На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 14.

Студенты.



Вельмин Виктор Петрович (Киев, 22 января 1887 – 1937) Протоиерей, настоятель Соломенской церкви в Киеве. Выпускник 66-го курса КДА (1909–1913). В 1937 г. арестован и расстрелян.

Сын настоятеля Киевской Десятинной Церкви протоиерея П.Д.Вельмина, брат священника Виктора Вельмина. Родился 22 января 1887 г. Закончил Пятую киевскую гимназию и юридический факультет Университета св. Владимира, только затем поступил в КДА. В 1913 г. был рукоположен во священника святошинской Николаевской церкви. Был последним протоиереем Владимирского собора. Расстрелян в 1937 г.

Брат Вельмин А.П. (1883—1958). Участник Первой мировой войны. Служил нотариусом в Киевском окружном суде. В начале 1920-х гг. входил в антибольшевистские организации. В 1925 г. бежал из России. Жил в Польше. С 1929-го по 1949 г. состоял представителем Русского заграничного архива в Праге, сотрудничал в газете «Последние новости». С 1953-го по 1960 г. являлся представителем в Париже Бахметьевского Русского архива (Нью-Йорк). Спас множество частных архивов русских эмигрантов. Умер во Франции.

Брат Вельмин В.П. (20 июня 1885 года, Киев — 22 сентября 1974 года) — учёный-математик, специалист по алгебре и теории чисел. Доктор физико-математических наук, профессор. Ректор Ростовского государственного университета (1922—1924).


Мешковский Александр Дмитриевич (с. Богородицкое, Щигровский уезд, Курской губерния 15 ноября 1879 – 19??) Священник.

Из личного дела.

Свидетельство Совета Санкт-Петербургской духовной академии от 1 марта 1911 г.: вдовый священник Александр Мешковский, сын умершего диакона с. Богородицкого Щигровского уезда Курской епархии Дмитрия Мешковского, родился 15 ноября 1879 г., в 1900 г. окончил Курскую духовную семинарию по второму разряду. С 15 августа 1900 г. служил в разных местах Курской епархии учителем, псаломщиком, диаконом. 18 июля 1905 г. определен на священническое место. В 1909 г. в Курской семинарии сдал дополнительные экзамены и удостоен звания студента. В августе 1909 г. принят своекоштным студентом КДА. В 1909–1910 гг. прошел 1-й курс и был переведен на 2-й с назначением ему частной стипендии, обучался до 28 сентября 1910 г. В августе 1910 г. подал прошение о переводе в Санкт-Петербургскую духовную академию, принят на 2-й курс. 14 февраля 1911 г. решением Правления академии и с утверждения митрополита Антония 16 февраля уволен из числа студентов 2-го курса.

(л. 1–1 об., 3, машинопись, подписи-автографы, печать).

Удостоверение от архиепископа Курского и Обоянского Питирима от 11 августа 1909 г. с характеристикой Мешковского для поступления в КДА: священник Рождество-Богородицкой церкви слободы Верхнее-Выгорной Тимского уезда: «за время служения своего в сане священника он был всегда исправен по службе, вел себя вполне безукоризненно, судим и штрафован не был, относился почтительно к начальству и вообще не проявлял ничего такого, что бы давало основание считать его человеком неблагонадежным» (л. 2, бланк, машинопись, подпись-автограф, печать).

ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 11272.

Рукопись кандидатского сочинения:

Амвросий, митрополит Босно-Сараевский, родоначальник австрийской старообрядческой иерархии.

1914.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2287. 265 с.


Саплин Захария Тимофеевич (с. Каплино, Старооскольский уезд Курской губернии, 188? – 197?) Священник. Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913).

Родился в крестьянской семье в с. Каплино Старооскольского уезда Курской губернии.

В 1902 г. окончил Курскую духовную семинарию, затем учительские курсы в Харькове, затем стал учителем Каплинской второклассной школы.

25 сентября 1904 г. рукоположен во священника к церкви с. Плотовец Корочанского уезда.

В 1913 г. окончил Императорскую Киевскую Духовную Академию по второму разряду и был определен священником кафедрального собора в Житомире и законоучителем Житомирской женской гимназии.

С 1914 г. был одним из редакторов «Волынских епархиальных ведомостей».

В 1917 и 1918 гг. был председателем епархиальных съездов духовенства и мирян, редактором «Православной Волыни» и членом Волынского епархиального совета. С 24 сентября 1919 г. — священник Покровского храма в с. Каплино. С 1921 г. — благочинный.

