На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 4.


Епископъ Ѳеодосiй (въ мiру Петръ Наркисовичъ Олтаржевскiй) (1 (13) декабря 1867, Уманский уѣздъ, Кiевская губернiя — 26 iюля 1914, Ессентуки) — епископъ Русской православной церкви, епископъ Оренбургскiй и Тургайскiй. Духовный писатель.

Первоначальное образованiе получилъ въ Уманскомъ духовномъ училищѣ и Кiевской духовной семинарiи.

Въ 1888 году поступилъ въ Киевскую Духовную Академию. На третьемъ курсѣ заболѣлъ и оставленъ былъ на второй годъ. Въ академической средѣ онъ отличался простотой и добротой. Окончилъ Академiю въ 1893 году со степенью кандидата богословiя.

16 августа 1893 года онъ был опредѣленъ учителемъ въ Уманское духовное училище.

Въ 1895 году, учитывая свою непригодность къ семейной жизни, онъ принимаетъ монашество въ Кiево-Печерской Лаврѣ съ именемъ Ѳеодосiй и 14 сентября рукоположенъ во iеромонаха.

5 декабря того же года онъ назначается смотрителемъ Кiево-Подольскаго духовнаго училища.

Въ 1898 году — инспекторъ Кiевской духовной семинарiи.

Съ 7 января 1899 года — ректоръ Волынской духовной семинарiи въ санѣ архимандрита.

Въ 1900 году удостоенъ степени магистра богословiя за сочиненiе: «Палестинское монашество в IV—VI вѣкахъ».

Съ 1901 года — ректоръ Кiвской духовной семинарiи.

30 ноября 1903 года хиротонисанъ во епископа Елизаветградскаго, викарiя Херсонской епархiи съ назначенiемъ мѣстожительства въ Успенскомъ монастырѣ, на Большой Фонтанѣ, близъ Одессы. Здѣсь онъ проявилъ широкую духовно-просвѣтительную дѣятельность путемъ церковной проповѣди и религiозно-нравственныхъ чтенiй и собесѣдованiй. Отличался бодростью духа и трудоспособностью.

Съ 18 iюля 1905 года назначенъ епископомъ Чистопольскимъ, викарiемъ Казанской епархiи.

Ввиду болѣзни, онъ просилъ Св. Синодъ отмѣнить его назначенiе. Св. Синодъ счелъ нужнымъ наказать его за упорство и уволить не только отъ перемѣщенiя въ Казань, но и вообще отъ епархiальной службы. Онъ былъ отправленъ на покой въ Григорьево-Бизюковъ монастырь Херсонской епархiи. На покоѣ онъ пробылъ три мѣсяца.

Съ 16 декабря 1905 года назначенъ епископомъ Прилукскимъ, викарiемъ Полтавской епархiи.

19 декабря 1907 года былъ избранъ Совѣтомъ Академiи на должность ректора Кiевской Духовной Академiи, а 3 января 1908 года утвержденъ въ этой должности Св. Синодомъ съ наименованiем епископъ Уманскiй, второй викарiй Кiевской епархiи.

Какъ избранный сослуживцами, онъ считалъ себя не столько начальникомъ Академии, сколько старшимъ по положению, сотоварищемъ профессоровъ Академии.

Для чтенiя лекцiй студентамъ Академiи онъ избралъ Каноническое право, какъ науку, наиболѣе всего нужную для урегулированiя церковно-общественныхъ отношенiй въ ту переходную эпоху.

Съ 13 августа 1910 года былъ назначенъ епископомъ Оренбургскимъ и Тургайскимъ.

Въ этомъ же году почетный членъ Кiевской Духовной Академiи.

Ввиду болѣзни ногъ (ревматизмъ) онъ поселился на лечѣнiе въ Ессентуки, гдѣ скоропостижно скончался 26 iюля 1914 года, во время лечѣнiя. Тѣло было доставлено въ Оренбургъ, гдѣ и было погребено у алтаря домовой церкви архiерейскаго дома.

Труды:

   "Палестинское монашество в IV-VI вѣкахъ". Магистерская диссертацiя. 1900 г. "Приб. к "ЦВ" 1906, № 1, с. 29.

   "Церковь и семья въ ихъ взаимныхъ отношенiяхъ". Полтава, 1907.

