LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 5.
Малинин Василий Николаевич (с. Фантырева Юрьевского уезда Владимирской губернии, 13 января 1849 — Киевъ,1927) — русский литературовед, педагог, ординарный профессор КДА по кафедре русского и церковно-славянского языка и истории русской литературы, доктор русской словесности (1901).
Сын заштатного священника с. Фантырева Юрьевского уезда Владимирской губернии, закончил Владимирское духовное училище. В период 1864–1870 гг. обучался во Владимирской духовной семинарии. Аттестат Владимирской духовной семинарии от 29 июля 1870 г.
В 1870 году поступил в Киевскую Духовную Академию, где обучался на церковно-практическом отделении. Вместо 4-го курса слушал лекции по русскому языку и славянским наречиям в Санкт-Петербургском университете с ноября 1873 г. до ноября 1875 г. и изучал эти наречия за границей империи до мая 1877 г., сдал по этим предметам и по гомилетике магистерские экзамены 7 сентября 1877 г. Диплом КДА от 15 декабря 1877 г.
Магистр богословия (диссертация «Исследование Златоструя по рукописи XII века Императорской публичной библиотеки», 1878), доктор русской словесности (диссертация «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания», 1901). Преподавал в Киевской духовной академии, Киевском университете и на Высших женских курсах.
"Николаевич Малинин, заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии по кафедре русского и церковнославянского языка и истории русской литературы и инспектор классов и преподаватель Киевского института благородных девиц, пятидесяти восьми
лет, православного вероисповедания. Кавалер орденов: Св. Владимира 4 степени, Св. Анны 2 и 3 степеней и Св. Станислава 3 степени имеет серебряную медаль на Александровской ленте, в память императора Александра III.
Получает содержания в год:
а) по должности профессора академии
жалованья 2400 р.
столовых 300 р.
квартирных 300 р.
% прибавки 85 р. 80 к.
б) по должности инспектора классов и преподавателя в институте
2355 р.
Итого — 5400 р. 80 к.
Сын священника Владимирской губернии, владеет приобретенным деревянным домом в г. Киеве. Обучался во Владимирской духовной семинарии с 1864 по 1870 год и, прошедши с успехом первые три курса в Киевской духовной академии в 1870–1873 годах, по переводе в IV курс ее, советом сей академии, с разрешения Святейшего Синода был командирован для специального изучения славянских наречий в С.-Петербургский университет, где слушал лекции с ноября 1873 по ноябрь 1875 года, и затем за границу империи в славянские земли, где занимался до мая 1877 г., в видах занятия в академии кафедры русского языка и славянских наречий. По возвращении в академию сдал требуемое, при окончании IV курса ее, специальное устное испытание по избранной группе наук: русскому языку, славянским наречиям и гомилетике.
На основании как этого испытания, так и успехов его за первые три курса академии и за особое сочинение, написанное на III курсе, удостоен степени кандидата богословия 20 сентября 1877 г.
Допущен к чтению лекций в Киевской духовной академии по кафедре русского языка и славянских наречий в звании приват-доцента тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, пятнадцатого октября. — 15 октября 1877 г.
За сочинение «Исследование Златоструя по рукописи XII века Императорской Публичной библиотеки», публично защищенное 6 мая 1878 г. в общем собрании совета Киевской духовной академии, Высокопреосвященным митрополитом Киевским утвержден в степени магистра богословия. 13 июня 1878.
По избранию Совета академии Высокопреосвященным митрополитом Киевским 31 июля 1878 г. утвержден в звании доцента со дня избрания, т. е. с тринадцатого июня тысяча восемьсот семьдесят восьмого года. — 13 июня 1878 г.
Указом Правительствующего Сената от 2 июня 1881 года за № 75, утвержден по должности доцента в чине надворного советника со старшинством тысяча восемьсот семьдесят восьмого года тринадцатого июня. — 13 июня 1878 г.
За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3 степени — 3 июля 1881.
