На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 7.


Степанъ Тимоѳеевичъ Голубевъ (25 октября 1848, с. Ардатовка, Российская империя— 22 ноября 1920) — русский церковный историк. Отец монархического деятеля Владимира Голубева и архиепископа Гермогена (Голубева).

Родился в селе Атмис Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Его отцом был протоиерей Тимофей Николаевич Голубев, а матерью - Мария Дмитриевна (дочь священника Лукинского). С 1858 по 1864 год С. Голубев обучался в Нижнеломовском духовном училище, затем, с 1864 по 1870 год, — в Пензенской духовной семинарии, а с 1870 по 1874 год — в Киевской духовной академии[2]. Печататься начал с 1872 года, опубликовав свою работу «Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в.» в «Трудах КДА» и получив за неё Евгениево-Румянцевскую премию. 24 мая 1874 года утверждён в степени кандидата богословия с правом получения магистерской степени без нового устного испытания за успехи в учёбе и за труд «Петр Могила и Исайя Копинский: Вступление Петра Могилы на Киевскую митрополию и его отношения к Исайи Копинскому».

27 сентября 1874 года стал приват-доцентом на кафедре русской церковной истории Киевской духовной академии. 15 сентября 1883 года получил степень магистра богословия за труд: «Киевский митрополит Пётр Могила и его сподвижники» (К., 1883). Эта работа была высоко оценена, и за неё Голубев получил половинную Уваровскую премию и половинную Макарьевскую премию Священного Синода. С 15 февраля 1884 года состоял штатным доцентом по кафедре истории и обличения русского раскола. 5 марта 1885 года избран приват-доцентом Киевского университета Святого Владимира по кафедре церковной истории.

В 1887 году женился на дочери профессора Ф. А. Терновского Елене Филипповне Терновской. С 1891 года — исполняющий обязанности экстраординарного профессора Киевского университета, утверждён в этой должности 8 октября 1899 года. В 1898 году вышел второй том работы «Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники», также удостоенный Уваровской и Макарьевской премий. 17 марта 1899 года удостоен степени доктора церковной истории по ходатайству Совета Казанской духовной академии. С 1899 года — ординарный профессор Киевской духовной академии, с 1900 года — заслуженный ординарный профессор, с этого же года — ординарный профессор Киевского университета. Публиковал много работ по истории малороссийской и западно-русской церкви, рецензий на труды других исследователей в различных научных изданиях.

В 1906 году принимал участие в заседаниях Предсоборного присутствия, где выступал за восстановление патриаршества. 29 декабря 1908 года избран членом-корреспондентом Российской академии наук по Отделению русского языка и словесности. С 1908 года — действительный статский советник.

Член Исторического общества Нестора-летописца, Общества истории и древностей российских, Киевской археографической комиссии, Киевского церковно-исторического и археологического общества при КДА, почётный член Пензенского историко-статистического и археологического комитета и других научных обществ, член Киевского клуба русских националистов[3]. Награждён орденами Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени, Св. Станислава 1-й степени.

После Октябрьской революции участвовал в обсуждении проектов по развитию богословского образования. Скончался 22 ноября 1920 года, похоронен в Киеве, на верхнем кладбище Флоровского монастыря на Замковой горе.

Выдающемуся учёному посвящена одна из витрин Музея Одной Улицы. В экспозиции музея представлены научные работы Степана Тимофеевича, его многочисленные очерки об истории средневекового Киева, а также сюртук учёного с крайне редким академическим знаком.

Труды:

   Описание и истолкование дворянских гербов южнорусских фамилий в произведениях духовных писателей XVII в. / С. Т. Голубев. — Киев. — 88 с. // Труды КДА . — 1872. — Кн. 10. — C. 295—382.

   Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т. 1. Киев, 1883., том 1 в открытом доступе на сайте РГБ

   Начало систематической обработки русской церковной истории: Вступительная лекция, читанная 15 апреля 1885 г. приват-доцентом Императорского ун-та св. Владимира С. Голубевым. — 1885. — Киев: тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1885. — 16 с.

   Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Т.2. Киев, 1898., том 2 в открытом доступе на сайте РГБ

   История Киевской духовной академии. Вып. 1. Период домогилянский / [Соч.] С. Голубева. — Киев: Унив. тип., 1886. — 235 с., 121 с. прил.

   Материалы для истории западно-русской церкви (XVIII стол.) / [Соч.] С. Голубева. — Киев: тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1895. — [2], XVIII, 299 с.

   Неизвестное полемическое сочинение против папских притязаний в Юго-Западной России (1633 года) / С. Голубев. — Киев: тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1899. — 42 с.

   Южнорусский православный катехизис 1600 года / С. Т. Голубев. — Киев. — 81 с. // Чтения в Историческом обществе Нестора-Летописца. — 1899. — Кн. IV. — Отд. 3. — C. 1—81

   Отзыв о сочинении г. Вишневского: Киевская академия в первой половине XVIII века (рукопись), Киев : тип. И.И. Горбунова, 1900

   Киевская Академия в конце XVII и начале XVIII столетий: речь произнесённая на торжественном акте Киевской Духовной Академии 26 сентября 1901 г. / С. Голубев. — Киев: Тип. И. И. Горбунова, 1901. — [2], 101 с., [2] л. ил.

   Отзыв о сочинении В. О. Эйнгорна: Очерки из истории Малороссии в XVII в. — 1. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича : Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1902

   Несколько страниц из новейшей истории Киевской духовной академии: (Ответ проф. Голубева проф. Титову и беседы его с разными лицами по вопросам ученым, учебным и житейским) / С. Т. Голубев. — Киев: тип. И. И. Горбунова, 1907. — [2], 239 с.

   Отзыв о книге священника Н. Шпачинского: «Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757—1770 гг.)» (Киев, 1907 г.) / Проф. С. Т. Голубев. — Москва: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1909. — 25 с.

   Спорные вопросы о древней топографии Киева / С. Т. Голубев. — Киев: тип. акц. об-ва «Пётр Барский в Киеве», 1910. — 32 с.


Василiй Ѳеодоровичъ Пѣвницкiй (Васильевский погост (ныне Малое Юрьево) Муромского уезда Владимирской губернии, 1832— Киев, 1911) — доктор богословия, заслуженный ординарный профессор и член правления Киевской духовной академии; духовный писатель.

Родился 29 февраля (12 марта) 1832 года в Васильевском погосте (ныне Малое Юрьево) Муромского уезда Владимирской губернии, где его отец служил священником. В раннем возрасте остался сиротой, лишившись в 1844 году отца, а в 1845 году — матери.

Первоначальное образование получил в Муромском духовном училище (1846) и Владимирской духовной семинарии (1851). Как один из лучших семинаристов предназначался для отправления в Московскую академию, однако по просьбе самого Певницкого был отправлен в Киевскую духовную академию, где уже учился его старший брат Дмитрий, а также друг и земляк Александр Воскресенский.

В 1855 году окончил Киевскую академию со степенью магистра богословия и был оставлен при академии бакалавром (доцентом) по кафедре общей словесности. В 1860 году был возведён в звание экстраординарного профессора по кафедре общей словесности, а в 1862 году — в звание ординарного профессора по кафедре церковной словесности (гомилетики). Одновременно читал лекции по вакантной кафедре пастырского богословия. Кроме того, в 1861—1868 годах преподавал немецкий язык. В 1872 году был утверждён в степени доктора богословия за сочинение «Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и голос в исправлении нравов». В 1881 году был удостоен звания заслуженного ординарного профессора.

Вместе с преподавательской деятельностью занимал и ряд административных должностей. В 1856—1859 годах и в 1861 году состоял помощником инспектора академии. В 1869—1884 годах был помощником ректора по церковно-практическому отделению, а в 1884—1906 годах был членом правления академии. В 1881—1882 годах состоял членом учреждённого при Св. Синоде особого комитета для обсуждения соображений об изменениях в существующей организации духовных академий. Отличался крайне правыми взглядами; выступал против вытеснения богословских дисциплин светскими; принимал деятельное участие в составлении нового консервативного устава духовных академий (1884), ликвидировавшего академическое самоуправление.