   "Слово предъ Плащаницей въ святой Пятокъ". (Величiе невинныхъ страданiй). "ТКДА", 1908, май, с. 1.

   "Рѣчь предъ отпѣванiемъ почившаго епископа Сильвестра". "ТКДА" 1909, январь, с. 153.

   "Слово въ день погребенiя Высокопр. Ѳеогноста, митр. Кiевскаго и Галицкаго". "ТКДА" 1903, мартъ, с. 354.


Владимiръ Зеноновичъ Завитневичъ (2 апрѣля 1853, село Литвяны, Минскiй уѣздъ и губернiя, нынѣ Узденскiй сельсовѣтъ Узденскаго района Минской области, Бѣлоруссiя — 18 февраля 1927, Кiевъ) — россiйский историкъ, археологъ, магистръ богословiя, докторъ церковной исторiи, профессоръ.

Родился въ семьѣ священника, потомственнаго дворянина съ 1894 года.

Окончилъ Минское духовное училище въ 1870 году, Минскую духовную семинарiю въ 1875 году, Санктъ-Петербургскую Духовную Академiю со степенью кандидата богословия въ 1879 году.

Съ 1879 года преподаватель ариѳметики и географiи въ Варшавскомъ духовномъ училищѣ и русской литературы въ реальном училищѣ Панкевича. Въ варшавскихъ архивахъ обнаружилъ документы о неоднозначной роли Церкви и религiи въ формированiи государства, изслѣдовалъ политическiя событiя, предшествовавшiя заключенiю Брестской унiи. Съ 1883 года магистръ богословiя.

Съ 1884 года доцентъ по каѳедрѣ русской гражданской исторiи Кiевской Духовной Академiи (КДА), членъ совѣта и секретарь Общества Нестора летописца, членъ (1885) и помощникъ секретаря (1888–1908) Церковно-археологическаго общества при КДА, организаторъ многочисленныхъ археологическихъ экспедицiй и раскопокъ (1885–1893), преподаватель, затѣмъ профессоръ исторiи въ Кiевскомъ институтѣ благородныхъ дѣвицъ (1890–1914), участникъ Археологическихъ съѣздовъ (1893–1908), членъ обществъ: Исторiи и древностей россiйскихъ при Московскомъ Университетѣ, Московскаго археологическаго (1890), Славянскаго благотворительнаго, Военно-историческаго, Охраны памятниковъ старины въ Кiевѣ (председатель въ 1917–1919 гг.), Религiиозно-просвѣтительнаго, Распространенiя образованiя въ народѣ, Голубинаго спорта, Любителей природы (всѣ въ Кiевѣ).

Въ 1885-1893 годахъ организаторъ многочисленныхъ археологическихъ экспедицiй и раскопокъ, въ т. ч. славянскихъ памятниковъ въ бассейнахъ рѣкъ Припять, Днѣпръ, Нѣманъ, Сула, Березина, около 700 кургановъ на 82 курганныхъ могильникахъ и городищѣ дреговичей. Опредѣлилъ границы разселенiя дреговичей. Всѣ археологическия находки жертвовалъ музеямъ, въ первую очередь, Церковно-историческому и археологическому при КДА.

Экстраординарный (1899), ординарный (1904), заслуженный (1909) и сверхштатный (1910) профессоръ КДА, членъ Совѣта (1901) и инспекторъ (1907–1908) КДА, статск

iий совѣтникъ (1901), докторъ церковной истории (1902), дважды лауреатъ Макариевской премии, издатель газеты «Голосъ Русской земли» (1905), членъ Предсоборнаго присутствiя и Комиссiи для разбора древнихъ актовъ при кiевскомъ генералъ-губернаторѣ, учредитель Кiевскихъ женскихъ литературно-историческихъ общеобразовательныхъ курсовъ (1906), товарищъ председателя секцiи птицеводства и голубеводства Кiевскаго общества любителей природы, 1-й замѣститель председателя Русскаго общества голубинаго спорта (1907), одинъ изъ учредителей (1908) и членъ Совѣта Кiевскѣго религiозно-философскаго общества, дѣйствительный статскiй совѣтникъ, преподаватель русской исторiи на Вечернихъ высшихъ женскихъ курсахъ А. В. Жекулиной (1910), почетный членъ КДА, вышелъ изъ штата КДА послѣ конфликта съ епископомъ Антонiемъ (Храповицкимъ), но продолжилъ читать лекцiи безвозмездно (1912), членъ редакцiй журналовъ «Христiанская мысль» и «Церковно-общественная мысль» (1916–1917), работалъ въ I, II, III и VIII отдѣлахъ Предсоборнѣго совѣта, возобновленъ въ штатѣ КДА (1917).

