На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 6.


Леонидъ Александровичъ Соколовъ (Устюжский уезд, Вологодская губерния, 5 февраля 1870 — Киев, 8 мая 1921) — русский духовный писатель и богослов.

Родился 5 (17) февраля 1870 года в семье священника Вологодской епархии А. В. Соколова (1844—1904).

После Вологодской семинарии в 1890—1894 годах учился в Московской духовной академии, по окончании которой был оставлен профессорским стипендиатом — с 16.8.1894 по 16.8.1895. В это же время стал печататься его статьи в журналах.

С 21 сентября 1895 года преподавал в Вологодской гимназии[2], затем — в Киевской женской гимназии

В 1915 году в Киеве защитил магистерскую диссертацию «Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения».

Был награждён орденами Св. Станислава и Св. Анны 3-й степеней.

Скончался в мае 1921 г. в Киеве. Похоронен на Лукьяновском кладбище.

Сочинения:

   Юношеские годы св. Иоанна Златоуста, и приготовление его к пастырскому служению. — Сергиев Посад : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1895. — 89 с.;

   Психологический элемент в аскетических творениях и его значение для пастырей церкви. — Вологда: тип. Волог. губ. правл., 1898. — 88 с.;

   О признаках истинной Христовой Церкви. — Вологда, 1899;

   Притворное и подлинной отношение позитивизма к религии;

   Душевное спасение, как величайшее благо и радость жизни;

   Учение о нравственном возрождении у отцов аскетов // Труды Киевской духовной академии;

   Психология греха и добродетели по учению св. подвижников в древней церкви. — Вологда: тип. К.А. Баранеева, 1905. — 92 с.;

   Судьба писателя (Венок на могилу Н. В. Гоголя по случаю 100-лет. годовщины со дня рождения писателя). — Киев: тип. «Русская печатня», 1909. 42 с.;

   А. В. Кольцов и его поэзия природы, труда и песни (К столетию со дня рождения поэта). — Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1910;

   Н. И. Пирогов. — Киев, 1910;

   Списывание с книги и диктовка, как главнейшие средства для приучения к правописанию. — Киев: тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1911. — 24 с.;

   В. Г. Белинский в роли педагога. — Киев, 1911;

   Женский вопрос и ключи счастия (К 50-лет. юбилею Киево-Подол. жен. гимназии Ведомства учреждений имп. Марии). — Киев : тип. «Русская печатня», 1911. — 65 с.;

   Поиски жизненного смысла в романе «Братья Карамазовы». — Киев: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1912. — 58 с.[4]

   Апостол русского просвещения (Памяти М.. Ломоносова). — Киев: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1912. — 34 с.;

   Общая дидактика. — Киев: Н. В. Оглоблин, 1912. — 172 с. (3-е изд. — Киев, 1914. - с.);

   Вечные ценности человеческой жизни. — Киев: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1913. — 96 с.;

   Общая педагогика: Учебник для жен. гимназий. — Киев: 1 Киев. артель печ. дела, 1913. — 134 с.

   Диссонансы жизни в поэзии И. С. Никитина. — Киев: тип. АО Н.Т. Корчак-Новицкого, 1914. — 20 с.

   Побежденный демон: Памяти М. Ю. Лермонтова : К 100-летию со дня рождения поэта. — Киев: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1914. — 63 с.

Религиозно-нравственные мотивы в лире царственного певца (Вечной памяти К. Р.). — Киев : тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1915. — 64 с.

   Епископ Игнатий Брянчанинов. В 2 ч. с прил. — Киев: Тип. Первой киевской артели печатного дела, 1915. (совр. изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. — 290 с. — ISBN 5-7533-0239-4)

   Слово в пяток третьей седмицы великого поста, при воспоминании страстей Христовых: Крест жизни и знамя крестное: Произнесено в Великой церкви Киево-Братского монастыря 11 марта 1916 г. — [Киев]: тип. АО «Петр Барский в Киеве», [1916]. — 29 с.