Был пожалован чином действительного статского советника 15 мая 1883 года. В 1906 году вышел в отставку, был избран почётным членом Киевской духовной академии. В 1907 году вернулся в академию сверхштатным профессором.

Помимо отдельных изданий, опубликовал значительное число работ по гомилетике в журнале «Труды Киевской духовной академии», редактором которого состоял в 1860—1905 годах. В 1860-х годах, когда в печати обсуждались вопросы о преобразовании духовно-учебных заведений, Певницкий посвятил этому предмету целый ряд статей в «Трудах КДА». Статьи религиозно-нравственного и публицистического характера он печатал и в других журналах, больше всего таких статей было помещено в «Воскресном чтении», где Певницкий состоял редактором в 1878—1883 годах. Большинство материалов из «Воскресного чтения» впоследствии вошли в «Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни», изданный редакцией «Миссионерского обозрения» в двух выпусках в 1903 году. Также оставил обширные воспоминания, охватывающие в том числе студенческие годы и последующую службу в Киевской академии.

Скончался в Киеве 12 (25) июля 1911 года после длительной болезни. Был похоронен во Флоровском монастыре рядом с могилой супруги.

Награды:

   Орден Святой Анны 2-й ст. (1866; императорская корона к ордену — 1869)

   Орден Святого Владимира 4-й ст. (1875)

   Орден Святого Владимира 3-й ст. (1879)

   Орден Святого Станислава 1-й ст. (1887)

   Орден Святой Анны 1-й ст. (1891)

   Орден Святого Владимира 2-й ст. (1905)

Библиография:

   Св. Григорий Двоеслов, его проповеди и гомилетические правила. — Киев: тип. Киевопечер. лавры, 1871. — [4], 339 с..

   Св. Лев Великий и его проповеди. — Киев, 1871

   Четыре слова о любостяжании, сказанные на пассиях в течение великого поста (в 1876 году). — Киев, 1876.

   Воспоминания о покойном митрополите Киевском Арсении. — Киев, 1877.

   Следы проповедничества в древнейшей отеческой письменности. — Киев, 1878.

   Религия в обществе человеческом. — Киев, 1880.

   Религия и семейство. — Киев, 1880.

   Протоиерей Александр Михайлович Воскресенский, экстраординарный профессор Киевской дух. академии. — Киев, 1884.

   Святой Ипполит, епископ римский и дошедшие до нас памятники его проповедничества. — Киев, 1885.

   Священник: Приготовление к священству и жизнь священника. — Киев: тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1885. — [4], 265 с.;

   Священник: приготовление к священству и жизни священника. — 2-е изд. — Киев: Тип. А. Н. Иванова, 1886. — [3], 275, IV c.

   Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. — Киев, 1890.

   Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. — Киев, 1891.

   Священник: Приготовление к священству и жизнь священника. — 4-е изд. — Киев: тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1891. — 277, IV с.

   Образование отцов-проповедников IV века. — Киев, 1892.

   Из истории гомилетики: Первая самая древняя гомилетика. — Киев, 1892.

   Священство: основные пункты в учении о пастырском служении. — Киев, 1892.

   Средневековые гомилетики. — Киев, 1895.

   Священник: Приготовление к священству и жизнь священника. — Киев, 1897.

   Священство : Основные пункты в учении о пастырском служении. — Киев, 1897.

   Служение священника в качестве духовного руководителя прихожан. — СПб., 1898.

   Из истории гомилетики. Гомилетика в новое время, после реформации Лютера. — Киев, 1899.

   О счастии. Где ищут счастия и где нужно искать его? — Киев, 1900.

   Об отношении к церкви нашего образованного общества. — Киев, 1902.

   Христианский взгляд на скорби и страдания, нас постигающие. — Киев, 1902.

   О загробной жизни: Что ожидает нас за гробом? — Киев, 1903.

   Сборник слов, произнесенных в церкви Киево-Братского монастыря на вечернем богослужении, известном под именем пассии. — СПб., 1905.