Указом Правительствующего Сената от 20 июля 1883 года за № 83 произведен за выслугу лет в чин коллежского советника со старшинством с 13 июня 1882 г.
Святейшим Синодом утвержден в звании экстраординарного профессора, со дня избрания советом академии. — 15 февраля 1884 г.
При преобразовании Киевской духовной академии по новому, Высочайше утвержденному 20 апреля 1884 года, уставу зачислен на кафедру русского и церковнославянского языка (с палеографией) и истории русской литературы с 16 августа 1884 г.
Указом Правительствующего Сената от 20 ноября 1890 г. за № 214, произведен, за выслугу лет, в чин статского советника со старшинством с 13 июня 1886 г.
Согласно прошению, постановлением совета Киевского института благородных девиц от 9 сентября 1888 г. за № 1597 определен в сей институт преподавателем русской словесности, с оставлением на службе в академии. — 1-го августа 1888 г.
За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3 степени. 16 июня 1889 г.
Назначен членом совета и инспектором классов Киевского института благородных девиц с оставлением в занимаемой должности профессора академии. 28 ноября 1890 г.
Всемилостивейше пожалован в воздаяние отлично-усердной службы и особых трудов по должности инспектора института благородных девиц, орденом Св. Анны 2 степени. 1 января 1892 г.
Получил серебряную медаль в память императора Александра III для ношения на груди на Александровской ленте на основании Высочайшего повеления от 26 февраля 1896 г.За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Владимира 4 степени. 1-го января 1900 г.
По защищении в публичном заседании историко-филологического факультета Императорского С.-Петербургского университета 13 мая 1901 года сочинения под заглавием «Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания» (Киев,
1901 г.) удостоен факультетом степени доктора русской словесности и утвержден в сей степени советом Императорского С.-Петербургского университета. 18 сентября 1901 г.
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 14 января 1902 года за № 5 назначен ординарным профессором Киевской духовной академии, со дня избрания его в это звание советом академии — с 26 сентября 1901 г.
За выслугу 25 лет в должности штатного преподавателя академии указом Св. Синода за № 9599 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. — 9 декабря 1902 г.
За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован чином действительного статского советника 6 мая 1904 г.Женат на Александре Константиновне. Жена православного исповедания.
ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1714. Л. 1–8, формулярный список о службе, составленный администрацией Киевской духовной академии в 1907 г., писарская рукопись, заверительные подписи-автографы; ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10936. Л. 1–7,
формуляр за 1896 г., писарская рукопись.
Основные труды:
Характеристика поэзии Жуковского. 1883;
Общая характеристика развития русской словесности и отношение словесности устной и письменной. 1885;
Поэзия Пушкина. 1887;
Кирилл и Мефодий — апостолы славян.1885;
Воззрения русского народа на личность царя в былевой поэзии. 1890;
С. Я. Надсон как поэт. 1892;
Д. И. Фонвизин как автор комедий (1892);
Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. 1901;
Преподобный Феодосий — основатель Киево-Печерского монастыря. 1902;
Н. В. Гоголь как этический писатель. 1902;
Ф. М. Достоевский: особенности и развитие его дарования и творчества. 1906;
Задачи художественного творчества. 1927 г.
Из письма П. П. Кудрявцева А. А. Дмитриевскому от 9/22 февраля 1927
«25 декабря сего года в 5 часов утра умер Вас. Н. Малинин… Малинин летом обращался к врачам — было плохо с сердцем, осенью простудился, бронхит — опять удар по сердцу, ночами сидел в кресле — трудно ды[1]шал. На Рождество в час ночи стало плохо, в три часа жена позвала священника о. Виталия Вельмина — исповедал, причастил, прочитал отходную, а в 5 часов он умер. Отпевали в понедельник архиепископ Василий и епископ Димитрий, похоронили в скиту Троицкого монастыря на Васильчиковой даче на полпути между Киевом и Святошиным. Молодая супруга Софья Васильевна очень его опекала».
РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 494. Л. 16 об.
В коллекции КДА сохранились его конспекты, программы, лекции по русскому, церковнославянскому языку и истории русской литературы
за 1901–1902 гг. (ИР НБУВ. Ф. 160. Д. 411)
Федор Иванович Титов (1864, село Черкасское Поречное, Курская губерния — 20 декабря 1935, Белград) — русский православный церковный писатель и историк, протоиерей, профессор Киевской духовной академии[4]. Белоэмигрант.
Главные труды Ф. И. Титова касались вопросов истории Русской православной церкви и её духовных школ, а также сектоведения. Титову также принадлежит биография архиепископа Феоктиста (Мочульского), основоположника русской библиографической герменевтики.
Родился в 1864 году в селе Черкасское Поречное Суджанского уезда Курской губернии в семье священника.
В 1875—1880 годах обучался в Обоянском духовном училище, в 1880—1886 годах — в Курской духовной семинарии. После семинарии как один из лучших выпускников был рекомендован к поступлению в Киевскую духовную академию (КДА), которую окончил в 1890 году и где впоследствии преподавал русскую церковную историю.
В 1890 году защитил кандидатское сочинение на тему «Изложение содержания Первого Послания апостола Павла к Фессалоникийцам», написанное под руководством профессора С. М. Сольского. Был оставлен при Академии профессорским стипендиатом. 16 августа 1891 года назначен исполняющим обязанности доцента кафедры общей гражданской истории.
В 1893 году опубликовал монографию «Первое послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Опыт исагогико-критико-экзегетического исследования». 13 октября 1893 года защитил эту работу как магистерскую диссертацию. 23 апреля 1894 года Святейший Синод утвердил его в звании магистра богословия, а 2 июля того же года — в звании доцента КДА. В январе 1897 года был переведен на кафедру истории Русской Церкви.
1 июля 1896 года был рукоположен во священника и назначен для служения в Андреевскую церковь города Киева. С 1905 года — протоиерей, настоятель Андреевской церкви. В 1901 году был назначен ответственным редактором неофициальной части «Киевских епархиальных ведомостей». 13 октября 1905 года за сочинение «Русская Православная Церковь в Польско-Литовском государстве» утвержден в звании доктора церковной истории и сверхштатного ординарного профессора КДА. В течение 1906 года пребывал в Особом присутствии Святейшего Синода. В 1909 году утвержден в звании штатного ординарного профессора.
К 300-летию Киевской духовной академии задумал издать биографических словарь, посвященный выпускниками КДА. В течение нескольких лет он вёл обширную переписку с теми, кто окончил Киевскую духовную академию. Работая над словарем, собрал чрезвычайно обширный материал, который, так и не дошёл до читателя.
В декабре 1915 года назначен членом комиссии по пересмотру положения об управлении областями Австро-Венгрии, занятыми во время войны. В августе 1916 года назначен представителем протопресвитера военного и морского духовенства в генерал-губернаторстве областей Австро-Венгрии, занятых русской армией во время войны. 19 октября 1916 года был утверждён в звании заслуженного ординарного профессора КДА.
В декабре 1917 года был избран депутатом I Всеукраинского Церковного Собора. В июле 1918 года на второй сессии Собора избран членом Высшего церковного совета. В декабре этого же года выехал из Киева в Одессу. В 1919 году эмигрировал в Константинополь. Оттуда перебрался в Белград. Осенью 1920 года стал ординарным профессором кафедры церковной истории и археологии богословского факультета Белградского университета.
Деятельного участия в церковной жизни русской эмиграции не принимал. Поддерживал дружеские связи с митрополитами Евлогием (Георгиевским) и Платоном (Рождественским). Критично высказывался о церковной деятельности митрополита Антония (Храповицкого).
Умер 20 декабря 1935 года, похоронен на русском кладбище в Белграде.
В ГПБ АН УССР хранятся архивные материалы, посвященные Ф. И. Титову.
