительской семинарии, а в 1915 и 1918 годах выезжал в Галицию как преподаватель на специальные педагогические курсы, организованные правительством для подготовки учителей народных училищ.

В 1917 году впервые был арестован, но вскоре освобожден.

В Житомире власть постоянно менялась: то устанавливалась советская власть, то приходили петлюровцы. Граница Украины с Россией была закрыта, поэтому выехать из Житомира, находящегося на территории Украины, было невозможно. Когда к власти приходили петлюровцы, в городе начинались погромы. Владимир Анатольевич несколько раз спасал от погромов тех, кому угрожала опасность. В одном случае несколько семейств укрылись на чердаке учительской семинарии и благополучно переждали там погромы. В другом случае он вместе со своим другом, учителем семинарии, в одной небольшой комнате укрыл семейство из семи человек. Жилище этих людей было полностью разгромлено, но сами они остались живы.

В 1922 году переехал в Москву, где продолжил свою педагогическую деятельность. Вместе с тем он стал заниматься серьезной научной работой.

В 1922-1929 годах заведовал детским домом в Москве, преподавал в Объединенной школе краскомов им. ВЦИК в Кремле, являлся научным работником Наркомпроса, написал несколько работ по детской психологии.

В 1923 году стал доцентом Второго Московского государственного университета, старшим ассистентом психотехнической лаборатории, научным сотрудником Института методов школьной работы. Читал лекции в психотехнической лаборатории и Институте методов школьной работы. Областью его научных исследований были педагогика и психология.

В те годы среди ученых, занимающихся психологией, возникла идея создания нового направления в этой науке — специальной науки о ребенке: его воспитании, образовании и формировании как личности. При Втором Московском университете сформировался целый коллектив известных и талантливых ученых, которые активно разрабатывали это новое направление в психологии. Они публиковали свои работы отдельными изданиями, помещали статьи в известном в то время журнале «Психология, неврология и психиатрия». Вместе с ними работал Владимир Анатольевич, и деятельность его как ученого и педагога в эти годы успешно развивалась. Менее чем за семь лет, с 1922 по 1929 год, он издал три книги: «История письма» [2], «Работоспособность учащихся» и очень важный для педагогики труд — «Кино и наша молодежь». В центральной газете «Известия» в 1928 году были напечатаны две его статьи — «О юном кинозрителе» и «Учащиеся и кино», а в журнале «На путях к новой школе» в 1926 году были опубликованы статьи о его работе с родителями учащихся. Особенно интересна его книга «История письма», которая вышла из печати со множеством иллюстраций.

Вместе с тем Владимира Анатольевича приглашали как специалиста в различные учреждения. В Военной академии он принимал участие в работе ее психологической лаборатории, где изучался новый для того времени метод тестирования, получивший теперь самое широкое распространение. В 1923 году он был участником Первого Всероссийского съезда по психоневрологии, на котором прочитал доклад «К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании стенографов».

Владимир Анатольевич не скрывал свою веру и почитание патриарха Тихона. В 1924 году по ходатайству Владимира Анатольевича свт. Тихон принял прот. Анатолия и прот. Сергия Правдолюбовых и подарил свою фотографию с дарственной надписью. После издания в 1927 году митр. Сергием (Страгородским) и Временным Патриаршим Синодом "Декларации" Владимир Анатольевич не присоединился к непоминающим, но одно время не подходил под благословение отца, поминавшего за богослужением митр. Сергия. Позднее влияние отца и брата и твердость в исповедании веры многих других сторонников митр. Сергия привели Владимира Анатольевича к убеждению в том, что надо иметь общение и со сторонниками и с противниками последнего.

Только в 1925 году, когда ему было уже 37 лет, он женился. Но брак этот нельзя назвать счастливым: детей у них не было, а в 1932 году, когда Владимир Анатольевич вернулся из заключения и ссылки, жена от него ушла.