   Церковное красноречие и его основные законы. — Киев: тип. И. И. Горбунова, 1906. — [4], IV, 296 с..

   Церковное красноречие и его основные законы. — СПб., 1908.

   Мои воспоминания. Ч. 1—2. — Киев, 1910—1911.

   Мои воспоминания: служение в акад. в должности проф. — Киев: тип. АО "Петр Барский в Киеве", 1912. - [2], 87 с.

Семья:

Был женат на Клавдии Ивановне Скворцовой, дочери профессора Киевской духовной академии, протоиерея И. М. Скворцова. Их дети:

   Сергей (род. 1860), окончил Киевскую 1-ю гимназию (1878) и физико-математический факультет университета Св. Владимира (1882)[2]; был помощником попечителя Киевского учебного округа в 1909—1916 годах, в 1910 году произведён в действительные статские советники[3][4]; умер в годы Гражданской войны.

   Владимир (1863—1902), окончил Киевскую 1-ю гимназию (1882) и физико-математический факультет университета Св. Владимира (1886). Старший контролер Государственного банка в Петербурге.

   дочери Юлия (род. 1862), Александра (род. 1869) и Надежда (род. 1871) окончили Фундуклеевскую женскую гимназию.


Константинъ Дмитриевичъ Поповъ (1849 — 1911) — писатель, богослов.

Обучался в Киевской духовной академии, позднее стал в ней профессором по кафедре патристики. Являлся одним из членов-учредителей Киевского клуба русских националистов.

Главные труды

   «Тертуллиан, его теории христианского знания и основные начала его богословия» (Киев, 1880, магист. диссертация);

   «Учение двенадцати апостолов. Новооткрытый памятник древней церковной литературы в переводе с греческого с введением и примечаниями» (Киев, 1885);

   «Вера и её отношение к христианскому знанию, по учению Климента Александрийского» (Киев, 1887);

   «Блаженный Диадох (V-го века), епископ Фотики древнего Эпира, и его творения. Том 1. Творения блаженного Диадоха» (Киев, 1903, докторская диссертация).

Некролог (киевский).

5 мая, в 6 часов по полудни, после продолжительной и тяжкой болезни, скончался заслуженный ординарный профессор (в отставке) Киевской духовной академии, доктор богословия, действительный статский советник Константин Дмитриевич Попов. Почивший профессор, уроженец Воронежской губернии, родился в 1849 году; первоначальное образование получил в Павловскомдуховном училище, среднее — в Воронежской духовной семинарии, а высшее — в Киевской духовной академии, курс которой окончил по церковно-историческому отделению в 1875 году. По окончании курса академии был назначен в Астраханскую духовную семинарию преподавателем церковной истории. В Астрахани, кроме семинарии, он преподавал в епархиальном женском училище словесность и педагогику, состоял членом комиссии по научному разбору и описанию архивных дел Астраханской духовной консистории и более полугода исправлял должность инспектора семинарии. В 1878 году К. Д. Попов перешел в Киевскую академию, где занял вакантную кафедру патристики в звании приват-доцента. В 1880 году за сочинение, публично защищенное, под заглавием: «Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала его богословия», был удостоен ученой степени магистра богословия, и в том же году был утвержден в должности внештатного доцента. В 1904 году за сочинение «Блаженный Диадох (V века), епископ Фотики и Древнего Эпира, и его творения. Том 1. Творения блаженного Диадоха. Греческий текст, редактированный по древним греческим рукописям, с предисловием, русским переводом, разночтениями, примечаниями и приложениями», согласно удостоению Совета Киевской академии, Св. Синодом утвержден в ученой степени доктора церковной истории. В том же году он был удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1906 году состоял членом Высочайше учрежденного при Св. Синоде Особого Присутствия для разработки и подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению Поместного Собора Всероссийской Церкви. В 1909 году состоял в числе членов

синодальной комиссии по составлению нового академического устава. В минувшем 1910 году, по введении в действие нового устава духовных академий, за выслугой 30 лет духовно-учебной службы, согласно прошению, был уволен от штатной службы в академии, с оставлением в звании сверхштатного профессора, с правами, предоставленными этому званию, и с разрешением преподавания в академии в течение 1910–1911 учебного года по предмету патрологии.

