На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

LXVI Выпускъ Императорской Кiевской Духовной Академiи 1909 - 1913 г. Страница 9.


Александр Александрович Глаголев (1872, Тульская губерния — 1937, Киев) — протоиерей, священнослужитель Русской православной церкви, богослов. Друг и соратник протоиерея Михаила Едлинского.

Родился 14 февраля 1872 года в селе Покровское Тульской губернии в семье священника, происходившего из потомственных дворян Тульской губернии — согласно записи о военной службе. Окончил Тульскую духовную семинарию (1894) и Киевскую духовную академию (1898) со степенью кандидата богословия. В 1898—1899 гг. — профессорский стипендиат Киевской духовной академии. За работу «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах» с 1900 года — магистр богословия. В отзыве профессора А. А. Олесницкого говорилось, что магистерская диссертация Глаголева представляет собой труд, отличающийся богатством содержания, тщательностью и глубиною исследования всех пунктов ветхозаветной ангеологии, основательным знакомством с библиологическою литературою… и может считаться действительным вкладом в нашу богословскую литературу, не имевшую доселе ни одного серьёзного исследования по ангеологии.

По словам протоиерея Александра Меня, Глаголев в своей диссертации дал очерк истории ангелологии, а также проанализировал все наименования ангелов в Писании в связи с происхождением терминов сыны Божии, серафимы, херувимы и проч. В работе Глаголева содержится и история библейской демонологии. Автор не мог воспользоваться данными по истории религий Древнего Востока, которырыми располагает современная наука, но высказал ряд ценных соображений, подчас предвосхитив выводы современной библеистики. Раскрытие темы у Глаголева неотделимо от критики спорных гипотез, которые высказывались западными учеными.

С 1899 года — и. д. доцента Киевской духовной академии по кафедре древнееврейского языка и библейской археологии. С 1900 года — доцент Киевской духовной академии. С 1906 года — экстраординарный профессор Киевской духовной академии (с 1910 — по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета). Пользовался авторитетом среди коллег, которые избрали его в сентябре 1907 года ректором академии на первых выборах ректора (ранее ректоры назначались, однако в 1906 году правом их избрания были наделены советы академий). Однако Святейший Синод не утвердил этого решения совета академии, утверждая, что возглавлять академию должен представитель монашествующего духовенства.

Знал 18 древних и новых языков (в конце жизни, будучи уже пожилым человеком, изучал итальянский язык). Входил в состав Комиссии по научному изданию славянской Библии, участвовал в издании Православной богословской энциклопедии, публиковал статьи в церковных журналах. Один из авторов комментариев к «Толковой Библии», выходившей под редакцией А. П. Лопухина и его преемников — для этого издания написал комментарии на 3-ю и 4-ю книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания.

В 1909 году опубликовал работу «Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской церкви», в которой резко критиковал попытки антисемитски настроенных авторов дискредитировать Ветхий Завет. Он был привлечён к предварительному следствию по «делу Бейлиса» в качестве эксперта по вопросу об употреблении иудеями человеческой крови. В своей экспертизе заявил, что закон Моисея из Ветхого Завета запрещает пролитие человеческой крови и употребление её в пищу. Талмуд и другие документы иудейских раввинов этот закон не отменяют и не смягчают. Таким образом, экспертиза отца Александра была аргументом в пользу противников версии о ритуальном убийстве.

В 1903 году был рукоположён во иерея, с 1914 года — протоиерей. По данным Бориса Соколова, во время Первой мировой войны некоторое время служил полковым священником Каргопольского драгунского полка[2]. В полковом архиве имеется запись, согласно которой отец Александр числился в полку с 20 сентября 1914 года, 1 января 1915 года приказом по 9-й армии № 670 награждён орденом Святой Анны 3-й степени (списки офицеров полка по старшинству). Однако, там же содержатся сведения, противоречащие общеизвестным данным об отце Александре, так согласно полковому журналу 1915 года: он поименован иереем, отчество его указано как "Васильевич", а дата рождения – 15 августа 1877 года, кроме того указано образование – "окончил Тульскую семинарию по 2-му разряду".[3]

Служил в киевском храме Николы Доброго. Священник Сергей Сидоров так вспоминал о своей первой встрече с отцом Александром в храме Николы Доброго во время Гражданской войны:

В храм вошёл небольшого роста священник с длинными прядями волос, слегка согбенный. Его лицо озарял особый свет. Он как бы ушёл в радость молитвы и мира. Я не разглядел сразу черт его лица, но эта радость тихого мира сразу привлекла меня к нему. Священник подходил к ликам святых и просил у них молитвы. Он, кланяясь ликам, как бы брал у них благословение. Я никогда и ни у кого не видел такого яркого восприятия иного мира, как у него. Мне ясно стало, что в храме всё живо, и образа глянули на меня живыми глазами.

После прихода к власти большевиков продолжал служить в храме Николы Доброго. Когда храм был закрыт, с 1935 года служил в храме Николая Набережного. В первой половине 1920-х годов продолжал неофициально читать лекции студентам академии, а после ареста в 1923 году ректора академии, епископа Василия (Богдашевского), фактически исполнял его обязанности. После окончательного прекращения занятий в академии в 1924 году преподавал на богословско-пастырских курсах.

В начале 1930-х годов был выселен из дома, поселился в маленькой комнатке на площадке деревянной лестницы, которая вела на церковную колокольню. В 1931 году был арестован по обвинению в принадлежности к «Истинно-православной церкви», в течение полугода находился в заключении в Лукьяновской тюрьме. Внучка отца Александра, Магдалина Глаголева-Пальян, вспоминала:

К дедушке в церковь стекалось множество народа из разных районов города, а также приезжих из других мест. Своим умом, чистотой сердца, любовью ко всем, дедушка привлекал к себе самых различных людей. Многие потом шли к нему домой, невзирая на тесноту помещения и неудобный подход к жилищу. В основном приходили за утешениями, за духовной и материальной помощью. Старожилы Киева, прихожане храма Святого Николая Доброго — Зинаида Дмитриевна Янковская, Федорова Евгения Климентьевна и другие — вспоминали, как он утешал страждущих, молился за больных и поддерживал павших духом.