4 июня 1929 года он был арестован по обвинению в "злостной антисоветской агитации и пропаганде, участии в «Союзе русского народа» и контрреволюционном заговоре". Более двух месяцев он находился под следствием. За это время ему предъявляли самые различные обвинения, доказать которые сами обвинители не могли. Например, на обвинение в восстании в городе Касимове в 1918 году Владимир Анатольевич отвечал тем, что с 1917 по 1922 год не выезжал из Житомира по причине закрытия границы между Украиной и Россией. На обвинение участия в погромах в городе Житомире в 1918 году он возражал, что, напротив, укрывал в те годы очень многих, кому грозили эти погромы, что могут подтвердить участники этих событий. 8 августа 1929 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ осужден на три года ИТЛ. Отбывал наказание в Соловецком лагере особого назначения, через год был отправлен в ссылку в г. Вельск Северного края, работал в больнице помощником врача, преподавал на курсах для медперсонала.

После окончания срока ссылки жил в Горьком, занимался литературным трудом, участвовал в организации Горьковской психотехнической лаборатории. С весны 1933 по август 1934 г. жил в Касимове, преподавал в индустриальном техникуме.

В этот период Владимир Анатольевич составил жизнеописание касимовских местночтимых подвижников благочестия царевича Иакова (XVII в.) и Петра Отшельника (сер. XIX в.). Вместе с братом свящ. Николаем он составил подробное жизнеописание блж. Матроны Анемнясевской, для чего ездил к ней в дер. Анемнясево Бельковского района Московской обл. (ныне Касимовского района Рязанской обл.).

С августа 1934 года работал преподавателем в техникуме и образцовой школе в Горьком. В начале лета следующего года приезжал в Москву для лечения, после которого уехал в Куйбышев, но устроиться там на работу не смог.

С 1 сентября 1935 года преподавал в педагогическом техникуме в г. Сергаче Горьковского края.

25 сентября 1935 года был арестован, проходил сначала по одному делу с касимовскими священнослужителями и блж. Матроной, потом его дело было выделено в отдельное. Владимир Анатольевич был обвинен в том, что

"являлся активным участником контрреволюционной церковно-монархической группировки церковников... в контрреволюционных целях для создания авторитета и прославления «блаженной Матреши» и «царевича» Касимовского Иакова написал подробное их жизнеописание... организовывал массовое паломничество на его [царевича Иакова - прот. С.] могилу, где участники группы обрабатывали верующих в антисоветском духе".

26 ноября 1935 года Владимир Анатольевич был приговорен к пяти годам ИТЛ, 2 декабря отправлен в Карагандинский ИТЛ, где работал помощником лекаря.

В 1937 году был арестован в лагере по обвинению в том, что вместе с архим. Маврикием (Полетаевым) "создал контрреволюционную группу, которая под руководством Полетаева систематически собиралась, проводила богослужения, распространяла контрреволюционные и религиозные настроения среди лагерников". Виновным в участии в "контрреволюционной группе" себя не признал, на допросах сказал, что имеет Библию. 28 сентября решением тройки УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к высшей мере наказания.

Расстрелян 4 октября 1937 года вместе с архим. Маврикием (Полетаевым) и мч. Василием Кондратьевым.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года по представлению Алма-Атинской епархии.

С 2013 года память мч. Владимира Правдолюбова по неизвестной причине исключена из календаря Русской Православной Церкви, выпускаемого Издательством Московской Патриархии. Игумен Дамаскин (Орловский) в ходе конференции «Прославление и почитание святых», прошедшей в рамках Рождественских чтений 2013 года, заявил, что исправления в календарь внесены по инициативе Синодальной комиссии по канонизации святых и с благословения патриарха Кирилла.

Сочинения:

История письма. М., 1924;

К вопросу о влиянии разнообразия раздражителей на процессы воображения // Журнал психологии, неврологии и психиатрии. 1924. Т. 4;

Кино и учащиеся // На путях к новой школе. 1927. № 2;

Опыт педологического подхода к вопросу о детском кинорепертуаре // Путь просвещения. 1928. № 5-6;

Спроба педологiчному пiдходу до питання про дитячий кiно-репертуар // Кiно та школа: Зб. ст. [Б. м.],1928;

Кино и наша молодежь: На основании данных педологии. М., 1929;

Кинокартина и школьник: Опыт педологич. проработки кинокартины «Багдадский вор». М., 1929;

Житие и Акафист св. блж. Матроне Анемнясевской, в Рязанской земле просиявшей. М., 2012 [Совместно со свящ.Николаем Правдолюбовым];

Путевые записки о путешествии из Касимова в Саров летом 1903 г. на открытие и прославление мощей прп. Серафима Саровского. М., 2004 (в печати).