За отлично-усердную службу почивший имел награды по орден Св. Владимира 3 степени включительно. Кроме указанных трудов, перу профессора К. Д. Попова принадлежат: 1) «Учение 12 апостолов. Новооткрытый памятник древней церковной литературы в переводе с греческого, с введением и примечаниями» (два издания); 2) «Вера и ее отношение к знанию по учению Климента Александрийского» и некоторые другие. Почивший профессор был человек строго го церковного направления и горячий патриот. К автономии в духовно-учебных заведениях

он относился отрицательно.

ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1929. Л. 4. Киевлянин. 1911. No 125 от 7 мая.


Протоiерей Iоанн Корольков (Иванъ Николаевичъ Корольковъ) (1845 — после 1924 (1928 или 1929)) — протоиерей, богослов и преподаватель древнегреческого языка. Брат Дмитрия Николаевича Королькова.

Родился в с. Столбчье Орловской губернии в семье священника Николая Ивановича Королькова. Закончил Орловскую ДС (1865) и Киевскую духовную академию (1869). С 21 июля 1869 — преподаватель Саратовской духовной семинарии. С 27 августа 1870 — преподаватель Черниговской духовной семинарии, а позже стал инспектором Киевской духовной академии и экстраординарным профессором греческого языка (с 1873). Преподавал в Академии до 1916 г. Писал научные труды по педагогике, философии и богословских исследований. Главное исследование, посвящённое «Лествице» Иоанна Лествичника, небесного покровителя Иоанна Королькова, дописано не было, хотя рукопись этого труда сохранилась.

Рукоположён в сан священника Андреевской церкви в Киеве в 1895 г. В 1896 г. был переведён на место настоятеля только что освящённого Владимирского собора. Оставался настоятелем по крайней мере до 1919 г.

В Институте рукописи НБУ им. В. И. Вернадского сохранилась переписка профессора Королькова и его личные бумаги.

Труды:

   Русские издания греческих классиков,

   Исторический очерк классического образования в русских духовных академиях,

   Характеристические признаки, отличающие святое Писание от мнимых памятников религиозного откровения,

   Преосвященный Филарет Амфитеатров), епископ рижский,

   Иван Игнатьевич Малышевский, заслуженный профессор Киевской дух. академии (Киев, 1897),

   Киевский митрополит священномученик Макарий, и его значение в истории юго-западной церкви (Киев, 1897),

   Протоиерей отец Назарий Антонович Фаворов, заслуженный профессор Университета святого Владимира (Киев, 1897),

   Чтение о церковном учительстве (Киев, 1898).


Алексѣй Васильевичъ Розовъ (1843 — после 1916) — российский историк.

Окончил Киевскую духовную академию (1865), в которой затем состоял профессором новой общей гражданской истории. Преподавал в Черниговской духовной семинарии, в 1867 получил степень магистра богословия.

С 1869 преподавал в Киевской духовной академии (библиотекарь, доцент (с 1870) по кафедре общей древней гражданской истории).

С 1873 — экстраординарный профессор.

С 1891 — доктор церковной истории («Христианская Нубия», часть I), заслуженный ординарный профессор. Действительный статский советник (1900).

В 1903 Розова утвердили в потомственном дворянстве.

С 1909 — сверхштатный заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии. Докторская диссертация на тему: «Христианская Нубия. Источники для истории христианства в Нубии» (Киев, 1890).

Послужной список.

Действительный статский советник, доктор церковной истории

Алексей Васильевич Розов, сверхштатный заслуженный ординарный профессор Императорской Киевской духовной академии, родился

14-го марта 1843 г., православного исповедания. Кавалер орденов: Св. Владимира 3 и 4 степени, Св. Анны 2 и 3 степени, Св. Станислава 1, 2 и 3 степени. Имеет знак отличия беспорочной службы за XL лет на Владимирской ленте, серебряную медаль на Александровской ленте в па-

мять императора Александра III и светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. Получает пенсии 3000 руб. в год.

