На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 20.

Студенты.


Михаил Федорович Свидерский (188? – 19??) Священник. обновленческий митрополит Смоленский Михаил. Окончил Витебскую духовную семинарию. Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913). 1-й разряд. Удостоен степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний.

Родился 28 марта 1883 года. «2 ноября 1903 года его Преосвященством Анастасием была совершена литургия в Могилевской Крестовой церкви. На этом богослужении назначенный на священническое место к Высоковской Духовской церкви студент Витебской духовной семинарии Михаил Свидерский рукоположен в сан диакона». А вскорости исвященника Высоковской церкви. В 1905 году по его рекомендации в сан диакона был рукоположен и назначен служить псаломщиком в местную церковь Васильев Алексей Филиппович, который впоследствии был рукоположен священником и назначен в Новобельскую Успенскую церковь.

         Из "Могилевских епархиальных ведомостей" за 1905 год: "За ревностное и усердное исполнение пастырских обязанностей и за труды по народному образованию священник Высоковской Свято-Духовской церкви Михаил Свидерский  ко дню Святой Пасхи награжден Преосвященнейшим Стефаном набедренником".

         «29 сентября 1913 года в селе Высочанах Оршанского уезда, в местной церкви состоялось прощание с прихожанами бывшего настоятеля этой церкви, кандидата богословия, священника Михаила Свидерского, перемещенного на должность смотрителя Мстиславского духовного училища. Храм был так переполнен молящимися, как это бывает только на торжественной пасхальной заутрени. Кроме простолюдинов, среди молящихся было много интеллигенции местной фабрики и окружающих местностей. После прощального слова пастыря было совершено напутственное молебствие, после чего представитель от прихожан Кофто С.С. поднес отъезжающему настоятелю на молитвенную память и в благословение на новую деятельность от Высочанского прихода серебряно-позолоченную, изящной ажурной работы большую икону Спасителя с подобающею надписью на укрепленной внизу серебряной доске…»

         С 1913 года священником Высочанской Свято-Духовской церкви становится Петр Бекаревич, а отец Михаил служит смотрителем Мстиславского духовного училища. В 1915 году его назначают директором Мстиславского музея древностей, а в 1917 году - директором Мстиславской частной гимназии.

         В 1922 году, после девятилетнего перерыва, Михаил Фадеевич Свидерский возвращается в Высочанскую церковь. Это возвращение не было случайным. В начале 20-х годов православная церковь раскололась на два враждебных лагеря. Первый составляли так называемые «тихоновцы», которые получили название по имени своего лидера патриарха Тихона. Они высказывались против любых реформ в церковной жизни. Им противостояли «обновленцы», которые агитировали за упрощение обрядности и лояльное отношение к советской власти. Михаил Свидерский был признан одним из обновленческих епископов. В его ведении находилась Велижско-Высочанская епархия. На подведомственной ему территории было довольно много церквей, но своей «резиденцией» епископ сделал Высочанский Свято-Духов храм.

         Интересно, что Велижско-Высочанский епископ время от времени увеличивал подведомственную ему территорию за счет соседних «обновленческих» епархий, никак не реагируя на жалобы других епископов. В конце 1924 года под руководство М. Свидерского отошло более 20 приходов Витебской епархии. В 1926 году Михаил Свидерский возведен в сан архиепископа. По отзыву "патриарха" Александра (Введенского), архиепископ, как "тактичный святитель", образцово поставил дело в своей епархии - обновленчество торжествовало на 95-98%.

         В начале 30-годов, перед самым закрытием Высочанской церкви, Михаил Свидерский был вынужден покинуть место службы. Он перебрался в город Великие Луки, где занял должность архиепископа Великолуцкого. С 1934 года отец Михаил - архиепископ Смоленский, правящий Западной митрополией, а в 1935 году возведен в сан митрополита. С декабря 1935 года Свидерский М.Ф. - митрополит Смоленский.

         Арестован 2 февраля 1937 г. 4-м отделом УГБ УНКВД Западной области и приговорен к расстрелу.

         28 сентября 1937 года приговор приведён в исполнение.

Из личного дела

Прошение студента 1-го курса на имя ректора Киевской духовной академии епископа Платона об исключении из академии из-за смерти отца-священника и необходимости содержать семью, о пересылке документов епископу Могилевскому и Мстиславскому Михаилу для получения должности. 10 сентября 1903 г. (л. 7, автограф).

Сообщение Могилевской духовной консистории в Киевскую духовную академию о назначении 11 сентября М. Свидерского священником в с. Высокое Оршанского уезда (л. 8, официальный бланк, писарская рукопись, подписи-автографы).