Награды:

благодарности от Министерства народного просвещения и генерал-губернатора Галиции ("за энергичный, умелый и добросовестный лекторский труд" на курсах подготовки учителей народных училищ)

орден святого Станислава III степени (1916, за общественную деятельность)

Литература:

Правдолюбов В., прот. Религиозная история Касимова. Касимов, 2000;

Правдолюбов С., прот. Крест Правдолюбовых: Три века служения Вере и Отечеству // «Труд-7». 2001. № 15. С. 20;

он же. Завещание соловецкого узника и исповедника // ЖМП. 2003. № 2. С. 67;

Весёлкина Т. Обитель особого назначения // Новая газета: Рязанск. еженед. Вып. 2001. № 7. С. 19;

Кровь мучеников - семя Христово // Мир Православия: Ежемес. газета. Таллин, 2001. № 6 (39). Июнь;

Сщмч. Анатолий Касимовский: (Прот. Анатолий Правдолюбов) // Были верны до смерти…: Кн. памяти нмч. и исповедников Рязанских ХХ в. Рязань, 2002. Т. 1. С. 128-133, 161-162;

Автобиография.

Кончил курс академии в 1913 г. Родился в 1888 году июля 22 дня. Место моего рождения — село Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии. Здесь я провел первые 1–9 лет своей жизни у дедушки, который был священником в этом селе и который умер в 1905 году в сане протоиерея. Родители мои в то время жили в Касимове, и я часто к ним ездил, но не хотел долго оставаться в городе, меня опять тянуло в деревню, и я возвращался к дедушке и бабушке. Село Маккавеево находится в 9 верстах от Касимова; расположено оно в очень красивой и живописной местности, на берегу глубокого поросшего лесом и кустарником оврага. Кругом идут громадные леса, дающие начало лесам «Муромским»; большие площади полей свидетельствуют о том, что жители той местности занимаются, главным образом, земледелием. В ½ версты расстояния в селении Сынтул находится чугунно-литейный завод и громадный, в высшей степени живописный пруд. В самом селе находятся две церкви и 7 домов, в которых живут члены причта. С этим селом связаны самые лучшие мои детские впечатления и воспоминания. Дедушка и бабушка меня очень любили. Деревенские развлечения, простор лесов и полей были моей стихией: я рано привык к сельским работам, к лошадям, к пчельнику и скоро полюбил всё это. Я и теперь страстно люблю деревню, а лет 6–7 тому назад и не желал для себя ничего лучшего, как быть сельским священником, но время всё уносит, уносит оно и наши лучшие заветные мечты и настроения…Но и теперь я в высшей степени благодарен «Маккавееву» за всё то, чем оно меня одарило в раннем детстве. Родители мои: священник города Касимова Успенской церкви Анатолий Авдеевич и мать Клавдия Андреевна (до замужества Дмитрева). Род наш — искони духовный. Так, со стороны бабушки по матери известны пять священников, которые последовательно — сын после отца — священствовали в селе Гусевском погосте Касимовского уезда. Дедушка по матери сын священника села Троицы-Пеленицы Спасского уезда, внук диакона, протоиерей Андрей Феодорович Дмитрев (см. подробную биографию бывшео воспитанника академии, ныне протоиерея города Киева Дмитрия Феодоровича Дмитрева). Бабушка со стороны отца — дочь священника. Дедушка с его же стороны Авдей Семёнович Правдолюбов был последовательно священником в селах Давыдове и Мышцах Касимовского уезда, скончался в 1888 году иеромонахом Троицкого Рязанского монастыря — имя в монашестве Антоний, он был сыном псаломщика села Гулынок Раненбургского уезда Симеона Правдолюбова, внуком священника, о котором известно, что имя его было Пётр, что он избран был своими односельчанами кандидатом на священство и послан для рукоположения к архиерею, раньше он был простым крестьянином. Согласно семейному преданию, Пётр является родоначальником нашей фамилии, которую он получил от архиерея, когда посвящался в священный сан. Из современных родственников двоюродные дедушки, как со стороны отца, так и со стороны матери — священники, один из