На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 3.

Руководство.


Флавiанъ Митрополитъ Кiевскiй (въ мiру Николай Николаевичъ Городецкiй; 26 iюля 1840, Орелъ — 4 (17) ноября 1915, Кiевъ) — епископъ Русской православной церкви, митрополитъ Кiевскiй и Галицкiй. Духовный писатель.

Родился 26 iюля 1840 года въ Орлѣ въ дворянской семьѣ. На четвертомъ году отъ рождения онъ лишился отца, а на десятомъ — матери.

Домашнее воспитанiе получилъ въ домѣ тетки. Среднее образованiе — въ Орловской гимназiи, куда поступилъ прямо въ четвертый классъ въ 1853 году.

По окончанiи гимназiи зачисленъ на юридическiй факультетъ Московскаго университета (1857). Въ 1861 году на 4-мъ курсѣ (возможно, вслѣдствiе студенческихъ волненiй оставилъ учебу и, пройдя 90 верстъ изъ Москвы, поступилъ послушникомъ въ Николо-Пешношском монастырѣ, затѣмъ, съ декабря 1863 года, — въ московскомъ Симоновѣ монастырѣ. Въ февралѣ 1866 года поступилъ секретаремъ къ архимандриту Гурiю, назначенному настоятелемъ русской посольской церкви въ Римѣ, былъ постриженъ въ монашество и рукоположенъ во iеродьякона. Вслѣдствiе разрыва отношенiй русскаго правительства съ папскимъ дворомъ (1867) переведенъ въ Казань, гдѣ рукоположенъ въ iеромонахи Спасо-Преображенскаго монастыря. Перемещенъ (15.2.1868) по собственному желанiю въ Симферополь въ число братiи Таврическаго архiерейскаго дома. Исполнялъ обязанности (1871) инспектора классовъ и законоучителя Таврическаго епархiальнаго женскаго училища. Определенъ настоятелемъ Бахчисарайскаго Успенскаго скита (16.04.1873).

6 июня 1873 года назначенъ членомъ Пекинской миссiи. Изучивъ китайскiй языкъ, Флавiанъ перевелъ на него «Объясненiе православнаго богослуженiя», имъ самимъ составленное, «Указание пути въ Царство Небесное» митрополита Московскаго Иннокентiя, «Краткое изложенiе Христианской Вѣры» протоiерея Николая Волобуева и др. 2 января 1879 года былъ назначенъ начальникомъ Пекинской духовной миссiи и возведенъ въ санъ архимандрита.

Въ 1884 году по возвращенiи въ Россiю былъ зачисленъ въ число братiи Александро-Невской Лавры.

2 февраля 1885 года хиротонисанъ во епископа Аксайскаго, викарiя Донской епархiи.

29 iюня того же года перемещенъ на каѳедру епископа Люблинскаго, викарiя Холмско-Варшавской епархiи.

Съ 14 декабря 1891 года — епископ Холмскiй и Варшавскiй. Здѣсь онъ велъ борьбу съ воинствующимъ католицизмомъ, высоко держа знамя Православiя.

15 мая 1892 года возведенъ въ санъ архiепископа.

Съ 1892 по 1894 год присутствовалъ въ Святѣйшемъ Синодѣ.

Съ 21 февраля 1898 года — архiепископъ Карталинскiй и Кахетинскiй, экзархъ Грузiи.

Съ 10 ноября 1901 года — архiепископъ Харьковскiй и Ахтырскiй.

Съ 8 декабря 1902 года — почетный членъ Кiевской Духовной Академiи.

Съ 1 февраля 1903 года — митрополитъ Кiевскiй и Галицкiй и священно-архимандритъ Кiево-Печерской Успенской Лавры.

29 августа 1911 года награжденъ правомъ предношенiя креста за богослуженiемъ.

Скончался 4 ноября 1915 года отъ астмы въ Кiево-Печерской Лаврѣ.

Сочиненiя:

   Рѣчь при встречѣ его въ Кiево-Софiйскомъ каѳедральномъ соборѣ, 25 февраля 1903 года. «ТКДА» 1903, март, с. 1.