Въ 1917 году членъ Помѣстнаго Собора Православной Россiйской Церкви, участвовалъ въ 1-й сессiи, членъ I, II, III, VI, XII отдѣловъ.

Въ 1918 г. членъ Ученаго комитета при Министерствѣ исповѣданiй Украинской Державы, председатель научной комиссiи по выработкѣ программъ изученiя исторiи Украинской Церкви, преподаватель на курсах бѣлоруссистики для членовъ Бѣлорусской военной организацiи въ Кiевѣ. Съ 1919 г. внештатный сотрудникъ Всеукраинской АН.

Авторъ болѣе 100 печатныхъ работъ. Считалъ, что «основной стихiей церковной жизни является свобода», соответственно, возстановленiе соборности не можетъ быть осуществлено безъ обрѣтенiя еще одного важнаго основанiя церковной жизни — личности, которая должна быть признана Церковью «безъ ея относительнаго достоинства».

Какъ ученый дѣятель получалъ премiи и ученыя командировки; какъ чиновникъ получалъ за выслугу лѣтъ чины и ордена — по преимуществу отъ Вѣдомства Императрицы Марiи. По исполненiи 25-лѣтiя службы въ Кiевской Духовной Академiи, по Уставу, избранъ заслуженнымъ профессоромъ.

Скончался послѣ инсульта, похороненъ на Щекавицкомъ кладбищѣ въ Киевѣ (не сохранилось).

Награды:

Былъ награжденъ орденами Св. Станислава 3-й степени (1888) и Св. Анны 3-й степени (1892).


Николай Михайловичъ Дроздовъ (1849, село Кузьминское, Рязанская губернiя — 10 января 1919, Кiевъ?) — православный богословъ, библеистъ и духовный писатель, воспитанникъ Кiевской Духовной Академiи, въ которой съ 1883 года состоялъ профессоромъ каѳедры латинскаго языка и его словесности. Главные его труды: «Историческiй характеръ Книги Iудифь» (Кiевъ, 1876, магистерская диссертацiя); «О происхожденiи Книги Товита» (Киевъ, 1901, докторская диссертация); «Прототипъ академий» (Киев, 1903). Перевелъ для изданiя Кiевской Духовной Академiи с латинскаго сочиненiя блаженнаго Августина, блаженнаго Iеронима, «7 книгъ противъ язычниковъ» Арнобiя и др.

Николай Михайловичъ Дроздовъ родился въ 1849 году въ селѣ Кузьминское Кузьминской волости Рязанскаго уѣзда Рязанской губернiи (нынѣ — Рыбновскаго района Рязанской области) и былъ единственнымъ сыномъ въ семьѣ священника Михаила Андреевича Дроздова (Михаилъ Дроздовъ съ 1846 года въ теченiѣ болѣе 50 лѣтъ служилъ въ Ильинской церкви села, дочь М.Дроздова Марiя была воспрiемницей при крещенiи сестры Ивана Игнатьевича Лукашина, уроженца села Кузьминское, депутата Государственной Думы Россiйской Имперiи).

Николай Михайловичъ обучался въ Рязанской духовной семинарiи (1872), затѣмъ, въ 1876 году окончилъ Кiевскую Духовную Академiю, получивъ степень кандидата богословiя, и былъ утвержденъ въ званiи магистра и опредѣленъ доцентомъ Кiевской Духовной Академiи по каѳедрѣ латинскаго языка. Съ 1883 года являлся экстраординарнымъ профессоромъ, с 1901 (по другимъ даннымъ, съ 1910 года) — заслуженнымъ экстраординарнымъ профессоромъ Академiи. Послѣ защиты въ 1902 году докторской диссертацiи «О происхожденiи книги Товита» (Кiевъ, 1901) утвержденъ въ степени доктора богословiя.