Николай Николаевичъ Фетисовъ (Великий Устюг, Вологодская губерния, 1884 — пос. Бутово Московской обл., 7 марта 1938), — протоиерей, доцент кафедры истории обличения русского сектанства и степени магистра богословия Киевской Императорской Духовной Академии.

Родился 26 июня 1884 года в городе Великом Устюге Вологодской губернии.

В 1898 году окончил Устюжское духовное училище по I разряду [1], в 1904 году - Вологодскую духовную семинарию по I разряду [2].

В 1908 году завершил образование в Киевской духовной академии со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания [3] и оставлен профессорским стипендиатом при академии.

Вступил в брак. Дети - Димитрий и Елена.

С 16 августа 1912 года стал исполняющим дела доцента Киевской духовной академии.

Рукоположен во священника.

16-18 мая 1916 года утверждён в звании доцента кафедры истории обличения русского сектанства и степени магистра богословия.

Уклонился в обновленчество. В 1924 - 1926 годах, будучи настоятелем Старо-Киевской Вознесенской церкви, был инициатором обновленческих внебогослужебных чтений и еженедельных богословских лекций (в основном по патрологии) [4].

27-31 января 1925 года участвовал в совещании ученых-богословов в Москве в звании профессора и в сане протоиерея.

В марте 1926 года стал членом корпорации обновленческой Киевской богословской школы в Киево-Печерской лавре.

21 апреля 1928 года участвовал в заседаниях Нежинского Епархиального Съезда синодальной (обновленческой) ориентации [5].

Служил в Московской области в сане протопресвитера.

В 1930-х годах принёс покаяние, в 1935 году был принят в сане протоиерея, на должность настоятеля Троицкой церкви города Раменского.

Перед арестом проживал в церковной сторожке.

23 февраля 1938 года был арестован по обвинению в "контрреволюционной агитации". Проходил по групповому делу "Дело П 77338, Московская о., г. Раменское (1938г.)"

27 февраля Тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. приговорен к расстрелу.

Расстрелян 7 марта 1938 года в пос. Бутове Московской обл. Погребен в безвестной могиле на "Бутовском полигоне".

30 января 1990 года прокурором Московской области реабилитирован по 1938 году репрессий.

Сочинения:

   Патристические экскурсы / [Свящ. Николай Фетисов]. - Одесса : "Слав." тип. Е. Хрисогелос, 1910. - 10 с.

   Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения // Труды КДА. 1914, Июль-Август, с. 437-462

   Слово в день годичного поминовения всех почивших основателей, благодетелей, учивших и учившихся в Киевской духовной академии : Значение прошлого Академии для нас : Произнесено в великой церкви Киево-Брат. монастыря 31 дек. 1913 г. / [Свящ. Николай Фетисов]. - [Киев] : тип. АО "Петр Барский в Киеве", [1914]. - 8 с. Авт. указан в конце текста

   "Диодор Тарсский. Опыт церковно-исторического исследования его жизни и деятельности" (Киев. 1915, магистерская диссертация).


Архиепископ Тихон (в миру Тимофей Иванович Лященко) (22 февраля (6 марта) 1875, слобода Куликовка, Острогожский уезд, Воронежская губерния — 11 (24) февраля 1945, Карловы Вары) — епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Берлинский и Германский.

Родился 22 февраля 1875 года в слободе Куликовке Острогожского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина.

В 1889 году окончил Павловское духовное училище по первому разряду. В 1895 году окончил Воронежскую духовную семинарию по первому разряду.

24 ноября 1895 года был рукоположен в сан диакона епископом Воронежским и Задонским Анастасием (Добрадиным) к Петропавловской церкви слободы Лыковой Острогожского уезда. Проходил должность учителя одноклассной церковно-приходской школы.

5 сентября 1896 года, по прошению, перемещён к Воскресенскому храму села Красного Новохопёрского уезда.

19 ноября 1898 года рукоположён в сан священника к Богословской церкви села Солонецкого Коротоякского уезда.

11 сентября 1905 года был уволен за штат для поступления в Киевскую духовную академию.

22 августа 1908 года был временно определён в Михайловскую церковь при Киевской Дегтярёвской богадельне.