них (Дмитрий Феодорович Дмитрев — см. выше) был воспитанником Киевской академии; дяди со стороны матери — все священники: из пяти братьев отца — три священника, его две сестры (одна скончалась) — жёны священников. Читать я выучился сам, немного грамотная нянька — простая деревенская девушка — подсказывала мне по разрезной азбуке. С 9 лет я с глубокой грустью должен был покинуть Маккавеево и под руководством папы готовиться к приемным экзаменам в духовное Касимовское училище, куда и поступил в 1898 году; по окончании училища в 1903 году поступил в Рязанскую духовную семинарию, по окончании курса которой в 1909 году был послан на казенный счет в Киевскую духовную академию, которую и кончил в 1913 году со степенью кандидата богословия. По окончании академии я решил посвятить себя педагогической деятельности. Воспользовавшись предложением Преосвященного Агапита, епископа Екатеринославского, и ректора Воронежской духовной семинарии архимандрита Серафима, я подал прошения в обе эти семинарии. Летом я не получил никаких известий о своем назначении. 25 августа мне прислали предложение из Киевского учебного округа —занять место преподавателя по русскому языку и литературе во вновь открывающейся в Житомире учительской семинарии и, кроме того, взять несколько уроков по тем же предметам в женской гимназии А. К. Покрамович. Дальше было ожидать рискованно, так как до 15 сентября я должен был уже иметь место и сообщить об этом Касимовскому по воинской повинности присутствию, в противном случае я должен был отбывать воинскую повинность. Я решил принять предложение округа и поступить в Житомир, хотя мне было неприятно так далеко уезжать от родины. Только 13 сентября, проездом в Житомир, я узнал в Киеве от товарища, который приехал из Петербурга, что я был назначен в город Зарайск Рязанской губернии в духовное училище на латинский язык. Еще будучи студентом академии, я был сотрудником в некоторых журналах, по преимуществу духовных. Из журнальных работ можно указать на следующие: в «Руководстве для пастырей» за 1911 г. — «В защиту церковнославянского языка»; за 1912 г. — «Нравственный облик пастыря по сочинениям о. И. Кронштадтского»; в журнале «Миссионерский сборник» за 1912 г. —

«О молоканах» (письма Баточкина).В ХІ выпуске «Учено-богословских опытов студентов Императорской Киевской духовной академии LXVI курса» напечатана часть моего кандидатского сочинения, которой дано заглавие «Воззрения пророка Иеремии на обрядовую сторону религии», — здесь же помещены отзывы профессора о. А. Глаголева и редактора «Опытов».

Прилагаю свою фотографическую карточку — снимался в 1914 году.

Владимир Правдолюбов. Преподаватель Житомирской учительской

семинарии. 1914 года июня 15 дня

ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1949. Л. 1–8, автобиография, автограф.


Александр Дмитриевич Дмитрев (1888, Киев-в ночь с 19 на 20 сентября 1962, Ростов-на-Дону) - советский историк, исследователь народных движений в Римской империи, религиовед, доктор исторических наук, профессор.

Родился в семье учителя (выпускника КДА Дмитрия Федоровича Дмитрева. Его отец был учителем древнегреческого языка. В 1909 году он поступил на исторический факультет Киевской духовной академии. После окончания академии в 1913 году он был оставлен профессором-стипендиатом на кафедре церковного права и удостоен степени кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без новых устных тестов. Но вместо того, чтобы остаться в академии, с разрешения Священного Синода он был направлен в качестве профессора-стипендиата (аспиранта) в Русский археологический институт Константинополя. Здесь под руководством выдающегося византолога академика Федора Успенского Дмитрев начал заниматься проблемами древности и ранней Византии. Александр Дмитриевич принимал участие в научных экспедициях института в Сирию, Малую Азию, Грецию. 