Въ своей магистерской диссертацiи «Историческiй характеръ книги Iудифь» ((Труды КДА, 1876, № 4, 5) Николай Михайловичъ приходитъ къ выводамъ, что историческимъ основанiемъ написанiя книги были событiя времени царствованiя Антiоха III Великаго (223—187 до н. э.), однако «авторомъ были допущены… аллегорическiе прiемы, измѣненiе собственныхъ именъ и тому подобныя отступленiя отъ дѣйствительности» (с.147-148). Позицiю Дроздова въ этомъ сочиненiи можно охарактеризовать какъ умѣренно критическую. Авторъ стремился избѣжать двухъ крайностей, которыя обычно проявлялись въ сужденiяхъ о Книгѣ Iудифи: либо считали ее цѣликомъ достовѣрной, либо полностью отрицали въ ней историческое ядро. По опредѣленiю Дроздова, Книга Iудифи — «не чисто историческое и не чисто поэтическое произведенiе». Въ ней «главныя черты заимствованы изъ дѣйствительной жизни, но при изложенiи историческаго матерiала допущены съ особой цѣлью аллегорическiе прiемы, измѣненiя собственныхъ именъ и тому подобныя отступленiя отъ дѣйствительности». Археологическия открытия болѣе поздняго времени подтвердили эту точку зрѣнiя.

Основнымъ трудомъ Дроздова стала его докторская диссертацiя «О происхожденiи Книги Товита» (Кiевъ, 1901), которая сначала печаталась отдѣльными главами въ Трудахъ КДА (1884, № 6; 1900, № 9; 1901, № 1, 2). Авторъ поднялъ огромный сравнительный матерiалъ (памятники, характеризующiе ученiе зороастризма, сказанiе объ Ахикарѣ и др.), провелъ текстуальный анализъ Книги Товита по древнимъ рукописямъ, систематизировалъ свидѣтельства объ этой книгѣ древнихъ толкователей и изследователей новаго времени. Докторская диссертацiя Н. М. Дроздова представляетъ собой единственное въ русской библеистикѣ фундаментальное изслѣдованiе Книги Товита. Работа состоитъ изъ 2 частей: въ первой Дроздовъ разсмотрелъ всѣ сохранившiеся источники, во второй доказалъ историческiй характеръ книги. Въ результатѣ текстологическаго анализа Дроздовъ пришелъ къ выводу, что книга была написана первоначально на арамейскомъ языкѣ, при этомъ наиболѣе близкимъ къ предполагаемому оригиналу онъ считалъ греческiй текстъ Синайскаго кодекса (IV в. до н. э.) (с.247). Опираясь на свидѣтельства отцовъ и писателей древней Церкви (с.264-270), Дроздовъ отстаиваетъ каноническое достоинство книги и признаетъ за ней «характеръ достовѣрнаго историческаго повѣствованiя о дѣйствительныхъ лицахъ и событiяхъ», считая, что «первыя 13 главъ были написаны самимъ Товитомъ въ Ассирiи» и впослѣдствiи сохранились въ редакцiи неизвѣстнаго писателя, который «выполнилъ свой трудъ въ Ассирiи или Мидiи вскорѣ послѣ смерти Товiи, но до разрушенiя Соломонова храма, то есть между 598—586 гг. до Р. Х.» (с.637-638). Выводы Дроздова критиковалъ профессор Московской Духовной Академiи Василiй Никаноровичъ Мышцынъ, по мнѣнию котораго, Дроздовъ не учелъ всѣ выводы историко-критическаго изслѣдованiя Книги Товита. Выводы Дроздова по Книгѣ Товита можно свести къ тремъ пунктамъ: 1) оригиналъ Книги Товита былъ написанъ на арамейскомъ языкѣ; ближе всего къ нему стоитъ греческiй переводъ; 2) книга отражаетъ дѣйствительныя событiя; 3) первыя 13 главъ книги написаны самимъ Товитомъ, глава 14 — другимъ лицомъ. Хотя датировка книги, предложенная Дроздовымъ, сейчасъ никѣмъ изъ библеистовъ не раздѣляется, трудъ его сохраняетъ большое значенiе.