В 1909 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. Преподавал в академии пастырское богословие и гомилетику. Состоял членом Киевского клуба русских националистов.

20 июня 1909 года митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким) был утверждён в учёной степени и должности настоятеля церкви при Киевской Дегтяревской богадельне.

В 1911 году был назначен исполняющим должность доцента.

В 1913 году удостоен степени магистра богословия и определён экстра-ординарным профессором Киевской духовной академии.

2 августа 1914 года в Киево-Печерской Лавре был пострижен в монашество с наречением имени Тихон, а 6 августа возведён в сан архимандрита и назначен инспектором той же академии. Пробыл в этой должности до 1918 года.

По воспоминаниям Н. Д. Тальберга, близко знавшего его: «Будучи инспектором Киевской Духовной Академии, он намеревался создать в окрестностях города женский миссионерский монастырь, наподобие известной Лесненской обители на Холмщине. Духовником его был почитаемый старец Алексий Голосеевский. В конце января 1917 года архимандрит Тихон поведал ему свой план. Старец-провидец, с грустью взглянув на него, ответствовал: „Что задумал, отче. Не до построек теперь. Вскоре обители и храмы будут разрушаться“».

6 июля 1918 года включён в состав специальной следственной комиссии для всестороннего выяснения всех обстоятельств убийства митрополита Киевского Владимира (Богоявленского)[9].

В 1919 году эмигрировал из России. С 1920 по май 1921 года был настоятелем храма Николая Мирликийского в Софии, затем настоятельсвовал в Берлине.

15 апреля 1924 года в Праге состоялась архиерейская хиротония архимандрита Тихона во епископа Берлинского и Германского. Чин хиротонии совершили митрополит Евлогий (Георгиевский) и епископ Сергий (Королёв).

В июне 1926 года Берлинское викариатство Западноевропейской епархии было преобразовано в самостоятельную епархию, что послужило толчком к разрыву между митрополитом Евлогием (Георгиевским) и Русской Зарубежной Церковью, сам епископ Тихон (Лященко) вместе с большинством немецких приходов остался в ведении последней.

По воспоминаниям Н. Д. Тальберга: «Храню о нём память, как о замечательном духовнике, много давшем мне. Был я свидетелем его кипучей административной деятельности. Глубокая духовность сочеталась у него с большой работой на пользу Церкви, иногда не достигавшей цели, что не ослабляло его дальнейшей энергии».

Благодаря его усилиям, 14 марта 1936 года правительство Пруссии вынесло постановление о присвоении православной Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. Это постановление было распространено и на другие земли страны. Прочие православные юрисдикции оказались в положении частных организаций, не пользующихся покровительством немецкого государства. В условиях наступившей гитлеровской диктатуры это означало, что переход германских храмов митрополита Евлогия в РПЦЗ становился лишь делом времени.

24 февраля 1938 года решением Архиерейского Синода РПЦЗ уволен на покой. Причиной увольнения архиепископа Тихона стали финансовые нарушения в его епархии[13]. 12 июня того же года принял участие в торжественном освящении нового кафедрального собора Берлинской епархии, построенного при его участии по проекту архитектора Шельберга.

Выйдя на покой переехал в Югославию, где с благословения Патриарха Сербского Гавриила поселился в Монастыре Раковица.

10 ноября 1944 года прибыл в Карлсбад (Карловы Вары) из Белграда через Вену вместе с Архиерейским Синодом РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием (Грибановским).

Здесь 24 февраля 1945 года архиепископ Тихон скоропостижно скончался. Похоронен на городском кладбище.

Сочинения:

   «Поучение на праздник Успения Пресвятой Богородицы» // «Труды Киевской духовной академии» 1914, сентябрь-октябрь, с. 7.

   «О Промысле и предопределении Божием». Слово в пяток первой седмицы Великого поста // «Труды Киевской духовной академии» 1915, апрель, с. 1.

   «Коптские акты 3-го Вселен. Собора» // «Труды Киевской духовной академии». 1914, март, с. 393, 1915, июль-август, с. 400, 1915, декабрь, с. 491.