Глаголев был хорошим знакомым семьи Булгаковых. Отец писателя, профессор Киевской духовной академии Афанасий Иванович Булгаков, был старшим коллегой отца Александра по этому учебному заведению и прихожанином храма Николы Доброго. Отец Александр в 1913 венчал Михаила Булгакова и его первую супругу Татьяну Николаевну Лаппа.

Священник Александр Глаголев стал прототипом отца Александра из романа «Белая гвардия». Это единственный персонаж романа, выведенный под собственным именем, причём именно как священник храма Николы Доброго. В начале романа Алексей Турбин, в тяжёлое для него время — после похорон матери, приходит за утешением именно к отцу Александру. Священник вступает в беседу с Алексеем:

Уныния допускать нельзя, — конфузливо, но как-то очень убедительно проговорил он. — Большой грех — уныние… Хотя кажется мне, что испытания будут ещё. Как же, как же, большие испытания, — он говорил всё увереннее.

В конце романа к Алексею Турбину приходит больной поэт, бывший богоборец, которого к нему как к врачу направил отец Александр.

20 октября 1937 года был арестован, обвинён в членстве в «фашистской организации церковников» и вновь заключён в Лукьяновскую тюрьму. По свидетельству другого заключённого, священника Кондрата Кравченко, Глаголева допрашивали 18 раз, причём во время ночных допросов его заставляли часами стоять с запрокинутой головой. По официальной версии, 25 ноября 1937 года он скончался в тюрьме, «от уремии и сердечной недостаточности».

Похоронен в общей могиле на Лукьяновском кладбище, где, спустя много лет, родственники поставили ему памятник — крест с аналоем и евангельским текстом «Блаженны изгнани правды ради».

Семья

Жена — Зинаида Петровна (? — 9 декабря 1936), урождённая Слесаревская, дочь заведующего библиотекой Киевской духовной академии.

Дети:

Алексей (1901—1972), священник

Сергей;

Варвара.

30 января 2002 года к столетию протоиерея Алексея Глаголева на стене Киево-Могилянской академии (ул. Волошская, д. 8/5, корп. 5) установлена мемориальная доска, посвящённая священникам Александру и Алексею Глаголевым.

3 апреля 2019 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви был прославлен в лике местночтимых святых Киевской епархии как священномученик. Также решением Синода был внесен в список Собора святых Киевской духовной академии.

Труды:

Основные черты ветхозаветного библейского учения об ангелах. (Речь пред защитою диссертации на степень магистра богословия: «Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Опыт библейско-богословского изследования») («Труды Киевской духовной академии». Киев, 1900. Том 3).

Ветхозаветное библейское учение об Ангелах: (Опыт библейско-богословского исследования). Киев, 1900.

Древнееврейская благотворительность. Киев, 1903.

Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви. Киев, 1909.

Левиты и Левиино колено: Реферат, предложенный в заседании церковно-исторического и археологического общества при Киевской Духовной Академии 27 октября 1910 г. Киев, 1912.

3акон ужичества или левиратный брак у древних евреев. (Библейско-археологический очерк) (Киев, 1914).

Купина неопалимая. (Очерк библейско-экзегетический и церковно-археологический) (Киев, 1914).

Книга Левит: (Библиологический очерк). Киев, 1915.

Купина Неопалимая. Сборник. Киев, 2002.

Проповеди

Слово в Великий пяток на вечернем богослужении, пред плащаницей. О жизненном единении христианина со Христом Спасителем («Труды Киевской духовной академии». Киев, 1905. Том 2).

Слово в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийскаго, 6 мая 1915 года («Труды Киевской духовной академии». Киев, 1915. Том 3).

Слово в день памяти св. Равноапостольной Марии Магдалины и тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны, 22 июля 1907 года. О христианском призвании и служении женщины («Труды Киевской духовной академии». Киев, 1907. Том 2).

Слово в день Богоявления или Крещения Господня. О духе и сущности истинно христианского просвещения. Киев, 1915.

О любви к Богу: Из Творений святителя Иоанна Златоуста: Проповедь 26 января 1927 г. М., 1996.


Митропролит Макарий (в миру Михаил Фёдорович Оксиюк) (17 (29) сентября 1884, Луковиско, Константиновский уезд, Седлецкая губерния, Российская империя — 2 марта 1961, Одесса) — епископ Польской и Русской православных церквей, митрополит Варшавский и всея Польши. Богослов.

Вошёл в историю Церкви как видный иерарх и церковный учёный.

Родился 17 сентября 1884 года в селе Луковиско Константиновского уезда Седлецкой губернии Российской империи (ныне Бяльский повят, Люблинское воеводство, Польша) в зажиточной крестьянской семье. Родным братом был Оксиюк, Иосиф Фёдорович.

С 1897 по 1901 год обучался в Варшавском духовном училище. Затем поступил в Холмскую духовную семинарию, где одним из его учителей был будущий митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский)[2]. Окончил семинарию в 1907 году и был принят Киевскую духовную академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия. Как один из лучших воспитанников был оставлен при академии профессорским стипендиатом. В 1912 году был избран исполняющим обязанности доцента академии по кафедре древнехристианской литературы (патрологии и византологии)[1].

В 1912—1915 годы в журналах «Холмская Церковная Жизнь» и «Холмская Русь» были опубликованы ряд его статей и заметок из церковной жизни Холмщины XVII—XVIII веков.

В 1914 году получил учёную степень магистра богословия и был утверждён в должности доцента за сочинение «Эсхатология св. Григория Нисского». Современники высоко оценили диссертацию. Так, известный патролог С. Л. Епифанович в своей рецензии писал: «Сочинение М. Ф. Оксиюка представляет собою в нашей духовной литературе крупнейшее исследование в области христианской эсхатолтгии… Работа автора, лежащая в основе его труда, поистине огромна».

В 1917 году был избран и утвреждён экстраординарным профессором Киевской духовной академии и состоял в этой должности до закрытия академии в 1922 году. Также состоял доцентом по истории Византии в 1918—1920 годах в Киевском университете святого Владимира.