   Рѣчь въ Кiево-Печерской Лаврѣ 25 февраля 1907 г. «ТКДА» 1903, мартъ, с. 5.

   «Посланiе пастырямъ Кiевской епархiи». «ТКДА» 1905, октябрь, с. 133.

   «Рѣчи при вступленiи царей въ Кiево-Софiйскiй соборъ 29 августа 1911 года». "Приб. к «ЦВ» 1911, № 38, с. 1557.

   «Слово духовенству Кiевской епархiи». "Приб. к «ЦВ» 1914, № 33, с. 1447.

   «Рѣчь, сказанная при врученiи жезла новохиротонисанному епископу Каневскому Василiю, первому викарiю Кiевской епархiи 6 августа 1914 года». "Приб. к «ЦВ» 1914, № 34, с. 1499. «ТКДА» 1914, сентябрь-октябрь, с. 1.

   «Объяснение православного богослужения». Материалы для китайскаго словаря.

   Переводы на китайскiй языкъ:

   «Указанiя пути въ Царство Небесное». Преосвящ. Иннокентiя.

   «Краткое изложенiе Христiанской Вѣры». Составлено прот. Н. Волубовымъ.


Епископъ Иннокентiй (въ мiру Илья Ивановичъ Ястребовъ; 1867, Астраханская губернiя — 1928, Москва) — епископъ Православной россiйской церкви, архiепископъ Астраханскiй.

Родился 16 iюля 1867 года въ семьѣ дiакона въ селѣ Владимiровка Енотаевскаго уѣзда Астраханской губернiи. Въ 1882 году окончилъ Астраханское духовное училище, въ 1888 году — Астраханскую духовную семинарiю, затѣмъ, въ 1892 году — Казанскую Духовную Академiю со степенью кандидата богословiя. Его духовнымъ наставникомъ во время учебы былъ схiархимандритъ Гаврiилъ (Зыряновъ) (причисленный позже къ лику святыхъ). Въ 1892—1893 годах — профессорскiй стипендiатъ по каѳедрѣ калмыцкаго языка. Магистръ богословiя (1898, тема диссертацiи: «Миссионеръ Высокопреосвященнѣйшiй Владимiръ, архiепископъ Казанскiй и Свiяжскiй: Изслѣдованiе по исторiи развитiя миссiонерства въ Россiи»).

Съ 1893 года — исполняющiй должность доцента, съ 1898 года доцентъ по каѳедрѣ калмыцкаго языка Казанской Духовной Академiи. Одновременно преподаватель монгольскаго языка, исторiи и обличенiя буддизма на Казанскихъ миссiонерскихъ курсахъ.

Нѣсколько разъ выѣзжалъ въ командировки для изученiя языка, быта и религiозных вѣрованiй калмыцкаго народа въ калмыцкiе улусы Астраханской губернiи, также направлялся въ Сибирь для изученiя миссiонерскаго дѣла и языка сибирскихъ монголовъ. Совмѣстно съ ученымъ-калмыкомъ Михаиломъ Бадмаевымъ составилъ букварь для калмыцкихъ улусныхъ школъ и первоначальный учебникъ русскаго языка для калмыковъ. Занимался переводомъ книгъ Священнаго Писанiя на калмыцкiй языкъ.

7 iюня 1902 года былъ постриженъ въ монашество, приписанъ къ казанскому Спасо-Преображенскому миссiонерскому монастырю, съ 8 iюня 1902 года рукоположенъ въ санъ iеродиакона, съ 9 iюня — въ санъ iеромонаха, съ 1905 — архимандритъ.

Съ 29 iюня 1906 года — епископъ Каневскiй, третiй (съ 1910 года второй, съ 1911 года первый) викарiй Кiевской епархiи. Дѣйствительный членъ Императорскаго православнаго палестинскаго общества, председатель Кiевскаго отдѣла Союза русскаго народа.

Съ 6 октября 1910 года — ректоръ Кiевской Духовной Академiи и управляющiй на правахъ настоятеля Кiево-Братскимъ Благовещенскимъ монастыремъ.

С 11 iюля 1914 года — епископъ Полоцкiй и Витебскiй, председатель Витебского отдѣла Императорского православного палестинского общества, почетный членъ Казанской и Московской Духовныхъ Академiй.