Вернувшись из Стамбула, Дмитрев поселился в Одессе, где преподавал в гимназиях, а также в Одесском (Новороссийском) университете. После октября 1917 года был учителем в советских школах. Одновременно он был инструктором народного образования в Одесском округе. В 1922 году Александр Дмитриевич переехал в Киев. Там он работал инструктором Управления водного транспорта, преподавателем на университетских курсах повышения квалификации и инструктором по народному образованию. В 1929 году Дмитрев стал научным сотрудником византологической комиссии Украинской академии наук. Он подготовил аннотированную библиографию и разработал ряд тем по социально-экономической истории Византии. Тогда же Дмитрев начал литературную антирелигиозную работу в московских издательствах. В 1929 году вышла в свет первая печатная работа Дмитрева, посвященная вопросу об историчности Христа. В это время он написал несколько глубоких работ на антирелигиозные темы, основанных на широкой источниковой базе. В 1932 году он переехал в Москву и стал научным сотрудником Московского областного архивного управления и Московской исторической библиотеки. своеобразной данью уважения к истории родной Украины стало издание трех брошюр, посвященных классовой борьбе на Украине в xvii-xviii веках. В 1936 году Народным комиссариатом просвещения направили Дмитрева на должность доцента в Сталинградский педагогический институт, где он был избран заведующим кафедрой истории древнего мира и средневековья. В этой должности он проработал до эвакуации института в 1942 году. Во время эвакуации Дмитрев потерял все свое имущество, в том числе личную библиотеку, о которой сокрушался до конца жизни.[4] В эвакуации работал в Бугуруслане доцентом кафедры древней истории Учительского института. Здесь Дмитрев завершил работу над своей кандидатской диссертацией диссертацию защитил и в 1943 году в Ленинградском государственном университете, который в то время был эвакуирован в Саратов. В том же году он перевелся на работу в Саратовский педагогический институт, но уже на следующий год Народный комиссариат просвещения направил его работать в Нальчик в Кабардинский педагогический институт. Проработав год в Нальчике, в 1945 году он переехал в Ростов-на-Дону, но снова через год, в 1946 году, приказом Министерства высшего образования был откомандирован в Черновицкий университет заведующим кафедрой. В 1940-х годах, вЖурнал древней истории, появилась целая серия его публикаций о социальных движениях багаудов, буколиков, агонистов и др. In the period from 1943 to 1950, Dmitrev worked on his doctoral dissertation on the topic «Social Movements in the Roman Empire in Connection with the Invasion of the Barbarians» (Russian: «Социальные движения в Римской империи в связи свторжением варваров»). 27 марта 1950 года на Ученом совете Ленинградского государственного университета он защитил докторскую диссертацию. Дмитрев знал, кроме древнегреческого и латинского языков, английский, немецкий и французский, не говоря уже о родном украинском. Дмитрев активно участвовал в подготовке второго издания Большой советской энциклопедии: он написал более десятка статей по истории Рима. В июле 1951 года Дмитрев переехал в Ростов-на-Дону и был избран заведующим кафедрой всеобщей истории РАН.Ростовский государственный университет и стал первым и в то же время единственным профессором в университете. В 1960 году он уже был тяжело болен раком и поэтому ушел с поста заведующего кафедрой. Перед смертью он был прикован к постели. Похоронен на Братском кладбище.

Книги

«Вопрос об историчности христа в свете археологии» («The Question of the Historicity of Christ in the Light of Archeology»)/ А. Дмитриев. - 2-е изд., доп. - [Москва] : Атеист, [1930]. - 32 с., 7 с. ил.; 25 см.

«Церковь и идея самодержавия в России» («Church and the Idea of Tsarist Autocracy in Russia») / А. Дмитрев. - Рязань : Атеист, 1930. - 231, [1] с.; 25 см.

«Церковь и крестьянство на Руси» («Church and Peasantry in Russia») / А. Дмитрев ; Центр. совет союза воинствующих безбожников СССР. - Москва ; Ленинград : Московский рабочий, 1931 (Рязань). - 63 с.; 23 см.