В 1920—1922 годах — в Киевском институте народного образования.

По закрытии духовной академии и исключении истории Византии из планов преподавания в института народного образования в 1923—1933 годах был преподавателем киевских средних учебных заведений по истории и языкам, а также с 1926 года работал в библиотеке Украинской Академии Наук в Киеве в должности научного работника с функциями заведующего книгохранилищем.

В 1933 году был уволен, «как бывший профессор КДА, который может вредить советизации Всенародной библиотеки Украины».

С 1934 по 1937 год — секретарь льноуправления киевского Облземотдела.

В 1938—1941 годах — секретарь, завкадрами и начальник административного отдела Укрремтреста Наркомата земледелия УССР.

Во время оккупации Украины немцами остался в Киеве и с 1941 года по 8 марта 1942 года вновь работал научным работником в библиотеке Академии наук. Затем оставил работу по собственному желанию. Его жена, Наталья Михайловна, дочь протоиерея Михаила Елдинского, во время оккупации осталась с мужем и 30 мая 1942 года была задавлена немцами на автомобиле.

Исполняя волю покойной супруги, которую она высказывала в последнее время своей жизни, принял священный сан. 5 июля 1942 года он был рукоположен в сан диакона, а 6 июля — в сан священника епископом Пантелеимоном (Рудыком). До 1943 года служил настоятелем Покровского храма на Подоле.

С 1943 — настоятель Димитриевской церкви на Подоле в сане протоиерея.

В апреле 1945 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви был назначен епископом Львовским.

20 апреля 1945 года был пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.

22 апреля 1945 года в Московском патриаршем Богоявленском соборе хиротонисан во епископа Львовского и Тернопольского. Чин хиротонии совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и епископ Кишинёвский и Молдавский Иероним (Захаров). Как архипастырь Львовско-Тернопольской кафедры являлся и священноархимандритом Успенской Почаевской Лавры.

Первое архиерейское богослужение на своей кафедре совершил в Вербное Воскресенье 29 апреля 1945 года.

Приезд нового епископа во Львов совпал с арестом грекокатолического митрополита Львовского Иосифа (Слипого) и началом кампании по воссоединению униатов Западной Украины с Православной Церковью. Прилагая усилия по завоеванию доверия среди униатского духовенства, владыка Макарий преуспел в этом, сумев расположить к себе своей доброжелательностью и знанием в совершенстве украинского языка. Однако, ход воссоединения определялся в первую очередь государственной политикой и проходил с применением жёстких административных репрессий, что настраивало народ против этой акции. Епископ Макарий был почётным гостем Собора греко-католического духовенства, проходившего 6 марта 1946 года во Львове. 9 марта, при участии и под непосредственным руководством владыки Макария, было совершено оформление воссоединения с Православной Церковью участвовавших в работе Собора делегатов от греко-католического духовенства.

21 апреля 1946 года возведён в достоинство архиепископа за труды в деле воссоединения греко-католиков с Православной Церковью (указ патриарха Алексия от 6 апреля 1946 года).

С 3 июня 1948 года — также управляющий Мукачевской епархией с титулом архиепископа Львовского, Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского.

На этой кафедре продолжил труды по возвращению униатов в лоно Православной Церкви. Увидев на примере Львовского собора, что воссоединение с помощью административно-репрессивных методов настроило широкие слои населения отрицательно, в Закарпатье он повёл деятельную работу среди низового униатского духовенства. Благодаря этому отказ от унии в Мукачевской епархии прошёл значительно менее болезненно, чем в Галиции.

Руководил изданием во Львове ежемесячного журнала «Епархиальный вестник», в котором нередко публиковались его проповеди и статьи.

С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковного торжества и совещания в Москве по случаю 500 летия автокефалии Русской Православной Церкви.

В августе 1949 года входил в состав делегации от Русской Православной Церкви на Всесоюзной конференции сторонников мира.

В феврале 1950 года был в составе делегации Московской Патриархии в Чехословакию для архиерейского рукоположения Честмира (Крачмара) и Алексия (Дехтерёва).

17 марта 1950 года освобождён от управления Мукачевской епархией.

Предстоятель Польской Церкви

Весной 1950 года в Москве стало известно что Польская Православная Церковь готовится обратиться с прошением к патриарху Московскому и всея Руси Алексию для присылки достойного кандидата на Варшавскую предстоятельскую кафедру и к октябрю того года Московский Патриархат выявил и согласовал со светскими властями кандидатуру архиепископа Макария.

19 апреля 1951 года Архиерейский Собор Польской Православной Церкви обратился к патриарху Алексию «с просьбой о предоставлении канонического разрешения лицу, состоящему в духовном сане, достойному занятия митрополичьей кафедры и поста Первого Епископа и Главы Церкви на переход в юрисдикцию Польской Автокефальной Православной Церкви, — лицу, в меру возможности, хорошо знакомому с своеобразным укладом церковно-религиозной жизни в Польше (с традициями, обычаями), к которому православный народ нашего края привык в течение веков».

15 июня 1951 года Патриарх Алексий и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили отпустить архиепископа Макария в состав Польской Церкви.

Определением Собора епископов Польской Православной Церкви от 6 июля 1951 года архиепископ Макарий был принят в юрисдикцию Польской Церкви, а определением от 7 июля того же года избран её предстоятелем. На следующий день состоялась торжественная интронизация его в Варшавском кафедральном соборе как митрополита Варшавского и всея Польши, при большом стечении народа и в присутствии делегациий Русской, Румынской и Болгарской поместных Церквей. При этом в письме от 1 октября 1951 года Константинопольский Патриархат отказал ему в признании, продолжая рассматривать в качестве главы Польской православной церкви митрополита Дионисия (Валединского)[4].

Митрополит Макарий провёл большую работу по благоустройству разлаженной церковно-административной жизни Польской Православной Церкви. По его инициативе и постановлением Собора епископов от 5 сентября 1951 года были организованы четыре епархии и упразднена консистория Церкви. Со временем было открыто много новых приходских храмов, особенно во Вроцлавской епархии на западе Польши. Митрополит с 5 декабря 1951 по 22 марта 1953 года являлся временно управляющим Вроцлавской епархией, а также посетил все остальные епархии, служил и проповедовал во многих храмах каждой из них.