10 января 1915 года уволенъ отъ управления епархией и назначенъ постоянно присутствующимъ въ Святѣйшемъ Синодѣ.

Съ 14 января 1915 года — председатель Миссiонерскаго совѣта при Святѣйшемъ Синодѣ и управляющiй на правахъ настоятеля Ставропигiальнымъ Московскимъ Донскимъ монастыремъ.

Въ ноябрѣ 1915 года участвовалъ въ Петроградскомъ совѣщанiи монархистовъ.

Награжденъ орденами Святого Станислава 3-й степени (1900), Святого Владимiра 3-й (1907) и 2-й (1913) степеней, Святой Анны 1-й степени (1910).

Въ 1917 году делегатъ Всероссiйскаго съѣзда ученаго монашества.

Въ 1918 году членъ Поместнаго собора Православной россiйской церкви по должности, участвовалъ въ 3-й сессiи.

Съ сентября 1917 года по 19 марта 1918 год — снова епископъ Полоцкiй и Витебскiй.

Съ сентября 1918 до 1922 года — вновь управлялъ этой же епархiей, открылъ около 30 приходовъ.

Въ 1920 году возведенъ въ санъ архiепископа.

Въ iюнѣ 1922 былъ арестованъ Полоцкимъ губернскимъ революцiоннымъ трибуналомъ по дѣлу о сопротивленiи изъятiю церковныхъ цѣнностей. Тяжело заболѣлъ тифомъ, бредилъ, былъ принятъ властями за сумасшедшаго. Содержался въ психiатрической больницѣ, затѣмъ въ калининской тюрьмѣ. Изъ Тверской тюрьмы владыка былъ освобожденъ, получивъ «минусъ шесть», то есть могъ жить на свободѣ, исключая шесть крупныхъ городовъ. Поскольку въ это время у владыки было сердечное заболѣванiе, то онъ получилъ назначенiе правящимъ архiереемъ въ Кисловодскъ.

Въ 1923 высланъ въ Москву безъ права выѣзда, жилъ въ Москвѣ до 1925 года.

12 апрѣля 1925 года подписалъ актъ о передачѣ высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

Съ 1926 года — архiепископъ Ставропольскiй.

Въ iюнѣ 1927 года назначенъ архiепископомъ Астраханскимъ, однако не получилъ разрѣшенiя на приѣздъ въ Астрахань и оставался жить въ Ставрополѣ.

Лишенный возможности лично окормлять свою паству, управлялъ Астраханской епархiей черезъ своего викарiя, епископа Енотаевскаго Стефана (Гнѣдовскаго).

Въ декабрѣ 1927 года Замѣститель Патриаршаго местоблюстителя митрополитъ Сергiй (Страгородскiй) добился разрѣшенiя больному владыкѣ Иннокентiю приѣхать въ Москву для лѣченiя. Былъ помещенъ въ клинику Перваго московскаго медицинскаго института, гдѣ и скончался 4 iюня 1928 года.

Отпѣвалъ его митрополитъ Сергiй (Страгородскiй) съ соборомъ iерарховъ въ Донскомъ монастырѣ. Погребенъ около Духовского храма на Даниловскомъ кладбищѣ Москвы.

Сочиненiя:

   Архимандритъ Макарiй — основатель Алтайской духовной миссiи. — СПб., 1892.

   Краткiя свѣденiя о жизнедѣятельности архимадрита Макарiя, основателя Алтайской миссiи. — Бiйскъ, 1893.

   Вопросъ объ устройствѣ и организацiи образовательныхъ учрежденiй для приготовленiя православныхъ благовѣстниковъ (миссiонеровъ). — М., 1895 (2-е изд.).

   Туземныя учебныя завѣденiя въ Туркестанскомъ краѣ // Православный благовѣстникъ. — 1897. — С. 250—257

   Миссiонеръ Высокопреосвященнѣйшiй Владимiръ, архiепископъ Казанскiй и Свiяжскiй: Изслѣдованiе по исторiи развитiя миссiонерства въ Россiи. — Казань, 1898.