Сын священника Ярославской епархии. Имеет деревянный дом с та-

ковым же флигелем в городе Киеве. Обучался в Ярославской духовной семинарии с 1856 по 1861 год и в Императорской Киевской духов-

ной академии с 1861 по 1865 год. По окончании полного курса наук

в академии Св. Синодом определен в Черниговскую духовную семинарию наставником 1-му классу словесности — 1865 г., октября 9. По представлению семинарского Правления епархиальным Преосвященным определен на должность помощника инспектора семинарии — 1866 г., января 31.По поручению Правления семинарии освидетельствовал семинарскую библиотеку — 1866 г., 16 июня. Св. Синодом утвержден в степени магистра богословия — 1867 г., января 13.

Избран и утвержден членом педагогического собрания Правления

семинарии — 1867 г., августа 12.Избран и утвержден членом распорядительного собрания Правления семинарии — 1867 г., сентя

бря 5. Безмездно преподавал в Черниговском училище девиц духовного

звания русскую гражданскую историю с 1867 г., 1 октября, по 1869 г.,

10 октября. И за сие преподавание объявлена ему Высокопреосвященным Варлаамом, архиепископом Черниговским и Нежинским, благодарность

1868 г., 7 октября. Исправлял должность преподавателя немецкого языка с 1869 г., января 24.Исправлял должность инспектора семинарии с 1869 г., 24 января. По распоряжению местного начальства назначен временно вторым

редактором «Черниговских епархиальных известий» 1869 г., 25 января.

Избран и утвержден библиотекарем при семинарии 1869 г., 4 февраля.

Вследствие отношения Совета Императорской Киевской духовной

академии от 13 октября 1869 г. за No 23 и согласно прошению его, по

представлению Правления Черниговской духовной семинарии, Черниговским епархиальным Преосвященным уволен от занимаемых им

при оной семинарии должностей 1869 г., ноября 15. По избранию Совета академии состоявшемуся 9 сентября 1869 г.,

Высокопреосвященным митрополитом Киевским утвержден в должности библиотекаря Императорской Киевской духовной академии — 1869 г., 23 ноября. Вследствие прошения, по избранию Совета академии, с утверждения Высокопреосвященного митрополита Киевского, определен на

должность доцента академии по кафедре общей древней гражданской

истории 1870 г., ноября 14. Указом Правительствующего Се-

ната от 5 февраля 1881 г. за No 755 по должности доцента утвержден

в чине надворного советника со старшинством с 1870 г., 14 ноября.

Согласно прошению по определению Совета академии с утверждения Высокопреосвященного митрополита Киевского перемещен на кафедру новой общей гражданской истории 1872 г., июня 14. Указом Св. Синода от 25 февраля 1873 г. за No 489 утвержден в звании экстраординарного профессора со дня избрания, состоявшегося в общем собрании Совета Императорской Киевской духовной академии, т. е. с 1873 г., ноября 9.

Указом Правительствующего Сената от 3 ноября 1881 года за No 6145

произведен в чин коллежского советника со старшинством с 1874 г.,

ноября 14. По избранию церковно-исторического отделения академии состоял членом Совета ее от сего отделения с 1875 г., октября 31, по 1879 г., ноября 23. За отлично-усердную и полезную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3 степени 1876 г., мая 20.

Указом Правительствующего Сената от 14 октября 1882 г. за No 3522

произведен в чин статского советника со старшинством с 1878 г.,

ноября 14. За отлично-усердную и полезную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3 степени 1880 г., июня 20.

Исправлял должность преподавателя по вакантной кафедре общей

древней гражданской истории с получением за сие по 60 параграфу

Устава духовных академий жалованья доцента с 1884 г., сентября 4, по

1885 г., июня 15. За отлично-усердную службу и особые труды Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава

2 степени 1885 г., июня 7.Исправлял должность преподавателя по вакантной кафедре общей древней гражданской истории.За отлично-усердную и полезную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 2 степени 1889 г., июня 16. За печатное сочинение под заглавием «Христианская Нубия», ч. 1, утвержден в степени доктора церковной истории указом Св. Синода за No 839 — 1891 г., марта 5.