Митрополит Макарий был инициатором и развернул миссионерскую деятельность среди украинцев и русинов греко-католического вероисповедания, переселённых на север и запад Польши в рамках акции «Висла». Его главным сотрудником в этой области был священник Иоанн Левяж. Когда переселенцы получили возможность вернуться в места происхождения, митрополит решил начать создавать православные приходы, также в Бещадах и на Лемковщине, а также там, где в межвоенное вообще не было православных храмов. Усилия митрополита были поддержаны Департаментом по вопросам Конфессий. Участие православной Церкви в ликвидации униатства в Польше привело к тому, что власти согласились вернуть православным несколько храмов в Люблинском воеводстве, которые ранее открывались лишь изредка. В 1957 году Департамент по делам Религий повелел также передавать православным брошенные после 1947 года церкви и другие объекты, принадлежавшие раньше греко-католикам на Жешовщине. На практике не всегда местные власти без проблем исполняли эту рекомендацию.

Заботами митрополита Макария был благоустроен, внутренне и внешне, Яблочинский Свято-Онуфриевский мужской монастырь, служивший оплотом Православия в Польше и много пострадавший в годы войны, и создан Марфо-Мариинский женский монастырь на горе Грабарке, единственная в то времия женская православная обитель в Польше. Был также отреставрирован Варшавский кафедральный собор и митрополичий дом.

Особой заботой митрополита была окружена Варшавская духовная семинария. Программа преподавания в ней была расширена, а срок обучения продлён. Митрополит Макарий часто посещал семинарию, беседовал с учащими и учащимися, всегда участвовал в праздниках духовной школы. С декабря 1957 года начались также занятия на Православном отделении Христианской богословской академии, стали посылаться также воспитанники в Московскую и Ленинградскую духовные академии.

С 1954 года стал издаваться ежемесячный журнал «Церковный вестник» на русском и польском языках, митрополит состоял редактором журнала и поместил в нём ряд своих статей.

Как предстоятель Польской Православной Церкви, митрополит Макарий возглавлял польские делегации, присутствовавшие на различных торжествах Русской Православной Церкви. Кроме Москвы, Ленинграда, Киева, часто посещал Успенский монастырь в Одессе.

Митрополит Макарий не устраивал польские власти. С 1956 года митрополит Макарий начал получать письма и звонки с угрозами, в которых требовали от него выезда из Польши. В 1957 году Орган по делам религий следующим образом оценивал его деятельность:

Митрополит Макарий <…> не мог вследствие незнания местных условий выполнять задачи, поставленные перед Церковью, ему не удалось ни завоевать авторитет и доверие у епископов и духовенства, в отношении которых был отмечен его деспотизм и жестокость, ни симпатии верующих, ни реализовать принципы и задачи Управления.

С 1957 года Польские власти стали готовить устранение Митрополита Макария от управления Польской церковью и заменить его клириком, имеющим польское гражданство или работавшим в Польской православной церкви до Второй мировой войны, и находившимся в изгнании.

Наконец, от этого намерения отказались, так как в 1959 году из-за проблем со здоровьем он фактически не смог управлять Церковью. Временным управляющим был назначен архиепископ Тимофей (Шрёттер).

9 декабря 1959 года митрополит Макарий в конечном счёте отказался от должности и ушёл на покой.

В мае 1960 года уехал в Москву, официально на лечение. В течение двух месяцев он находился на лечении в Москве в Больнице имени С. П. Боткина. После этого по благословению Патриарха он отбыл на лечение и отдых в любимый им Одесский Успенский монастырь.

Во время Рождественских праздников 1961 года наступило резкое ухудшение здоровья митрополита и он стал готовиться к принятию христианской кончины. Смерть наступила 2 марта 1961 года.

4 марта состоялись его отпевание в соборном храме и погребение на монастырском братском кладбище. В погребении участвовали: митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик), архиепископ Белостокский Тимофей (Шрёттер) и архиепископ Ермоген (Голубев), епископ Ярославский Никодим (Ротов), епископ Бельский Василий (Дорошкевич), епископ Белгород-Днестровский Сергий (Петров), епископ Онисифор (Пономарёв), наместник монастыря игумен Леонтий (Гудимов), члены делегации Польской Православной Церкви, городское духовенство и братия монастыря.

Кроме русского и украинского владел польским, немецким, греческим и латинским языками.

Сочинения:

Теопасхитские споры. // Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1913. — Т. 1, кн. 4. — С. 529—559.

Теопасхитские споры // Киево-Могилянский сб. в честь прот. Д. И. Богдашевского. — К., 1913. — С. 396—426

Учение св. ап. Павла об оправдании // ТКДА. 1914. Т. 2. — № 6. — С. 151—180; № 7/8. — С. 311—339

Учение св. Апостола Павла об оправдании. — Киев, 1914.

Эсхатология св. Григория Нисского (Историко-догматическое исследование) (магистерская диссертация), Киев, 1914.

«Проповеди, произнесенные на пассиях в Великом посту» // Труды Киевской духовной академии, 1911—1922 гг.

Сводный каталог иностранной периодики в библиотеках г. Киева (в рукописи одобренный к печатанию). — Киев, 1933.