   «Слово в день обретения Казанския чудотворныя иконы Богоматери» // «Труды Киевской духовной академии» 1915, сентябрь, с. 8.

   «Слово в день Успения Богородицы». (Смерть и успение) // «Труды Киевской духовной академии» 1915, октябрь-ноябрь, с. 195.

   «Слово в пяток четвёртой седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых (об отношении к пастырям церковным)» // «Труды Киевской духовной академии» 1911, апрель, с. 541.

   «Св. Кирилл, еп. Александрийский. Его жизнь и деятельность». Изд. Киев, 1913.

   Листок: «Пьянство, его пагубность и борьба с ним». Указ на лит. труд см. «ТКДА» 1914, т. III, с. 560.

   «Слово в день празднования 1600-летия издания Миланского Эдикта. Победа христианства над язычеством и уроки из неё для нашего времени» // «Труды Киевской духовной академии» 1913, ноябрь, с. 1.

   «Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия» // «Труды Киевской духовной академии» 1913, май, с. 94.

   «Слово в пяток четвёртой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых (смысл и значение поклонения Кресту Господню)» // «Труды Киевской духовной академии» 1913, апрель, с. 21.

   «Слово в день 300-летия воцарения дома Романовых». (Церковь Православная — опора престола и Царства Всероссийского) // «Труды Киевской духовной академии» 1913, март, с.1.

   «Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. О мешке, суме и мече» // «Труды Киевской духовной академии» 1914, апрель, с. 10.

   Поучение на праздник Успения Пресвятыя Богородицы : Произнес. в великой церкви Киево-Печер. Успен. лавры 15 авг. 1914 г. / [Архим. Тихон] Киев : тип. АО «Петр Барский в Киеве», [1914]

   Аскетизм, как основа русской культуры / Проф. архим. Тихон. Москва : тип. А. Снегиревой, 1915

   «Страсти Христовы и страждущая Русь». (Слово в пяток 1 седмицы Великого поста) // «Труды Киевской духовной академии» 1916, апрель. с. 1.

   «Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы» // «Труды Киевской духовной академии» 1916, декабрь, с.1.

   «Слово в пяток 1 седмицы Великого поста». (Три урока у Креста Христова) // «Труды Киевской духовной академии» 1917, январь-февраль, с. 5.


Сергѣй Александровичъ Песоцкий (Луцкъ, Волынская губернiя, 1869 – Киев, 23 (10) мая 1920 г.) - писатель, доцент Киевской духовной академии по кафедре введения в круг богословских наук. Главные труды Песоцкого: "Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность" (Киев, 1897, магистерская диссертация); "К вопросу об историческом характере Моисеева сказания о творении мира" (Киев, 1898); "Гадания у древних ассиро-вавилонян" (Киев, 1901); "Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира" (Киев, 1901); "Начало Вавилона" (Киев, 1902); "Идея избавления и Избавителя у древних культурных языческих народов" (Киев, 1904).

Послужной список.

Статский советник, магистр богословия Сергей Александрович Песоцкий, экстраординарный профессор Императорской КДА по кафедре основного богословия, родился 26 августа 1869 г., православного исповедания, сын наставника Волынской духовной семинарии.

Имеет ордена: Св. Владимира 4 степени, Св. Анны 2 и 3 степени и Св. Станислава 2 и 3 степени. Имеет серебряную медаль на Александровской ленте в память императора Александра III и светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Получает содержания: жалованья 7200 руб., прибавки 3600 руб. Итого 10800 руб. в год. По окончании курса наук в Волынской духовной семинарии в 1889 году с званием студента поступил в том же году в число студентов Императорской КДА, в коей обучался по литературной группе наукс 1889 по 1893 год. По окончании курса академии со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания Высокопреосвященнейшим Иоанникием, митрополитом Киевским и Галицким, утвержден, согласно с избранием Совета Имп. КДА от 7 августа 1893 года, в должности секретаря Совета и Правления КДА 18 августа 1893 года, в каковую вступил с 9 сентября 1893 г. Указом Правительствующего Сената от 8 февраля 1894 года за No 10 утвержден по степени кандидата в чине коллежского секретаря со старшинством с 9 сентября 1893 г. Предложением господина попечителя Киевского учебного округа за No 2902 определен преподавателем Закона Божия в Киево-Подольское 2-е городское приходское училище для мальчиков и параллельное при нём отделение в занимаемой им должности при академии 6 апреля 1894 г. Получил серебряную медаль в память императора Александра III