Награды:
В 1897 году за сочинение «Макарий Булгаков, митрополит Московский» получил полную Макариевскую премию.
В 1914 году за сочинение «Русский царствующий дом Романовых в его отношениях к Киевской духовной академии. 1615—1913 гг.» получил наперсный крест из кабинета императора Николая II.
Был награждён серебряной медалью в память императора Александра III (1895), орденом св. Станислава III степени (1895), орденом св. Анны III степени (1908), св. Анны II степени (1911), орденом св. Владимира IV степени (1914), орденом св. Владимира III степени (1916).
Научные труды:
Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Историко-биографический очерк. Т. 1. Годы детства, образования и духовно-училищной службы м. Макария (1816—1857 гг.). — Киев: тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895. — [2], IV, V, 459 с., III, 1 л. портр. — Из журн. «Труды Киевской духовной академии» за 1895.
Макарий (Булгаков), архиепископ Харьковский и Ахтырский. (1859—1868 г.) : С кратким очерком всей жизни митрополита Макария: Историко-биографический очерк. — К.: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, Н. Т. Корчак-Новицкого, 1897. — [2], II, XIV, 291, [1] с., 1 л. портр.
О современном состоянии русского сектантства, причинах происходящего в нём брожения и средствах для борьбы с сектантством, в связи с вопросом о сущности и причинах происхождения русского сектантства: (Актовая академическая речь). — Киев : тип. Имп. ун-та св. Владимира, Н. Т. Корчак-Новицкого, 1897. — 50 с. — Из журн. «Труды Киевской духовной академии» № 12 за 1897 г.
Михаил, митрополит Сербский. (1826—1898 г.). — К.: тип. Имп. ун-та св. Владимира, Н. Т. Корчак-Новицкого, 1898. — 57 с.
К вопросу о присоединении сиро-халдейских несториан к русской православной церкви. — К.: тип. И. И. Горбунова, 1900. — [2], 63 с.
Русское духовенство в Галиции: (Из наблюдений путешественника): Церковно-исторический очерк. — К.: тип. Имп. ун-та Св. Владимира О-ва печ. и изд. дела Н. Т. Корчак-Новицкого, 1903. — 132 с.
Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII—XVIII вв. (1654—1795 гг.). Т. 1. 2-я половина / Сост. проф. Киев. дух. акад., протоиерей Ф. И. Титов. — Киев : тип. С. В. Кульженко, 1905. — 275 с.
Русская православная церковь в Польско-Литовском государстве в XVII—XVIII вв. Т. 2. Киевская митрополия-епархия в XVII—XVIII вв. (1686—1797 гг.). Первая половина тома. Опыт церковно-исторического исследования. — К.: тип. Имп. ун-та Св. Владимира, 1905. — [4], III, 480 с., 3 л. портр.
Киевская академия в эпоху реформ (1796—1819 гг.). Вып. 1. — К.: типолитогр. И. И. Чоколова, 1910. — 47 с.
Очерки по истории русского книгописания и книгопечатания. Вып. 1. Русское книгописание XI—XVIII вв. — К.: тип. С. В. Кульженко, 1911. — [2], 46, [1] с., 26 л. факс. : 74 рис. — Отд. отт. из журн. «Искусство и печатное дело» за 1910 г.
Архиепископ Димитрий Ковальницкий: (Некролог). // Чтения в Церковно-историческом и археологическом обществе при Императорской Киевской духовной академии; вып. 12. — Киев : тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1914. — [4], 220 с.
Типография Киево-Печерской лавры. Исторический очерк. (1606-1616-1916 гг.). Т. 1. (1606-1616-1721 гг.) / Сост. проф. протоиерей Федор Титов. — Киев : тип. Киево-Печер. Успен. лавры, 1916. — 506 с., 33 л. ил. : ил., портр. — Деф.: нет с. 320—321, ил. между с. 358—359.