Всечеснiшим отцям деканам, настоятелям св. монастырiв i всiм душпастирям парафiй Львiвсько-Тернопiльськоï Архiєпископiï // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1946. — № 6. — С. 3-4

Всечеснiшим душпастирям, благочестивим iнокам i всiм вiрним Святоï Православноï Церкви на Львiвщинi i Тернопiльщинi: [Рiздвяне послання] // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 1. — С. 3-5

Слово на 1-й день Рiздва Христова // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 2. — С. 50-51

Всечеснiшим душпастирям, благочестивим iнокам i всiм вiрним наших єпархiй в захiдних областях Украïни // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 3. — С. 67-69

Всечеснiшим душпастирям, благочестивим iнокам i всiм вiрним Св. Правосл. Церкви на Львiвщини i Тернопольщинi: [Великоднє послання] // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 4. — С. 99-101

Слово в день роковин Львiвського Церковного Собору перед молебном у кафедральному храми св. Юра (9 березня 1947 рока) // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 4. — С. 106—108

Православна Церква в захiдних областях Украïни // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 6. — С. 3-4

Високопреподобнiшим настоятелям монастирiв i всечеснiшим отцям деканам // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 5/6. — С. 133—134

Слово пiсля освячення церкви в iм’я св. Архистратiга Михаïла в м. Львовi (8 червня 1947 р.) // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 7. — С. 217—219

Слово, виглошене в день Успiння Божоï Матерi за Божественною Литургiєю в Мукачiвському монастирi на Чернечiй горi 15/28 серпня 1947 року // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 9. — С. 272—274

Слово перед молебном у Львiвському кафедральному соборi 7 листопада 1947 року // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 11. — С. 337—338

Слово в день вмц. Варвари за Божественною Литургiєю в Чернiвецькому кафедральному соборi 4-17 грудня 1947 року // Єпархiальний Вiсник. Львiв, 1947. — № 12. — С. 360—362

Рiздвяне послання // Єпархiальний Вiсник. Львiв. 1948. — № 1. — С. 5-7

Слово на другий день Рiздва Христова в св. Георгiєвськiй Церкви м. Львовi // Єпархiальний Вiсник. Львiв. 1948. — № 1. — С. 19-21

Слово перед молебном у день 30-рiчницi Украïнськоï Радянськоï Держави 25 сiчня 1948 року // Єпархiальний Вiсник. Львiв. 1948. — № 1. — С. 21-23;

Протопресвитер о. Гавриил Костельник: (Некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 10. — С. 11-14

Соболезнование по поводу смерти прот. Г. Костельника // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 10. — С. 17;

Кончина и погребение протопресвитера о. Гавриила Костельника // Журнал Московской Патриархии. 1948. — № 10. — С. 18-24.

Послание к Закарпатскому народу. — Львов, 1948.

Эсхатология св. Григория Нисского. — М.: Паломник, 1999.

Митрополит Анатолий (в миру Андрей Григорьевич Грисюк) (19 (31) августа 1880, город Ковель, Волынская губерния — 23 января 1938, село Кылтово, Коми АССР) — епископ Православной российской церкви, митрополит Одесский и Херсонский; церковный историк.

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.

Родился в семье бухгалтера. Окончил Кременецкое духовное училище (1894), Волынскую духовную семинарию (1900) и Киевскую духовную академию (1904) со степенью кандидата богословия. В 1903 году был пострижен в монашество и в мае 1904 года рукоположён во иеромонаха.

С августа 1904 по август 1905 года — профессорский стипендиат академии по кафедре общей церковной истории. С 3 июня 1905 года — исполняющий должность доцента по кафедре общей церковной истории Киевской духовной академии (с августа 1910 года — по кафедре истории древней церкви). С августа 1905 года занимался научными исследованиями при Русском археологическом институте в Константинополе.

Член Церковно-археологического общества при КДА (1906), награждён наперсным крестом (1908)

В 1911 году получил степень магистра богословия за диссертацию «Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI века» и он был утверждён доцентом академии. Эта работа была удостоена премии митрополита Макария.

В Киево-Михайловском монастыре 29 августа 1911 года возведён в сан архимандрита. С 10 января 1912 года — сверхштатный экстраординарный профессор по кафедре истории древней церкви Киевской духовной академии; с мая 1912 года в штате. С 8 июня 1912 года — инспектор и экстраординарный профессор Московской духовной академии.

С 6 июня 1913 года ректор Казанской духовной академии.

Знал классические и некоторые восточные языки, изучал первоисточники истории христианства на Древнем Востоке, отличался «страстным стремлением докопаться до самой мудрёной хронологической даты».

29 июня 1913 года хиротонисан во епископа Чистопольского, второго викария Казанской епархии (ректоры академии посвящались в сан викарного епископа Чистопольского). С июля 1914 года первый викарий Казанской епархии.

Награждён орденом св. Владимира III степени (1914). Председатель Казанского историко-археологического общества, братства свт. Гурия Казанского (1913) и комитета по военным нуждам (1914), Член Совета Казанского отдела Русского собрания (1917).

В 1918 году член Собора как заместитель митрополита Иакова (Пятницкого), участвовал в 3-й сессии, член II, III, XII отделов.

В 1918—1920 годах временно управляющий Казанской епархией.

После официального закрытия академии советской властью она, сохраняя учебную программу, работала в частном порядке. Поскольку здание академии было отобрано, то лекции читались на дому у профессоров, а совет академии собирался на квартире её ректора. В начале 1921 году чекисты перехватили присланный епископом Анатолием Патриарху Тихону пакет с отчётом о учебной деятельности академии, что привело к появлению письма из ВЧК в Наркомюст, в котором, в частности, говорилось: «Наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром… нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения».

В марте 1921 года епископ Анатолий был арестован и приговорён к одному году принудительных работ. Был отправлен в Москву и заключён на несколько месяцев в Бутырскую тюрьму, где его жестоко избили, сломали челюсть и два ребра.

С 28 февраля 1922 года епископ Самарский и Ставропольский.

