На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 8.


Василiй Димитрiевичъ Поповъ (22 января 1879, село Кленовое, Задонский уезд, Воронежская губерния — не ранее 1926) — профессор Киевской духовной академии, магистр богословия. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви.

Родился в семье священника. Окончил Бирюченское духовное училище (1892), Воронежскую духовную семинарию (1898) и Киевскую духовную академию, кандидат богословия (1902).

Преподаватель основного, догматического и нравственного богословия (1902), а также истории русской литературы (1903) и словесности (1906) в Воронежской духовной семинарии. Одновременно преподаватель русского языка в Мариинской женской гимназии (1903), епархиальном женском училище, Алисовской женской гимназии (1904), реальном училище (1905), кадетском Михайловском корпусе (1906).

Магистр богословия (1905), доцент по кафедре истории и разбора (обличения с 1911 года) западных исповеданий Киевской духовной академии, надворный советник (1907).

Товарищ председателя Киевского религиозно-философского общества (1908–1912). Одновременно преподаватель русского языка и словесности, председатель педсовета в киевской частной женской гимназии О. Н. Яновской (1910).

Лауреат Макариевской премии, коллежский советник (1911), статский советник (1915).

Экстраординарный профессор Киевской духовной академии, секретарь Комиссии по реформе духовных академий (1917).

Награждён орденами Святого Станислава 3-й степени (1909) и Святой Анны 3-й степени (1916).

В 1917 году член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от Киевской духовной академии, участвовал в 1-й сессии, секретарь I и XII, член II, III, VI, XI отделов.

С 1918 года делопроизводитель редакции журнала «Труды Киевской духовной академии», член Комиссии по подготовке законопроектов церковно-государственного характера при Министерстве исповеданий Украинской Державы, сотрудник газеты «Слово».

С 1920 года псаломщик в сельском храме, затем преподаватель сравнительного и догматического богословия в Киевской православной богословской академии, участвовал в деятельности преподавательской корпорации Киевской духовной академии.

В 1923 году примкнул к обновленчеству.

Жена — дочь священника София Михайловна Глаголева. Дети — Сергей, Евгения, Валентина.

Сочинения

   Конспект лекций по обличению западных исповеданий 1914–1915, 1923 гг. // ИР НБУВ. Ф. 160. Д. 1835, 1111.

   Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим (458 г.). К., 1905.

   Ездра — Неемия или Неемия — Ездра? // Христианское чтение. 1904. № 10, 12.

   Несколько слов по поводу критической заметки на нашу книгу // Христианское чтение. 1905. № 12.

   Несколько слов М. Э. Поснову по поводу его ответа нам // Христианское чтение. 1906. № 7.

   Что есть истина? (Этюд из области нравственного богословия) // Странник. 1906. № 12.

   Слово в пяток третьей недели великого поста, при воспоминании страстей Христовых. К., 1908.

   Апостольский символ. К., 1908.

   Кальвин. К., 1909.

   Речь при погребении Н. Н. Пузанова // Труды Киевской духовной академии. 1909. № 10.

   Из путевых впечатлений (Поездка в Берлин и возвращение в Россию) // Труды Киевской духовной академии. 1911. № 12.

   Религиозная жизнь в современной Испании. К., 1913.

   Процесс Каррансы, архиепископа Толедо. К., 1916.

   Богословские факультеты на Западе // Віра та держава. 1918. № 3.

   Вопрос о соединении церквей. Самара, 1926.


Владимiръ Петровичъ Рыбинскiй (11 февраля 1867, село Еремеево, Козловский уезд, Тамбовская губерния — январь 1944, Баку) — библеист, профессор Киевской духовной академии, доктор богословия, действительный статский советник.

Родился в семье священника. В 1881 году окончил 2-е Тамбовское духовное училище, в 1887 году — Тамбовскую духовную семинарию, а в 1891 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, лауреат Евгение-Румянцевской премии, профессорский стипендиат.

Доцент по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Киевской духовной академии (1892), магистр богословия, надворный советник (1893).

Одновременно преподаватель всеобщей истории в Киевском институте императора Николая I, коллежский советник (1897), статский советник (1901).

Член Киевского отдела Императорского православного палестинского общества, редактор серии книг «Святая Земля в праздниках Православной Церкви», «Толковой Библии» А. П. Лопухина и «Православной богословской энциклопедии».