Николай Корнильевичъ Маккавейскiй (Чернигов, 14 октября 1864 — Киев,1919) — русский православный писатель, профессор Киевской духовной академии. Отец поэта Владимира Маккавейского.
В 1885 году закончил Черниговскую духовную семинарию, поступил в Киевскую духовную академию, где в 1890 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Археология истории страданий Господа Иисуса Христа». В ней он на основе археологических данных конца XIX века, трудов античных авторов исследовал топографию Иерусалима, а также подробно рассматривал исторические детали суда Пилата, распятия и погребения Иисуса Христа. После защиты был вначале доцентом, а затем профессором на кафедре пастырского богословия и педагогики.
Основные работы
«Археология истории страданий Господа Иисуса Христа» (Киев, 1890, магистерская диссертация);
«Религия и народность, как основы воспитания» (Киев, 1895);
«К. Д. Ушинский и его педагогические идеи» (Киев, 1896);
«Педагогика древних отцов и учителей церкви» (Киев, 1897);
«Пастырское богословие и педагогика в курсе наук духовных академий» (Киев, 1898);
«Педагогические воззрения графа Л. Н. Толстого» (Киев, 1902);
«К вопросу о религиозном воспитании в нашей средней общеобразовательной школе» (Киев, 1903);
«Воспитание у древних евреев» (Киев, 1903);
«Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого» (Киев, 1904);
«Лев Толстой в роли религиозного наставника детей» (Киев, 1909);
«Святой Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и пасторолог» (Киев, 1910).
Николай Ѳедосеевичъ Мухинъ (1868—1919) — российский богослов и историк церкви, экзегет, преподаватель, научный писатель.
Окончил Киевскую духовную академию, где с 1893 года был преподавателем на кафедре гражданской истории. Главные его труды: «Киево-Братский училищный монастырь» (Киев, 1893[2]); «Послание св. апостола Павла к Колоссянам» (там же, 1897, магистерская диссертация; в этой обширной работе содержится множество сведений по топографии и истории Колоссы, а также подробностям основания там христианской церкви); «Состояние Палестины и Финикии в XV веке до нашей эры в связи с вопросом об успехах изучения древнеисторического Востока в XIX столетии» («Труды Киевской духовной академии», 1899, затем отдельно); «Голос тевтона о славяно-русском деле: [Критич. обзор статьи проф. А. Брикнера „Правда о славянских апостолах и их деятельности“]» (Киев, 1903[3]); «Магия и колдовство у ассиро-вавилонян» («Труды Киевской духовной академии», 1905, затем отдельно[4]), «Отношение христианства к рабству в Римской империи» (Киев, 1916[5]).
Профессор Киевской академии по кафедре истории Западно-Русской Церкви. Родился 31 октября 1868 г. в семье священника села Бабаев, Харьковской губернии. Получил первоначальное образование в доме своих родителей и отчасти в школе села Старого Мерчика Харьковской губернии, последовательно прошел курс Харьковского духовного училища (1878–1883 гг.), Харьковской семинарии (1883–1889 гг.) и Киевской академии (1889–1893 гг.). По окончании курса высшей школы, в сентябре 1893 года занял место лектора английского языка в родной академии. В феврале 1897 г. Советом академии был избран на кафедру древней общей гражданской истории. По закрытии этой кафедры, с введением устава 1910 года, перешел на кафедру общей гражданской истории, а с закрытием последней, в августе 1911 г. переведен Советом академии на занимаемую им теперь кафедру истории Западно-Русской Церкви. Перу профессора принадлежат следующие работы: «Об общедоступности проповедей св. Иоанна Златоуста» (Руководство для сельских пастырей за 1891 г.), «Киево-Братский училищный монастырь». Историко-археологический очерк. (Киев, 1893 г.); популярное издание истории Киево-Братского монастыря, вышедшее в 1895 г.; «Послание св. апостола Павла к Колоссянам. Исагогико-экзегетическое исследование», 1897 г. (магистерская диссертация); «Состояние Палести[1]ны и Финикии в XV веке до нашей эры, в связи с вопросом об успе[1]хах изучения древне-историческо[1]го Востока в истекающем столетии» (речь, произнесенная на акте ака[1]демии 26 сентября 1899 г.); «Голос Тевтона о славяно-русском деле», 1904 г., «Магия и колдовство у ассиро-вавилонян», 1905 г. Начаты печатанием два обширных исследования из христианской эпохи Римского государства: «Состояние рабства в Римской империи» и «Влияние христианства на положение рабов в Римской импе[1]рии». ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1763. Л. 1–1 об., автобиография от 17 февраля 1915 г., автограф. Послужной список Статский советник, доктор церковной истории Николай Феодосьевич Мухин, родился 31 октября 1868 г., экстраординарный профессор Императорской КДА по кафедре истории Западно-Русской Церкви, православного исповедания. Сын священника Харьковской епархии. Кавалер орденов: Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2 и 3 степени и Св. Станислава 2 и 3 степени. Имеет серебряную медаль на Александровской ленте в память императора Александра III и светло-бронзовую медаль для ношения на груди в память 300-летия царствования Дома Романовых. Получает содержания: 8000 руб. жалованья, 2 прибавки 4000 руб, итого 12000 руб. имеет каменный одноэтажный дом в г. Киеве. По окончании курса наук в Харьковской духовной семинарии в 1887 г. с званием студента поступил в том же году в число студентов Императорской КДА, в коей обучался по исторической группе с 1889 по 1893 год. По окончании курса академии со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания Высокопреосвященнейшим Иоанникием, митрополитом Киевским и Галицким, утвержден, согласно с избранием Совета Императорской КДА от 21 сентября 1893 г., в должности лектора английского языка академии 2 октября 1893 г., в которую и вступил с 21 сентября 1893 г. Указом Правительствующего Сената от 8 февраля 1894 г. за № 10 утвержден по должности лектора в чине коллежского асессора со старшинством с 21 сентября 1893 г. Получил серебряную медаль в память императора Александра III для ношения на груди на Александровской ленте на основании Высочайшего повеления от 26 февраля 1896 г. Советом академии 4 февраля 1897 г. с утверждения Его Высокопреосвященства от 1 марта того же года избран на кафедру древней общей гражданской истории со званием исправляющего должность доцента 1 марта 1897 г. Временно читал лекции по английскому языку с 1 марта по 15 июня 1897 г. и с 1 сентября по 15 июня 1898 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 27 февраля 1898 г. за № 316 произведен за выслугу лет в чин надворного советника со старшинством с 21 сентября 1897 г. За печатное сочинение под заглавием «Послание св. апостола Павла к Колоссянам», согласно удостоению Совета академии, указом Св. Синода за 31605 утвержден в степени магистра богословия 19 марта 1898 г. Согласно с определением Совета академии от 4 мая 1898 г. Высокопреосвященнейшим Иоанникием, митрополитом Киевским и Галицким, утвержден в звании доцента академии 15 мая 1898 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3 степени 6 мая 1898 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 23 марта 1902 г. за № 18 произведен за выслугу лет в чин коллежского советника со старшинством с 21 сентября 1901 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3 степени 6 мая 1902 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомств 1906 г. за № 18 произведен за выслугу лет в чин статского советника со старшинством с 21 сентября 1905 г. Указом Св. Синода от 20 февраля 1906 г. за 32169 удостоен звания экстраординарного профессора сверх штата, но с присвоенным сей должности содержанием с 7 декабря 1905 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 2 степени 6 мая 1906 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 22 сентя[1]бря 1906 г. за № 71, согласно избранию Совета академии, утвержден в должности штатного экстраординарного профессора со дня избрания его на эту должность, т. е. с 15 июня 1906 г. Резолюцией Его Высокопреосвященства митрополита Киевского Флавиана поручено ему лекции 1909–1910 учебного года по новой общей