В 1923 году писал Патриарху Тихону: «Я не примкнул ни к одной из обновленческих групп, хотя по этому вопросу меня и спрашивали представители гражданской власти»… В отношениях с гражданской властью соблюдал лояльность, до сентября 1923 г. управлял совместно с викарием — епископом Павлом, который был на свободе лишь месяц; <…> С ВЦУ в официальные и деловые сношения не вступал, за богослужением его не поминал. Указов ВЦУ от сентября 1922 г. о непоминовении Святейшего Патриарха и о монастырях — не выполнял; поступивший в конце ноября новый указ, с мотивировкой запрета на поминовение чисто политического характера — тоже не спешил выполнять). «… но 5/18 декабря 1922 г. я был позван в Самарский Губотдел ГПУ, где меня прямо спросили, — почему я отказываюсь подчиняться распоряжениям московского ВЦУ? Я ответил, что Ваше Святейшество не осуждены ни церковным, ни даже гражданским судом, хотя и состоите не у церковных дел и находитесь в заключении. Тогда представитель ГПУ стал мне разъяснять, что упоминание Вашего имени есть акт нелояльности перед гражданской властью, считающей Вас (это буквальное выражение говорившего со мною) „врагом народа“ и что дело Ваше не разбиралось доселе только по его сложности, но что виновность Ваша очевидна для всех и т. д. …» Когда из-за отсутствия распоряжения по этому вопросу был арестован один из самарских протоиереев и начали поступать вопросы от духовенства, то решил взять на себя каноническую и нравственную ответственность и приостановить, до распоряжения Высшей Церковной власти, поминовение имени Святейшего Патриарха. Возносил гласные молитвы о нём как о заключённом и другим советовал поступать так же.

24 февраля 1923 года вновь арестован за противодействие обновленческому движению (формальным поводом для ареста послужило найденное при обыске в его квартире антисоветское воззвание, написанное от его имени; сам владыка Анатолий заявил, что это фальшивка).

4 августа 1923 года ненадолго освобождён, вскоре возведён Патриархом Тихоном в сан архиепископа.

18 сентября 1923 года был вновь арестован, обвинён в распространении антисоветских слухов и выслан на три года в административном порядке в Туркмению — в город Полторацк (ныне Ашхабад), а с 1925 года — в Красноводск.

Продолжал интересоваться научными вопросами в ссылке, из которой писал профессору А. И. Бриллиантову: «А что до нас, то мы теперь не столько изучаем древнюю церковную историю, сколько являемся жертвами трагизма новейшей русской церковной истории. Служебная и неслужебная одиссея поставила нас далеко от библиотек и даже от собственного небольшого собрания книг по специальности. Очень любопытно было бы узнать — каково состояние науки древней церковной истории в Европе после войны и какие открытия, капитальные издания и крупные исследования можно там отметить…». Вернулся из ссылки в 1927 году.

Подписал т. н. «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского). С 1927 года постоянный член Временного Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя (распущен в 1935 году).

С сентября 1928 года архиепископ Одесский и Херсонский.

18 мая 1932 года все члены Синода, имевшие на тот момент сан архиепископов, в том числе и архиепископ Анатолий, были возведены в сан митрополитов с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.

С 1934 по 1935 годы временно управляющий Харьковской епархией. В этот период власти закрыли многие храмы епархии (ряд церквей были взорваны), арестовали значительную часть духовенства. Митрополита неоднократно вызывали на допросы в управление ГПУ, то глубокой ночью, то во время богослужения (в последнем случае митрополит сначала завершал службу, несмотря на недовольство чекистов).

По отзывам верующих и духовенства, был добрым и всем доступным человеком, прекрасным проповедником. По воспоминаниям митрополита Мануила (Лемешевского), «по внешности был малого роста, щуплый, сутуловатый, всегда смотревший вниз, — производил впечатление человека, углублённого в себя и занятого своими мыслями».

Арестован в ночь с 9 на 10 августа 1936 года. Обвинён в том, что «связался с католическим ксендзом города Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вёл переговоры об установлении антисоветского блока путём воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вёл антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путём в контрреволюционном направлении». В ответ на эти обвинения заявил, что антисоветской агитацией не занимался, а также «связи с представителями католической церкви я не имел и никаких переговоров об объединении православных и католиков не вёл. Заявляю, что я убеждённый антикатолик и по своим религиозным воззрениям как православный архиерей не мог вести таких переговоров. С католическим же священником имел разговор частного характера». Был отправлен в Москву, где заключён в Бутырскую тюрьму. Уже в это время был тяжело болен, у него отнимались ноги.

21 января 1937 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь. Несмотря на болезнь, его отправили общим этапом вместе с уголовниками, которые в дороге обворовали митрополита. Часть пути узники проезжали по железной дороге, затем шли пешком — по снегу в условиях суровой, близкой к заполярной зиме. Владыка Анатолий с трудом передвигался: когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем снова гнали пешком.

В феврале 1937 году прибыл в Кылтовскую сельхозколонию, в мае отправлен на «общие» работы. В октябре в связи с ухудшением состояния здоровья переведён на инвалидности, но уже в ноябре его вновь вывели на общие лагерные работы. К этому времени почти ослеп. Из отчёта администрации лагеря: «Работу выполняет на 62 %. По старости работает слабо, но старается».

В январе 1938 года был помещён в лагерную больницу, где скончался. В его жизнеописании сказано, что перед самой смертью от владыки потребовали, чтобы он отдал своё Евангелие и нательный крест, с которым он никогда не расставался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал.

Канонизован как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской православной церковью в 1997 году.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Храм во имя священномученика Анатолия открыт в следственном изоляторе Одессы, где он находился в заключении в 1930-х годах. Первая литургия в новом храме была совершена 22 ноября 2016 года.

Библиография.

Какое значение имело Преображение Господне в новозаветном строительстве // «Волынские епархиальные ведомости». — 1904. — № 25.

Слово, сказанное вместо запричастного стиха в день годичного поминовения основателей и благотворителей Киевской Духовной Академии и всех в ней учивших и учившихся // Труды Киевской духовной академии. — 1905, февраль. — С. 169.

Слово на Пассию в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1905 года // Труды Киевской духовной академии. — 1905, апрель.; Киев: тип. И. И. Горбунова, [1905]. — 10 с.

Письма с Востока // «Труды Киевской духовной академии». — 1906, февраль.

Слово в честь и память Св. Иоанна Златоуста. — Киев, 1907.

Торжество закладки нового храма в Скиту Пречистой в урочище Церковщина. К., 1907.

Молитвенный подвиг Спасителя в Гефсимании. К., 1907.

Слово на четвёртую Пассию. «О суде над миром сим» // Труды Киевской духовной академии. — 1909, апрель. — С. 12.