Указом Св. Синода от 11 мая 1891 г. за No 1901 утвержден в звании ординарного профессора со дня избрания, состоявшегося в собрании Со-

вета, т. е. с 1891 г., марта 29. За отлично-усердную и полезную

службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Владимира 4 степени 1893 г., мая 15. Предложением господина киевского губернатора за No 1027 утвержден членом Киевской городской Управы и состоял с 1894 г., октября

25, по 1906 г., октября 25. По представлению господина начальника Юго-Западного края от 25 ноября 1894 г. за No 23243 господином министром внутренних дел утвержден на четырехлетие в должности заступающего место киевского городского головы со дня представления, т. е. с 1894 г., ноября 25. За выслугу 25 лет в должности штатного преподавателя академии указом Святейшего Синода за No 200 утвержден в звании заслуженного ординарного профессора 1896 г., января 12. Получил серебряную медаль в память императора Александра III для ношения на груди на Александровской ленте на основании Высочайшего повеления от 1896 г., февраля 26. За отлично-усердную и полезную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Владимира 3 степени 1896, мая 14.

За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован чином

действительного статского советника 1900 г., мая 6. Указом Правительствующего Сената по Департаменту герольдии от 28 апреля 1903 года за No 1391 утвержден в потомственном дворянском достоинстве со внесениемв третью часть родословной книги 1903 г., апреля 23.

За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом

Св. Станислава 1 степени 1905 г., мая 6.

Всемилостивейше пожалован знаком отличия беспорочной службы

за XL лет 1906 г., августа 22. Указом Святейшего Синода за

No 1119 уволен, согласно прошению от службы при академии с оставлением при оной в качестве сверхштатного профессора 1909 г., января 29. Предоставлено право ношения на груди Высочайше утвержденной в память 300-летия царствования Дома Романовых светло-бронзовой медали на основании Высочайшего повеления от 1913 г., февраля 21. Женат на Марии Николаевне Добрянской, родившейся 31 августа 1852 г. У них дети: сыновья — Владимир, родился 1876 г., 8 июля, Иван, родился 1880 г., 2 сентября, Димитрий, родился 1885 г., 14 сентября, и дочери — Надежда, родилась 1878 г., 17 апреля, и Галина, родилась 10 ноября 1888 г. Жена и дети православного исповедания.

ИР НБУВ. Ф. 13. Д. 3847. Л. 1–6, формулярный список о службе, составленный администрацией КДА 25 ноября 1915 г., машинопись, подписи-автографы; ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10954. Л. 13–24, формулярный список о службе, составленный в канцелярии КДА в 1909 г., с дописками до 1917 г., машинопись, писарская рукопись.

Представление от имени Киевской духовной академии к награде орденом Св. Анны 1-й степени по случаю исполнившегося 9 октября 1915 г. 50-летия службы в академии.

ИР НБУВ. Ф. 13. Д. 3848. Л. 7–8, машинопись,


Протоiерей Ѳеодоръ Яковлевичъ Покровскiй (1860–1920–е гг.), русский православный библеист. Окончил КДА, где затем был проф. по каф. библ. истории. Магистерская дисс. П. посвящена началу истории *Разделенных царств. Кроме того, ему принадлежит ряд статей по *допленному периоду ветхозав. истории и статьи в Правосл. богосл. энциклопедии (Иевосфей, Иезавель, Иеровоам, Иессей, Ииуй, Иоав, Иосафат, Иосия, Иосиф и др.).

Разделение еврейского царства на царство иудейское и израильское, К., 1885;

По поводу возражений совр. критики против существования Моисеева закона ранее древнейших пророков–прорицателей, ТКДА, 1890, № 1;

Военачальник Давидов — Иоав, ТКДА, 1903, № 8.

Анкетные данные.