В 1922 г. присоединился к обновленцам. Затем священник Захария снял с себя сан в показательной акции на сцене Дома культуры (в бывшем духовном училище, в котором он учился). Этот поступок осудил священномученик Онуфрий (Гагалюк), епископ Старооскольский, на очной ставке с Саплиным. Саплин далее преподавал в Старооскольском педагогическом училище, публиковался в местной газете в рубрике «Атеист».

Скончался в 1970-е годы.

Рукопись кандидатского сочинения:

Православно-христианское богослужение в понимании русской интеллигенции. 1913 г.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2256. 352 с.

Кораблекрушение в вере (Захарий Саплин)

Отец Захарий, возвратившийся в родные края после военно-революционных встрясок, ранее служил на Волыни. У него за плечами была не только Курская семинария, но и Киевская Духовная академия. Впрочем, есть смысл об этом незаурядном человеке рассказать подробнее. Свой след в церковной истории Старого Оскола он, безусловно, оставил, что подтверждается архивными документами и устными воспоминаниями. Правда, след этот, увы, не светлый…

Захарий Тимофеевич Саплин родился в семье крестьянина села Каплино Старооскольского уезда. В 1902 году окончил полный курс наук в Курской духовной семинарии и был командирован на учительские курсы в город Харьков, после чего определен учителем Каплинской второклассной школы Старооскольского уезда. 25 сентября 1904 года рукоположен во священника и назначен в село Плотовец Корочанского уезда. После окончания Киевской Духовной Академии в 1913 году получил звание кандидата богословия. В июне того же года священник Захария Саплин определен в кафедральный собор города Житомир. Преподавал Закон Божий в Житомирской женской гимназии. С мая 1914 года исполнял обязанности второго редактора неофициальной части «Волынских епархиальных ведомостей». В 1917 и 1918 годах был председателем двух епархиальных съездов духовенства и мирян. На первом съезде избран редактором журнала «Православная Волынь», который заменил прежние «Волынские епархиальные ведомости», а на втором – членом Волынского епархиального совета. В статусе редактора «Православной Волыни» Саплин попал даже в современную «Православную энциклопедию». Плотавец. Николаевская. Корочанский уезд

Захарий Тимофеевич имел ряд церковных наград (набедренник, камилавку, наперсный крест). И даже был в январе 1917 года представлен военным начальством за педагогические труды в школе прапорщиков к ордену Св. Анны 3-ей степени. Но «вследствие наступившей революции Штаб Юго-Западного фронта сообщил об отмене орденов».

24 сентября 1919 года священник Захарий Саплин резолюцией преосвященного Феофана был определен в храм села Каплино и вернулся на родину вместе с семьей. Супруга отца Захария тоже родом из Оскольского края. Она была дочерью протоиерея Покровской церкви города Старый Оскол. Ко времени возвращения у Саплиных уже было трое детей: Александр, Галина и Николай.

Выборы нового благочинного и совета благочиния состоялись второго октября 1921 года. Собрали они 33 человека. Председательствовал священник Захария Саплин. На должность благочинного были предложены четыре кандидатуры, в том числе и председатель собрания священник Покровского храма села Каплино Захария Саплин. Он в ходе голосования и получил наибольшее число голосов – 19 из 33 возможных. В новый совет благочиния были избраны отец Вячеслав Переяславский (от священников), отец Иоанн Матушанский (от диаконов) и Денис Иванович Мещеряков (от мирян).

Итоговые документы благочиннического собрания были отправлены в Курск митрополиту Назарию. Резолюция не заставила себя ждать, и новый благочинный приступил к исполнению обязанностей.

К великому сожалению благочинническая деятельность Захария Саплина и его священническое служение закончились бесславно. Уже через год он стал одним из рьяных сторонников обновленческого движения. Оно было инициировано большевиками с провокационной целью – расколоть Церковь и ослабить ее влияние на жизнь людей.

В письме к уполномоченному обновленческого ВЦУ по Курской епархии протоиерею Леониду Иваницкому отец Захария признавался, что «всей душой предан делу обновленчества». Саплин с энтузиазмом повел 1-е Старооскольское благочиние в обновленческий тупик. Однако дополнительную нагрузку – обязанности уполномоченного Курского Епархиального управления по Тимскому уезду - не потянул, мотивируя «отсутствием средств передвижения, от которых главным образом зависит плодотворность этой работы».