Слово в день св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова // Труды Киевской духовной академии. — 1909, ноябрь.; Киев: тип. «Петр Барский», [1909]. — 10 с..

Проф. Амфиан Степанович Лебедев // «Труды Киевской духовной академии». — 1910, март.; Киев: тип. АО «П. Барский в Киеве», [1910]. — 11 с.

Памяти проф. В. В. Болотова // «Труды Киевской духовной академии». — 1910, апрель.

Проф. Константин Дмитриевич Попов (Некролог) // «Труды Киевской духовной академии». — 1911, июль-август. — С. 541.

Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI-го века. — Киев: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1911. — 299 с.

Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, исповедник. — Киев: тип. АО «Петр Барский в Киеве», 1912. — 41 с.

«Знаменитый документ» (Миланский эдикт) // Православный собеседник — 1913, сентябрь. — С. 1—7; Казань: Центр. тип., 1913. — 14 с.

Дельфийская надпись и её значение для хронологии Ап. Павла // Труды Киевской духовной академии. — 1913, январь. — С. 49.

Речь при наречении его во епископа Чистопольского, вик. Казанской епархии // Православный собеседник. — 1913, июль-август. — С. 1—8.

К вопросу о религиозном индифферентизме / И. А. — Полтава: электр. тип. Г. И. Маркевича, 1913. — 34 с.

Правила о премии Высокопреосв. Стефана, архиепископа Курского и Обоянского // Православный собеседник. — 1914, март. — С. 1—2.

Речь, сказанная при погребении проф. Терновского. — Киев, 1916.

Письма к Н. Глубоковскому и А. Бриллиантову // Сосуд избранный. СПб., 1994. С. 259—260, 330—333.

Письма к еп. Василию (Богдашевскому) // Вестник ПСТГУ. История. 2008. № 1. С. 94-98


Сергей Леонтьевич Епифано́вич (15 ноября 1886, Новочеркасск — 28 сентября 1918, Киев) — выдающийся российский патролог и богослов. Экстраординарный профессор Киевской духовной академии (1918).

Родился 15 ноября 1886 года в городе Новочеркасске Донской области в семье Леонтия Епифановича, преподавателя Донской духовной семинарии.

В 1900 году окончил Новочеркасское духовное училище, в 1906 году — Донскую духовную семинарию. В 1906 году поступил в Киевскую духовную академию, которую 1910 году окончил с отличием и со степенью кандидата богословия за сочинение о преподобном Максиме Исповеднике, с правом защиты магистерской диссертации без экзамена. Становление его как ученого происходило в контакте с лучшими представителями русской церковной науки. Он вел переписку со многими учеными, такими как профессор Киевской и Казанской духовных академий епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) — его научный руководитель в КДА, профессор МДА иеромонах Варфоломей (Ремов), А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, Ю. А. Кулаковский, прот. К. С. Кекелидзе, протоиерей Тимофей Лященко и других, а также с рядом зарубежных исследователей, сотрудничал с проф. М. Д. Муретовым. Незадолго до кончины он близко общался с приехавшим из Петрограда профессором СПбДА Н. И. Сагардой. Сохранившиеся письма свидетельствуют, что одной из главных целей этих контактов был обмен редкими в России научными изданиями и первоисточниками, необходимыми ему для работы.

В течение 1910/1911 учебного года состоял штатным профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности при академии по кафедре истории древней Церкви. 25 июля 1911 года был утвержден в должности преподавателя Киевской духовной академии по кафедре патрологии в звании исполняющего обязанности доцента с 16 августа 1911 года.

В начале 1913 года защитил магистерское диссертационное исследование «Преподобный Максим Исповедник: его жизнь и творения» (в 3 т.), получившее высокую оценку Совета КДА и похвальные отзывы профессоров КДА М. Н. Скабаллановича и Н. Ф. Мухина. Современники считали, что он являл собой идеал православного церковного ученого — синтез «дидаскала» и подвижника: «Как великие каппадокийцы в Афинах, он в Киеве знает только две дороги — в библиотеку и в храм».

С 1913 до кончины вёл преподавательскую и научную деятельность: читал в КДА лекции по патрологии I—V вв.; с 10 октября 1917 года был назначен также преподавателем греческого языка. Член Богоявленского при Киевской духовной академии братства для вспомоществования служащим в академии и студентам.

В период Первой мировой войны и последовавших революционных событий, несмотря на сложные условия, трудности с использованием научной литературы и ряд других проблем, продолжал научно-преподавательскую деятельность. На приглашение профессора и ректора Казанской духовной академии епископа Анатолия (Грисюка) переехать в Казань ответил отказом.

В 1918 году утвержден в звании доцента и избран экстраординарным профессором Киевской духовной академии.

Скончался 28 сентября 1918 года, после болезни.

Проф. А.И. Сидоров писал о нем так:

Особо следует сказать о С.Л. Епифановиче — ученом, не дожившем и до 32 лет. После его смерти все близкие ему люди сходились в мнении, что «это был подвижник и науки, и веры. О нем говорили, как о Григории Богослове с Василием Великим в их бытность для образования в Афинах, что он знал две дороги: в Академию и храм». Перед своей кончиной этот «светский схимник», по выражению одного из друзей, смиренно оценивал свои научные работы так: «Много было толков, но как мало сделано. Есть кое-что из написанного, но все это не окончено, а потому и значения никакого не имеет», — «Там доучусь!» — произнес как-то больной окидывая прощальным скорбным взором свои обремененные книгами полки». Действительно, в чисто «количественном» отношении Сергей Леонтьевич успел сделать немного: его магистерская диссертация о прп. Максиме Исповеднике, почти уже готовая, так и не увидела свет, а переводы творений прп. Максима прервались, едва начавшись. Однако и две выдержки из диссертации С.Л. Епифановича, вышедшие отдельными выпусками, — «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие» и «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника» — составляют целую эпоху в истории русской патрологической науки. Недаром в рецензии на первую книгу А. Прахов говорит, что она, по своему глубинному проникновению в суть богословия прп. Максима, обнаруживает, «за исключением трудов знаменитого Болотова, беспримерную в русском богословии самостоятельность работы». Подобное сравнение с В.В. Болотовым С.Л. Епифанович, несомненно, заслужил. Его рукописный курс патрологии подтверждает необычный Божий дар у почившего в Бозе молодого профессора, с рвением первохристианских «дидаскалов» исполнившего свое церковное служение на земле.