Сверхштатный (1904) и штатный (1906) экстраординарный, затем ординарный (1913) и заслуженный ординарный (1917) профессор Киевской духовной академии, редактор журнала «Труды Киевской духовной академии» (1906—1910), почетный член Киевского религиозно-просветительского общества (1907), член правления Киевской духовной академии (1912).

Доктор богословия (1913), действительный статский советник (1914).

Обвенчан с Варварой Алексеевной Владимировой, дочь Наталия.

В 1917 году член Поместного Собора Православной Российской Церкви по избранию от Киевской духовной академии, участвовал в 1-й сессии, заместитель председателя XII и XXII, член II, VI, IX, XXI отделов.

В 1918 году член Всеукраинского Православного Церковного Собора. С сентября редактор еженедельника «Віра та держава».

В 1918—1930 годах преподаватель русского языка в киевской трудовой школе. Одновременно в 1920—1924 годах преподаватель Священного Писания Ветхого Завета в Киевской православной богословской академии и истории Востока в Киевском народном университете, член Еврейской историко-археографической и Византологической комиссий Всеукраинской академии наук и Всеукраинской ассоциации востоковедения.

В 1933—1938 годах переводчик в Азербайджанском научно-исследовательском институте в Баку.

С 1939 года преподаватель старославянского языка, истории языка и грамматики на филологическом факультете Бакинского государственного университета и в Азербайджанском педагогическом институте.

Похоронен на кладбище села Сабунчи (пригород Баку).

Награды:

   Орден Святого Станислава 3-й степени (1898).

   Орден Святого Станислава 2-й степени (1906) степени.

   Орден Святой Анны 3-й степени (1902).

   Орден Святой Анны 1-й степени (1909) степени.

   Орден Святого Владимира 4-й степени (1912).

Сочинения:

   Киевская митрополичья кафедра с половины XIII до конца XVI века.‰ К., 1891.

   Древнееврейская суббота. К., 1892.

   Грех Пилата // Труды Киевской духовной академии. 1893. № 4.

   Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского.

   Слово в пяток четвертой недели Великого поста при воспоминании страстей Христовых // Труды КДА. 1894. № 3, 5.

   Очерк истории самарян // Труды КДА. 1895. № 3, 11; 1896. № 5.

   Библия для детей // Труды КДА. 1896. № 12.

   Слово в великий пяток // Труды КДА. 1896. № 5; 1897. № 5.

   Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце Ветхозаветной и в начале Новозаветной истории и прозелиты иудейства. СПб., 1898.

   Заметки о литературе по Священному Писанию Ветхого Завета // Т Труды КДА КДА. 1898. № 3; 1899. № 5; 1900. № 6; 1905. № 11.

   О христианском пользовании даром слова // Труды КДА. 1898. № 4.

   Слово в пяток четвертой недели Великого поста // Труды КДА. 1899. № 4.

   Слово в годовщину поминовения учивших и учившихся в Киевской академии; Первый опыт «Введения в Священное Писание» // Труды КДА. 1900. № 3, 11.

   О хранении церковных уставов; Исторический очерк лжемессианских движений в иудействе; К изъяснению Псалтири // Труды КДА. 1901. № 4, 9, 12.

   К вопросу о миссии среди интеллигенции // Руководство для сельских пастырей. 1901. № 51.

   Борьба с монашескими орденами и духовными школами во Франции; О новом пересмотре славянского перевода Библии; К характеристике современных настроений // Руководство для сельских пастырей. 1902. № 42, 48, 51.

   По поводу рассуждений о народных праздниках в совещаниях о нуждах сельского хозяйства; О лишении церковного погребения // Руководство для сельских пастырей. 1903. № 14, 44-45.

   О Библии. К., 1902.

   Слово в пяток второй недели Великого поста при воспоминании страстей Христовых // Труды КДА. 1902. № 4.

   Слово в великий пяток, на вечернем богослужении, пред плащаницей; Вавилон и Библия; К изъяснению 22-го стиха 21-й главы книги пророка Иеремии; Юнилий Африканский и его руководство к изучению Библии // Труды КДА. 1903. № 4-5, 7, 10.