Дроздовъ опредѣлилъ методъ своего изследованiя какъ «сочетанiе научнаго критицизма съ православной точкой зрѣнiя» (Въ защиту свободнаго научнаго изслѣдованiя въ области библиологiи. с.488). Онъ не признавалъ крайнихъ методовъ западной библейской критики и считалъ, что необходимо сформировать собственную школу православной библеистики для изученiя текста Священнаго Писания (тамъ же, с.305), а также древнихъ и новыхъ языковъ, въ противномъ случаѣ — «православные богословы лишаютъ себя возможности сознательнаго и критическаго отношения къ тенденциознымъ суждениямъ западныхъ ученыхъ и обрекаютъ себя на рабское подчиненiе имъ» (тамъ же, с.308). Дроздовъ участвовалъ въ переводахъ трудовъ святыхъ отцовъ, издаваемыхъ при Кiевской Духовной Академiи, прежде всего, творенiй блаженныхъ Августина и Iеронима; перевелъ и снабдилъ текстологическими комментарiями трактатъ пологета Арнобiя Старшаго «Противъ язычниковъ». Дроздовъ — авторъ множества статей по богословiю въ Трудахъ Кiевской Духовной Академiи (ТКДА).

Сочиненiя

   Рѣчь передъ защитой дис. «Историческiй характеръ книги Iудифь» // ТКДА. 1876. № 7. С. 244—247; # О языкѣ зап. отцовъ и учителей Церкви // Тамъ же. 1885. № 2. С. 256—276;

   Взгляды древнихъ римлянъ на загробную жизнь по эпиграфическимъ даннымъ // Там же. 1881. № 3. С. 287—328;

   Очеркъ религiи и философiи римлянъ // Тамъ же. № 9. С. 35-52; № 10. С. 181—216;

   Къ исторiи евангелическо-лютеран. церкви и общины въ Кiевѣ // Тамъ же. 1883. № 4. С. 636—651;

   Запросы совр. жизни въ отношенiи къ богосл. наукѣ: Рѣчь на актѣ КДА 26 сент. 1885 г. // Тамъ же. 1885. № 10. С. 210—230;

   Мiровоззрѣнiе Э. Ренана по слѣдующему его произведенiю: «„Le prêtre de Nemi, drame philosophique“. Paris, 1886» // Тамъ же. 1886. № 2. С. 228—242;

   Къ вопр. о религiозно-нравственномъ значенiи классической системы образованiя // Тамъ же. 1895. № 2. С. 223—275; № 3. С. 359—388; № 4. С. 569—611;

   Къ вопр. о соглашенiи библ. свидѣтельствъ съ данными ассирiологiи // Тамъ же. 1896. № 8. С. 490—534;

   О происхожденiи книги Товита // Тамъ же. 1900. № 9. С. 3-23; 1901. № 1. С. 11-158; № 2. С. 300—318;

   Сказанiе объ Ахикарѣ или Акирѣ премудромъ и отношенiе ихъ къ Библiи // Тамъ же. 1901. № 5. С. 65-91;

   Парсизмъ въ книгѣ Товита // Там же. 1901. № 6. С. 244—285;

   Типъ благодарнаго умершаго въ народныхъ сказанiяхъ и въ кн. Товита // Тамъ же. 1901. № 7. С. 417—424;

   Въ защиту свободнаго науч. исслед. въ области библiологiи // Тамъ же. 1902. № 10. С. 300—331; № 11. С. 461—491;

   Предположенiя о преобразованiи Духовныхъ Академiй въ ист. освѣщенiи // Тамъ же. 1906. № 3. С. 500—516;

   Отвѣтъ на «Возраженiе» проф. В. Ф. Пѣвницкаго // Тамъ же. 1906. № 4. С. 703—705;

   Отвѣт на «Разъясненiе» В. Ф. Пѣвницкаго // Тамъ же. 1906. № 8/9. С. 793—798;

   Древнехрист. писатель Арнобiй и его апологiя христiанства (Adversus nationes) // Тамъ же. 1916. № 1. С. 78-91; № 2/3. С. 237—263; № 4. С. 419—450; № 5/6. С. 28-61; № 9/10. С. 38-76; № 11/12. С. 258—274 (отд. отт.: К., 1917).


Николай Ивановичъ Петровъ (1840, Костромская губерния — 1921, Киев) — русский учёный, церковный историк, литературовед, этнограф, искусствовед, блюститель Музея Киевской духовной академии. Действительный член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, член-корреспондент Русского археологического общества, c 1914 года — почетный член Казанской духовной академии, c 1916 года — почётный член Московской духовной академии, в 1918 году был избран академиком историко-филологического отделения Украинской академии наук.