Публикации:

Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — Киев: Тип. акц. о-ва «Петр Барский в Киеве», 1915. — 138 с.

Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие / ред. В. П. Лега. — М. : Мартис, 1996. — 220 с.

Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — [Б. м.] : Мартис, 2003.

Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. — Репр.: Киев, 1915. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. — 140 с. — ISBN 978-5-903102-58-7

По поводу книги М. Ф. Оксиюка: Эсхатология св. Григория Нисского. [Рецензия]. — /Киев/: Тип. акц. о-ва «Петр Барский в Киеве», /1917/. — 32 с. — (Отд. отт.: Труды Киевской духовной академии).

Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. — К. : тип. Университета св. Владимира, 1917.

Патрология: Церковная письменность I—III вв.: Курс лекций, чит. студентам КДА в 1910—1911 гг.: 3 ч. / Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. — Сергиев Посад, 1951. Маш.

Лекции по патрологии: (церковная письменность I—III веков): курс лекций, читанных студентам Киевской духовной академии / под общ. ред. Н. И. Муравьева; [предисл. П. К. Доброцветова, с. 3-24]. — Изд. 1-е. — Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2010. — 607 с. — ISBN 5-88335-064-X

Максим Исповедник, прп. «Вопросоответы к Фалассию»: Пер. с коммент. // БВ. 1916—1917 (переизд.: Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. Т. 2);

Библиографическая заметка на кн. свящ. Д. А. Лебедева «Антиохийский Собор 324 г. и его послание к Александру, еп. Фессалоникскому». СПб., 1911 // Труды КДА. 1913. — Янв. — С. 126—168;

Св. Александр Александрийский и Ориген // Труды КДА. 1915. Сент. — нояб. — С. 245—283;

Псевдо-Евлогий // Труды КДА. 1917. Янв.- февр. С. 132—143

Псевдо-Евлогий // Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. — С. 167—176.

Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения: в 2-х т. — Т. 1 / авт. предисл., авт. примеч. Ю. П. Черноморец, авт. примеч. Д. С. Бирюков, авт. предисл. митр. Антоний (Паканич). — Киев : Киевская Духовная академия ; Краснодар : Издательство «Текст», 2013. — 384 с. ; 21 см. — (Библиотека христианской мысли : исследования. Византийская философия ; Т. 13). — ISBN 978-5-990089-64-8

Преподобный Максим Исповедник, его жизнь и творения: в 2-х т. — Т. 2 / авт. предисл., авт. примеч. Ю. П. Черноморец, авт. примеч. Д. С. Бирюков. — Киев : Киевская Духовная академия, 2013. — 400 с. ; 21 см. — (Библиотека христианской мысли : исследования. Византийская философия ; Т. 14). — ISBN 978-5-990089-65-5

Оглавление магистерской диссертации С. Л. Епифановича (Подготовка текста и примечания В. В. Буреги) // Труди Київської духовної академії. № 29. — К., 2018. — С. 47-61.


Александр (в миру Алексей Иванович Чекановский) (21 декабря 1881 — 10 декабря 1937) — деятель обновленчества, до 1922 года — епископ Русской православной церкви, епископ Бердичевский, викарий Киевской епархии.

Родился 21 декабря 1881 г. в Воронежской губернии в семье священника Иоанна Чекановского. Учился в Воронежской ДС (1901).

В 1905 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без новых устных испытаний и оставлен профессорским стипендиатом.

С 1906 года преподавал в Самарской Духовной семинарии.

В 1911 году за сочинение «К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа» (Изложение и критический разбор кенотических теорий о Лице Иисуса Христа) удостоен звания магистра богословия. С 1912 год — доцент.

В 1913 году рукоположён во пресвитера и определён экстраординарным профессором Киевской Духовной Академии.

В 1921 году пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита.

В 1921 году в Киеве хиротонисан во епископа Бердичевского, викария Киевской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Киевский Михаил (Ермаков).

По данным М. Е. Губонина, в 1921—1922 годы был епископом Уманским, викарием Киевской епархии, что не подтверждается другими источниками.

11 сентября 1922 года уклоняется в обновленческий раскол с титулом епископа Бердичевского и Уманского, став членом «Всеукраинского Высшего Церковного Управления».

С 1921 по 1924 годы епископ Александр проживает в Бердичеве при Николаевской церкви, которая стала для него кафедральным собором. За это время многие приходы в округе переводят за ним в обновленчество[3].

В 1924 году он уже архиепископ, викарий Киевской обновленческой митрополии[3].

В январе 1925 года становится членом Всеукраинского Обновленческого Синода[3].

После избрания архиепископа Александра в 1928 году митрополитом Киевским и Галицким он возглавил обновленческий раскол на Украине как «Первоиерарх Украины». Теперь его кафедральным собором становится Притисско-Николаевская церковь в Киеве[3].

Был преподавателем Высшей Богословской Украинской школы в Киеве в годы устроения обновленческой церкви на Украине.

1 декабря 1937 года был арестован.

В конце 1937 года был арестован по обвинению в участии контрреволюционной организации и контрреволюционной агитации. Приговорён к высшей мере наказания. 10 декабря 1937 года расстрелян, находясь вне общения с Церковью[5].

14 декабря 1937 года уволен обновленцами за штат.

Сочинения

«Степень неизменности догмата». Киев, 1913.

«К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа»: (Изложение и критический разбор кенотических теорий о Лице Иисуса Христа). Киев, 1910.

«Искупительный подвиг Христа Спасителя с точки зрения церковного учения о Лице Его». Киев, 1913.

«О церковной дисциплине». «Церк. Обновл.» 1925, № 9, с. 75.

Кроме этих трудов, вышедших отдельными изданиями, его сочинения помещались в «Трудах Киевской Духовной Академии» и других богословских журналах.