для ношения на груди на Александровской ленте на основании Высочайшего повеления от 26 февраля 1896 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 21 декабря 1896 г. за No 73 произведен за выслугу лет в чин титулярного советника со старшинством с 9 сентября

1896 г. За печатное сочинение под заглавием «Святой пророк Даниил, его время жизни и деятельность» согласно удостоению Совета академии указом Св. Синода за No 2857 утвержден в степени магистра богословия 4 июня 1897 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3 степени 6 мая 1898 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 16 сентября 1899 г. за No 73 произведен за выслугу лет в чин коллежского асессора со старшинством с 9 сентября 1899 г. Советом академии 19 ноября

1902 г. избран на кафедру введения в круг богословских наук и Его Высокопреосвященством митрополитом Киевским утвержден в должности доцента академии по этой кафедре 26 ноября 1902 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3 степени 6 мая 1903 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 12 декабря 1903 г. за No 92 произведен за выслугу лет в чин надворного советника со старшинством с 9 сентября

1903 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 16 июня 1907 г. за No 40, согласно избранию Совета академии, назначен экстраординарным профессором академии с 22 марта 1907 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 2 степени 6 мая 1907 года. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 26 ноября 1907 г. за No 79 произведен за выслугу лет в чин коллежского советника со старшинством с 9 сентября 1907 г. Согласно прошению уволен от должности преподавателя Закона Божия в Киево-Подольском 2-м городском приходском училище с 1 ноября 1907 г. С введением в действие нового Высочайше утвержденного 2 апреля 1910 года устава православных духовных академий переименован в профессора основного богословия 16 августа 1910 г. За отлично-усердную службу пожалован орденом Св. Анны 2 степени 6 мая 1911 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 23 января 1912 г. за No 5 произведен за выслугу лет в чин статского советника со старшинством с 9 сентября 1911 г. Предоставлено право ношения на груди Высочайше утвержденной в память 300-летия царствования Дома Романовых светло-бронзовой медали на основании Высочайшего повеления от 21 февраля 1913 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше награжден орденом Св. Владимира 4 степени 6 мая 1914 г. Женат на Людмиле Степановне урожденной Захарьевич, православного исповедания, родившейся 24 декабря 1877 г.

ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10945. Л. 1–7, формулярный список, составленный администрацией КДА в 1914 г., писарская рукопись, приписки секретаря КДА

В коллекции КДА сохранились его рукописи: Конспект лекций по основному богословию. 1912–1913 гг. (ИР НБУВ. Ф. 160. Д. 1830. 77 с.) ; Введение в круг богословских наук (Там же. Д. 1807).

Рукопись кандидатского сочинения: Святой пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность. 1893. ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 3. Д. 4853. 125 л


Михаилъ Эммануиловичъ Посновъ (7 января 1873, село Протасьев Угол, Сапожковский уезд, Рязанская губерния, — 13 октября 1931, София) — русский библеист, историк христианской Церкви.

Родился 7 января 1873 года в селе Протасьев Угол в купеческой семье.

Обучался в Киевской духовной академии, по окончании преподавал в ней библейскую историю.

С 1 октября 1898 года — преподаватель Богуславского духовного училища.

В 1908 году стал приват-доцентом Киевского университета по кафедре истории Церкви. С 1910 года преподавал в Киевской духовной академии Священное Писание Нового Завета. В 1913 году стал профессором кафедры истории древней Церкви Киевской академии.

После революции 1917 года эмигрировал, с 1919 года и до смерти был профессором догматики и церковной истории в Софийской духовной академии, профессором церковной истории Софийского университета, а также в Пастырско-богословском училище св. Кирика в Горноводенском монастыре Пловдивской епархии.