Свидетельство Киевской духовной академии: сын священника с. Высокое Могилевской губернии, Оршанского уезда, родился 28 марта 1883 г., в 1903 г. окончил Витебскую духовную семинарию и 2 сентября 1903 г. принят в Киевскую духовную академию, 16 сентября 1903 г. уволен по прошению. 30 сентября 1903 г. (л. 10, черновик секретаря). ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 9220.

Родился 28 марта 1883 г. в с. Святиловичи Рогачевского уезда Витебской губернии. Закончил Витебскую духовную семинарию (1897–1903). В 1903 г. вступил в КДА, но 2 октября уволился по причине смерти отца и необходимости содержать семью. 8 ноября 1903 г. был рукоположен во священника с. Высочаны Оршанского уезда Могилевской губернии, преподавал Закон Божий в нескольких школах округи. В 1909–1913 гг. завершил обучение в КДА. С 1913 г. — смотритель Мстиславского духовного училища. С 1915 г. — директор Мстиславского музея древностей. С 1917 г. — директор Мстиславской частной гимназии. С 1921 г. — настоятель Высочанской церкви и уездный миссионер. С 1922–1923 гг. перешел в «Живую Церковь», назначен уполномоченным по Витебской епархии в сане протоиерея. 8 июля 1923 г. хиротонисан во епископа Велижского и Высочанского, викария Витебской епархии. С 1924 г. — самостоятельный епископ Велижский, Невельский и Высочанский. В 1926 г. возведен в сан архиепископа. В 1929 г. — архиепископ Великолуцкий и Невельский. С 1934 г. — архиепископ Смоленский, управляющий Западной митрополией. В 1935 г. возведен в сан митрополита. 2 февраля 1937 г. арестован, а 26 февраля уволен за штат. 17 сентября 1937 г. приговорен к расстрелу, расстрелян 28 сентября 1937 г.

Автор публикаций:

Нравственное учение Евангелия и ветхозаветный Закон. М., 1913;

Вопрос о церковном приходе в Предсоборном Присутствии и в русской литературе XX века. К., 1913.

См.: Горидовец В. К истории обновленческого раскола в Витебске // Вестник церковной истории. 2007. № 3 (7). С. 159–161; Заерко А. Л. Поруганное православие, 1917–1939: история Белорусской Церкви. В двух книгах. Смоленск, 2013; Кузьміна С. Л. Михаїл

(Свідерський Михайло Тадейович) // Київська духовна академія в іменах: 1819–1924. Енциклопедія: в 2 т. Т. 1: А — К. К., 2015. С. 213–215.


Иван Петрович Дешин (Московская губ., Боровский уезд, с. Рябушки, 7 мая 1887 – Московская обл., Бутовский полигон, 19 ноября 1937) Священник. Новомученик. Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913). Удостоен степени кандидата богословия с причислением ко второму разряду.

Из купеческой семьи. Кроме Ивана в семье была дочь Мария и сын Николай (в последствии принял монашество в весьма зрелом возрасте и был в Боровском Пафнутьевом монастыре. 

Священник церкви дер. Серединское. Проживал: Московская обл., Боровский р-н, дер. Серединское. Арестован 30 октября 1937 г. Приговорен: тройкой при УНКВД по Московской обл. 17 ноября 1937 г., обв.: контрреволюционной деятельности, антисоветской агитации. Расстрелян 19 ноября 1937 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован в мае 1989 г.

Рукопись кандидатского сочинения:

Взгляд профессора Н. Ф. Каптерева на происхождение раскола старообрядчества (изложение и критический разбор). 1913.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2234. 254 с.


Владимир Затовский

Александр Александрович Ефремов (188? – 19??) Окончил Холмскую духовную семинарию. Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913). Удостоен звания действительного студента, с предоставлением права на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного, переделанного из прежнего неудовлетворительного, сочинения.


Виктор Юденич (188? – 19??) Выпускник Императорской Киевской Духовной Академии (1913). 1-й разряд. Удостоен степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Оставлен профессорским стипендиатом при кафедре русской гражданской истории.

Из личного дела

Отчет о научных занятиях по русской гражданской истории в 1913–1914 академическом году профессорского стипендиата В. Юденича: обзор 23-х томов «Полного собрания русских летописей», специальное рассмотрение «Повести временных лет», обзор исследований по летописанию 91-я часть), обзор многотомного труд С. М. Соловьева (2-я часть); краткий обзор трудов о Петре I (3-я часть). Резолюция ректора Киевской духовной академии епископа Иннокентия: «31 мая 1914 г. доценту С. И. Четверикову для отзыва».

ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10310. Л. 1–88 (175 с.), машинопись.

Рукопись кандидатского сочинения:

Феофан Прокопович как сподвижник Петр Великого. 1913 г.

ИР НБУВ. Ф. 304. Д. 2266. 628 с.