   Процессъ усвоенiя христiанства алтайскими инородцами. // Православный собесѣдникъ. — 1899, апрѣль.

   Слово въ день святаго Иннокентiя, перваго Иркутскаго епископа и чудотворца. — Казань, 1899.

   О миссiонерской приспособляемости. — Казань, 1899.

   О миссiонерскомъ воодушевленiи. — Казань, 1900.

   Рѣчь при освященiи новаго зданiя Кiевской городской публичной библiотеки 19 ноября 1911 года // Труды Кiевской Духовной Академiи. — 1911, декабрь.

   Небесный врачъ и просвѣтитель на Алтаѣ и его окрестностяхъ. — Томскъ, 1912.

   Рѣчь, произнесенная при отпеванiи архiепископа Херсонскаго и Одесскаго Димитрiя. — Кiевъ, 1913.


Дмитрiй Ивановичъ Богдашевскiй (впослѣдствiи Архиепископъ Василiй)

Родился 19 (31) октября 1861 года въ семьѣ православнаго священника Волынской епархiи, въ селѣ Завидовѣ (нынѣ Владимiръ-Волынскiй районъ, Волынская область). Первоначальное образованiе получилъ дома, подъ руководствомъ отца.

Въ 1876 году окончилъ Мелецкое духовное училище. Въ 1882 году окончилъ Волынскую духовную семинарiю первымъ въ выпускѣ.

Въ 1886 году окончилъ Кiевскую Духовную Академiю со степенью кандидата богословiя и оставленъ при Академiи для приготовленiя къ профессорскому званiю.

Въ 1887—1890 годах — исполняющiй должность доцента каѳедры Кiевской Духовной Академiи по каѳедрѣ исторiи древней и новой философiи.

Въ 1890 году удостоенъ званiя магистра богословiя за сочиненiе: «Лжеученiя, обличаемыя въ первомъ посланiи святаго апостола Iоанна». Въ томъ же году защитилъ диссертацiю «Посланiе святаго апостола Павла къ Ефесянамъ. Исагогико-экзегетическое изслѣдованiе» на соисканiе ученой степени доктора богословiя.

Въ 1890—1897 гг. — доцентъ по каѳедрѣ исторiи древней и новой философiи; въ 1897—1902 гг. — доцентъ по каѳедрѣ Священнаго Писанiя Новаго Завѣта; въ 1902—1905 гг. — экстраординарный профессоръ по этой же каѳедрѣ; въ 1905—1907 гг. — сверхштатный ординарный профессоръ по первой каѳедрѣ Священнаго Писанiя Новаго Завѣта; въ 1907—1912гг. — штатный ординарный профессоръ по той же каѳедрѣ.

Съ 1909 года — инспекторъ Кiевской Духовной Академiи. Съ 1910 года, одновременно, главный редакторъ «Трудовъ Кiевской Духовной Академiи». Писалъ статьи для Православной богословской энциклопедiи (въ 4—8 и 11 томахъ).Въ 1909 году овдовѣлъ, послѣ чего принялъ рѣшенiе стать священнослужителемъ. Въ 1910 году онъ былъ рукоположенъ во дiакона, затѣмъ — во iерея. Въ томъ же году во вниманiе къ церковно-научнымъ заслугамъ возведенъ въ санъ протоiерея.

Въ 1912 году въ связи съ 25-лѣтiемъ научной дѣятельности удостоенъ званiя заслуженнаго ординарнаго профессора Кiевской Духовной Академiи.

24 сентября 1913 года въ Антонiевой пещерѣ Кiево-Печерской Лавры митрополитомъ Кiевскимъ и Галицкимъ Флавианомъ (Городецкимъ) постриженъ въ монашество съ именемъ Василiй. Въ том же году возведенъ въ санъ архимандрита.

29 iюля 1914 года назначенъ ректоромъ Кiевской Духовной Академiи и настоятелемъ Кiевскаго Братскаго Богоявленскаго монастыря, въ которомъ размѣщалась Академiя. Состоялъ членомъ Комиссiи по научному изданiю славянской Библiи.