Семья

Супруга: Елена Григорьевна — жила и скочалась в Софии, Болгария

Дочь: Ирина Поснова — основатель и руководитель издательства Жизнь с Богом в Брюсселе, Бельгия

Сын: Валентин — жил и скончался в Софии, Болгария

Сочинения:

   Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом завете: Опыт богословско-философского обозрения истории израильского народа (магистерская диссертация, 1898).

   Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа — божественного и человеческого (1903).

   К вопросу об учреждении богословских факультетов (1906).

   Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время) (1906).

   К вопросу об источниках христианского вероучения и задачах его (1906).

   О судьбах библейского Израиля (1907).

   Первая христианская община и коммунизм (1909).

   Новые типы построения древней истории Церкви (1909).

   О личности основателя христианской церкви (1910).

   Евангелие Иисуса Христа и Евангелие апостолов о Христе (1911).

   Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним (докторская диссертация, 1917).

   Самарийские маги — христианские ересиархи (1917).

   Митрополит Антоний как православный богослов-догматист (1929).

   История христианской церкви (до разделения церквей — 1054 г.).

Автобиография.

Curriculum vitae.

Доцент Михаил Эммануилович Поснов родился 7 января 1873 г. на хуторе близ села Протасьева Угла и деревни Завидово, Сапожковского уезда, Рязанской губернии. Мой дед — Степан Павлов — был крепостным крестьянином, но в 1850 г. он откупился на волю, приписался к мещанскому сословию и занимался хуторским хозяйством на собственном участке земли и лесным промыслом. Мой отец — Эммануил Степанович — вместе со своими братьями наследовал от своего отца имение и продолжал дело его. Дед мой был очень состоятельный человек. Но у отца хозяйство пришло в упадок, имение было заложено, потом продано. Восьми лет, в 1881 г., я отдан был в сельскую школу, где обучался два года. Сельскою школою, вероятно, ограничилось бы мое образование, но наш законоучитель, священник о. Николай Никольский, посоветовал отцу моему отдать меня в духовное училище. Мои родители последовали этому совету, и в 1883 г. десяти лет от роду я поступил в приготовительный класс Сапожковского духовного училища. В 1888 году я перешел в Рязанскую духовную семинарию, а в 1894 г. выдержал вступительный экзамен на 1-й курс Киевской духовной академии. По окончании курса в академии в 1898 г. 1-го октября того же года я был назначен преподавателем по русскому языку в Богуславское духовное училище. В начале 1903 г. я был переведен на должность помощника инспектора в Киевскую духовную академию, в какой должности оставался до 15 августа 1911 г. В 1908 г. я был избран приват-до-центом в Университете Св. Владимира на кафедру истории Древней Церкви. В 1910 г. был назначен доцентом в Киевскую духовную академию по второй кафедре СвященногоПисания Нового Завета. В 1913 году перешел на кафедру истории Древней Церкви. Из богословско-литературных трудов мне принадлежат следующие:

1. Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете. 195 + 96 (примечания) с. Богуслав, 1902.

2. Иудейство. 267 с. Киев, 1906.

3. О судьбах библейского Израиля. Киев, 1907.

4. Новые типы построения древней истории Церкви. 47 с. 1909.

5. Первая христианская община и коммунизм. 30 с. Санкт-Петербург, 1909.

6. О Личности Основателя Христианской Церкви. 79 с. Санкт-Петербург, 1910.

7. Евангелие Иисуса Христа и «Евангелие» апостолов о Христе. 34 с. Киев, 1911.

8. Гностицизм и борьба Церкви с ним в II веке. 59 с. Киев, 1912.

и некоторые другие. 14 сентября 1913 г. М. Поснов ИР НБУВ. Ф. 17. Д. 1942. Л. 1–2, автограф.

Послужной список.