гражданской истории с вознаграждением в размере жалованья доцента — 7 октября 1909 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны 2 степени 6 мая 1910 г. Со введением в действие нового, Высочайше утвержденного 2 апреля 1910 года, устава православных духовных академий переименован в профессора по кафедре гражданской истории общей с 16 августа 1910 г. Со введением в действие Вы[1]сочайше утвержденных 29 июля 1911 г. изменений в учебной части устава духовных академий, согласно постановлению Совета академии, Св. Синодом по указу от 14 октября 1911 г. за № 14014 с упразднением в академиях кафедры гражданской истории общей перемещен на кафедру истории Западно-Русской Церкви, причем предоставлено ему право начать преподавание по новой кафедре с 1912–1913 учебного года — 17 ав[1]густа 1911 г. Предоставлено право ношения на груди Высочайше утвержденной в память 300-летия царствования Дома Романовых светло-бронзовой медали на основании Высочайшего повеления от 21 февраля 1913 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше награжден орденом Св. Владимира 4 степени 6 мая 1914 г. Исправлял должность члена Правления академии с 15 июня по 15 августа 1914 г. За печатное сочинение под заглавием «Отношение христианства к рабству в Римской империи» (Киев, 1916), согласно удостоению Совета КДА, указом Св. Синода от 1 мая 1917 г. утвержден в степени доктора церковной истории 1 мая 1917 г. Указом Св. Синода от 20 июля 1917 г. был утвержден в должности ординарного профессора академии со дня избрания его Советом академии, т. е. с 1 мая 1917 г. Советом академии 12 марта (28 февраля) 1918 г. на основании статьи 44 устава духовной академии 1918 г. избран на должность члена Правления академии на пятилетие со дня избрания его на эту должность Советом академии, т. е. с 13 марта (28 февраля) 1918 г. по 13 марта (28 февраля) 1923 г. Св. Синодом Российской Церкви утвержден в сем звании (указ от 24 августа — 5 сентября 1918 г. за № 3308. За выслугу 25 лет в должности штатного преподавателя академии отношением Министерства исповеданий от 1 января 1919 г. № 6/16 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора. Был женат на Варваре Николаевне Флоринской. Брак этот указом Св. Синода от 23 марта 1910 г. за № 4243 признан незаконным и недействительным по сумасшествию Варвары Мухиной. От сего брака у него сын Михаил, родившийся 5 сентября 1894 г., православного исповедания. Женат вторым браком на вдове Александре Сергеевне Корман, вдове чиновника Александра Ильича Кормана, родившейся 16 апреля я 1883 г., при ней находятся дети от первого брака — Сергей, родившийся 24 апреля 1901 г. и Александр, родившийся 12 мая 1902 г. Жена и дети православного исповедания. ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10938. Л. 1–8 об.
Михаил Николаевич Скабалланович (29 октября 1871, село Суббота, Гродненская губерния — август 1931, Архангельск) — российский православный богослов, экзегет и литургист. Магистр богословия, доктор церковной истории.
Сын византиниста и богослова профессора Н. А. Скабаллановича (1848—1918).
Окончил Окончил Гродненское духовное училище, в 1892 году Литовскую духовную семинарию и в 1896 году Киевскую духовную академию (КДА) со степенью кандидата богословия (кандидатская работа посвящена книге пророка Иезекииля).
С 1896 года надзиратель за учениками в Виленском духовной училище.
С 1898 года помощник помощник инспектора Подольской ДС.
С 1902 года помощник смотрителя Мариупольского духовного училища.
В 1904 году написал работу «Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения», за которую Киевская духовная академия в 1905 году присвоила ему степень магистра богословия.
Доцент (1907), экстраординарный (1910) и ординарный (1912) профессор КДА, доктор церковной истории (1912); преподавал Священное Писание Ветхого Завета, затем догматическое богословие и латинский язык (до 1919 г.). Читал курс византологии на историко-филологическом факультете Высших педагогических курсов Общества профессоров и преподавателей.