   К вопросу об отношении Библии к Вавилону. Раскопки храма Бэла в Ниппуре // Труды КДА. 1904. № 1.

   «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь» (Исайя, 62, 1). СПб., 1904.

   По поводу новейших взглядов на отношение библейских верований и сказаний к вавилонским // Руководство для сельских пастырей. 1904. № 19, 21-22.

   Из религиозной жизни Запада // Там же. 1905. № 15, 46-47, 51-52; 1906. № 19-21, 49-50; 1907. № 52.

   Иеговисты и злогисты; Иезекииль; Иисус Навин и книга Иисуса Навина; Иисус сын Сирахов; Иов, каноническая книга Ветхого Завета; Иоиль; Иона пророк и его книга; Иудифь; Казни египетские; Клинописный материал // Православная богословская энциклопедия. Т. 6-7, 9. СПб., 1905—1910.

   Речь при погребении профессора М. А. Олесницкого; Заметки по литературе Св. Писания Ветхого Завета за 1904 г. // Труды КДА. 1905. № 4-5, 11.

   Из академической жизни; Слово в пяток четвертой недели Великого поста при воспоминании страстей Христовых; По академическим вопросам // Труды КДА. 1906. № 1, 3, 12.

   А. И. Булгаков (Некролог); Профессор А. А. Олесницкий (Некролог); Ветхозаветные пророки // Труды КДА. 1907. № 5, 10, 12.

   Памяти высокопреосвященного Димитрия (Самбикина) // Труды КДА. 1908. № 5.

   По поводу новейших археологических раскопок в Палестине. К., 1908.

   Библейская ветхозаветная критика. К., 1908.

   Книга пророка Авдия. К., 1909.

   О паломничестве в Иерусалим в библейское время. К., 1909.

   Речь при погребении преосвященного Сильвестра // Труды КДА. 1909. № 1.

   Слово в пяток третьей недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых // Труды КДА. 1910. № 4.

   Ответ заслуженному профессору протоиерею Феодору Яковлевичу Покровскому на его «Открытое письмо». К., 1910.

   Правда о Киевской духовной академии. Вынужденный ответ на изданную архиепископом Волынским Антонием брошюру. К., 1910. С. 5-46, 63-96.

   Книга пророка Михея. К., 1911.

   Самаряне. Обзор источников для изучения самарянства. История и религия самарян. К., 1913.

   Отзыв о сочинении М. А. Кальнева «Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов». К., 1914.

   Самарянство и гностицизм (Ответ на критику проф. М. З. Поснова). СПб., 1914.

   К вопросу о самарянстве // Труды КДА. 1916. № 1.

   Олесницкий А. Библейская археология / под ред. и с дополн. В. П. Рыбинского. Ч. І. Религиозные древности. Вып. 1. Пг., 1920.

   До історії жидів на Лівобережній Україні в половині XVIII ст. // Зб. праць жидівської історично-археогр. комісії. Кн. 1. К., 1928. С. 1-97.

   Протиєврейський рух 1881 р. на Україні; Єврейські хліборобські колонії на Київщині, Волині та Поділлі в половині XIX ст. // Збірник праць Єврейської історично-археографічної комісії. К., 1929. Т. 2. С. 139—182, 199—246.

   До історії Київської духовної академії. Курс 1887—1891 рр. Спогади // Хроніка-2000. 1997. Вип. 17/18.

   Анкета. Переписка с А. Глаголевым и И. Корольковым // Collegium. 1998. № 1-2 (7-8).

   Письма к А. А. Дмитриевскому // Труды КДА. 2016. № 24.


Викторъ Ѳеодоровичъ Иваницкiй (1881, село Калужское, Херсонская губерния — после 1948) — русский востоковед, историк церкви, библиограф, библиотековед. Профессор (с 1907).

Родился 20 ноября 1881 года[2]. В 1902 году окончил Одесскую духовную семинарию, в 1906 — Киевскую духовную академию, где после завершении учёбы был оставлен доцентом, а затем стал профессором при кафедре библейской истории (1907), читал лекции по истории древних евреев, истории географии Древней Палестины и истории Древнего Востока.