Справедливости ради надо заметить, что многие священники и архиереи, включая будущего Патриарха Сергия (Страгородского), попались в хитро расставленные властями сети. Но большинство из соблазнившихся поняли всю пагубность обновленчества и нашли в себе мужество принести покаяние и вернуться в лоно Матери-Церкви. А для иных участие в обновленческой афере стало репетицией отречения от Бога – апостасии. Захлестнутый валом атеистических кампаний, оказался в лагере богоборцев и Захарий Саплин. По воспоминаниям старооскольских старожилов, снял он с себя сан торжественно на сцене местного дома культуры. А в здании советского ДК размещалось некогда Духовное училище, которое новоявленный атеист закончил, вероятно, не последним учеником. Однако главный экзамен в своей жизни Саплин провалил…

В годы набиравшего обороты социализма Захарий Тимофеевич преподавал в Старооскольском педагогическом училище, получал какие-то благодарности от советской власти, сотрудничал с местной газетой. Бывший редактор этого издания вспоминает, как Саплин приходил в редакцию со своими статьями или просто пообщаться. Его здесь уважали за широкую эрудицию, но больше жалели, поскольку чувствовалась в этом человеке какая-то надломленность. В 1960-70-ые годы в этой газете регулярно выходила антирелигиозная страница «Атеист». Ее постоянным автором был и Захарий Тимофеевич. В частности, его перу принадлежит большая критическая статья о главной книге христиан – Библии. Гонорары в газете платили небольшие, но сотрудники редакции из сострадания, доставшегося советским людям в наследство от их верующих предков, старались как-то поддержать своего пожилого внештатного корреспондента. То сахарку отсыпали, то еще чем-нибудь угощали. Знали, что живет он, мягко говоря, небогато.

Умер Саплин в глубокой старости, так и не примирившись с Богом.

Была в его жизни одна встреча, которая стала не только эпизодом его биографии, но и вошла в житие священномученика Онуфрия (Гагалюка). Произошла она в начале 1930-ых годов, когда владыка Онуфрий возглавлял Старооскольскую епархию. Надо заметить, что власти делали все возможное, стараясь осложнить ему управление епархией. Да и вообще, как могли, отравляли его существование. Правящему архиерею было строжайше запрещено посещать приходы своей епархии, а служить ему разрешили лишь в одном храме – Богоявленском соборе. В харьковской ссылке в 1923-1926 годах он ощущал себя гораздо свободнее, чем на свободе в Осколе в 1929-1933 годах. Помимо всего прочего, священномученика Онуфрия то и дело вызывали в местное отделение ГПУ для «дружеских» бесед. Он прекрасно понимал, что любая такая беседа может закончиться новой ссылкой, тюремным заключением или даже расстрелом без суда и следствия, но всегда держался в кабинетах ГПУ спокойно. Не раздражался и, уж тем более, не отвечал злом на злые выходки малообразованных чекистов. Впрочем, в присутствии владыки, они, сами того не желая, выбирали из своего небогатого лексикона более благозвучные слова. Но дело свое продолжали делать – запугивали и искушали.

Однажды священномученику Онуфрию устроили, что называется, очную ставку со снявшим с себя священный сан Захарием Саплиным. «Вот, мол, посмотрите, гражданин Гагалюк, на товарища Саплина. Он отрекся от своих религиозных заблуждений – и жив-здоров. Трудится на благо партии и социалистической родины. Мы и вас призываем последовать его примеру». А владыка обратился к самому Саплину с вопросом: «Иуда Христа за 30 сребреников продал. А ты за сколько?» И когда тот, опустив глаза, молчал, добавил: «Захария, достань из своего сундука иконы и молись».

Жил Саплин неподалеку от ГПУ. Резвый сотрудник быстро сбегал к нему домой, покопался в сундуке и достал иконы, которые бывший священник, никому не говоря, спрятал на дно.

Однако и встреча со святым человеком, которому Господь даровал способность прозревать сокровенное, не пробудила в душе отрекшегося от Христа христианина, пастыря (!), навсегда уснувшее покаяние.

Иерей Владимир Русина, настоятель Покровского храма села Кунье.


Стефан Коломацкий (188? – 19??) Священник. Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913)

Рукопись кандидатского сочинения:

Паисий Лигарид, митрополит Газский, и его участие в делах против раскола старообрядчества. 1913.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2241. 328 с.