Статский советник, магистр богословия Михаил Эммануилович Поснов, экстраординарный профессор (сверх штата) Императорской КДА по кафедре истории Древней Церкви и приват-доцент Императорского университета св. Владимира. Родился 12 января 1873 г., православного исповедания, сын мещанина Рязанской губернии. У родителей деревянный дом. Имеет ордена: Св. Анны 2 и 3 степени и Св. Станислава 2 и 3 степени. Имеет светло-бронзовую медаль

в память 300-летия царствования Дома Романовых. Получает содержания: жалованья 7200 руб., прибавки к содержанию 360 руб. Итого 10800 руб. в год. Обучался в Рязанской духовной семинарии с 1888 по 1894 год и в Императорской КДА с 1894 по1898 год. По окончании курса академии утвержден в степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания чрез представление удовлетворительной диссертации и защищения ее в коллоквиуме 23 июня 1898 г. Определен на должность учителя русского и церковнославянского

языков в старшие классы Богуславского духовного училища 1 октября 1898 г.

Преподавал уроки по катехизису в IV классе и по церковному уставу в III и IV классах с 13 февраля по 9 апреля 1899 г. Преподавал уроки по арифметике в приготовительном классе с 10 сентября по 14 октября 1899 г. Указом Св. Синода от 16 августа за No 6294 перемещен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в параллельных классах Киево-Подольского духов-

ного училища 16 августа 1902 г. Согласно представлению Преосвященного ректора КДА резолю

цией митрополита Киевского и Галицкого Феогноста перемещен на должность помощника инспектора КДА 3 января 1903 г. За печатное сочинение под заглавием «Идея завета Бога с изра

ильским народом в Ветхом Завете», согласно удостоению Совета КДА, указом Святейшего Синода за No 4602 утвержден в стапени магистра богословия 30 мая 1903 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 13 июня 1903 г. за No 50 утвержден по должности учителя Богуславского и Киево-Подольского училищ в чине коллежского асессора со старшинством

с 1 октября 1898 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 12 декабря 1908 года за No 92 произведен за выслугу лет в чин надворного советника со старшинством с 1 октября 1902 г.

За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3 степени 6 мая 1904 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 24 февраля 1907 года за No 12 произведен за выслугу лет в чин коллежского советника со старшинством с 1 октября 1906 г.

Попечителем Киевского учебно-го округа допущен к чтению лекций в Университете св. Владимира в качестве приват-доцента по предмету истории Церкви 29 марта 1908 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3 степени 6 мая 1908 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 28 февраля 1911 г. произведен за выслугу лет

из коллежских в статские советники со старшинством с 1 октября 1910 г. Определением Св. Синода за No 10048 назначен преподавателем академии по второй кафедре Священного Писания Нового Завета в звании доцента 1 декабря 1910 г. Резолюцией Его Высокопреосвященства митрополита Киевского Флавиана за No 274 разрешено ему, Поснову, соединять временно до

16 августа 1911 г. с должностью преподавателя академии должность помощника инспектора ее — 18 января 1911 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше награжден орденом Св. Станислава 2 степени 6 мая 1912 г. Предоставлено право ношения на груди Высочайше учрежденой в память 300-летия царствования Дома Романовых светло-бронзовой меда-

ли на основании Высочайшего повеления от 21 февраля 1913 г. По указу Св. Синода от 14 марта

1913 года No 4281 перемещен, согласно прошению, на кафедру истории Древней Церкви в той же академии с 16 августа 1913 г. Согласно ходатайству Совета академии по указу Св. Синода от 18 сентября 1913 г. No 14807 разрешено в 1913–14 учебном году занимать и вторую кафедру Священного Писания Нового Завета с дополнительным вознаграждением по сей кафедре в размере доцентского жалованья со дня постановления о сем Совета академии, т. е. с 17 августа 1913 г. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 9 декабря 1913 г. No 81 назначен сверхштатным экстраординарным профессором академии с 14 октября 1913 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 2 степени 6 мая 1915 г.

Женат на Елене Григорьевне, родившейся 1 июля 1888 г., урожденной Волошиной. У них сын Владимир, родившийся 22 июля 1912 г., и дочь Ирина, родившаяся 27 июля 1914 г. Жена и дети православного исповедания.

ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10950. Л. 1–5 об. Формулярный список, составленный администрацией КДА в 1915 г., машинопись, писарская рукопись.