До 1919 года занимал профессорскую должность. После закрытия Киевской духовной академии был профессором Киевского университета. Участвовал в работе историко-археологической комиссии по еврейскому языку. Иваницкий, отличался высокой степенью эрудиции, владел несколькими языками: греческим, латинским, древнееврейским, арамейским, немецким, французским, английским и вавилоно-ассирийской клинописью.

В 1921—1933 годах работал на различных должностях во Всенародной библиотеке Украины при Всеукраинской Академии наук (ныне Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского). Был младшим, старшим библиотекарем, заведующим отделами старопечатных книг и ориенталистики, с 1923 — заместитель директора библиотеки; с октября 1929 по апрель 1930 — исполнял обязанности её директора.

Во время репрессий 1933 года был уволен и вынужден уехать из Киева. Переехал в Марийскую Автономную ССР; работал научным сотрудником и заведующим справочно-библиографическим отделом в Республиканской библиотеке в г. Йошкар-Ола. С 1939 по 1940 и с 1946 по 1949 — старший преподаватель Марийского университета.

Занимался преимущественно историей александрийской диаспоры.

В первой же своей работе, магистерской диссертации «Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности» (К., 1911), Иваницкий показал себя талантливым исследователем. Книга содержит подробный систематический анализ всех произведений Филона Александрийского, древнейшего комментатора Священных текстов, из тех, чьи труды дошли до нашего времени. Обзор предваряется сводкой материалов по биографии Филона. Автор справедливо назвал свою работу родом энциклопедии: ни до, ни после него в отечественной литературе не было столь широкой по охвату монографии на эту тему. Ценность её увеличивается ещё тем, что на русский язык Филон Александрийский почти не переводился, даже до настоящего времени.

За труд «О происхождении иудейского эллинизма Александрии» (К., 1912) Иваницкий был удостоен звания магистра.

Избранные труды:

   Филон Александрийский. Жизнь и обзор литературной деятельности. — К., 1911;

   О происхождении иудейского эллинизма Александрии // «Труды Императорской Киевской Духовной Академии». — 1912. — Т. 1, Кн. 2;

Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета // «Труды Императорской Киевской Духовной Академии». — 1914. — Т. 3, Кн. 11, 12;

   Письмо Аристея к Филострату. — К., 1916;

   К вопросу о рехавитах, в кн.: К трехсотлетнему юбилею Киевской Духовной Академии. — Вып. 1. — К., 1917;

   Відділ бібліотекознавства Всенародної бібліотеки // «Бібліологічні вісті». — 1923. — № 3; (укр.)

   Підготування наукових бібліотекарів і взагалі наукових робітників у галузі бібліотекознавства та бібліографії // «Бібліотечний збірник». — 1927. — № 2; (укр.)

   Еврейский язык у Г. С. Сковороды. — К., 1928 .

   Всенародна бібліотека України (ВБУ) при ВУАН / Київ. Провідник. — К., 1930. (укр.)


Остроумов Семен Гаврилович (Кубанская область, г. Екатеринодар, 1 сентября 1883 — Киев, 25 (12) февраля 1925), выпускник КДА (1909), в 1909/10 уч. г. сверхштатный профессорский стипендиат, оставленный по особому ходатайству Совета академии для приготовления к занятию вакантной кафедры логики и метафизики; с 1910 г. и. д. доцента по кафедре систематической философии и логики.

Анкетные данные.

Поступил в академию в 1905 г., окончил курс в 1909 г. Родился 1883 г. сентября 1, Кубанская область, г. Екатеринодар. Отец — из духовного сословия, священник станицы Таманской, Кубанской области. Учился в Екатеринодарском духовном училище, а потом в Ставропольской духовной семинарии. По окончании семинарии был принят в Императорский Юрьевский университет, из которого через год выбыл, и непосредственно после этого поступил в духовную академию. По окончании академии состоял при ней профессорским стипендиатом в течение 1909–1910 учебного года. В конце стипендиатского года был избран Советом профессоров академии исполняющим должность доцента по кафедре логики и систематической философии, в каковой должности и утвержден Св. Синодом в октябре 1910 г. Тема курсового сочинения: ≪Учение Шеллинга о сущности и происхождении зла. Историко-критическое исследование≫. Исправляющий должность доцента академии С. Остроумов

ИР НБУВ. Ф. 175. Д. 1835. Л. 1–2 об., ответы на типовую анкету от 23 февраля 1915