6 августа 1914 года въ Софiйскомъ соборѣ Киева былъ хиротонисанъ во епископа Каневскаго, второго викарiя Кiевской епархiи.

Почетный членъ Московской Духовной Академiи (1914), Петроградской Духовной Академiи (1915), Казанской Духовной Академiи (1915).

Послѣ Февральской революцiи 1917 года отъ лица профессоровъ и преподавателей КДА направилъ на имя главы Временнаго правительства князя Г. Е. Львова поздравительную телеграмму, отъ себя лично — привѣтствiе новому оберъ-прокурору Синода В. Н. Львову.

Въ 1918 году былъ тяжело болѣнъ изъ-за систематическаго недоѣданiя и проживанiя въ неотапливаемыхъ помѣщенiяхъ, но оставался на посту ректора. Руководилъ дѣятельностью Академiи и послѣ того, какъ у нея были изъяты учебныя помѣщенiя — занятiя проводились на дому у профессоровъ. Выступалъ противъ автокефалистского движенiя въ украинскомъ православiи, но, въ то же время, былъ сторонникомъ опредѣленныхъ шаговъ навстрѣчу сторонникамъ «украинизацiи» церкви, не нарушавшихъ каноническихъ нормъ (такъ, въ 1920 присутствовалъ на богослуженiи, проводившемся на украинскомъ языкѣ). Съ 1918 года — председатель Переводческаго комитета при Кiевской митрополiи, задачей котораго была работа надъ переводомъ Священнаго Писанiя и богослужебныхъ текстовъ на украинскiй языкъ.

Въ 1921 году подписалъ обращенiе православнаго епископата Украины къ вѣрующимъ съ призывомъ не признавать рѣшенiй «Украинскаго церковнаго собора Кiевщины», провозгласившаго автокефалiю украинской церкви. Въ 1923 году былъ арестованъ, отправленъ въ Москву, гдѣ содержался въ Бутырской тюрьмѣ. Въ 1923—1924 годахъ находился въ ссылкѣ въ селѣ Ижма въ Зырянскомъ краѣ.

Въ 1924 году вернулся въ Киевъ и былъ назначенъ епископомъ Прилуцкимъ.

Въ 1925 года возведенъ въ санъ архиепископа и награжденъ правомъ ношенiя креста на клобукѣ.

Въ концѣ 1925 - началѣ 1926 года вновь назначенъ архiепископомъ Каневскимъ, первымъ викарiемъ Кiевской епархiи.

12 марта 1926 года вмѣстѣ съ другими украинскими архiереями выступилъ противъ григорiанскаго раскола, подписавъ обращенiе къ Замѣстителю Патриаршаго Мѣстоблюстителя митрополиту Сергiю (Страгородскому) съ осужденiемъ организаторовъ раскола.

Скончался 25 февраля 1933 года въ Кiевѣ. Нѣкоторые источники указываютъ, что причиной его смерти стало сильное истощенiе, вслѣдствiе голода. Былъ похороненъ на кладбищѣ Аскольдова могила, вблизи Никольскаго мужского монастыря, позднѣе уничтоженномъ вмѣстѣ съ обителью въ 1937 году.

Перезахороненъ на Лукьяновскомъ кладбищѣ, гдѣ и въ настоящее время находится его могила, вблизи храма вмч. Екатерины.

Въ биографiи владыки Василiя, содержавшейся въ трудѣ митрополита Мануила (Лемешевскаго), дается такая его характеристика:

"По личнымъ качествамъ онъ былъ кроткiй и всѣмъ доступный, глубоко вѣрующiй. Въ дни «лихолѣтiя» въ Кiевѣ был столпомъ Православiя, своими убѣдительными и всѣмъ доступными проповѣдями ограждалъ Св. Церковь отъ «волковъ во овечьей шкурѣ» — обновленцевъ, липковцевъ и прочихъ раскольниковъ".

3 апрѣля 2019 года Священнымъ Синодомъ Украинской Православной Церкви былъ прославленъ въ ликѣ мѣстночтимыхъ святыхъ Кiевской епархiи какъ священномученикъ. Также рѣшенiемъ Синода былъ внесенъ въ списокъ Собора святыхъ Кiевской Духовной Академiи.