Академический курс проходил в 1870–74 гг. Окончил курс в 1874 г. Степень кандидата в 1874 г. 24 мая; степень магистра 1886 г. июля 31.Родился 1849 г., февраля 1-го дня; Владимирская губерния, Вязниковский уезд, село Груздево. Отец причетник. Первоначальное образование получил в Муромском духовном училище, а потом во Владимирской духовной семинарии. До поступления в академию нигде не служил. По окончании академического курса был определен Таврическим Преосвященным на должность преподавателя по Священному Писанию в Таврическую духовную семинарию 1874 г. июня 11. 20 января 1876 г. был перемещен на службу в Киевскую духовную академию на кафедру библейской истории в звании приват-доцента академии; с 14 сентября 1886 г. штатный доцент академии; с 9 августа 1891 экстраординарный профессор; 25 ноября 1905 г. назначен на священническое место при Киево-Подольской Притиско-Николаевской церкви; с 27 января 1906 г. протоиерей; октября 3, 1907 г., согласно прошению, уволен от духовно-училищной службы; с 13 марта 1908 — сверхштатный профессор академии; с 1 октября 1909 г. по 20 января 1910 г. благочинный Киево-Подольских церквей; 20 января 1910 г. перемещен на священническое место в Киево-Владимирский собор.

Литературные труды:

1) Разделение Еврейского царства на царство Иудейское и Израильское. Киев, 1885 г.

2) По поводу возражений современной критики против существования Моисеева закона ранее древнейших пророков-писателей (речь). Киев, 1890 г.

3) Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский,

бывший настоятель русской духовной миссии в Иерусалиме. Очерк из

истории сношений России с Православным Востоком. Свящ. Ф. И. Титов. Киев, 1903 (отзыв).

4) Военачальник Давидов Иоав. Киев, 1903.

5) Место молитвы Спасителя в саду Гефсиманском (в «Сообщениях

Православного Палестинского общества»). Киево-Владимирского собора

протоиерей Феодор Покровский

ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1913. Л. 1–2 об., ответы на типовую анкету от 24 февраля 1915 г., автограф. Не указана его важная публикация «Путешествие в Святую Землю» (Труды КДА. 1887.

Кн. 1–4. 1888. Кн. 1–4. 1889. Кн. 1).

Послужной список

Коллежский советник, магистр богословия Феодор Яковлевич Покровский, экстраординарный профессор КДА по кафедре библейской истории. Родился в 1849 г., православного исповедания, сын дьякона Владимирской епархии. Окончил полный курс наук в Владимирской духовной семинарии с 1864 г. по 1870 год и в КДА по богословскому отделению с 1870 по 1874 год. По окончании курса академии утвержден в степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания через представление удовлетворительной диссертации и публичное защищение ее 24 мая 1874 г. Таврическим Преосвященным определен на должность преподавателя по Священному Писанию в Таврическую духовную семинарию 11 июня 1874 г. Перемещен на службу в КДА по кафедре библейской истории в звании приват-доцента 20 января 1876 г. Перемещен в исправляющего должность доцента академии с 16 июня 1884 г. За печатное сочинение под заглавием «Разделение Еврейского царства на царства Иудейское и Израильское», согласно удостоверению Совета академии, указом Святейшего Синода за No2783 утвержден в степени магистра богословия 31 июля 1886 г. Утвержден штатным доцентом академии по кафедре библейской истории 14 сентября 1886 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Станислава 3 степени 12 июня 1887 г. Указом Правительствующего Сената от 7 мая 1890 г. за No126 утвержден по должности доцента академии в чине надворного советника со старшинством с 16 августа 1884 г. Указом Правительствующего Сената от 8 ноября 1890 г. за No206 произведен в коллежские советники со старшинством с 16 августа 1886 г. За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3 степени 7 июля 1891 г. Указом Св. Синода от 9 августа 1891 г. за No4150 утвержден в звании экстраординарного профессора со дня избрания Советом, т. е. с 14 июня 1891 г. Временно читал лекции по вакантной кафедре Св. Писания Ветхого Завета с 1 сентября 1891 г.

ЦГИАУК. Ф. 711. Оп. 1. Д. 10947. Л. 1–4, формулярный список, составленный администрацией КДА в 1892 г., писарская рукопись.