В 1912 году за работу «Толковый Типикон» присуждена степень доктора церковной истории. Статский советник.
В 1917 году работал в VI и IX отделах Предсоборного совета, член Собора как член Предсоборного совета, признан выбывшим за неприбытием.
С 1918 г. продолжал преподавать в КДА.
В 1919 г. доцент по кафедре классической филологии Киевского университета св. Владимира.
С 1921 г. профессор Педагогических курсов в Киеве.
С 1928 гг. член Этнографической комиссии АН Украинской ССР, лектор в общине о. Анатолия (Жураковского).
В 1931 г. за участие в «к/р организации, ставящей себе цели вооруженного свержения соввласти» сослан на 5 лет в Северный край. Умер в 1931 году в ссылке в Архангельске.
Федор Иванович Мищенко (30 июня 1874, село Сеньковка, Переяславский уезд, Полтавская губерния —1933, Киев) — профессор Киевской духовной академии по кафедре церковного права, магистр богословия, академик ВУАН (1920).
Родился в 1874 году. Сын священника села Сеньковка, Переяславского уезда, Полтавской губернии.
Окончил Переяславское духовное училище (1889), Полтавскую духовную семинарию (1895), Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1899), оставлен при ней профессорским стипендиатом. С 1900 года и. д. доцента по кафедре церковного права.
В 1907 году защитил диссертацию «Речи святого апостола Петра в Книге Деяний апостольских», получил степень магистра богословия, звание доцента и должность экстраординарного профессора по кафедре церковного права.
В 1910 году лауреат Макариевской премии, с 1912 года коллежский советник, с 1915 года преподаватель церковной истории в Киевской духовной семинарии и на Вечерних высших женских курсах А. В. Жекулиной, статский советник.
В 1917 году член Киевского епархиального съезда и епархиального совета, работал в I, II, III и VIII отделах Предсоборного совета, член Поместного собора Православной Российской Церкви (участвовал в 1-й сессии, член I, II, VI, XII отделов).
С ноября 1917 года член Временной Всеукраинской православной церковной рады. В 1918 году товарищ председателя и член редакционной комиссии Всеукраинского Православного Церковного Собора, возглавлял сторонников украинской церковной автокефалии, профессор Киевского университета и Киевского юридического института, член Учёного комитета и Комиссии законодательных предположений при Министерстве исповеданий Украинской Державы. С 1919 года ординарный профессор по кафедре церковного права Киевского университета.
В 1920 году, по рекомендации А. Е. Крымского, избран действительным членом Всеукраинской академии наук кафедре истории Украинской Церкви в связи со всемирной церковной историей (с 1921 года по кафедре умственных течений на Украине, с 1927 года по кафедре византологи).
С 1926 года председатель Комиссии для изучения византийской письменности и ее влияния на Украину. С 1927 года заместитель председателя историко-этнологического отдела Киевского филиала Всеукраинской научной ассоциации востоковедения. В 1928 году коллегией Народного комиссариата просвещения УССР исключён из числа действительных членов ВУАН, после чего резко ухудшилось его состояние здоровья[2]. 1929 году уволился со всех академических должностей.
Умер в 1933 году. Похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище.
Награды
Награжден орденами св. Станислава III (1908) и II (1915) степени, св. Анны III степени (1912).
Труды
К вопросу о составе предстоящего собора русской церкви: историко-каноническая справка. — Киев, 1906.
Речи святого апостола Петра в Книге Деяний апостольских. — Киев, 1907.
Церковное устройство христианских общин (парикий) II и III веков // Труды Киевской духовной академии. 1908. № 12.
З історії східно-візантійської культури. Споріднення й шлюб // Записки історико-філологічного відділу УАН. К., 1926. Кн. 7–8.
Етюд 2 // Записки історико-філологічного відділу УАН. 1927. Кн. 10.
Не цигани // Ювілейний збірник на пошану академіка Д. І. Багалія з нагоди семидесятої річниці життя. К., 1927.