Родился 12 апреля 1840 года в селе Вознесенское Унженской волости Макарьевского уезда Костромской губернии в семье церковнослужителя. В 1850—1856 годах учился в Макарьевском духовном училище, в 1856—1861 — в Костромской духовной семинарии, в 1861—1865 — в Киевской духовной академии. В 1865 году в «Трудах КДА» были опубликованы его исследования литературного наследия Феофана Прокоповича и преподавателя Киевской академии Митрофана Довгалевского. После окончании академии он был назначен преподавателем словесности и латинского языка Волынской духовной семинарии.

В 1866 году Н. И. Петров женился на Елизавете Ивановне Массальской.

13 января 1867 года он был утверждён в звании кандидата богословия, а в сентябре назначен преподавателем логики Волынской семинарии. 11 апреля 1868 года получил Евгениево-Румянцевскую премию за исследование, начатое в 1866 году: «О словесных науках и литературных занятиях в Киевской академии от начала её до преобразования в 1819 году». С 12 августа 1868 года — секретарь правления Волынской семинарии, а вскоре, 7 ноября 1868 года, утверждён в звании магистра богословия.

С 1870 года начал преподавать в Киевской духовной академии (КДА): с 24 апреля 1870 года — доцент, с 17 сентября 1871 года — экстраординарный профессор кафедры теории словесности и истории российской литературы. С 1872 года — секретарь Церковно-исторического и археологического общества при академии. В 1870—1873 годы преподавал также русский язык и словесность в Киевском пехотном юнкерском училище.

В 1873 году был избран членом Совета КДА; в том же году по его инициативе было открыто общество Нестора Летописца.

После защиты диссертации «О происхождении славяно-русского „Пролога“» 18 ноября 1875 года, получил учёную степень доктора богословия и, спустя год, 24 сентября 1876 года, избран на должность ординарного профессора.

В период 1884—1887 годов Н. И. Петров редактировал «Киевские епархиальные ведомости».

В 1890—1911 годах Н. И. Петров — член правления КДА.

В 1891 году стал крестным отцом М. А. Булгакова[4].

С 4 августа 1895 года — заслуженный ординарный профессор; с 1912 — почетный профессор КДА.

10 мая 1907 года Учёный совет Харьковского университета присвоил ему степень доктора русского языка и словесности.

29 декабря 1916 года Н. И. Петров был избран членом-корреспондентом Петроградской Академии наук; 23 декабря 1916 года утверждён в звании почётного члена Московской Духовной Академии; 14 сентября 1918 года избран академиком Украинской академии наук по историко-филологическому отделению.

Скончался 20 (или 21) июня 1921 года в Киеве, где и был похоронен.

Награды:

   1873 — орден Св. Анны 3-й степени

   1877 — орден Св. Станислава 2-й степени

   1881 — орден Св. Анны 2-й степени

   1886 — орден Св. Владимира 4-й степени

   1886 — полная Макарьевская премия — за научные труды, опубликованные в академических изданиях в 1884—1885 годах

   1886 — малая Уваровская премия — за «Очерки истории украинской литературы XIX века».

   1892 — орден Св. Владимира 3-й степени

   1895 — орден Св. Станислава 1-й степени

   1895 — Макарьевская премия — за исследование «Киевская академия во второй половине XVII века».

   1898 — большая золотая медаль Российского археологического общества — за сочинения: «Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии», «Историко-топографические очерки древнего Киева» и «Описание рукописных собраний, находящихся в г. Киеве».

   1906 — орден Св. Анны 1-й степени

   1908 (?) — Макарьевская премия — за подготовку пяти томов «Актов и документов, относящихся к истории Киевской академии»

   1913 — неполная Макарьевская премия — за «Очерки истории украинской литературы XVII и XVIII вв.»

   1914 — большая золотая медаль Российского археологического общества — за «Альбом достопримечательностей Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии»

Труды:

   «О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога» (1875)

   «Очерки из истории украинской литературы XIX века» (1884)

   «Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве. Собрание рукописей Московского митрополита Макария (Булгакова), Мелецкого монастыря на Волыни, Киево-Братского монастыря и Киевской духовной семинарии» (1892)

   «Киевская академия во второй половине XVII века» (1895)

   «Первый (малорусский) период жизни и научно-философского развития Григория Саввича Сковороды» (1902)

   «Очерки из истории украинской литературы XVII и XVIII веков» (1911)

   «Описание рукописных собраний, находящихся в городе Киеве» (1892—1904)