«Личность девы Марии в свете археологии» («Personality of the Virgin Mary in the Light of Archeology») / А. Дмитрев ; Центр. совет Союза воинств. безбожников СССР. - Москва : Безбожник, 1931 (Вологда : тип. "Северный печатник"). - 73 с. : ил.; 26х17 см.

«Петр I и церковь» («Петр I и Церковь») / А. Дмитрев ; Центральный совет союза воинствующих безбожников СССР. - Москва : ОГИЗ ; Ленинград : Московский рабочий ; 1931. - 88 с.; 22 см.

«Подготовка интервенции против СССР и церковь» («Preparation of Intervention Against the USSR and the Church») / А. Дмитрев ; Центр. совет Союза воинст. безбожников СССР. - Москва : Гос. антирелигиоз. изд-во, 1932. - 54 с.; 23 см.

«Кровавый навет и христианская церковь» («Blood Libel and the Christian Church») / А. Дмитрев ; Центр. совет Союза воинств. безбожников СССР. - Москва : Гос. антирелигиозное изд-во, 1932 (тип. "Гудок"). - Обл., 70, [2] с., включ. т. л.; 20х13 см.

«Колиивщина» («Koliyivshchyna»): [Из истории классовой борьбы на Украине во второй половине XVIII века] / А. Дмитрев. - Москва : Изд-во политкаторжан, 1934. - 43 с.; 17 см. - (Дешевая историко-революционная библиотека/ Под общей ред. И. А. Теодоровича; 1934 г. No. 4);

«Хмельничина» («Khmelʹnychyna») : (Из истории классовой борьбы на Украине в 1 половине XVII века) / А. Дмитрев. - Москва : Изд-во Всес. о-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев, [1934] (11 тип. Мособлполиграфа). - Обл., 64 с. : ил.; 17х13 см. - (Дешевая историко-революционная библиотека/ Под общей ред. И. А. Теодоровича; 1934. No. 7).

«Гайдамачина» («Haidamachina») : (Из истории классовой борьбы на Украине в 1-й половине XVIII в.) / А. Дмитрев. - Москва : изд-во политкаторжан, 1934. - 54 с.; 17 см. - (Дешевая историко-революционная библиотека/ Под общей ред. И. А. Теодоровича; 1934. No. 3)

«Инквизиция в России» («Inquisition in Russia») /А. Д. Дмитрев. - Москва : ГАИЗ, 1937 (17 ф-ка нац. книги треста "Полиграфкнига"). - Обл., 148 с.; 19х13 см.

Статьи

в Журнал древней истории

Движение багаудов (The Movement of Bagaudae) / p. 101–114 / 1940. № 3–4 (12–13)

Буколы (изистории аграрного движения в Римском Египте) (Bucolics (from the History of the Agrarian Movement in Roman Egypt)) / p. 92–100 / 1946. № 4 (18)

К вопросу об агонистиках и циркумцеллионах (To the Question of Agonistici and Circumcellions) / p. 66–78 / 1948. № 3 (25)

Падение Дакии (к вопросу освязи освободительных движений в Римской империи с вторжениями варваров) (The Fall of Dacia (on the Connection between the Liberation Movements in the Roman Empire and the Invasions of the Barbarians))/ p. 76–85 / 1949. № 1 (27)

Восстание вестготов на Дунае иреволюция рабов (The Visigoth Uprising on the Danube and the Slave Revolution) / p. 66–80 / 1950. № 1 (31)

Движение latrones как одна из форм классовой борьбы в Римской империи (The Movement of Latrones as a Form of Class Struggle in the Roman Empire) / p. 61–72 / 1951. № 4 (38)

в Византийский Временник

Движение скамаров (The Movement of Scamarae) / Том 5 (30) / p. 5–14

Народные движения в восточных провинциях в период дунайских войн III в. (236–278 гг.) (Popular Movements in the Eastern Provinces During the Danube Wars of the 3rd Century (236–278 Years)) / Том 8 (33) / 97–126Удостоены степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний: